Подготовка к сочинению - описанию по картине И. И. Левитана "Март"
подготовить учащихся к написанию сочинения – описания по картине в художественном стиле, продолжить знакомство с творчеством И. И. Левитана.
Задачи урока:
обучающие: активизировать в речи школьников лексические и синтаксические формы, необходимые для написания сочинения – описания; развивающие: развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений, развивать образное мышление путем проникновения в художественный замысел автора;
воспитательные: воспитать наблюдательность и любознательность, прививать любовь к природе и родному краю.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»><span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>: подготовить учащихся к написанию сочинения – описания по картине в художественном стиле, продолжить знакомство с творчеством И. И. Левитана.
Задачи урока:
обучающие: активизировать в речи учащихся лексические и синтаксические формы, необходимые для написания сочинения — описания;
развивающие: развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений, развивать образное мышление путем проникновения в художественный замысел автора;
воспитательные: воспитать наблюдательность и любознательность, прививать любовь к природе и родному краю;
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Оборудование урока: <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>репродукция картины И. Левитана «Март», репродукции других картин художника, компьютер, слайды, альбом П. И. Чайковского «Времена года».
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Межпредметная связь:<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> русский язык, русская литература и искусство.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Подготовительная работа: <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>учащиеся заранее подбирают стихотворные строки, подходящие к этой картине.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> Улыбкой ясною природа
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> Сквозь сон встречает утро года.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>А.С. Пушкин
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Ход урока
<span lang=«EN-US» style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt; mso-ansi-language: EN-US;»>I<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>. Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
<span lang=«EN-US» style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt; mso-ansi-language: EN-US;»>II<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>. Вступительное слово учителя о цели работы над сочинением – описанием.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>- <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> Ребята, сегодня мы с вами в гостях у великого русского художника И. И. Левитана. Как видите, здесь чувствуется дух художника. Нас окружают его картины. Мы сегодня обогащаем свои знания о Левитане, черпаем богатый материал для предстоящего сочинения – описания по картине «Март». (Запись в тетрадях темы и эпиграфа сочинения.)
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Вы должны были подобрать стихотворные строки, подходящие к этой картине. Прочитайте, пожалуйста, их.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Ученик: <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Мне показались подходящими строки из стихотворения поэта Плещеева.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Уж тает снег, бегут ручьи,
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>В окно повеяло весною.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Засвищут скоро соловьи,
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>И лес оденется листвою!
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Чиста небесная лазурь,
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Теплей и ярче солнце стало,
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Пора метелей и злых бурь
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Опять надолго миновала.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Учитель: <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Замечательные строки! Поэт из многих тысяч слов подобрал те, которые ярче всего описали приход весны. Художнику же создавать картину помогают тщательно подобранные краски. Левитан сумел своими картинами показать глубокое очарование, таящееся в просторе русского пейзажа. Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Пейзажи Левитана именуются «пейзажами настроения», потому что природа изображается в них так, как видит её рассеянный взгляд человека, поглощенного каким – либо душевным переживанием и замечающего лишь то, что звучит в лад с этим состоянием.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> Чтобы лучше понять произведения мастера, нужно знать, каким был его жизненный путь.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Подготовленный ученик читает сообщение о жизни и творческом пути И.И. Левитана. Высвечивается СЛАЙД №1
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Биографические данные художника:
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Исаак Ильич Левитан – живописец, мастер лирического пейзажа.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Преподаватель московского училища живописи, ваяния и зодчества. Представитель реалистической школы.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1860 – родился в семье переводчика и железнодорожного служащего Ильи Левитана в Литве.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1872 – переезд в Москву.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1876 – учеба в Московском училище живописи у пейзажиста А. Саврасова.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1879 – впервые выступает на выставке московских художников с пейзажем «Осенний день. Сокольники».
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1894 – принятие православного крещения.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1890 – е – расцвет философской лирической пейзажной живописи, создание картин «Над вечным покоем», «Март», «Озеро. Солнечный день», «Летний вечер».
<span lang=«EN-US» style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt; mso-ansi-language: EN-US;»>III<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>. Формирование нового понятия или способа действия. Анализ картины.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> — Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Левитана, в мир живописи. А теперь можно приступить к работе над картиной художника «Март». Дома вы рассмотрели репродукцию картины в учебнике. Попробуем ответить на вопросы.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Каково общее впечатление от картины – грустное или радостное? Какие чувства рождает пейзаж?
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>( <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Чувство радости, торжественное предчувствие нового, желание подставить своё лицо теплым весенним лучам<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>).
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>- <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Каков, по - вашему, замысел картины?
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Эта картина об особом настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Все истомилось, все ждет света и тепла, но все же жаль уходящей зимы с её красотой, её забавами. Эта картина о радостном предчувствии весны и тепла.<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>- <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Левитану посчастливилось неуловимое – подстеречь самые первые мгновения весны. Её дыхание ощущается во всем, несмотря на то, что повсюду лежит снег – и на земле, и на крыше деревянного двухэтажного дома.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Как вы догадались, что здесь изображена весна?
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>(<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Яркое солнце, высокое голубое небо, капель с крыши дома, подтаявший снег, перемешанный с землёй, ветки берёз тянутся к небу, подставляя свои ветви первым лучам солнца.)
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>- <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня?
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>(<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Голубой, желтый, оранжевый, золотистый, синий, зелёный.)<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>- <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> Какие тона преобладают – теплые или холодные? (Сероватые оттенки, ещё холодно, но с неба льются теплые желтые тона.)
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>- <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> Расскажите, что вы видите на картине, какие предметы изобразил художник на ней? ( Дом с крыльцом, запряженная в крестьянские сани лошадка, деревья, освещенные солнцем, снег, небо, скворечник.)
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>- <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Как вы думаете, зачем художник изобразил сугробы, снег, сани? Что он хотел этим показать?
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>(<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Что зима все ещё хозяйка природы<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>.)
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>- <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Опишите снег, лежащий на земле. (Снег серый, рыхлый, на дорогах подтаял, стал грязным, на нем лежат длинные темные тени от голых ветвей.)
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>- Что ещё говорит о весне на этой картине?
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>(Набухли почки на тополях и осинках. На голых ветвях дерева сиротливо ютится пустой скворечник, который ждет своих крылатых жильцов.)
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>- <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Как вы думаете, случайно ли Левитан изобразил на своей картине открытую в дом дверь? Если эта деталь не случайна, то какую роль она играет в пейзаже? (Открытая дверь говорит о присутствии человека. Общее настроение ожидания точно передано в картине, вот и лошадка дожидается своего хозяина.)
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Учитель:<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> На картине «Март» художник изобразил раннюю весну – время пробуждения природы. Снег ещё везде: в лесу, перед домом и на крыше крыльца. Люди ездят на санях. Но по всему уже видно, что идет весна. Снег осел, стал рыхлым, на крыше крыльца подтаял. Он стал серым, пропитался водой, а на дорогах смешался с грязью. Дом освещен яркими лучами весеннего солнца. Небо высокое, в воздухе много света. У дома несколько белоствольных берёз. Каждой веткой они тянутся к солнцу и теплу. Картина полна воздуха, солнца, движения, ожидания.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Весна богатством красок и звуков привлекла и замечательного художника, и великого композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал альбом «Времена года», состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Прослушивание музыкального отрывка П.И. Чайковского «Март. Песня жаворонка».
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Учитель: <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> П.И. Чайковский и И.И. Левитан умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувство любви и восторга.
<span lang=«EN-US» style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt; mso-ansi-language: EN-US;»>IV<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>. Проведение словарно – стилистической работы.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1. Подберите слова – определения, характеризующие весенний день, снег, деревья, лес, солнце и капель. Запишите в тетрадях. Высвечивается СЛАЙД №2
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>День – теплый, солнечный, ясный.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Снег – рыхлый, подтаявший, зернистый.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Деревья – мощные, стройные, тонкие, молодые.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Лес – плотный, побагровевший.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Небо – чистое, голубое, высокое, лазурное.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Солнце – теплое, яркое, ласковое.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Капель – звонкая, чистая, весенняя.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> 2. - <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Наша речь должна быть богатой по содержанию и правильной по форме. Яркой и образной нашу речь делают разнообразные эпитеты. В предложении такие слова часто являются однородными членами. Давайте вспомним пунктуацию при однородных определениях.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Высвечивается СЛАЙД №3
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Ученики вспоминают правила пунктуации при однородных членах, в том числе и при однородных определениях с союзом и без.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>3. Составление и запись предложения с однородными членами, используя слова слайда №2
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>На картине запечатлен теплый, ясный, солнечный день.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Над крышей дома – голубое, чистое, высокое небо и т.д.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>4. Подберите синонимы к словам. Высвечивается СЛАЙД №4
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Художник – живописец, пейзажист.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Картина – холст, полотно, произведение.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Изобразить – показать, нарисовать, передать, запечатлеть.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Блестит – искрится, сияет, сверкает.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Удивляет – поражает, изумляет.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>5.<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»> <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Подберите действия к словам, чтобы передать движение, динамику предметов, которую изображает автор. Высвечивается СЛАЙД №5
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Солнце – светит, греет, освещает, растопило снег.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Капель – звенит, поет, стучит, барабанит.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Снег – оседает, тает, темнеет.
<span lang=«EN-US» style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt; mso-ansi-language: EN-US;»>V<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>. <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Составление плана. Высвечивается СЛАЙД №6
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1 И.И. Левитан – поэт русской природы.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>2 Основная часть:
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>А) Зима – хозяйка природы.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Б) Весна напоминает о себе.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>В) Природа ждет весны.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>3. Моё отношение к картине.
<span lang=«EN-US» style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt; mso-ansi-language: EN-US;»>VI<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>. Закрепление.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1. Составление учащимися самостоятельных высказываний по плану, в ходе которых исправляются речевые недочеты.
<span lang=«EN-US» style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt; mso-ansi-language: EN-US;»>VII<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>. Итог урока.
<span lang=«EN-US» style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt; mso-ansi-language: EN-US;»>VIII<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>. Домашнее задание. <span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Написать сочинение – описание по картине И. И. Левитана «Март».
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>Список используемой литературы
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>1. Волкова О. В. Культурологические аспекты в преподавании русского языка и литературы в современной школе: метод. Пособие, — Казань: РИЦ «Школа», 2007.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>2. Казакова К.А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М., 1997.
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>
<span style=«font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>
<span style=«line-height: 115%; font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>
<span style=«line-height: 115%; font-family: "Times New Roman","serif"; font-size: 10pt;»>
Цели урока:
Образовательные: подготовить учащихся к написанию сочинения – описания по картине в художественном стиле, продолжить знакомство с творчеством И. Левитана, активизировать в речи школьников лексические и синтаксические формы, необходимые для написания сочинения – описания;
Развивающие: развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений, развивать образное мышление путем проникновения в художественный замысел автора;
Воспитательные: воспитать наблюдательность и любознательность, прививать любовь к природе и родному краю.
Оборудование урока: репродукция картины И. Левитана «Март», репродукции других картин художника, компьютер, слайды, альбом П. И. Чайковского «Времена года».
Межпредметная связь: русский язык, русская литература и искусство.
Подготовительная работа: учащиеся заранее подбирают стихотворные строки, подходящие к этой картине.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А.С. Пушкин
Ход урока
I. Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вступительное слово учителя о цели работы над сочинением – описанием.
1. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.
- Ребята, сегодня мы с вами в гостях у великого русского художника И. И. Левитана. Как видите, здесь чувствуется дух художника. Нас окружают его картины. Мы сегодня обогащаем свои знания о Левитане, черпаем богатый материал для предстоящего сочинения – описания по картине «Март». (Запись в тетрадях темы и эпиграфа сочинения.)
Вы должны были подобрать стихотворные строки, подходящие к этой картине. Прочитайте, пожалуйста, их.
Ученик: Мне показались подходящими строки из стихотворения поэта Плещеева.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей и злых бурь
Опять надолго миновала.
Учитель: Замечательные строки! Поэт из многих тысяч слов подобрал те, которые ярче всего описали приход весны. Художнику же создавать картину помогают тщательно подобранные краски. Левитан сумел своими картинами показать глубокое очарование, таящееся в просторе русского пейзажа. Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Пейзажи Левитана именуются «пейзажами настроения», потому что природа изображается в них так, как видит её рассеянный взгляд человека, поглощенного каким – либо душевным переживанием и замечающего лишь то, что звучит в лад с этим состоянием.
Чтобы лучше понять произведения мастера, нужно знать, каким был его жизненный путь.
Подготовленный ученик читает сообщение о жизни и творческом пути И.И. Левитана. Высвечивается СЛАЙД №1
Биографические данные художника:
Исаак Ильич Левитан – живописец, мастер лирического пейзажа.
Преподаватель московского училища живописи, ваяния и зодчества. Представитель реалистической школы.
1860 – родился в семье переводчика и железнодорожного служащего Ильи Левитана в Литве.
1872 – переезд в Москву.
1876 – учеба в Московском училище живописи у пейзажиста А. Саврасова.
1879 – впервые выступает на выставке московских художников с пейзажем «Осенний день. Сокольники».
1894 – принятие православного крещения.
1890 – е – расцвет философской лирической пейзажной живописи, создание картин «Над вечным покоем», «Март», «Озеро. Солнечный день», «Летний вечер».
III. Формирование нового понятия или способа действия. Анализ картины.
- Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Левитана, в мир живописи. А теперь можно приступить к работе над картиной художника «Март». Дома вы рассмотрели репродукцию картины в учебнике. Попробуем ответить на вопросы.
Каково общее впечатление от картины – грустное или радостное? Какие чувства рождает пейзаж?
( Чувство радости, торжественное предчувствие нового, желание подставить своё лицо теплым весенним лучам).
- Каков, по - вашему, замысел картины?
Эта картина об особом настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Все истомилось, все ждет света и тепла, но все же жаль уходящей зимы с её красотой, её забавами. Эта картина о радостном предчувствии весны и тепла.
- Левитану посчастливилось неуловимое – подстеречь самые первые мгновения весны. Её дыхание ощущается во всем, несмотря на то, что повсюду лежит снег – и на земле, и на крыше деревянного двухэтажного дома.
Как вы догадались, что здесь изображена весна?
(Яркое солнце, высокое голубое небо, капель с крыши дома, подтаявший снег, перемешанный с землёй, ветки берёз тянутся к небу, подставляя свои ветви первым лучам солнца.)
- Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня?
(Голубой, желтый, оранжевый, золотистый, синий, зелёный.)
- Какие тона преобладают – теплые или холодные? (Сероватые оттенки, ещё холодно, но с неба льются теплые желтые тона.)
- Расскажите, что вы видите на картине, какие предметы изобразил художник на ней? ( Дом с крыльцом, запряженная в крестьянские сани лошадка, деревья, освещенные солнцем, снег, небо, скворечник.)
- Как вы думаете, зачем художник изобразил сугробы, снег, сани? Что он хотел этим показать?
(Что зима все ещё хозяйка природы.)
- Опишите снег, лежащий на земле. (Снег серый, рыхлый, на дорогах подтаял, стал грязным, на нем лежат длинные темные тени от голых ветвей.)
- Что ещё говорит о весне на этой картине?
(Набухли почки на тополях и осинках. На голых ветвях дерева сиротливо ютится пустой скворечник, который ждет своих крылатых жильцов.)
- Как вы думаете, случайно ли Левитан изобразил на своей картине открытую в дом дверь? Если эта деталь не случайна, то какую роль она играет в пейзаже? (Открытая дверь говорит о присутствии человека. Общее настроение ожидания точно передано в картине, вот и лошадка дожидается своего хозяина.)
Учитель: На картине «Март» художник изобразил раннюю весну – время пробуждения природы. Снег ещё везде: в лесу, перед домом и на крыше крыльца. Люди ездят на санях. Но по всему уже видно, что идет весна. Снег осел, стал рыхлым, на крыше крыльца подтаял. Он стал серым, пропитался водой, а на дорогах смешался с грязью. Дом освещен яркими лучами весеннего солнца. Небо высокое, в воздухе много света. У дома несколько белоствольных берёз. Каждой веткой они тянутся к солнцу и теплу. Картина полна воздуха, солнца, движения, ожидания.
Весна богатством красок и звуков привлекла и замечательного художника, и великого композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал альбом «Времена года», состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите.
Прослушивание музыкального отрывка П.И. Чайковского «Март. Песня жаворонка».
Учитель: П.И. Чайковский и И.И. Левитан умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувство любви и восторга.
IV. Проведение словарно – стилистической работы.
1. Подберите слова – определения, характеризующие весенний день, снег, деревья, лес, солнце и капель. Запишите в тетрадях. Высвечивается СЛАЙД №2
День – теплый, солнечный, ясный.
Снег – рыхлый, подтаявший, зернистый.
Деревья – мощные, стройные, тонкие, молодые.
Лес – плотный, побагровевший.
Небо – чистое, голубое, высокое, лазурное.
Солнце – теплое, яркое, ласковое.
Капель – звонкая, чистая, весенняя.
2. - Наша речь должна быть богатой по содержанию и правильной по форме. Яркой и образной нашу речь делают разнообразные эпитеты. В предложении такие слова часто являются однородными членами. Давайте вспомним пунктуацию при однородных определениях.
Высвечивается СЛАЙД №3
Ученики вспоминают правила пунктуации при однородных членах, в том числе и при однородных определениях с союзом и без.
3. Составление и запись предложения с однородными членами, используя слова слайда №2
На картине запечатлен теплый, ясный, солнечный день.
Над крышей дома – голубое, чистое, высокое небо и т.д.
4. Подберите синонимы к словам. Высвечивается СЛАЙД №4
Художник – живописец, пейзажист.
Картина – холст, полотно, произведение.
Изобразить – показать, нарисовать, передать, запечатлеть.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Удивляет – поражает, изумляет.
5. Подберите действия к словам, чтобы передать движение, динамику предметов, которую изображает автор. Высвечивается СЛАЙД №5
Солнце – светит, греет, освещает, растопило снег.
Капель – звенит, поет, стучит, барабанит.
Снег – оседает, тает, темнеет.
V. Составление плана. Высвечивается СЛАЙД №6
1 И.И. Левитан – поэт русской природы.
2 Основная часть:
А) Зима – хозяйка природы.
Б) Весна напоминает о себе.
В) Природа ждет весны.
3. Моё отношение к картине.
VI. Закрепление.
1. Составление учащимися самостоятельных высказываний по плану, в ходе которых исправляются речевые недочеты.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание. Написать сочинение – описание по картине И. И. Левитана «Март».
Список используемой литературы
1. Волкова О. В. Культурологические аспекты в преподавании русского языка и литературы в современной школе: метод. Пособие, - Казань: РИЦ «Школа», 2007.
2. Казакова К.А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М., 1997.
Цели урока:
Образовательные: подготовить учащихся к написанию сочинения – описания по картине в художественном стиле, продолжить знакомство с творчеством И. Левитана, активизировать в речи школьников лексические и синтаксические формы, необходимые для написания сочинения – описания;
Развивающие: развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений, развивать образное мышление путем проникновения в художественный замысел автора;
Воспитательные: воспитать наблюдательность и любознательность, прививать любовь к природе и родному краю.
Оборудование урока: репродукция картины И. Левитана «Март», репродукции других картин художника, компьютер, слайды, альбом П. И. Чайковского «Времена года».
Межпредметная связь: русский язык, русская литература и искусство.
Подготовительная работа: учащиеся заранее подбирают стихотворные строки, подходящие к этой картине.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А.С. Пушкин
Ход урока
I. Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вступительное слово учителя о цели работы над сочинением – описанием.
1. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.
- Ребята, сегодня мы с вами в гостях у великого русского художника И. И. Левитана. Как видите, здесь чувствуется дух художника. Нас окружают его картины. Мы сегодня обогащаем свои знания о Левитане, черпаем богатый материал для предстоящего сочинения – описания по картине «Март». (Запись в тетрадях темы и эпиграфа сочинения.)
Вы должны были подобрать стихотворные строки, подходящие к этой картине. Прочитайте, пожалуйста, их.
Ученик: Мне показались подходящими строки из стихотворения поэта Плещеева.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей и злых бурь
Опять надолго миновала.
Учитель: Замечательные строки! Поэт из многих тысяч слов подобрал те, которые ярче всего описали приход весны. Художнику же создавать картину помогают тщательно подобранные краски. Левитан сумел своими картинами показать глубокое очарование, таящееся в просторе русского пейзажа. Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Пейзажи Левитана именуются «пейзажами настроения», потому что природа изображается в них так, как видит её рассеянный взгляд человека, поглощенного каким – либо душевным переживанием и замечающего лишь то, что звучит в лад с этим состоянием.
Чтобы лучше понять произведения мастера, нужно знать, каким был его жизненный путь.
Подготовленный ученик читает сообщение о жизни и творческом пути И.И. Левитана. Высвечивается СЛАЙД №1
Биографические данные художника:
Исаак Ильич Левитан – живописец, мастер лирического пейзажа.
Преподаватель московского училища живописи, ваяния и зодчества. Представитель реалистической школы.
1860 – родился в семье переводчика и железнодорожного служащего Ильи Левитана в Литве.
1872 – переезд в Москву.
1876 – учеба в Московском училище живописи у пейзажиста А. Саврасова.
1879 – впервые выступает на выставке московских художников с пейзажем «Осенний день. Сокольники».
1894 – принятие православного крещения.
1890 – е – расцвет философской лирической пейзажной живописи, создание картин «Над вечным покоем», «Март», «Озеро. Солнечный день», «Летний вечер».
III. Формирование нового понятия или способа действия. Анализ картины.
- Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Левитана, в мир живописи. А теперь можно приступить к работе над картиной художника «Март». Дома вы рассмотрели репродукцию картины в учебнике. Попробуем ответить на вопросы.
Каково общее впечатление от картины – грустное или радостное? Какие чувства рождает пейзаж?
( Чувство радости, торжественное предчувствие нового, желание подставить своё лицо теплым весенним лучам).
- Каков, по - вашему, замысел картины?
Эта картина об особом настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Все истомилось, все ждет света и тепла, но все же жаль уходящей зимы с её красотой, её забавами. Эта картина о радостном предчувствии весны и тепла.
- Левитану посчастливилось неуловимое – подстеречь самые первые мгновения весны. Её дыхание ощущается во всем, несмотря на то, что повсюду лежит снег – и на земле, и на крыше деревянного двухэтажного дома.
Как вы догадались, что здесь изображена весна?
(Яркое солнце, высокое голубое небо, капель с крыши дома, подтаявший снег, перемешанный с землёй, ветки берёз тянутся к небу, подставляя свои ветви первым лучам солнца.)
- Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня?
(Голубой, желтый, оранжевый, золотистый, синий, зелёный.)
- Какие тона преобладают – теплые или холодные? (Сероватые оттенки, ещё холодно, но с неба льются теплые желтые тона.)
- Расскажите, что вы видите на картине, какие предметы изобразил художник на ней? ( Дом с крыльцом, запряженная в крестьянские сани лошадка, деревья, освещенные солнцем, снег, небо, скворечник.)
- Как вы думаете, зачем художник изобразил сугробы, снег, сани? Что он хотел этим показать?
(Что зима все ещё хозяйка природы.)
- Опишите снег, лежащий на земле. (Снег серый, рыхлый, на дорогах подтаял, стал грязным, на нем лежат длинные темные тени от голых ветвей.)
- Что ещё говорит о весне на этой картине?
(Набухли почки на тополях и осинках. На голых ветвях дерева сиротливо ютится пустой скворечник, который ждет своих крылатых жильцов.)
- Как вы думаете, случайно ли Левитан изобразил на своей картине открытую в дом дверь? Если эта деталь не случайна, то какую роль она играет в пейзаже? (Открытая дверь говорит о присутствии человека. Общее настроение ожидания точно передано в картине, вот и лошадка дожидается своего хозяина.)
Учитель: На картине «Март» художник изобразил раннюю весну – время пробуждения природы. Снег ещё везде: в лесу, перед домом и на крыше крыльца. Люди ездят на санях. Но по всему уже видно, что идет весна. Снег осел, стал рыхлым, на крыше крыльца подтаял. Он стал серым, пропитался водой, а на дорогах смешался с грязью. Дом освещен яркими лучами весеннего солнца. Небо высокое, в воздухе много света. У дома несколько белоствольных берёз. Каждой веткой они тянутся к солнцу и теплу. Картина полна воздуха, солнца, движения, ожидания.
Весна богатством красок и звуков привлекла и замечательного художника, и великого композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал альбом «Времена года», состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите.
Прослушивание музыкального отрывка П.И. Чайковского «Март. Песня жаворонка».
Учитель: П.И. Чайковский и И.И. Левитан умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувство любви и восторга.
IV. Проведение словарно – стилистической работы.
1. Подберите слова – определения, характеризующие весенний день, снег, деревья, лес, солнце и капель. Запишите в тетрадях. Высвечивается СЛАЙД №2
День – теплый, солнечный, ясный.
Снег – рыхлый, подтаявший, зернистый.
Деревья – мощные, стройные, тонкие, молодые.
Лес – плотный, побагровевший.
Небо – чистое, голубое, высокое, лазурное.
Солнце – теплое, яркое, ласковое.
Капель – звонкая, чистая, весенняя.
2. - Наша речь должна быть богатой по содержанию и правильной по форме. Яркой и образной нашу речь делают разнообразные эпитеты. В предложении такие слова часто являются однородными членами. Давайте вспомним пунктуацию при однородных определениях.
Высвечивается СЛАЙД №3
Ученики вспоминают правила пунктуации при однородных членах, в том числе и при однородных определениях с союзом и без.
3. Составление и запись предложения с однородными членами, используя слова слайда №2
На картине запечатлен теплый, ясный, солнечный день.
Над крышей дома – голубое, чистое, высокое небо и т.д.
4. Подберите синонимы к словам. Высвечивается СЛАЙД №4
Художник – живописец, пейзажист.
Картина – холст, полотно, произведение.
Изобразить – показать, нарисовать, передать, запечатлеть.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Удивляет – поражает, изумляет.
5. Подберите действия к словам, чтобы передать движение, динамику предметов, которую изображает автор. Высвечивается СЛАЙД №5
Солнце – светит, греет, освещает, растопило снег.
Капель – звенит, поет, стучит, барабанит.
Снег – оседает, тает, темнеет.
V. Составление плана. Высвечивается СЛАЙД №6
1 И.И. Левитан – поэт русской природы.
2 Основная часть:
А) Зима – хозяйка природы.
Б) Весна напоминает о себе.
В) Природа ждет весны.
3. Моё отношение к картине.
VI. Закрепление.
1. Составление учащимися самостоятельных высказываний по плану, в ходе которых исправляются речевые недочеты.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание. Написать сочинение – описание по картине И. И. Левитана «Март».
Список используемой литературы
1. Волкова О. В. Культурологические аспекты в преподавании русского языка и литературы в современной школе: метод. Пособие, - Казань: РИЦ «Школа», 2007.
2. Казакова К.А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М., 1997.
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»