В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа дополнительного образования детей "Юные инспектора дорожного движения"

Программа дополнительного образования детей "Юные инспектора дорожного движения"

Геннадий Сахаров
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 12363
Краткое описание
В представленной программе занятий с юными инспекторами движения  предусматривается: изучение вопросов по истории юидовского движения и подразделений ГАИ; изучение правил дорожного движения (ПДД); изучение материальной части велосипеда и автомобиля; основы фотодела; строевая и стрелковая подготовка, вопросы оказания первой помощи и др.
Описание

  
 Управление образования
администрации Уренского муниципального района 
Муниципальное образовательное учреждение 
Арьёвская средняя общеобразовательная школа
  
  
  
  
     
 Принята 
решением педсовета
МОУ АСОШ
протокол от 28 августа 2010года№1
 
 Утверждена 
приказом директора 
от   01сентября . № 30
Директор _________ Н.Ю.Синцов
  
 
  
  
  
Дополнительная образовательная программа
  
  
  
  «Юные инспектора дорожного движения»
  
  
  
  
    Возраст обучающихся  — 12-14 лет
      Срок реализации – 2 года
  
  
  
  
Автор-составитель:
        Преподаватель- 
       организатор ОБЖ
        первой категории   
 Сахаров Геннадий Васильевич
  
  
2010   
  
  
 Пояснительная записка
За последние годы на повестку дня особо остро встают вопросы дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Динамика детского травматизма вне образовательного учреждения показывает отрицательную тенденцию. Рост аварийности с участием детей на территории Нижегородской области  зарегистрирован в 18 муниципальных районах и городских округах Нижегородской области. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что он из года в год распределяется примерно следующим образом:
— дети до 7 лет становятся участниками ДТП  в среднем- 33 %;
— от 7 до 14 лет -56,6 %;
— до 17 лет – 10,4 %.
Как видим, наибольшее количество случаев ДТП по-прежнему происходит с детьми 7-14 лет, которые в 60 % случаев являются пешеходами, в 30 %- пассажирами, в 10 %-велосипедистами.
Анализ показывает, что основную часть пострадавших на дорогах составляют дети и подростки. Чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают дети в возрасте от 7 до 14 лет. Они составляют около половины всех пострадавших в ДТП детей.
В среднем по стране ежегодно регистрируется более 26 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, в результате которых, погибает более 2 600, и получают различные по степени травмы и увечья около 25 тысяч. Почти каждый двенадцатый погибший и восьмой ранен­ный, на дорогах России — это ребенок или подросток в возрасте до 16 лет.
Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в возрасте до 14 лет в расчете на 100 тысяч детей данной возрастной категории в Российской Федерации почти в три раза больше, чем в Италии, и в два раза больше, чем во Франции, Германии, Греции.
Статистика аварийности по Российской Федерации с детьми и подростками до 16 лет показывает, что в ДТП 21970, погибло 1018, ранено22785 детей и подростков.
По Нижегородской области соответственно 579 ДТП, погибло 22, ранено 606.
В настоящее время организационные формы профилактики ДДТТ и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам  дорожного движения нередко проводятся формально и не систематически. В должной мере  не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных дорожных ситуаций. Используемые в образовательном процессе учебники «Окружающий мир» и «ОБЖ» содержат разделы с не правильной трактовкой ПДД и задания, которые вводят учащихся в заблуждение неверными поведенческими установками. Да и количество тем, отводимое на изучение ПДД в этих учебниках мы считаем недостаточным. 
Так в начальной школе в учебнике «Окружающий мир» в 1 классе нет ни одного часа. Во 2 классе  всего 2часа  на изучение тем:
— какой бывает транспорт;
-велосипед как здоровый образ жизни;
-берегись автомобиля;
-мы — зрители и пассажиры.
В 3 классе в разделе «Наша безопасность» отводится две темы: «Дорожные знаки» и «Опасные места».
Я предлагаю  выделить хотя бы один час в неделю на изучение ПДД в начальной школе и ДОУ.
 В среднем звене школы предметом «ОБЖ» отводится всего в 5 классе- 4 часа, в 6 классе-3 часа, в 7 классе- 0 часа, в 8- 3 часа на изучение ПДД, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП. К сожалению, на сегодняшний день большинство воспитателей ДОУ, педагогов ОУ и системы дополнительного образования детей не имеют соответствующей подготовки для обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения. Назрела необходимость в разработке Государственной программы профилактики ДДТТ, в которой должно быть представлено системное, поэтапное рассмотрение путей решения организационных, правовых, методических, возрастных, психолого-физиологических и инженерно-технических проблем.
Моя  работа предполагает устранение этих недостатков
Как уже отмечалось ранее, в среднем звене школы только предметом «ОБЖ» отводится всего 10 часов на изучение Правил дорожного движения, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП — более 56%.
Чтобы устранить этот пробел, мною разработана программа дополнительного образования  «Юные инспектора дорожного движения».
Она содержит разделы: правила дорожного движения, устройство велосипеда и автомобиля, основы правовых знаний, основы фотодела, оказание первой медицинской помощи.
 Особенности программы:
  Программа разработана с учётом рекомендаций Министерства образования и науки РФ, федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Нижегородской областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2008-2012годы», программы «Повышение безопасности дорожного движения Уренского муниципального района на 2008-2012 годы».
   Цель программы: охрана жизни и здоровья детей, защита их прав и законных интересов путём предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма используя различные формы деятельности. 
  
  
     Задачи:
1. Закрепление полученных ранее знаний по ПДД учащимися и углубление их.
2.Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрёстках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3.Обучение грамотным действиям в сложных ситуациях на дороге.
4.Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения на специальной площадке.
5.Воспитание ответственного участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6.Сотрудничество с работниками ГИБДД в деле пропаганды правильного поведения на дороге среди пешеходов и водителей. 
   В представленной программе занятий с юными инспекторами движения  предусматривается: изучение вопросов по истории юидовского движения и подразделений ГАИ; изучение правил дорожного движения (ПДД); изучение материальной части велосипеда и автомобиля; основы фотодела; строевая и стрелковая подготовка, вопросы оказания первой помощи и др.
    Работа отрядом ЮИД проводится по нескольким направлениям: 
 Информационное: 
создание стендов и стенгазет «ЮИД», боевых листков «За безопасность движения», ведение документации отряда и альбома, организация публикаций в школьной газете и т.д.
 Пропагандистское: 
проведение разъяснительной работы по теме безопасности движения, бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, создание агитбригад «Светофор», изготовление и использование наглядной агитации, участие в создании методической базы для изучения правил дорожного движения.
     Более опытные юные инспектора движения отряда могут принять участие в патрульной деятельности: сопровождение взрослых в патрулировании и рейдах в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков. Правил дорожного движения,  выпуск «молний» по результатам патрулирования и рейдов; информирование родителей о нарушении школьниками Правил дорожного движения, дежурство у перекрёстков в микрорайоне школы, создание площадок для работы с юными велосипедистами.     Кроме указанных  направлений могут быть и другие  в работе отряда ЮИД.
Программа «Юные инспектора дорожного движения» относится к  спортивно-технической направленности: создаются условия для формирования у детей навыков, необходимых в реальной жизни, накопления практического опыта. 
  
  
  
  
  
  
 
 
 <span style=«font-size: 14pt; font-family: 'Times New Roman', serif; „>
  Тематическое планирование 1 года обучения
  
  
                   
 №
 
 Тема
 
 Количество часов
 
 Общее
 
 Теория
 
 Практика
 
  
  
1
  
2
3
  
  
  
4
5
6
  
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
  
21
  
  
  
  
22
23
24
  
  
25
  
  
26
27
28
29
3031
32
33
  
34
  
35
  
36
 
 Общие положения
  
Положение об отрядах ЮИД. Структура отряда.
История ГАИ и ЮИД. Роль отрядов ЮИД.
История развития автомототранспорта.
 
 Правила дорожного движения.
  
ПДД. Общее положение.
Обязанности пешеходов
Правила движения и обязанности велосипедистов.
Разметка проезжей части.
Перекрёстки и их виды.
Твой путь в школу и домой.
Совместное патрулирование. Практикум.
Оформление уголка по безопасности.
Сигналы регулировщика.
Сигналы светофора.
Дорожные знаки. Их группы.
Предупреждающие знаки.
Знаки приоритета.
Запрещающие знаки.
Предписывающие знаки.
Информационно-указательные знаки.
Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка.
Проезд перекрестков, ж/д.
Переездов, пешеходных переходов.
  
 Устройство велосипеда и автомобиля.
  
Изучение материальной части велосипеда.
Теория движения велосипеда и автомобиля.
Общее устройство автомобиля.
  
 Вопросы общей подготовки ЮИД.
Номерные, опознавательные и предупредительные знаки транспортных средств.
Ответственность водителей и пешеходов.
Основы фотодела.
Строевая подготовка.
Стрелковая подготовка.
Оказание первой медицинской помощи.
Лекарственные растения.
Зачет по ПДД и программе.
Отчет о работе отряда, выполнение стенда, альбома.
Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо».
Соревнования «Безопасное колесо» (школьные, районные).
Посещение районного отдела ГИБДД. (экскурсия).
  
 ВСЕГО
 
 6
  
  
  
  
  
  
 36
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 6
  
  
  
  
  
 24
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 72
 
  
  
2
  
2
2
  
  
  
0,5
0.5
0,5
  
0,5
  
  
  
  
0,5
0,5
  
  
  
  
  
  
2
  
  
  
  
  
  
  
2
2
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
1,5
1.5
1,5
  
1,5
2
2
2
2
1,5
1.5
2
2
2
2
2
2
  
  
  
2
  
  
  
2
  
 
  
  
  
2
  
  
  
  
  
2
2
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 21
 
  
  
  
  
  
2
2
2
2
  
  
2
  
2
  
2
  
2
  
2
  
 51
  
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Содержание 1 года обучения кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)
  
 1.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Общие положения ПДД 6 (6/0)
  
Положение об отрядах ЮИД. Структура отряда. История ГАИ И ЮИД. Роль отрядов ЮИД. История развития автомототранспорта.
  
 2.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Правила дорожного движения ( ПДД) 36 (9/27)
  
Общие положения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила движения для велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды. 
Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрёстков, ж/д переездов, пешеходных переходов.
  
  
 3.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Устройство велосипеда и автомобиля. 6 (4/2)
  
Материальная часть велосипеда и автомобиля. Теория движения велосипеда и автомобиля. Общее устройство автомобиля. 
  
  
 4.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД. 24 (6/18)
  
Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД. Автомотострахование. Основы фотодела. Строевая подготовка. Огневая подготовка (стрелковая). Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Подготовка к соревнованиям. Экскурсии.
 Методическое обеспечение.
  
 Тема1. Общие положения.
 Формы занятий: лекция, беседа, рассказ с фото и рисунками.
 Методы: объяснительно-иллюстративный, монологическое изложение материала, наглядный.
 Дидактический материал: книги, фотографии, материалы кабинета ЮИД.
  
 Тема 2. Правила дорожного движения.
 Формы занятий: лекция, беседа, практическая работа.
 Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемного изучения, практический.
 Дидактический материал: правила дорожного движения, плакаты, макеты перекрёстков, оборудование кабинета.
 Форма подведения итогов: зачёт по теме.
  
 Тема 3. Устройство велосипеда и автомобиля.
 Формы занятий: лекция,  практическая работа.
 Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
 Дидактический материал: узлы и агрегаты автомобиля, велосипед, учебники по устройству автомобиля и мотоцикла.
 Форма подведения итогов: соревнования юных велосипедистов, велопоход.
  
 Тема 4. Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД.
 Формы занятий: лекция, практическая работа, экскурсия.
 Методы: практический, экскурсия, выход на природу.
 Дидактический материал: основы страхования, основы оказания первой медицинской помощи, справочник лекарственных растений Горьковской области.
 Форма подведения итогов: фотостенд, видеоматериалы, соревнования, слёт-конкурс.
 
  
  
 Содержание 2 года обучения кружка «Юные инспектора движения»
  
 1.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>      Правила дорожного движения ( ПДД) 36 (9/27)
  
Общие положения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила движения для велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды. 
Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрёстков, ж/д переездов, пешеходных переходов.
  
  
 2.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Устройство автомобиля. 6 (4/2)
  
Материальная часть автомобиля. Теория движения  Общее устройство автомобиля. 
  
  
 3.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД. 24 (6/18)
  
Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД. Автомотострахование. Основы фотодела. Строевая подготовка. Огневая подготовка (стрелковая). Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Подготовка к соревнованиям. Экскурсии.
  
     4. Конкурсы, соревнования, выступления агитбригады ЮИД.(6)     
  
  
 Тематическое планирование 2 года обучения
  
                                                                                                                                                                                                                
 №
 
 Тема
 
 Количество часов
 
 Общее
 
 Теория
 
 Практика
 
  
 
 І Правила дорожного движения
 
 36
 
 9
 
 27
 
 1
 
 Общие положения ПДД. 
 
  
 
 1
 
 1
 
 2
 
 Общие обязанности пешеходов и пассажиров.
 
  
 
 1
 
 1
 
 3
 
 Правила движения для велосипедистов.
 
  
 
 0,5
 
 1,5
 
 4
 
 Разметка проезжей части.
 
  
 
 0,5
 
 1,5
 
 5
 
 Перекрестки и их виды.
 
  
 
 0,5
 
 1,5
 
 6
 
 Безопасный путь в школу и домой.
 
  
 
  
 
 2
 
 7,8
 
 Совместные патрулирования с инспекторами ГИБДД.
 
  
 
 0,5
 
 3,5
 
 9
 
 Сигналы регулировщика.
 
  
 
  
 
 2
 
 10
 
 Сигнал светофора. Виды светофоров.
 
  
 
 1
 
 1
 
 11
 
 Дорожные знаки. Их группы.
 
  
 
 2
 
  
 
 12
 
 Дорожные знаки. Практическая работа по билетам «А», «В».
 
  
 
  
 
 2
 
 13
 
 Порядок движения транспортных средств на дороге.
 
  
 
 0,5
 
 1,5
 
 14
 
 Постановка и стоянка транспортных средств. Правило поведения на остановках.
 
  
 
 0,5
 
 1,5
 
 15
 
 Проезд перекрестков и пешеходных переходов.
 
  
 
 0,5
 
 1,5
 
 16
 
 Правило проезда ж/д переезда. Правило поведения на ж/д путях.
 
  
 
 0,5
 
 1,5
 
 17,18
 
 Зачет по теме «ПДД» с использованием тестов.
 
  
 
  
 
 4
 
  
 
 ІІ Устройство автомобиля
 
 6
 
 4
 
 2
 
 19
 
 Материальная часть автомобиля. Общее устройство автомобиля.
 
  
 
 2
 
  
 
 20
 
 Теория движения автомобиля.
 
  
 
 2
 
  
 
 21
 
 Устройство агрегатов и узлов автомобиля. 
 
  
 
  
 
 2
 
  
 
 ІІІ Вопросы общей подготовки ЮИД
 
 24
 
 6
 
 18
 
 22
 
 Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД.
 
  
 
 2
 
  
 
 23
 
 Автомотострахование.
 
  
 
 2
 
  
 
 24
 
 Основы фотодела.
 
  
 
  
 
 2
 
 25,26
 
 Стрелковая подготовка.
 
  
 
  
 
 4
 
 27,28
 
 Оказание первой медицинской помощи. Практическое занятие.
 
  
 
  
 
 4
 
 29
 
 Лекарственные растения.
 
  
 
 2
 
  
 
 30,31
 
 Зачет по темам ІІІ главы.
 
  
 
  
 
 4
 
 32,33
 
 Экскурсия в районный отдел ГИБДД.
 
  
 
  
 
 4
 
  
 
 ІV Конкурсы. Соревнования. Выступление агитбригады «ЮИД»
 
 6
 
  
 
 6
 
 34,35
 
 Районный конкурс «Безопасное колесо».
 
  
 
  
 
 4
 
 36
 
 Выступление агитбригады
 Всего    
 
  
 72
 
  
 19
 
 2
 53
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Литература для учителя
1.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ /ред.-сост. З.И Невдахина. 2007.
2.Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей.
3.Методические рекомендации по организации работы отрядов юных
инспекторов движения. ГИБДД ГУВД Нижегородской области.
4.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 декабря 2006г.№06-1844. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
5.Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма. 1-11 классы.- Ставрополь: СКИПКРО,2002.
6.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 30.12.2001,
№ 196-ФЗ.Ро РРРР
 Литература для учащихся
1. « Добрая дорога детства»- газета 2005-.
<span style=«font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>2.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред.В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим,2005.
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>3.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка- тетрадь для 1-3 класса / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим,2005.
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>4.Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: За рулём, 2008
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>5.Родичев В.А. Учебник водителя транспортного средства категории «В». 6.Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>/ В.А.Родичев, А.А. Кива.- М.: Академия; За рулём, 2004.
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „> 
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „> 
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „> 
 Техническое оснащение программы
ШКОЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ЮИД
(перечень оборудования)
  
1.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Классная доска..
2.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Стол-макет «Перекрестки дороги» с набором макетов транспортных средств.
3.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными для них местами.
4.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Стенд «Дорожные знаки».
5.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Стенд «Дорожная разметка».
6.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Набор дорожных знаков ( на картоне).
7.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Плакаты «Правила для пешеходов и велосипедистов».
8.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Плакаты «Сигналы светофоров и регулировщиков».
9.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „>     Плакаты «Оказание доврачебной медицинской помощи».
10.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Форма ЮИДД.
11.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Учебные программы, видеофильмы.
12.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Учебная литература по правилам безопасного поведения на дороге (для учащихся).
13.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Методическая литература по БД ( для учителя).
14.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Настольные игры по ПДД
15.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Подшивка газеты « Добрая дорога детства».
16.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Видеотека.
17.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Школьный велосипед .
18.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Макеты средств регулирования дорожного движения.
19.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Схемы, таблицы, диаграммы .
20.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Сценарии игр, конкурсов, викторин.
21.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Видеомагнитофон.
  
  
 По итогам 1 года освоения программы обучающиеся должны:
  
знать: 
   — историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
   -историю развития Правил дорожного движения;
   -о первых светофорах, велосипедах и автомобилях.
  
уметь: 
   -работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную 
    информацию;
   -читать информацию по дорожным знакам;
   -оценить дорожную ситуацию,
   -участвовать в конкурсах..
  
иметь навыки:
   — дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге,
   — взаимной поддержки и выручки во время  проведения конкурсных 
     мероприятий.
  
  
 По итогам 2 года освоения программы:
  
  знать:
     -Правила дорожного движения;
     -дорожные знаки и их представителей;
     -новые формы агитации и пропаганды ПДД;
     -техническое устройство автомобиля.
  
  уметь:
     -самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
     -самостоятельно работать с ПДД, билетами;
     -оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
     -оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение.
  
  иметь навыки:
     — участия в конкурсах, соревнованиях;
     — самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу.
  
  
  
  
  
  
  
 Общие сведения о кружке:
  
название      « ЮИДД»
  
вид кружка    переменного состава
  
количество членов   16 человек
  
возраст уч-ся 12- 14 лет
  
количество занятий   2 часа в неделю
72 часа в учебный год
место занятий
КАБИНЕТ « ЮИД» В МОУ АРЬЁВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА  УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа ЮИД.doc Скачать


Управление образования

администрации Уренского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

Арьёвская средняя общеобразовательная школа





Принята

решением педсовета

МОУ АСОШ

протокол от 28 августа 2010года№1

Утверждена

приказом директора

от 01сентября 2010 г. № 30

Директор _________ Н.Ю.Синцов





Дополнительная образовательная программа




«Юные инспектора дорожного движения»




Возраст обучающихся - 12-14 лет

Срок реализации – 2 года





Автор-составитель:

Преподаватель-

организатор ОБЖ

первой категории

Сахаров Геннадий Васильевич



2010



Пояснительная записка

За последние годы на повестку дня особо остро встают вопросы дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Динамика детского травматизма вне образовательного учреждения показывает отрицательную тенденцию. Рост аварийности с участием детей на территории Нижегородской области зарегистрирован в 18 муниципальных районах и городских округах Нижегородской области. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что он из года в год распределяется примерно следующим образом:

- дети до 7 лет становятся участниками ДТП в среднем- 33 %;

- от 7 до 14 лет -56,6 %;

- до 17 лет – 10,4 %.

Как видим, наибольшее количество случаев ДТП по-прежнему происходит с детьми 7-14 лет, которые в 60 % случаев являются пешеходами, в 30 %- пассажирами, в 10 %-велосипедистами.

Анализ показывает, что основную часть пострадавших на дорогах составляют дети и подростки. Чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают дети в возрасте от 7 до 14 лет. Они составляют около половины всех пострадавших в ДТП детей.

В среднем по стране ежегодно регистрируется более 26 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, в результате которых, погибает более 2 600, и получают различные по степени травмы и увечья около 25 тысяч. Почти каждый двенадцатый погибший и восьмой ранен­ный, на дорогах России — это ребенок или подросток в возрасте до 16 лет.

Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в возрасте до 14 лет в расчете на 100 тысяч детей данной возрастной категории в Российской Федерации почти в три раза больше, чем в Италии, и в два раза больше, чем во Франции, Германии, Греции.

Статистика аварийности по Российской Федерации с детьми и подростками до 16 лет показывает, что в ДТП 21970, погибло 1018, ранено22785 детей и подростков.

По Нижегородской области соответственно 579 ДТП, погибло 22, ранено 606.

В настоящее время организационные формы профилактики ДДТТ и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожного движения нередко проводятся формально и не систематически. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных дорожных ситуаций. Используемые в образовательном процессе учебники «Окружающий мир» и «ОБЖ» содержат разделы с не правильной трактовкой ПДД и задания, которые вводят учащихся в заблуждение неверными поведенческими установками. Да и количество тем, отводимое на изучение ПДД в этих учебниках мы считаем недостаточным.

Так в начальной школе в учебнике «Окружающий мир» в 1 классе нет ни одного часа. Во 2 классе всего 2часа на изучение тем:

- какой бывает транспорт;

-велосипед как здоровый образ жизни;

-берегись автомобиля;

-мы - зрители и пассажиры.

В 3 классе в разделе «Наша безопасность» отводится две темы: «Дорожные знаки» и «Опасные места».

Я предлагаю выделить хотя бы один час в неделю на изучение ПДД в начальной школе и ДОУ.

В среднем звене школы предметом «ОБЖ» отводится всего в 5 классе- 4 часа, в 6 классе-3 часа, в 7 классе- 0 часа, в 8- 3 часа на изучение ПДД, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП. К сожалению, на сегодняшний день большинство воспитателей ДОУ, педагогов ОУ и системы дополнительного образования детей не имеют соответствующей подготовки для обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения. Назрела необходимость в разработке Государственной программы профилактики ДДТТ, в которой должно быть представлено системное, поэтапное рассмотрение путей решения организационных, правовых, методических, возрастных, психолого-физиологических и инженерно-технических проблем.

Моя работа предполагает устранение этих недостатков

Как уже отмечалось ранее, в среднем звене школы только предметом «ОБЖ» отводится всего 10 часов на изучение Правил дорожного движения, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП - более 56%.

Чтобы устранить этот пробел, мною разработана программа дополнительного образования «Юные инспектора дорожного движения».

Она содержит разделы: правила дорожного движения, устройство велосипеда и автомобиля, основы правовых знаний, основы фотодела, оказание первой медицинской помощи.

Особенности программы:

Программа разработана с учётом рекомендаций Министерства образования и науки РФ, федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Нижегородской областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2008-2012годы», программы «Повышение безопасности дорожного движения Уренского муниципального района на 2008-2012 годы».

Цель программы: охрана жизни и здоровья детей, защита их прав и законных интересов путём предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма используя различные формы деятельности.



Задачи:

1. Закрепление полученных ранее знаний по ПДД учащимися и углубление их.

2.Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрёстках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.

3.Обучение грамотным действиям в сложных ситуациях на дороге.

4.Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения на специальной площадке.

5.Воспитание ответственного участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.

6.Сотрудничество с работниками ГИБДД в деле пропаганды правильного поведения на дороге среди пешеходов и водителей.

В представленной программе занятий с юными инспекторами движения предусматривается: изучение вопросов по истории юидовского движения и подразделений ГАИ; изучение правил дорожного движения (ПДД); изучение материальной части велосипеда и автомобиля; основы фотодела; строевая и стрелковая подготовка, вопросы оказания первой помощи и др.

Работа отрядом ЮИД проводится по нескольким направлениям:

Информационное:

создание стендов и стенгазет «ЮИД», боевых листков «За безопасность движения», ведение документации отряда и альбома, организация публикаций в школьной газете и т.д.

Пропагандистское:

проведение разъяснительной работы по теме безопасности движения, бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, создание агитбригад «Светофор», изготовление и использование наглядной агитации, участие в создании методической базы для изучения правил дорожного движения.

Более опытные юные инспектора движения отряда могут принять участие в патрульной деятельности: сопровождение взрослых в патрулировании и рейдах в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков. Правил дорожного движения, выпуск «молний» по результатам патрулирования и рейдов; информирование родителей о нарушении школьниками Правил дорожного движения, дежурство у перекрёстков в микрорайоне школы, создание площадок для работы с юными велосипедистами. Кроме указанных направлений могут быть и другие в работе отряда ЮИД.

Программа «Юные инспектора дорожного движения» относится к спортивно-технической направленности: создаются условия для формирования у детей навыков, необходимых в реальной жизни, накопления практического опыта.







Тематическое планирование 1 года обучения



Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика



1


2

3




4

5

6


7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


21





22

23

24



25



26

27

28

29

3031

32

33


34


35


36

Общие положения


Положение об отрядах ЮИД. Структура отряда.

История ГАИ и ЮИД. Роль отрядов ЮИД.

История развития автомототранспорта.

Правила дорожного движения.


ПДД. Общее положение.

Обязанности пешеходов

Правила движения и обязанности велосипедистов.

Разметка проезжей части.

Перекрёстки и их виды.

Твой путь в школу и домой.

Совместное патрулирование. Практикум.

Оформление уголка по безопасности.

Сигналы регулировщика.

Сигналы светофора.

Дорожные знаки. Их группы.

Предупреждающие знаки.

Знаки приоритета.

Запрещающие знаки.

Предписывающие знаки.

Информационно-указательные знаки.

Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка.

Проезд перекрестков, ж/д.

Переездов, пешеходных переходов.


Устройство велосипеда и автомобиля.


Изучение материальной части велосипеда.

Теория движения велосипеда и автомобиля.

Общее устройство автомобиля.


Вопросы общей подготовки ЮИД.

Номерные, опознавательные и предупредительные знаки транспортных средств.

Ответственность водителей и пешеходов.

Основы фотодела.

Строевая подготовка.

Стрелковая подготовка.

Оказание первой медицинской помощи.

Лекарственные растения.

Зачет по ПДД и программе.

Отчет о работе отряда, выполнение стенда, альбома.

Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо».

Соревнования «Безопасное колесо» (школьные, районные).

Посещение районного отдела ГИБДД. (экскурсия).


ВСЕГО

6







36
























6






24




















72



2


2

2




0,5

0.5

0,5


0,5





0,5

0,5







2








2

2










1,5

1.5

1,5


1,5

2

2

2

2

1,5

1.5

2

2

2

2

2

2




2




2





2






2

2











21






2

2

2

2



2


2


2


2


2


51












Содержание 1 года обучения кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)


  1. Общие положения ПДД 6 (6/0)


Положение об отрядах ЮИД. Структура отряда. История ГАИ И ЮИД. Роль отрядов ЮИД. История развития автомототранспорта.


  1. Правила дорожного движения ( ПДД) 36 (9/27)


Общие положения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила движения для велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды.

Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрёстков, ж/д переездов, пешеходных переходов.



  1. Устройство велосипеда и автомобиля. 6 (4/2)


Материальная часть велосипеда и автомобиля. Теория движения велосипеда и автомобиля. Общее устройство автомобиля.



  1. Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД. 24 (6/18)


Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД. Автомотострахование. Основы фотодела. Строевая подготовка. Огневая подготовка (стрелковая). Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Подготовка к соревнованиям. Экскурсии.

Методическое обеспечение.


Тема1. Общие положения.

Формы занятий: лекция, беседа, рассказ с фото и рисунками.

Методы: объяснительно-иллюстративный, монологическое изложение материала, наглядный.

Дидактический материал: книги, фотографии, материалы кабинета ЮИД.


Тема 2. Правила дорожного движения.

Формы занятий: лекция, беседа, практическая работа.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемного изучения, практический.

Дидактический материал: правила дорожного движения, плакаты, макеты перекрёстков, оборудование кабинета.

Форма подведения итогов: зачёт по теме.


Тема 3. Устройство велосипеда и автомобиля.

Формы занятий: лекция, практическая работа.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.

Дидактический материал: узлы и агрегаты автомобиля, велосипед, учебники по устройству автомобиля и мотоцикла.

Форма подведения итогов: соревнования юных велосипедистов, велопоход.


Тема 4. Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД.

Формы занятий: лекция, практическая работа, экскурсия.

Методы: практический, экскурсия, выход на природу.

Дидактический материал: основы страхования, основы оказания первой медицинской помощи, справочник лекарственных растений Горьковской области.

Форма подведения итогов: фотостенд, видеоматериалы, соревнования, слёт-конкурс.




Содержание 2 года обучения кружка «Юные инспектора движения»


  1. Правила дорожного движения ( ПДД) 36 (9/27)


Общие положения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила движения для велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды.

Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрёстков, ж/д переездов, пешеходных переходов.



  1. Устройство автомобиля. 6 (4/2)


Материальная часть автомобиля. Теория движения Общее устройство автомобиля.



  1. Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД. 24 (6/18)


Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД. Автомотострахование. Основы фотодела. Строевая подготовка. Огневая подготовка (стрелковая). Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Подготовка к соревнованиям. Экскурсии.


4. Конкурсы, соревнования, выступления агитбригады ЮИД.(6)



Тематическое планирование 2 года обучения

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика


І Правила дорожного движения

36

9

27

1

Общие положения ПДД.


1

1

2

Общие обязанности пешеходов и пассажиров.


1

1

3

Правила движения для велосипедистов.


0,5

1,5

4

Разметка проезжей части.


0,5

1,5

5

Перекрестки и их виды.


0,5

1,5

6

Безопасный путь в школу и домой.



2

7,8

Совместные патрулирования с инспекторами ГИБДД.


0,5

3,5

9

Сигналы регулировщика.



2

10

Сигнал светофора. Виды светофоров.


1

1

11

Дорожные знаки. Их группы.


2


12

Дорожные знаки. Практическая работа по билетам «А», «В».



2

13

Порядок движения транспортных средств на дороге.


0,5

1,5

14

Постановка и стоянка транспортных средств. Правило поведения на остановках.


0,5

1,5

15

Проезд перекрестков и пешеходных переходов.


0,5

1,5

16

Правило проезда ж/д переезда. Правило поведения на ж/д путях.


0,5

1,5

17,18

Зачет по теме «ПДД» с использованием тестов.



4


ІІ Устройство автомобиля

6

4

2

19

Материальная часть автомобиля. Общее устройство автомобиля.


2


20

Теория движения автомобиля.


2


21

Устройство агрегатов и узлов автомобиля.



2


ІІІ Вопросы общей подготовки ЮИД

24

6

18

22

Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД.


2


23

Автомотострахование.


2


24

Основы фотодела.



2

25,26

Стрелковая подготовка.



4

27,28

Оказание первой медицинской помощи. Практическое занятие.



4

29

Лекарственные растения.


2


30,31

Зачет по темам ІІІ главы.



4

32,33

Экскурсия в районный отдел ГИБДД.



4


ІV Конкурсы. Соревнования. Выступление агитбригады «ЮИД»

6


6

34,35

Районный конкурс «Безопасное колесо».



4

36

Выступление агитбригады

Всего


72


19

2

53





















Литература для учителя

1.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ /ред.-сост. З .И Невдахина. 2007.

2.Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей.

3.Методические рекомендации по организации работы отрядов юных

инспекторов движения. ГИБДД ГУВД Нижегородской области.

4.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 декабря 2006г.№06-1844. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.

5.Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма. 1-11 классы.- Ставрополь: СКИПКРО,2002.

6.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 30.12.2001,

196-ФЗ.Ро РРРР

Литература для учащихся

1. « Добрая дорога детства»- газета 2005-2010 г.

2.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред.В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим,2005.

3.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка- тетрадь для 1-3 класса / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим,2005.

4.Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: За рулём, 2008

5.Родичев В.А. Учебник водителя транспортного средства категории «В». 6.Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля

/ В.А.Родичев, А.А. Кива.- М.: Академия; За рулём, 2004.




Техническое оснащение программы

ШКОЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ЮИД

(перечень оборудования)


  1. Классная доска..

  2. Стол-макет «Перекрестки дороги» с набором макетов транспортных средств.

  3. Схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными для них местами.

  4. Стенд «Дорожные знаки».

  5. Стенд «Дорожная разметка».

  6. Набор дорожных знаков ( на картоне).

  7. Плакаты «Правила для пешеходов и велосипедистов».

  8. Плакаты «Сигналы светофоров и регулировщиков».

  9. Плакаты «Оказание доврачебной медицинской помощи».

  10. Форма ЮИДД.

  11. Учебные программы, видеофильмы.

  12. Учебная литература по правилам безопасного поведения на дороге (для учащихся).

  13. Методическая литература по БД ( для учителя).

  14. Настольные игры по ПДД

  15. Подшивка газеты « Добрая дорога детства».

  16. Видеотека.

  17. Школьный велосипед .

  18. Макеты средств регулирования дорожного движения.

  19. Схемы, таблицы, диаграммы .

  20. Сценарии игр, конкурсов, викторин.

  21. Видеомагнитофон.



По итогам 1 года освоения программы обучающиеся должны:


знать:

- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;

-историю развития Правил дорожного движения;

-о первых светофорах , велосипедах и автомобилях.


уметь:

-работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную

информацию;

-читать информацию по дорожным знакам;

-оценить дорожную ситуацию,

-участвовать в конкурсах..


иметь навыки:

- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге,

- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных

мероприятий.



По итогам 2 года освоения программы:


знать:

-Правила дорожного движения;

-дорожные знаки и их представителей;

-новые формы агитации и пропаганды ПДД;

-техническое устройство автомобиля.


уметь:

-самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;

-самостоятельно работать с ПДД, билетами;

-оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

-оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение.


иметь навыки:

- участия в конкурсах, соревнованиях;

- самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу.








Общие сведения о кружке:


название « ЮИДД»


вид кружка переменного состава


количество членов 16 человек


возраст уч-ся 12- 14 лет


количество занятий 2 часа в неделю

72 часа в учебный год

место занятий

КАБИНЕТ « ЮИД» В МОУ АРЬЁВСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос