Урок по Технологии Вышивка золотной нитью - 8 класс
Архипова Ольга Викторовна
учитель Технологии высшей категории
МОУ СОШ д. Мокшино
Конаковского района, Тверской области
представленный урок разработан
в рамках авторской программы
«Народные промыслы Тверской земли».
Тема. «Золотые узоры Торжка».
Цель. Обобщить знания о народном промысле. Создать условия для рефлексивной оценки изученного материала.
Задачи.
-
Научить говорить и выступать с отстаиванием своей точки зрения.
-
Выявить эмоциональные мотивы занятия вышивкой.
-
Освоение производства медиапродукта (презентация)
-
Через народные промыслы воспитывать гордость за родной край.
-
Развивать умение видеть красоту художественных изделий, а через них – красоту окружающего мира.
Тип урока. Обобщение материала.
Вид урока. Проблемный урок - конференция с использованием ресурсов Интернет – сети, разработанной презентацией, с активной работой учащихся на компьютере.
Оборудование: изделия, выполненные в технике торжокского золотного шитья. Репродукции картин В. А. Тропинина «Золотошвейка», С.Васильева «Торжок», процессор, монитор, рамка, обтянутая тканью для брошей, изделия, выполненные золотным шитьем.
Данное занятие предполагается реализовывать через презентацию № 4 «Торжокская золотная вышивка».
Ход занятия.
1.Организационный момент. Учащиеся настраиваются на проведение данного урока и актуализируются знания по вышивкам через проблемные вопросы.
2.Вводная часть.
Комментарии учителя. Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами, одаренными людьми, творившими яркое самобытное искусство. Бытовое крестьянское мастерство составная часть истории народа его видение мира, восприятие добра и зла, его культура. Весь быт крестьянина от резных наличников его дома до узорной одежды был овеян сказочностью и волшебством. Интерес к народному творчеству в наше время очень велик. Нам интересно узнать, как и где возник тот или иной промысел, познакомиться с его особенностями и знаменитыми мастерами.
3. Основная часть.
Тверская земля богата умельцами и мастерами. Именно на нашей земле родились и развивались огромное количество народных промыслов это: (2 сл.) Многие промыслы нам хорошо известны. Мы имеем возможность ими любоваться и восхищаться, пользоваться ими и дарить близким и любимым людям.
Доклад учащегося «Город Торжок - его история» с презентацией, выполненной вместе с учителем.
Между рекой Волгой и озером Селигер, на реке Тверце, издавна стоит город Торжок (3-4 слайд). В летописях он упоминается даже раньше, чем город Москва ещё в 1134 году, но возможно существовал и раньше. Торжок удивительно красивый старинный город с хорошо сохранившейся архитектурной и старой частью города построенной ещё вначале 19 века. Наши Тверские художники часто рисуют достопримечательности Торжка. Одна из многочисленных картин запечатлевших красоту города называется «Михайловская церковь. Торжок», художника Николая Давыдова. Жители Торжка - народ необычный, героический, перенёсший много страданий: нашествие Хана Батыя, а в 18 веке полностью сгорел. Люди, жившие в те времена, не только храбро защищали город, но и полностью его восстановили. Но не только подвигами прославился Торжок. Жили в нем умелые кузнецы, кожемяки, сапожники. Особую славу принесло городу знаменитое золотое шитье (5 слайд).
С Торжокским золотошвейным промыслом связано предание, относящееся ко времени царствования Екатерины 2. Царица, покоренная искусством мастериц вышивавших ей бальное платье, повелела собрать со всех губерний отменных красавец, поселить их в Торжке и обучать рукоделию, дабы прекрасное создавалось руками прекрасных же дев. Неизвестно, славился ли город впоследствии красавицами, но непревзойденными золотошвеями славился всегда. У золотошвейного промысла глубокие исторические корни. В древней и средневековой Руси золотная вышивка имела широкое хождение. Употреблялась для шитья золотая и серебряная нить,- которая называется - «канитель». Достоверных сведений о времени возникновения золотошвейного искусства нет
В различных источниках упоминаются заменяющие денежные знаки, вышитые золотом на лоскутках кожи. Эти находки относятся к 13 веку. В других странах тоже были найдены фрагменты золотного шитья, но в более поздние сроки. Поэтому, считается, что этот вид народного искусства исконно русский. Основными потребителями золотошвейных изделий было духовенство. Русские церкви и храмы поражали пышностью убранства, сиянием золота и драгоценных камней. В основном вышивали по бархату, тонкой коже-сафьяну, атласу (6 слайд).
Вышивка по сафьяну считалась элитной. Расшивали туфли, сапоги, кошельки, пояса, рукавицы, книги. В княжеских палатах расшитым сафьяном обивали мебель. Такими изделиями пользовались только состоятельные люди, так как это было очень дорого. Золотошвейный промысел был надомный, никаких объединений не было.
Золотошвейки выполняли заказы для церквей, на продажу, для пользования простыми людьми изготавливали вещи более простые. Употребляли не только золотые и серебряные нити, но и обычные хлопчатобумажные нити жёлтого цвета. Расшивали льняные белые ткани, и тонкосуконные красные. Часто заказывали шить знаки военных ведомств, символы городов. Удивляет устойчивая мода прошлых столетий, красота и нарядность народных праздничных костюмов. Девушки из бедных семей сами шили и расшивали для себя праздничную одежду. В зажиточных семьях заказывали наряды мастерицам. Украшенная золотной вышивкой праздничная одежда служила очень долго, а иногда и всю жизнь. Золотная вышивка требовала большого труда, да и стоила немало. Но украсить ей свой праздничный наряд хотелось любой девушке. Чтобы вышивка выглядела более богато, ее украшали блестками, бисером, бусинками, жемчугом.
Комментарии учителя.
Торжокские мастерицы не только в совершенстве владели приемами шитья, но и сами составляли необычной красоты рисунки. Для вышивки характерны следующие элементы (7 слайд.)
-цветочные и растительные орнаменты;
-ветки роз с бутонами и листьями;
-завитки;
-полевые цветы;
-птицы;
-рябиновые гроздья;
-колосья;
-фруктовые орнаменты;
В 1894 году открылся кустарный отдел, который взял попечительство над народным промыслом. Начала функционировать мастерская.
В 1907 году золотошвейные произведения Торжокских мастериц демонстрировались на международной выставке в Париже. В 1911 году - в Турине. Работы были отмечены 28 дипломами, медалями и грамотами. Вскоре на базе мастерских была создана золотошвейная профтехшкола. Вместе с профтехшколой был организован музей. Создан он был исключительно для учебного процесса и открывался для посетителей всего 1 раз в год.
Сейчас в Торжке функционирует в полном объеме золотошвейная фабрика «Имени 8 марта» При ней существует единственная в России, и по-своему уникальная, профтехшкола (9 слайд.)
Учатся в ней девушки с 14 лет. Процесс обучения долгий и трудный. За 3 года девушки овладевают всеми азами искусства золотного шитья, но не являются мастерами, мастерство приходит с годами, с многолетними стараниями и работой. Считается, что главное в овладении вышивкой - любовь к делу и терпение, без этих качеств нельзя освоить золотошвейное искусство. Сноровка в золотной вышивке приобретается не вдруг. От первой вышитой палочки до золотой розы могут пройти годы.
Всего известно более 100
разновидностей швов, которыми владеют
Торжокские мастерицы. При профтехшколе,
сегодня, существует богатейший музей.
Когда попадаешь туда, не хочется уходить,
потому - что это сказка наяву. Яркие,
высокопрофессиональные изделия поражают
посетителей и вызывают восторг. Неужели
это создано руками человека, руками
обычных, простых людей. Давайте и мы
сейчас полюбуемся экспонатами музея и
ещё раз
убедимся, что это необычный
промысел, в нём есть что-то
волшебное,
завораживающее. Эти изделия
изготовлены выпускниками профтехшколы,
в основном это дипломные и курсовые
работы (обзор и краткий рассказ по
слайдам 10-15.)
В наше время большой успех
имеют вышитые панно растительными
орнаментами,
часто в магазинах. Сувениры мы видим
вышитые золотом
кулоны, сумочки,
косметички.
Возродилось и старинное рукоделие - шитые золотом пояса. В своё время ими восхищался, бывая в Торжке, А. С. Пушкин. Александр Сергеевич покупал в подарок княгине Вяземской Торжокские пояса (16 слайд.) В письме Вяземскому он пишет: «Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнёт, как наденет мои поясы.»
- Не остались равнодушными к необычному мастерству и художники.
В.А. Тропинин написал портрет «Золотошвейка», который сейчас находится в Третьяковской галерее (17 сл.)
В.А. Тропинин «Золотошвейка».
Художник спокойными красками запечатлел красивую молодую девушку, занятую рукоделием. Она настолько увлечена работой и с такой любовью ее выполняет, что кажется, только на одно мгновение посмотрела на художника, чтобы тот увековечил ее облик.
Проблемные вопросы по картине «Золотошвейка» В. А. Тропинина.
Какие краски использовал художник для написания?
Что вас привлекает в этой картине?
Какие чувства вызывает данное изображение?
Вызов. Сейчас золотошвейная вышивка пользуется спросом, и золотошвеи получают хорошее жалование за свой труд. Но в 19 веке за эту кропотливую и тяжелую работу плотили гроши, и многие мастерицы зарабатывали своим необычным умением только на пропитание. Великолепному мастерству Торжокских золотошвеи посвятил свои стихи Андрей Дементьев.
Читает ученица.
«Золотошвея» (отрывок).
Смотрела крепостная мастерица
На вышитую Родину свою...
То ли серебро,
То ли золото искрится,
То ли струятся слезы по шитью…
И не было прекраснее товара
На ярмарках заморских, чем ее.
Она надежду людям вышивала,
И горе, и отчаянье свое.
Что видела - на шелк переносила,
И много лет еще пройдет, пока.
Свободной птицей спустится Росси
На синие счастливые шелка.
Рефлексия. Возможные варианты высказываний:
Оценка автора продукта вышивальщицы: «… не было прекраснее товара, на ярмарках заморских, чем её…» Так прекрасны ярки были великолепно выполненные изделия.
Прослушав стихотворение можно определить как, чем и что вышивали в те времена.
- Что вышивала золотошвейка? (Боль о Родине.)
- На чем? (На шелке.)
- Чем? (То ли серебро, то ли золото искрится.)
Комментарии учителя.
Уникальные изделия созданы здесь, в Торжке, например, костюмы для героев фильмов: «Война и мир», «Анна Каренина», «Как царь Петр арапа женил».
Говорят, что серебро символизирует чистоту промысла, доброту мастериц. Золото - богатство древнего города своими архитектурными сооружениями. Конечно, золотыми и серебряными нитями вышивают не всегда - это очень дорого. В основном заменяют позолоченными и посеребренными нитями, а иногда металлическими цветными. К золотному шитью относится шитье металлической люриксовой нитью с оттенками серебра и золота.
Актуализация знаний. Тесты.
Тля того, чтобы проверить, хорошо ли вы усвоили тему «Золотное шитье», я вам предлагаю тесты.
1. В каком веке зародилось золотное шитье?
А) 10 - 12 Б) 12 - 13 В) 15 - 17
2. Как по другому называют золотное шитье?
А) Вышивка металлической нитью. Б) Вышивка шелковой нитью.
В) Торжокская вышивка.
3. Какой самый распространенный элемент в золотной вышивке?
А) Птицы. Б) Цветы. В) Животные.
4. Что не подкладывают под стежки, для того, чтобы вышивка была объемной?
А) Бумагу. Б) Вату. В) Нитки.
-
На каком материале чаще всего вышивают золотными нитками?
А) Сукно. Б) Шелк. В) Бархат.
-
Бархат, какого цвета наиболее предпочтителен для золотного шитья?
А) Красный. Б) Синий. В) Черный.
-
Кто восхищался поясами, вышитыми золотными нитями?
А) М. Ю. Лермонтов. Б) А. С. Пушкин. В) Ф. М. Достоевский.
Работа с Интернет – сетью.
На уроках мы часто употребляли следующие термины «Торжокское золотное шитье», «Торжокская золотошвейная фабрика», «Золотошвейный промысел», «канитель». Сейчас мы выйдем в Интернет, на сайты которые написаны на доске и найдем, их определение.
Сайты: WWW. Zolotoshveya.com.
Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, бювары (адресные папки), декоративные наволочки для диванных подушек, красивые скатерти, дорожки, салфетки, оригинальные украшения (броши, серьги, заколки для волос, нагрудные украшения, шитые золотом и серебром пояса), нарядная женская одежда – жилеты, блузоны, платья; головные уборы – береты, платки, шарфы, шали; сувенирные изделия – закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки и многое другое.
Золотошвейные изделия выполняются позолоченными и посеребренными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти и других материалах. Вышивка дополняется бисером, блестками, канителью, жемчугом. В композициях золотного шитья используются русские традиционные мотивы (растительные орнаменты, фигурки зверей, птиц, фантастических животных) и современные направления (сюжетно-изобразительные, геометрические, архитектурные мотивы).
Художницы, мастера-вышивальщицы находят новые образные системы продолжения традиций русской золотной вышивки. Поражают глубиной духовности такие работы вышивальщиц как Плащаница, икона Николая Чудотворца, иконы «Серафим Саровский», «Богоматерь Казанская», «Сергий Радонежский», «Спас Нерукотворный» и другие.
Region.library.tver.ru
Letohisi.ru
Ru.wikihedia.org
Bnr. narod.ru
1.-Торжокская золотошвейная фабрика Имени 8 Марта (адрес Торжок, Калининское шоссе 12). Фабрика основана в конце 19 века, как золотошвейные мастерские. В В.О.В. многие работницы добровольно ушли на фронт, обучались на курсах медсестер. В 1942 году здание фабрики разрушено немецкой авиацией, восстановлено в 1946 году. Фабрика развивает многовековые традиции золотного шитья. Выпускает различные изделия - занавески, дорожки, сумки, сувениры, пояса, одежду. Изделия фабрики удостоены дипломами всесоюзных выставок в 1928 г., 1960 г., 1968 г. Мастериц высокой квалификации готовит Торжокское золотошвейное училище, основанное 1928 году.
Энциклопедический справочник «Тверская область» Ильин и сайты, указанные выше.
2.- Золотошвейный промысел. Один из древнейших художественных промыслов в Торжке известный с 13 веке. Золотным шитьем украшали кожаную одежду, изделия из бархата, замши, сафьяна. Узоры выполнялись традиционным Торжокским кованным или литым швом. Изделия Торжокских золотошвей высоко ценились далеко за приделами губернии. В 19 веке Торжокские золотошвей выполняли спецзаказы для государственных учреждений: изготавливали нарукавные знаки для офицеров Морфлота. Особую оценку мастерству Торжокских золотошвей дали Радищев, Пушкин, Гоголь, Островский, Толстой, Гончаров. Ныне фабрика имени 8 Марта специализируется на отделке свадебных, бальных платьев, шапочек, варежек, сапожек, скатертей. В 1950 - 1980 годах изделия Торжокских золотошвей экспонировать на выставках в Брюсселе, Лейпциге, Вене, Милане, Париже и др., на всех выставках экспонаты отмечены и награждены многочисленными наградами. В 1964 году Торжокская золотошвейная фабрика вошла в состав областного производственного промысла.
3.- Канитель - бить, свитая трубочкою; золотая, серебряная или мишурная трубчатая витушка, для золотошвейных работ. Толковый словарь В.И. Даля.
4.- Торжокское золотое шитьё - один из видов тверской народной вышивки известной в Торжке с 13 века с18 века распространённый промысел. Для шитья характерен растительный орнамент, завитки, усики, ветки разукрашивали блёстками, бисером, жемчугом. Энциклопедический словарь «Тверская область» Ильин.
Комментарии учителя. А
теперь обратите внимание на изделия,
которые были изготовлены в Торжке на
золотошвейной фабрике (Выставка изделий
на доске). К сожалению, ручные работы
нам найти не удалось. Все изделия
выполнены машинными швами. Посмотрите,
они прекрасны, изящны, их хочется
разглядеть,
потрогать, возникает
желание приобрести их. Глядя на такую
красоту можно
сказать, что они сделаны
добрыми руками. Мы тоже попытались стать
золотошвейками, освоили несколько
характерных для Торжокский вышивки
швов. Какие швы мы освоили?
1. Шов «в
прекреп», т.е. золотая нить накладывается
плотными
параллельными рядами на
ткань, и крепятся на ней поперечными
стежками
(которые называются прикрепами).
-
Шитьё по карте. Из картона, кожи, бересты, вырезаются отдельные элементы узора. Затем они крепятся на ткань и обшиваются золотой нитью плотным петельным швом.
-
Контурное шитьё - тамбурный шов. Шитьё осуществляется по рисунку мелкими стежками, расположенными плотно друг к другу.
Комментарии учителя.
Перед тем, как вы начали работать над изделием, мы выработали общие требования к изготовлению броши. Скажите, какие основные принципы работы вы приняли для себя.
Варианты ответов учащихся.
- Выполнение только характерными швами.
- Аккуратность и законченность изделия.
- Функциональность.
- Эстетичность.
Итак, сейчас мы подведем итог уроков, на которых вы учились вышивать золотными и серебряными нитями.
Рефлексия уроков. Интересное – полезное.
Вы работали в технике золотного шитья, понравилась ли вам работать в этой технике?
Скажите, какие вы ощущали трудности при выполнении броши?
Какие вы нашли пути их устранения?
Возникло ли у вас желание научиться профессионально, вышивать золотными нитками?
4.Итог урока.
Комментарии учителя.
Итак, сегодня мы провели итоговый урок по теме «Золотые узоры Торжка». Я считаю, что вы не только поучились вышивать, как Торжокские мастерицы, но и стали немного волшебницами, ведь этот вид народного искусства чарует людей.
Итоги работы по теме «Золотные узоры Торжка».
Оформление доски. Доклады учащихся.
Наши гости. Чтение стихотворения.
Лучшая работа.
Работы учениц.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»