Пословицы на уроках чувашского языка и литературы
Пословицы на уроках чувашского языка и литературы
Учитель чувашского языка и литературы МБОУ «Егоркинская СОШ» Шумерлинского района Чувашской Республики
Пословицы дошли к нам с давних времен. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. В них можно найти совет, как поступить в том или ином случае жизни. Ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, Родине, о труде, о семье, о нравственности, о добре и зле.
Пословицы украшают нашу речь, делают ее живой, остроумной. Изучение пословиц и поговорок может сыграть важную роль в интеллектуальном и нравственном развитии школьников, поможет пополнить словарный запас учеников, сохранить богатство чувашского языка. Если дети будут владеть пословицами и поговорками, то они смогут чаще употреблять их в своей разговорной речи, делая этим ее образной и яркой. «Пословица да присказка беседу красят», как гласит народная мудрость. В ходе работы с пословицами пришла к выводу, что широкое использование пословиц в преподавании языка эффективно влияет на усвоении темы учащихся. Пословицы приобщают к народной мудрости.
В своей работе их систематизировала по темам занятий. Вот, к примеру, при изучении темы «Хисеп ячĕ» (имя числительное) уместна такая : «Ģиччĕ виç те пĕрре кас» (Семь раз отмерь, один раз отрежь). С перевода на русский язык çиччĕ – семь, пĕрре –один. Сравнивая их в русском и чувашском языках, можно показать отличии и сходства имен числительных.
Варианты применения пословиц на различных уроках очень разнообразны. У каждого учителя есть свои наработки в данной области. Я хочу поделиться своим опытом работы с пословицами на уроках чувашской литературы:
-подбор пословиц, наиболее точно характеризующих того или иного героя;
-задание «Собери пословицу» (на отдельных карточках написаны слова и ученики должны собрать пословицу);
-составление плана произведений (используя разные пословицы, нужно составить план текста);
- написать рассказ (используя пословицы);
-пословица как эпиграф сочинения;
-подбирать пословицы к картинкам;
-допиши пословицу;
-прочитай пословицу, объясни её смысл;
-найди в тексте пословицу;
-запиши пословицу о труде, о матери, о дружбе;
-задание «Найди лишнюю пословицу» (предлагается выбрать одну лишнюю пословицу из четырех);
В средних классах использую пословицы в составлении диалогов, текстов.
Ученикам
нравится работать с пословицами.
На
старшей ступени обучения пословицы
чаще всего используются в диспутах и
дискуссиях. Здесь учащиеся должны
подумать над смыслом, который передает
данная пословица, выразить свое отношение
к ней.
Ученики не просто читают, списывают и запоминают пословицы, они связывают их с нравственными проблемами, с жизненными ситуациями, разъясняют значение отдельных слов и сочетаний.
Подводя итог данной темы, хочется еще раз отметить, что использование пословиц помогает учителю глубже окунуть учащихся в мир изучаемого языка, вызвать интерес школьников к чувашскому языку, помогает развить разговорную речь.
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ