Программа дополнительного образования детей "Юные инспектора дорожного движения"
Управление образования
администрации Уренского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
Арьёвская средняя общеобразовательная школа
Принята решением педсовета МОУ АСОШ протокол от 28 августа 2010года№1 | Утверждена приказом директора от 01сентября . № 30 Директор _________ Н.Ю.Синцов |
Дополнительная образовательная программа
«Юные инспектора дорожного движения»
Возраст обучающихся — 12-14 лет
Срок реализации – 2 года
Автор-составитель:
Преподаватель-
организатор ОБЖ
первой категории
Сахаров Геннадий Васильевич
2010
Пояснительная записка
За последние годы на повестку дня особо остро встают вопросы дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Динамика детского травматизма вне образовательного учреждения показывает отрицательную тенденцию. Рост аварийности с участием детей на территории Нижегородской области зарегистрирован в 18 муниципальных районах и городских округах Нижегородской области. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что он из года в год распределяется примерно следующим образом:
— дети до 7 лет становятся участниками ДТП в среднем- 33 %;
— от 7 до 14 лет -56,6 %;
— до 17 лет – 10,4 %.
Как видим, наибольшее количество случаев ДТП по-прежнему происходит с детьми 7-14 лет, которые в 60 % случаев являются пешеходами, в 30 %- пассажирами, в 10 %-велосипедистами.
Анализ показывает, что основную часть пострадавших на дорогах составляют дети и подростки. Чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают дети в возрасте от 7 до 14 лет. Они составляют около половины всех пострадавших в ДТП детей.
В среднем по стране ежегодно регистрируется более 26 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, в результате которых, погибает более 2 600, и получают различные по степени травмы и увечья около 25 тысяч. Почти каждый двенадцатый погибший и восьмой раненный, на дорогах России — это ребенок или подросток в возрасте до 16 лет.
Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в возрасте до 14 лет в расчете на 100 тысяч детей данной возрастной категории в Российской Федерации почти в три раза больше, чем в Италии, и в два раза больше, чем во Франции, Германии, Греции.
Статистика аварийности по Российской Федерации с детьми и подростками до 16 лет показывает, что в ДТП 21970, погибло 1018, ранено22785 детей и подростков.
По Нижегородской области соответственно 579 ДТП, погибло 22, ранено 606.
В настоящее время организационные формы профилактики ДДТТ и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожного движения нередко проводятся формально и не систематически. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных дорожных ситуаций. Используемые в образовательном процессе учебники «Окружающий мир» и «ОБЖ» содержат разделы с не правильной трактовкой ПДД и задания, которые вводят учащихся в заблуждение неверными поведенческими установками. Да и количество тем, отводимое на изучение ПДД в этих учебниках мы считаем недостаточным.
Так в начальной школе в учебнике «Окружающий мир» в 1 классе нет ни одного часа. Во 2 классе всего 2часа на изучение тем:
— какой бывает транспорт;
-велосипед как здоровый образ жизни;
-берегись автомобиля;
-мы — зрители и пассажиры.
В 3 классе в разделе «Наша безопасность» отводится две темы: «Дорожные знаки» и «Опасные места».
Я предлагаю выделить хотя бы один час в неделю на изучение ПДД в начальной школе и ДОУ.
В среднем звене школы предметом «ОБЖ» отводится всего в 5 классе- 4 часа, в 6 классе-3 часа, в 7 классе- 0 часа, в 8- 3 часа на изучение ПДД, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП. К сожалению, на сегодняшний день большинство воспитателей ДОУ, педагогов ОУ и системы дополнительного образования детей не имеют соответствующей подготовки для обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения. Назрела необходимость в разработке Государственной программы профилактики ДДТТ, в которой должно быть представлено системное, поэтапное рассмотрение путей решения организационных, правовых, методических, возрастных, психолого-физиологических и инженерно-технических проблем.
Моя работа предполагает устранение этих недостатков
Как уже отмечалось ранее, в среднем звене школы только предметом «ОБЖ» отводится всего 10 часов на изучение Правил дорожного движения, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП — более 56%.
Чтобы устранить этот пробел, мною разработана программа дополнительного образования «Юные инспектора дорожного движения».
Она содержит разделы: правила дорожного движения, устройство велосипеда и автомобиля, основы правовых знаний, основы фотодела, оказание первой медицинской помощи.
Особенности программы:
Программа разработана с учётом рекомендаций Министерства образования и науки РФ, федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Нижегородской областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2008-2012годы», программы «Повышение безопасности дорожного движения Уренского муниципального района на 2008-2012 годы».
Цель программы: охрана жизни и здоровья детей, защита их прав и законных интересов путём предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма используя различные формы деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных ранее знаний по ПДД учащимися и углубление их.
2.Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрёстках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3.Обучение грамотным действиям в сложных ситуациях на дороге.
4.Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения на специальной площадке.
5.Воспитание ответственного участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6.Сотрудничество с работниками ГИБДД в деле пропаганды правильного поведения на дороге среди пешеходов и водителей.
В представленной программе занятий с юными инспекторами движения предусматривается: изучение вопросов по истории юидовского движения и подразделений ГАИ; изучение правил дорожного движения (ПДД); изучение материальной части велосипеда и автомобиля; основы фотодела; строевая и стрелковая подготовка, вопросы оказания первой помощи и др.
Работа отрядом ЮИД проводится по нескольким направлениям:
Информационное:
создание стендов и стенгазет «ЮИД», боевых листков «За безопасность движения», ведение документации отряда и альбома, организация публикаций в школьной газете и т.д.
Пропагандистское:
проведение разъяснительной работы по теме безопасности движения, бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, создание агитбригад «Светофор», изготовление и использование наглядной агитации, участие в создании методической базы для изучения правил дорожного движения.
Более опытные юные инспектора движения отряда могут принять участие в патрульной деятельности: сопровождение взрослых в патрулировании и рейдах в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков. Правил дорожного движения, выпуск «молний» по результатам патрулирования и рейдов; информирование родителей о нарушении школьниками Правил дорожного движения, дежурство у перекрёстков в микрорайоне школы, создание площадок для работы с юными велосипедистами. Кроме указанных направлений могут быть и другие в работе отряда ЮИД.
Программа «Юные инспектора дорожного движения» относится к спортивно-технической направленности: создаются условия для формирования у детей навыков, необходимых в реальной жизни, накопления практического опыта.
<span style=«font-size: 14pt; font-family: 'Times New Roman', serif; „>
Тематическое планирование 1 года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3031 32 33 34 35 36 | Общие положения Положение об отрядах ЮИД. Структура отряда. История ГАИ и ЮИД. Роль отрядов ЮИД. История развития автомототранспорта. Правила дорожного движения. ПДД. Общее положение. Обязанности пешеходов Правила движения и обязанности велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды. Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Практикум. Оформление уголка по безопасности. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков, ж/д. Переездов, пешеходных переходов. Устройство велосипеда и автомобиля. Изучение материальной части велосипеда. Теория движения велосипеда и автомобиля. Общее устройство автомобиля. Вопросы общей подготовки ЮИД. Номерные, опознавательные и предупредительные знаки транспортных средств. Ответственность водителей и пешеходов. Основы фотодела. Строевая подготовка. Стрелковая подготовка. Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Зачет по ПДД и программе. Отчет о работе отряда, выполнение стенда, альбома. Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо». Соревнования «Безопасное колесо» (школьные, районные). Посещение районного отдела ГИБДД. (экскурсия). ВСЕГО | 6 36 6 24 72 | 2 2 2 0,5 0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 2 2 | 1,5 1.5 1,5 1,5 2 2 2 2 1,5 1.5 2 2 2 2 2 2 2 2 |
2 2 2 21 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 51 |
Содержание 1 года обучения кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)
1.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Общие положения ПДД 6 (6/0)
Положение об отрядах ЮИД. Структура отряда. История ГАИ И ЮИД. Роль отрядов ЮИД. История развития автомототранспорта.
2.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Правила дорожного движения ( ПДД) 36 (9/27)
Общие положения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила движения для велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды.
Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрёстков, ж/д переездов, пешеходных переходов.
3.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Устройство велосипеда и автомобиля. 6 (4/2)
Материальная часть велосипеда и автомобиля. Теория движения велосипеда и автомобиля. Общее устройство автомобиля.
4.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД. 24 (6/18)
Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД. Автомотострахование. Основы фотодела. Строевая подготовка. Огневая подготовка (стрелковая). Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Подготовка к соревнованиям. Экскурсии.
Методическое обеспечение.
Тема1. Общие положения.
Формы занятий: лекция, беседа, рассказ с фото и рисунками.
Методы: объяснительно-иллюстративный, монологическое изложение материала, наглядный.
Дидактический материал: книги, фотографии, материалы кабинета ЮИД.
Тема 2. Правила дорожного движения.
Формы занятий: лекция, беседа, практическая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемного изучения, практический.
Дидактический материал: правила дорожного движения, плакаты, макеты перекрёстков, оборудование кабинета.
Форма подведения итогов: зачёт по теме.
Тема 3. Устройство велосипеда и автомобиля.
Формы занятий: лекция, практическая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический материал: узлы и агрегаты автомобиля, велосипед, учебники по устройству автомобиля и мотоцикла.
Форма подведения итогов: соревнования юных велосипедистов, велопоход.
Тема 4. Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД.
Формы занятий: лекция, практическая работа, экскурсия.
Методы: практический, экскурсия, выход на природу.
Дидактический материал: основы страхования, основы оказания первой медицинской помощи, справочник лекарственных растений Горьковской области.
Форма подведения итогов: фотостенд, видеоматериалы, соревнования, слёт-конкурс.
Содержание 2 года обучения кружка «Юные инспектора движения»
1.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Правила дорожного движения ( ПДД) 36 (9/27)
Общие положения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила движения для велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды.
Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрёстков, ж/д переездов, пешеходных переходов.
2.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Устройство автомобиля. 6 (4/2)
Материальная часть автомобиля. Теория движения Общее устройство автомобиля.
3.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД. 24 (6/18)
Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД. Автомотострахование. Основы фотодела. Строевая подготовка. Огневая подготовка (стрелковая). Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Подготовка к соревнованиям. Экскурсии.
4. Конкурсы, соревнования, выступления агитбригады ЮИД.(6)
Тематическое планирование 2 года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
| І Правила дорожного движения | 36 | 9 | 27 |
1 | Общие положения ПДД. | | 1 | 1 |
2 | Общие обязанности пешеходов и пассажиров. | | 1 | 1 |
3 | Правила движения для велосипедистов. | | 0,5 | 1,5 |
4 | Разметка проезжей части. | | 0,5 | 1,5 |
5 | Перекрестки и их виды. | | 0,5 | 1,5 |
6 | Безопасный путь в школу и домой. | | | 2 |
7,8 | Совместные патрулирования с инспекторами ГИБДД. | | 0,5 | 3,5 |
9 | Сигналы регулировщика. | | | 2 |
10 | Сигнал светофора. Виды светофоров. | | 1 | 1 |
11 | Дорожные знаки. Их группы. | | 2 | |
12 | Дорожные знаки. Практическая работа по билетам «А», «В». | | | 2 |
13 | Порядок движения транспортных средств на дороге. | | 0,5 | 1,5 |
14 | Постановка и стоянка транспортных средств. Правило поведения на остановках. | | 0,5 | 1,5 |
15 | Проезд перекрестков и пешеходных переходов. | | 0,5 | 1,5 |
16 | Правило проезда ж/д переезда. Правило поведения на ж/д путях. | | 0,5 | 1,5 |
17,18 | Зачет по теме «ПДД» с использованием тестов. | | | 4 |
| ІІ Устройство автомобиля | 6 | 4 | 2 |
19 | Материальная часть автомобиля. Общее устройство автомобиля. | | 2 | |
20 | Теория движения автомобиля. | | 2 | |
21 | Устройство агрегатов и узлов автомобиля. | | | 2 |
| ІІІ Вопросы общей подготовки ЮИД | 24 | 6 | 18 |
22 | Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД. | | 2 | |
23 | Автомотострахование. | | 2 | |
24 | Основы фотодела. | | | 2 |
25,26 | Стрелковая подготовка. | | | 4 |
27,28 | Оказание первой медицинской помощи. Практическое занятие. | | | 4 |
29 | Лекарственные растения. | | 2 | |
30,31 | Зачет по темам ІІІ главы. | | | 4 |
32,33 | Экскурсия в районный отдел ГИБДД. | | | 4 |
| ІV Конкурсы. Соревнования. Выступление агитбригады «ЮИД» | 6 | | 6 |
34,35 | Районный конкурс «Безопасное колесо». | | | 4 |
36 | Выступление агитбригады Всего | 72 | 19 | 2 53 |
Литература для учителя
1.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ /ред.-сост. З.И Невдахина. 2007.
2.Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей.
3.Методические рекомендации по организации работы отрядов юных
инспекторов движения. ГИБДД ГУВД Нижегородской области.
4.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 декабря 2006г.№06-1844. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
5.Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма. 1-11 классы.- Ставрополь: СКИПКРО,2002.
6.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 30.12.2001,
№ 196-ФЗ.Ро РРРР
Литература для учащихся
1. « Добрая дорога детства»- газета 2005-.
<span style=«font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>2.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред.В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим,2005.
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>3.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка- тетрадь для 1-3 класса / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим,2005.
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>4.Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: За рулём, 2008
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>5.Родичев В.А. Учебник водителя транспортного средства категории «В». 6.Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>/ В.А.Родичев, А.А. Кива.- М.: Академия; За рулём, 2004.
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>
<span style=“font-size: 14pt; line-height: 150%; font-family: 'Times New Roman', serif; „>
Техническое оснащение программы
ШКОЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ЮИД
(перечень оборудования)
1.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Классная доска..
2.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Стол-макет «Перекрестки дороги» с набором макетов транспортных средств.
3.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными для них местами.
4.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Стенд «Дорожные знаки».
5.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Стенд «Дорожная разметка».
6.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Набор дорожных знаков ( на картоне).
7.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Плакаты «Правила для пешеходов и велосипедистов».
8.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Плакаты «Сигналы светофоров и регулировщиков».
9.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Плакаты «Оказание доврачебной медицинской помощи».
10.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Форма ЮИДД.
11.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Учебные программы, видеофильмы.
12.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Учебная литература по правилам безопасного поведения на дороге (для учащихся).
13.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Методическая литература по БД ( для учителя).
14.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Настольные игры по ПДД
15.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Подшивка газеты « Добрая дорога детства».
16.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Видеотека.
17.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Школьный велосипед .
18.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Макеты средств регулирования дорожного движения.
19.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Схемы, таблицы, диаграммы .
20.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Сценарии игр, конкурсов, викторин.
21.<span style=“font: normal normal normal 7pt/normal 'Times New Roman'; „> Видеомагнитофон.
По итогам 1 года освоения программы обучающиеся должны:
знать:
— историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
-историю развития Правил дорожного движения;
-о первых светофорах, велосипедах и автомобилях.
уметь:
-работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную
информацию;
-читать информацию по дорожным знакам;
-оценить дорожную ситуацию,
-участвовать в конкурсах..
иметь навыки:
— дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге,
— взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных
мероприятий.
По итогам 2 года освоения программы:
знать:
-Правила дорожного движения;
-дорожные знаки и их представителей;
-новые формы агитации и пропаганды ПДД;
-техническое устройство автомобиля.
уметь:
-самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
-самостоятельно работать с ПДД, билетами;
-оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
-оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение.
иметь навыки:
— участия в конкурсах, соревнованиях;
— самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу.
Общие сведения о кружке:
название « ЮИДД»
вид кружка переменного состава
количество членов 16 человек
возраст уч-ся 12- 14 лет
количество занятий 2 часа в неделю
72 часа в учебный год
место занятий
КАБИНЕТ « ЮИД» В МОУ АРЬЁВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования
администрации Уренского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
Арьёвская средняя общеобразовательная школа
-
Принята
решением педсовета
МОУ АСОШ
протокол от 28 августа 2010года№1
Утверждена
приказом директора
от 01сентября 2010 г. № 30
Директор _________ Н.Ю.Синцов
Дополнительная образовательная программа
«Юные инспектора дорожного движения»
Возраст обучающихся - 12-14 лет
Срок реализации – 2 года
Автор-составитель:
Преподаватель-
организатор ОБЖ
первой категории
Сахаров Геннадий Васильевич
2010
Пояснительная записка
За последние годы на повестку дня особо остро встают вопросы дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Динамика детского травматизма вне образовательного учреждения показывает отрицательную тенденцию. Рост аварийности с участием детей на территории Нижегородской области зарегистрирован в 18 муниципальных районах и городских округах Нижегородской области. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что он из года в год распределяется примерно следующим образом:
- дети до 7 лет становятся участниками ДТП в среднем- 33 %;
- от 7 до 14 лет -56,6 %;
- до 17 лет – 10,4 %.
Как видим, наибольшее количество случаев ДТП по-прежнему происходит с детьми 7-14 лет, которые в 60 % случаев являются пешеходами, в 30 %- пассажирами, в 10 %-велосипедистами.
Анализ показывает, что основную часть пострадавших на дорогах составляют дети и подростки. Чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают дети в возрасте от 7 до 14 лет. Они составляют около половины всех пострадавших в ДТП детей.
В среднем по стране ежегодно регистрируется более 26 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, в результате которых, погибает более 2 600, и получают различные по степени травмы и увечья около 25 тысяч. Почти каждый двенадцатый погибший и восьмой раненный, на дорогах России — это ребенок или подросток в возрасте до 16 лет.
Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в возрасте до 14 лет в расчете на 100 тысяч детей данной возрастной категории в Российской Федерации почти в три раза больше, чем в Италии, и в два раза больше, чем во Франции, Германии, Греции.
Статистика аварийности по Российской Федерации с детьми и подростками до 16 лет показывает, что в ДТП 21970, погибло 1018, ранено22785 детей и подростков.
По Нижегородской области соответственно 579 ДТП, погибло 22, ранено 606.
В настоящее время организационные формы профилактики ДДТТ и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожного движения нередко проводятся формально и не систематически. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных дорожных ситуаций. Используемые в образовательном процессе учебники «Окружающий мир» и «ОБЖ» содержат разделы с не правильной трактовкой ПДД и задания, которые вводят учащихся в заблуждение неверными поведенческими установками. Да и количество тем, отводимое на изучение ПДД в этих учебниках мы считаем недостаточным.
Так в начальной школе в учебнике «Окружающий мир» в 1 классе нет ни одного часа. Во 2 классе всего 2часа на изучение тем:
- какой бывает транспорт;
-велосипед как здоровый образ жизни;
-берегись автомобиля;
-мы - зрители и пассажиры.
В 3 классе в разделе «Наша безопасность» отводится две темы: «Дорожные знаки» и «Опасные места».
Я предлагаю выделить хотя бы один час в неделю на изучение ПДД в начальной школе и ДОУ.
В среднем звене школы предметом «ОБЖ» отводится всего в 5 классе- 4 часа, в 6 классе-3 часа, в 7 классе- 0 часа, в 8- 3 часа на изучение ПДД, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП. К сожалению, на сегодняшний день большинство воспитателей ДОУ, педагогов ОУ и системы дополнительного образования детей не имеют соответствующей подготовки для обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения. Назрела необходимость в разработке Государственной программы профилактики ДДТТ, в которой должно быть представлено системное, поэтапное рассмотрение путей решения организационных, правовых, методических, возрастных, психолого-физиологических и инженерно-технических проблем.
Моя работа предполагает устранение этих недостатков
Как уже отмечалось ранее, в среднем звене школы только предметом «ОБЖ» отводится всего 10 часов на изучение Правил дорожного движения, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП - более 56%.
Чтобы устранить этот пробел, мною разработана программа дополнительного образования «Юные инспектора дорожного движения».
Она содержит разделы: правила дорожного движения, устройство велосипеда и автомобиля, основы правовых знаний, основы фотодела, оказание первой медицинской помощи.
Особенности программы:
Программа разработана с учётом рекомендаций Министерства образования и науки РФ, федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Нижегородской областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2008-2012годы», программы «Повышение безопасности дорожного движения Уренского муниципального района на 2008-2012 годы».
Цель программы: охрана жизни и здоровья детей, защита их прав и законных интересов путём предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма используя различные формы деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных ранее знаний по ПДД учащимися и углубление их.
2.Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрёстках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3.Обучение грамотным действиям в сложных ситуациях на дороге.
4.Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения на специальной площадке.
5.Воспитание ответственного участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
6.Сотрудничество с работниками ГИБДД в деле пропаганды правильного поведения на дороге среди пешеходов и водителей.
В представленной программе занятий с юными инспекторами движения предусматривается: изучение вопросов по истории юидовского движения и подразделений ГАИ; изучение правил дорожного движения (ПДД); изучение материальной части велосипеда и автомобиля; основы фотодела; строевая и стрелковая подготовка, вопросы оказания первой помощи и др.
Работа отрядом ЮИД проводится по нескольким направлениям:
Информационное:
создание стендов и стенгазет «ЮИД», боевых листков «За безопасность движения», ведение документации отряда и альбома, организация публикаций в школьной газете и т.д.
Пропагандистское:
проведение разъяснительной работы по теме безопасности движения, бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, создание агитбригад «Светофор», изготовление и использование наглядной агитации, участие в создании методической базы для изучения правил дорожного движения.
Более опытные юные инспектора движения отряда могут принять участие в патрульной деятельности: сопровождение взрослых в патрулировании и рейдах в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков. Правил дорожного движения, выпуск «молний» по результатам патрулирования и рейдов; информирование родителей о нарушении школьниками Правил дорожного движения, дежурство у перекрёстков в микрорайоне школы, создание площадок для работы с юными велосипедистами. Кроме указанных направлений могут быть и другие в работе отряда ЮИД.
Программа «Юные инспектора дорожного движения» относится к спортивно-технической направленности: создаются условия для формирования у детей навыков, необходимых в реальной жизни, накопления практического опыта.
Тематическое планирование 1 года обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Общее |
Теория |
Практика |
||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3031 32 33 34 35 36 |
Общие положения Положение об отрядах ЮИД. Структура отряда. История ГАИ и ЮИД. Роль отрядов ЮИД. История развития автомототранспорта.
Правила дорожного движения. ПДД. Общее положение. Обязанности пешеходов Правила движения и обязанности велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды. Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Практикум. Оформление уголка по безопасности. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрестков, ж/д. Переездов, пешеходных переходов. Устройство велосипеда и автомобиля. Изучение материальной части велосипеда. Теория движения велосипеда и автомобиля. Общее устройство автомобиля. Вопросы общей подготовки ЮИД. Номерные, опознавательные и предупредительные знаки транспортных средств. Ответственность водителей и пешеходов. Основы фотодела. Строевая подготовка. Стрелковая подготовка. Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Зачет по ПДД и программе. Отчет о работе отряда, выполнение стенда, альбома. Подготовка к соревнованиям «Безопасное колесо». Соревнования «Безопасное колесо» (школьные, районные). Посещение районного отдела ГИБДД. (экскурсия). ВСЕГО |
6 36 6 24 72 |
2 2 2 0,5 0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 2 2 |
1,5 1.5 1,5 1,5 2 2 2 2 1,5 1.5 2 2 2 2 2 2 2 2 |
2 2 2 21 |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 51 |
Содержание 1 года обучения кружка «Юные инспектора движения» (ЮИД)
-
Общие положения ПДД 6 (6/0)
Положение об отрядах ЮИД. Структура отряда. История ГАИ И ЮИД. Роль отрядов ЮИД. История развития автомототранспорта.
-
Правила дорожного движения ( ПДД) 36 (9/27)
Общие положения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила движения для велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды.
Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрёстков, ж/д переездов, пешеходных переходов.
-
Устройство велосипеда и автомобиля. 6 (4/2)
Материальная часть велосипеда и автомобиля. Теория движения велосипеда и автомобиля. Общее устройство автомобиля.
-
Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД. 24 (6/18)
Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД. Автомотострахование. Основы фотодела. Строевая подготовка. Огневая подготовка (стрелковая). Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Подготовка к соревнованиям. Экскурсии.
Методическое обеспечение.
Тема1. Общие положения.
Формы занятий: лекция, беседа, рассказ с фото и рисунками.
Методы: объяснительно-иллюстративный, монологическое изложение материала, наглядный.
Дидактический материал: книги, фотографии, материалы кабинета ЮИД.
Тема 2. Правила дорожного движения.
Формы занятий: лекция, беседа, практическая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемного изучения, практический.
Дидактический материал: правила дорожного движения, плакаты, макеты перекрёстков, оборудование кабинета.
Форма подведения итогов: зачёт по теме.
Тема 3. Устройство велосипеда и автомобиля.
Формы занятий: лекция, практическая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Дидактический материал: узлы и агрегаты автомобиля, велосипед, учебники по устройству автомобиля и мотоцикла.
Форма подведения итогов: соревнования юных велосипедистов, велопоход.
Тема 4. Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД.
Формы занятий: лекция, практическая работа, экскурсия.
Методы: практический, экскурсия, выход на природу.
Дидактический материал: основы страхования, основы оказания первой медицинской помощи, справочник лекарственных растений Горьковской области.
Форма подведения итогов: фотостенд, видеоматериалы, соревнования, слёт-конкурс.
Содержание 2 года обучения кружка «Юные инспектора движения»
-
Правила дорожного движения ( ПДД) 36 (9/27)
Общие положения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Правила движения для велосипедистов. Разметка проезжей части. Перекрёстки и их виды.
Твой путь в школу и домой. Совместное патрулирование. Сигналы регулировщика. Сигналы светофора. Дорожные знаки. Их группы. Порядок движения транспортных средств. Остановка и стоянка. Проезд перекрёстков, ж/д переездов, пешеходных переходов.
-
Устройство автомобиля. 6 (4/2)
Материальная часть автомобиля. Теория движения Общее устройство автомобиля.
-
Вопросы общей подготовки отрядов ЮИД. 24 (6/18)
Ответственность водителей и пешеходов за нарушения ПДД. Автомотострахование. Основы фотодела. Строевая подготовка. Огневая подготовка (стрелковая). Оказание первой медицинской помощи. Лекарственные растения. Подготовка к соревнованиям. Экскурсии.
4. Конкурсы, соревнования, выступления агитбригады ЮИД.(6)
Тематическое планирование 2 года обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Общее |
Теория |
Практика |
||
|
І Правила дорожного движения |
36 |
9 |
27 |
1 |
Общие положения ПДД. |
|
1 |
1 |
2 |
Общие обязанности пешеходов и пассажиров. |
|
1 |
1 |
3 |
Правила движения для велосипедистов. |
|
0,5 |
1,5 |
4 |
Разметка проезжей части. |
|
0,5 |
1,5 |
5 |
Перекрестки и их виды. |
|
0,5 |
1,5 |
6 |
Безопасный путь в школу и домой. |
|
|
2 |
7,8 |
Совместные патрулирования с инспекторами ГИБДД. |
|
0,5 |
3,5 |
9 |
Сигналы регулировщика. |
|
|
2 |
10 |
Сигнал светофора. Виды светофоров. |
|
1 |
1 |
11 |
Дорожные знаки. Их группы. |
|
2 |
|
12 |
Дорожные знаки. Практическая работа по билетам «А», «В». |
|
|
2 |
13 |
Порядок движения транспортных средств на дороге. |
|
0,5 |
1,5 |
14 |
Постановка и стоянка транспортных средств. Правило поведения на остановках. |
|
0,5 |
1,5 |
15 |
Проезд перекрестков и пешеходных переходов. |
|
0,5 |
1,5 |
16 |
Правило проезда ж/д переезда. Правило поведения на ж/д путях. |
|
0,5 |
1,5 |
17,18 |
Зачет по теме «ПДД» с использованием тестов. |
|
|
4 |
|
ІІ Устройство автомобиля |
6 |
4 |
2 |
19 |
Материальная часть автомобиля. Общее устройство автомобиля. |
|
2 |
|
20 |
Теория движения автомобиля. |
|
2 |
|
21 |
Устройство агрегатов и узлов автомобиля. |
|
|
2 |
|
ІІІ Вопросы общей подготовки ЮИД |
24 |
6 |
18 |
22 |
Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД. |
|
2 |
|
23 |
Автомотострахование. |
|
2 |
|
24 |
Основы фотодела. |
|
|
2 |
25,26 |
Стрелковая подготовка. |
|
|
4 |
27,28 |
Оказание первой медицинской помощи. Практическое занятие. |
|
|
4 |
29 |
Лекарственные растения. |
|
2 |
|
30,31 |
Зачет по темам ІІІ главы. |
|
|
4 |
32,33 |
Экскурсия в районный отдел ГИБДД. |
|
|
4 |
|
ІV Конкурсы. Соревнования. Выступление агитбригады «ЮИД» |
6 |
|
6 |
34,35 |
Районный конкурс «Безопасное колесо». |
|
|
4 |
36 |
Выступление агитбригады Всего |
72 |
19 |
2 53 |
Литература для учителя
1.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ /ред.-сост. З .И Невдахина. 2007.
2.Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей.
3.Методические рекомендации по организации работы отрядов юных
инспекторов движения. ГИБДД ГУВД Нижегородской области.
4.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 декабря 2006г.№06-1844. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
5.Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма. 1-11 классы.- Ставрополь: СКИПКРО,2002.
6.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 30.12.2001,
№ 196-ФЗ.Ро РРРР
Литература для учащихся
1. « Добрая дорога детства»- газета 2005-2010 г.
2.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред.В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим,2005.
3.Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка- тетрадь для 1-3 класса / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим,2005.
4.Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: За рулём, 2008
5.Родичев В.А. Учебник водителя транспортного средства категории «В». 6.Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля
/ В.А.Родичев, А.А. Кива.- М.: Академия; За рулём, 2004.
Техническое оснащение программы
ШКОЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ЮИД
(перечень оборудования)
-
Классная доска..
-
Стол-макет «Перекрестки дороги» с набором макетов транспортных средств.
-
Схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными для них местами.
-
Стенд «Дорожные знаки».
-
Стенд «Дорожная разметка».
-
Набор дорожных знаков ( на картоне).
-
Плакаты «Правила для пешеходов и велосипедистов».
-
Плакаты «Сигналы светофоров и регулировщиков».
-
Плакаты «Оказание доврачебной медицинской помощи».
-
Форма ЮИДД.
-
Учебные программы, видеофильмы.
-
Учебная литература по правилам безопасного поведения на дороге (для учащихся).
-
Методическая литература по БД ( для учителя).
-
Настольные игры по ПДД
-
Подшивка газеты « Добрая дорога детства».
-
Видеотека.
-
Школьный велосипед .
-
Макеты средств регулирования дорожного движения.
-
Схемы, таблицы, диаграммы .
-
Сценарии игр, конкурсов, викторин.
-
Видеомагнитофон.
По итогам 1 года освоения программы обучающиеся должны:
знать:
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
-историю развития Правил дорожного движения;
-о первых светофорах , велосипедах и автомобилях.
уметь:
-работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную
информацию;
-читать информацию по дорожным знакам;
-оценить дорожную ситуацию,
-участвовать в конкурсах..
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге,
- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных
мероприятий.
По итогам 2 года освоения программы:
знать:
-Правила дорожного движения;
-дорожные знаки и их представителей;
-новые формы агитации и пропаганды ПДД;
-техническое устройство автомобиля.
уметь:
-самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
-самостоятельно работать с ПДД, билетами;
-оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
-оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение.
иметь навыки:
- участия в конкурсах, соревнованиях;
- самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу.
Общие сведения о кружке:
название « ЮИДД»
вид кружка переменного состава
количество членов 16 человек
возраст уч-ся 12- 14 лет
количество занятий 2 часа в неделю
72 часа в учебный год
место занятий
КАБИНЕТ « ЮИД» В МОУ АРЬЁВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»