Урок "Признаки однокоренных слов" ( 2 класс)
• учить выделять корень в однокоренных словах,
• наблюдать над единообразием написания корня в однокоренных словах
«Признаки однокоренных слов»
Цели урока:
- Формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.
- учить выделять корень в однокоренных словах,
- наблюдать над лексическим значением корня;
- Развивать внимание, память, мышление, восприятие на слух, орфографическую зоркость, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.
- Продолжать работу по развитию речи учащихся
Оборудование:
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> опорные таблицы по теме
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> рисунок ели.
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> картина с изображением ледохода на реке.
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Карточки для групповой работы
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Карточки для индивидуальной работы ( для слабых )
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Сигнальные круги.
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Учебник «Русский язык», С.В. Иванов
УМК «Начальная школа- 21 век»
План урока:
1.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Орг. момент.
2.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Чистописание.
3.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Орфографический диктант.
4.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Сообщение темы и целей урока.
5.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Воспроизведение учащимися знаний, умений по данной теме.
6.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Выполнение упражнений.
7.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Рефлексия.
8.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Домашнее задание.
1.Орг. момент
А) Психологическая установка на урок.
Б) Организация рабочего места.
В) Пальчиковая гимнастика.
2.Чистописание.
Хх хх хв ха хе хн хр хл хо
Хвоя, хвойный, хвоинки
-Списать.
— В словах поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную.
-Что вы можете сказать о данных словах. Докажи, что они однокоренные.
Рисунок ели.
3.Орфографический диктант
На доске: картина с изображением ледохода на реке.
Краткая беседа по картине.
Объяснение слова ледоход.
Текст на доске :
Ледоход! Ледоход!
По реке зима плывет.
Ледяную бронь реки
Солнце колет на куски.
— Назовите орфограммы в выделенных словах. Объясни.
- назови однокоренные слова в тексте. Докажи.
— От какого слова образовались данные слова?
-Выпиши, начинай со слова -лёд.
-Выдели корень.
4.Сообщение темы и целей урока.
-Упражнение на внимание. Запомни прочитанные слов.
Учитель читает:
Зелень, зеленеет, зеленый.
Веселый, веселит, веселье.
Бег, бегун, бежит.
-Повтори первую тройку слов, вторую и т.д… По ходу ответа слова открываются на доске.
-Что вы можете сказать об этих словах? Докажи. Назови корень.
-Как пишется корень в однокоренных словах?
-Как вы думаете: о каких словах мы сегодня будем говорить на уроке?
5. Воспроизведение учащимися знаний, умений по данной теме.
А) — Назови два признака однокоренных слов.
Работа по таблице «Однокоренные слова»
6.Выполнение упражнений.
А) Игра.
Собери вместе все однокоренные слова.
Устно. Фронтальная работа. Назови части речи.
На доске карточки.
Докажи <v:shapetype id="_x0000_t75" coordsize=«21600,21600» o:spt=«75» ireferrelative=«t» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» filled=«f» stroked=«f»> <v:stroke joinstyle=«miter»> <v:formulas> <v:f eqn=«if lineDrawn pixelLineWidth 0»> <v:f eqn=«sum @0 1 0»> <v:f eqn=«sum 0 0 @1»> <v:f eqn=«prod @2 1 2»> <v:f eqn=«prod @3 21600 pixelWidth»> <v:f eqn=«prod @3 21600 pixelHeight»> <v:f eqn=«sum @0 0 1»> <v:f eqn=«prod @6 1 2»> <v:f eqn=«prod @7 21600 pixelWidth»> <v:f eqn=«sum @8 21600 0»> <v:f eqn=«prod @7 21600 pixelHeight»> <v:f eqn=«sum @10 21600 0»> </v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:formulas> <v:path o:extrusionok=«f» gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»> <o:lock v:ext=«edit» aspectratio=«t»> </o:lock></v:path></v:stroke></v:shapetype><v:shape id="_x0000_i1025" type="#_x0000_t75" style=«width:423pt; height:173.25pt»> <v:imagedata src=«file:///C:\DOCUME~1\911C~1\LOCALS~1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.jpg» o:title=«Изображение 029»> </v:imagedata></v:shape>- ------
— Почему слова шипеть, водитель, белка, лето будут лишними.
Б) Подбери и выпиши однокоренные слова, выдели корень.
На доске задание по вариантам:
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, налипать).
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).
Для слабых учащихся задание индивидуально на карточках.
Проверка индивидуально.
<v:shape id="_x0000_i1026" type="#_x0000_t75" style=«width:378pt;height:196.5pt»> <v:imagedata src=«file:///C:\DOCUME~1\911C~1\LOCALS~1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.jpg» o:title=«Изображение 028»> </v:imagedata></v:shape>
Проверка. Взаимопроверка с доски.
— У кого есть ошибки?
Обратная связь с помощью сигнальных кругов.
Итог. - Кому было легко? - Кому было трудно?
В) Работа по учебнику . Страница 77.Упр. 1
-Прочитай.
-Назови пары слов, которые не будут однокоренными.
-Почему ?
— Выпиши однокоренные слова.Выдели корень.
7.Рефлексия.
На доске скороговорка. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Кто быстро прочитает скороговорку?
-Есть ли в ней однокоренные слова?
— Какое слово лишнее? Почему?
-Какие слова называем однокоренными? Приведи примеры.
-Назови признаки однокоренных слов.
-Вам понравился урок?
-Кто доволен своей работой?
— Кто на уроке заслуживает «отличной» отметки?
9.<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Домашнее задание
На выбор:
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Придумать сказку про корень слова.
·<span style=«font:7.0pt "Times New Roman"»> Стр. 77 упр.2
Тема урока:
«Признаки однокоренных слов»
Цели урока:
-
Формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.
-
учить выделять корень в однокоренных словах,
-
наблюдать над единообразием написания корня в однокоренных словах,
-
наблюдать над лексическим значением корня;
-
Развивать внимание, память, мышление, восприятие на слух, орфографическую зоркость, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.
-
Продолжать работу по развитию речи учащихся
Оборудование:
-
опорные таблицы по теме
-
рисунок ели.
-
картина с изображением ледохода на реке.
-
Карточки для групповой работы
-
Карточки для индивидуальной работы ( для слабых )
-
Сигнальные круги.
-
Учебник «Русский язык» ,С.В. Иванов
УМК «Начальная школа- 21 век»
План урока:
-
Орг. момент.
-
Чистописание.
-
Орфографический диктант.
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Воспроизведение учащимися знаний, умений по данной теме.
-
Выполнение упражнений.
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание.
1.Орг. момент
А) Психологическая установка на урок.
Б) Организация рабочего места.
В) Пальчиковая гимнастика.
2.Чистописание.
Хх хх хв ха хе хн хр хл хо
Хвоя, хвойный, хвоинки
-Списать.
- В словах поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную.
-Что вы можете сказать о данных словах. Докажи, что они однокоренные.
Рисунок ели.
3.Орфографический диктант
На доске: картина с изображением ледохода на реке.
Краткая беседа по картине.
Объяснение слова ледоход.
Текст на доске :
Ледоход! Ледоход!
По реке зима плывет.
Ледяную бронь реки
Солнце колет на куски.
- Назовите орфограммы в выделенных словах. Объясни.
- назови однокоренные слова в тексте. Докажи.
- От какого слова образовались данные слова?
-Выпиши, начинай со слова -лёд.
-Выдели корень.
4.Сообщение темы и целей урока.
-Упражнение на внимание. Запомни прочитанные слов.
Учитель читает:
Зелень, зеленеет, зеленый.
Веселый, веселит, веселье.
Бег, бегун, бежит.
-Повтори первую тройку слов, вторую и т.д..По ходу ответа слова открываются на доске.
-Что вы можете сказать об этих словах? Докажи. Назови корень.
-Как пишется корень в однокоренных словах?
-Как вы думаете: о каких словах мы сегодня будем говорить на уроке?
5. Воспроизведение учащимися знаний, умений по данной теме.
А) - Назови два признака однокоренных слов.
Работа по таблице «Однокоренные слова»
6.Выполнение упражнений.
А) Игра.
Собери вместе все однокоренные слова.
Устно. Фронтальная работа. Назови части речи.
На доске карточки.
Докажи - ------
- Почему слова шипеть, водитель, белка, лето будут лишними.
Б) Подбери и выпиши однокоренные слова, выдели корень.
На доске задание по вариантам:
-
Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, налипать).
-
Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).
Для слабых учащихся задание индивидуально на карточках.
Проверка индивидуально.
Проверка. Взаимопроверка с доски.
- У кого есть ошибки?
Обратная связь с помощью сигнальных кругов.
Итог. - Кому было легко? - Кому было трудно?
В) Работа по учебнику . Страница 77.Упр. 1
-Прочитай.
-Назови пары слов, которые не будут однокоренными.
-Почему ?
- Выпиши однокоренные слова .Выдели корень.
7.Рефлексия.
На доске скороговорка. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Кто быстро прочитает скороговорку?
-Есть ли в ней однокоренные слова?
- Какое слово лишнее? Почему?
-Какие слова называем однокоренными? Приведи примеры.
-Назови признаки однокоренных слов.
-Вам понравился урок?
-Кто доволен своей работой?
- Кто на уроке заслуживает «отличной» отметки?
-
Домашнее задание
На выбор:
-
Придумать сказку про корень слова.
-
Стр. 77 упр.2
( 2 класс)
Разработала
учитель начальных классов
высшей категории
М.В.Зарипова
МОУ «Степнинская СОШ» г. Пласт
Зарипова
Марина Пластовский район Владимировна Челябинская области
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО