Основы рационального питания
Разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Основы рационального питания».
Учитель биологии 1 категории МОБУ «СОШ № 71» г. Оренбурга
Кузиной Марины Николаевны
Цель:создать условия у учащихся для формирования здорового образа жизни, посредством рационального питания.
Задачи:
- образовательная:познакомиться с основами здорового питания,актуализировать знания учащихся о значении питательных веществ для организма, рассмотреть проблемы, связанные с неправильным питанием.
- развивающая: развивать мыслительные навыки, умение работать с информацией, задавать вопросы, решать проблемы, выражать свои мысли.
- воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, плакат «Пирамида питания», дополнительная литература, Интернет- ресурсы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-
приветствие;подготовка аудитории к работе;наличие учащихся.
II. Основная часть:
Учитель: Что значит рациональное питание?
Ученики называют: правильное, здоровое, натуральное, сбалансированное, и.т.д.
Учитель: Питание – это процесс получения организмом питательных веществ и энергии. Рациональное питание (rationales – умный, осмысленный). (Ученики записывают определение в тетрадь).
Рациональное (здоровое) питание является необходимым условием обеспечения здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды.
Организм человека растёт, развивается. Старые клетки отмирают, образуются новые. Восстанавливаются повреждённые ткани. Вещества, из которых строится тело, содержатся в пище, поэтому пища является строительным материалом.В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины. Всё это называются питательными веществами.
Какова же суточная норма питательных веществ каждого по отдельности?
Питательные вещества |
Продукты питания |
Суточная норма питательных веществ |
1. Белки |
Мясо, птица, рыба, яйца, молоко, горох, орехи |
100-120гр |
2. Жиры |
Молочные продукты, яйца, сливочное масло, растительное масло. |
1-1, 25гр на 1кг массы тела |
3. Углеводы -крахмал -сахар |
Крупы, мука, картофель Фрукты, сахарная свёкла, морковь |
400гр 200гр |
4. Вода |
Фрукты, овощи, молоко |
2-2, 5литра |
5. Минеральные соли -соль |
Все натуральные продукты(фрукты, овощи, хлеб, мясо, яйца, крупы) |
10гр |
6. Витамины |
Фрукты и овощи, рыбий жир, печень, мясо |
|
Соотношение белков, жиров и углеводов в детском питании должно быть 1:1:4 – такая пропорция позволяет добиться максимального усвоения этих компонентов детским организмом.
Отрицательное влияние на организм оказывает как недостаточная, так и избыточная калорийность пищи. При недостаточной калорийности уменьшается вес тела, ухудшается самочувствие, падает работоспособность, снижаются защитные силы организма. При избыточной калорийности значительно увеличивается вес тела, что ведёт к ожирению и другим серьёзным нарушениям здоровья. Поэтому одним из важных факторов здоровья и долголетия является умеренность в еде, выражающаяся в соответствии калорийности пищи энергетическим затратам организма.
Пищевая пирамида поможет выбрать из всего разнообразия продуктов все необходимые вам питательные вещества и не набрать при этом излишка калорий. Пирамида питания впервые была представлена американским правительством в рамках программы по оздоровлению нации.
В пирамиде все продукты разделены на 6 групп: 1 - зерновые; 2 - овощи; 3 - фрукты; 4 - молочные продукты; 5 - мясо, рыба, орехи; 6 - жиры, сладости.
Большое значение для сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности имеет правильный режим питания. Он устанавливается в зависимости от возраста, характера трудовой или учебной деятельности, особенностей климата, бытовых условий, индивидуальных особенностей человека.
Принимать пищу следует регулярно в определённое время. Это способствует образованию условного рефлекса на время. В результате к моменту приёма пищи в органах пищеварения усиливается секреция, что способствует улучшению аппетита и качественному усвоению пищевых веществ.
Режимпитанияшкольникапервойсмены.
7.30-8.30 должны получать завтрак(дома перед уходом в школу),
11.00-12.00 - горячий завтрак в школе,
14.30-15.30 - после окончания занятий обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома,
19.00-19.30 - ужин(дома).
Энергетическая ценность рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма. При составлении рациона питания для учащихся необходимо правильно распределить продукты и калорийность блюд в течение суток: завтрак - 25%, обед - 35-40%, полдник - 10-15%, ужин - 25%, причем в первую половину дня лучше предлагать продукты, наиболее богатые белком, а на ужин, в основном, молочно-растительные блюда. Рацион питания детей должен быть максимально разнообразным, питательным, аппетитным. Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня, а в течение недели - не более 2-3 раз. Завтрак для школьников должен быть обязательным, Желательно предлагать утром горячее блюдо( творожная запеканка, молочная каша или мясное блюдо), содержащее достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих расходов энергии. Обед должен состоять из первого горячего блюда, мясного или рыбного блюда с гарниром, лучше из овощей. Нельзя забывать и о необходимости свежих овощных салатов. На ужин детям лучше предлагать легкие молочно – растительные блюда, молочные или овощные.
III. Закрепление знаний:
- Что такое питание?
- Что значит рациональное питание?
- Для чего необходимы питательные вещества?
- Как влияет на организмнедостаточная и избыточная калорийность пищи?
- Для чего необходимо знать о пирамиде питания?
IV. Домашнее задание: подготовить пословицы, поговорки, загадки опитании.
Использованная литература:
-
«Биология. Человек» - автор Н.И. Сонин, М., Дрофа – 2010 г.
-
Энциклопедия «wiki» - www.wikipedia.ru
-
«Занимательная биология» - автор И. Акимушкин, М. – 2006 г.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»