Урок "Лес и его обитатели" (2 класс)
Тема «Лес и его обитатели»
Разработка урока окружающего мира во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века».
Цель урока: Повторить, закрепить и углубить знания детей о царстве живой природы.
Задачи урока:
Образовательные
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Раскрыть и объяснить связи между жителями лесного сообщества
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Организовать групповую работу по моделированию леса как лесного сообщества;
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу
Развивающие
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Развивать логическое мышление.
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Развивать навык работы на компьютере
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Развивать у детей чувство уверенности в своих возможностях.
Воспитательные
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Воспитать детей бережному отношению к лесу
·<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы
Ход урока:
1.<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Организационный момент.
Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
-Послушайте вступление к уроку и определите тему. (Классическая музыка)
-Учитель:
Много на нашей земле разных чудес:
И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни.
Но, пожалуй, самое большое чудо- это лес!
Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и столько же всего услышишь и увидишь!
Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит
Сколько же здесь всяких тайн!
«Лес его обитатели»(слайд1)
Учитель:
Мы сегодня входим в лес,
Полон сказок и чудес
Кто в лесу таиться?
Что за зверь? какая птица?
Всё узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны! (слайд 2)
-Сегодняшний урок мы проведём в виде игры. В нашей игре 4 этапа. Итак, отправляемся в путь!
2.<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Актуализация знаний
Посмотрите на картинки, запишите в 3 столбика названия лесных обитателей.
Операторов попрошу занять места за компьютерами, создайте таблицу из трёх колонок и 8 строк
(слайды:, дети записывают названия лесных обитателей в таблицу, а операторы печатают в таблицу на компьютерах)
Физкультминутка для глаз
(слайд 19)
3.Работа над новым материалом
Переходим к следующему этапу игры. Он называется (слайд 20)- лесные цепочки.
Американский учёный сформулировал один из законов экологии .
Давайте рассмотрим как действует экологическая цепочка.( слайд 21) (приложение1)
4. Проектная работа в группах «Лесное сообщество»
1,2,3 группы Перед вами листы (конверты с картинками) наклейте их на листы и составьте цепочку |
После защиты всех проектов делаем общий вывод: все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща, поэтому лес называют природным сообществом
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: -Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу- вы поднимаете руки, если деревья и кустарники- поворачиваете головой по сторонам, если грибы- приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны!
(кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза)-МОЛОДЦЫ!
6. ЧТО ДАЁТ НАМ ЛЕС?
Учитель:- Люди всегда понимали, что без леса жизнь на планете невозможна. С древних времён лес, верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт лесных продуктов-ягод, грибов. Вскоре они научились делать орудие и кров, охотиться на зверей, но время шло. Общество развивалось, потребности человека росли. И сейчас лес играет огромную роль в жизни людей.
( просмотр презентации ЧТО даёт нам лес?) ( cлайды 22-30)
Учитель:
- Возьми- ка скорей карандаш и тетрадь –
тоже сделанные из дерева! – и запиши всё,
чем тебя одаривал лес.
7. Работа в рабочих
8. Составление правил поведения в лесу
Ситуации.
1.<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Ребята отдыхали в лесу. Кто-то заметил «ТИХО», очень даже птицы, не поют. Скучно. Давайте включим музыку.
2.<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> Ребята вырыли яму под кустом и сложили в неё весь мусор, который остался у них после отдыха
3.<span style=«font: 7pt/normal "Times New Roman"; font-size-adjust: none; font-stretch: normal;»> На земле валялась бумага, мятые пакеты. Всё это сожгли на костре.
Учитель:
— Лес прочное природное образование! Леса существуют на земле сто, тысячи лет и НИКТО И НИЧТО не может уничтожать лес.
-Так ли это?
-Кто может уничтожить лес?
— Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? (работа по учебнику).
-Какие вы знаете правила? (Чтение правил, слайды 31-36)
8. Подведение итогов
Много разных авторов писали о природе.
Чтение стихотворений о временах года ( приложение 2) ( слайды 37-40)
Выводы:
-Что запомнили?
— Что узнали нового?
— Что было самым интересным?
Песня «Мир не прост» ( приложение 3 ) (слайды под музыку 41-50)
Приложение 2
Стихи!
Зима - Чародейкою зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит
Весна - Хорошо в лесу в апреле!
Хорошо в лесу весной!
Птицы первые запели,
Пахнет палою листвой.
На полянке, у тропинки,
Пробираются травинки
С бугорка ручей бежит
А под ёлкой снег лежит!
Лето-
В лес июльский загляни-ка!
Поспевает земляника
Каждая полянка
Скатерть самобранка
Попадаются в июле
Очень вкусные находки
Это знают все кастрюли
Банки, миски, сковородки
Человек, ты царь природы
О тебе веду я речь
Можешь ты помочь живому
Иль на гибель всех обречь?
Помоги траве родиться
Белкам жить, а рекам течь
Ты на свете самый главный
Значит должен всех беречь!
Приложение 3
Песня «Мир не прост».
Мир не прост, совсем не прост,
Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз
В нём есть деревья, и есть цветы
Есть ещё я, есть я и ты.
Совы в нём есть, есть соловей
Есть в нём и бабочка, и муравей,
И есть медведи, и есть кроты
А ещё есть, есть я и ты.
Припев
Всё, что в этом мире живёт
Всё, что дышит, любит, поёт,
Всё, что мы природой зовём
Пусть живёт, пусть живёт в сердце твоём!
Приложение 1
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
В живой
природе всё устроено удивительно разумно
и правильно. Проживающие вместе сообщества
растений и животных образуют экологические
цепочки.
Посмотрим, как они устроены.
Вот, например, как выглядит экологическая цепочка нашего леса. Деревья, травы и кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зелёных листочков - травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят то, что сделали растения. Кто же листочков- то зелёных не любит? Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники- волки, лисы, рыси. Чуть замешкался заяц - и пиши, пропало!. Но ведь и волк, и лиса, и рысь поживут своё и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят, их тела под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям. А растения опять займутся переработкой минеральных веществ, превращая их в свои клетки. Вот это и есть экологическая цепочка, в которой каждое животное или растение как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.
Тема «Лес и его обитатели»
Разработка урока окружающего мира во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века».
Цель урока: Повторить, закрепить и углубить знания детей о царстве живой природы.
Задачи урока:
Образовательные
-
Раскрыть и объяснить связи между жителями лесного сообщества
-
Организовать групповую работу по моделированию леса как лесного сообщества;
-
Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу
Развивающие
-
Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы
-
Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся
-
Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения
-
Развивать логическое мышление.
-
Развивать навык работы на компьютере
-
Развивать у детей чувство уверенности в своих возможностях.
Воспитательные
-
Воспитать детей бережному отношению к лесу
-
Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы
Ход урока:
-
Организационный момент.
Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
-Послушайте вступление к уроку и определите тему. (Классическая музыка)
-Учитель:
Много на нашей земле разных чудес:
И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни.
Но, пожалуй, самое большое чудо- это лес!
Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и столько же всего услышишь и увидишь!
Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит
Сколько же здесь всяких тайн!
«Лес его обитатели»(слайд1)
Учитель:
Мы сегодня входим в лес,
Полон сказок и чудес
Кто в лесу таиться?
Что за зверь? какая птица?
Всё узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны! (слайд 2)
-Сегодняшний урок мы проведём в виде игры. В нашей игре 4 этапа. Итак, отправляемся в путь!
-
Актуализация знаний
Посмотрите на картинки, запишите в 3 столбика названия лесных обитателей.
Операторов попрошу занять места за компьютерами, создайте таблицу из трёх колонок и 8 строк
(слайды: , дети записывают названия лесных обитателей в таблицу, а операторы печатают в таблицу на компьютерах)
Физкультминутка для глаз
(слайд 19)
3.Работа над новым материалом
Переходим к следующему этапу игры. Он называется (слайд 20)- лесные цепочки.
Американский учёный сформулировал один из законов экологии .
Давайте рассмотрим как действует экологическая цепочка.( слайд 21) (приложение1)
4. Проектная работа в группах «Лесное сообщество»
1,2,3 группы Перед вами листы (конверты с картинками) наклейте их на листы и составьте цепочку |
Учащиеся в течение 10 минут работаю над составлением экологической цепочки. Далее представитель группы защищает проект, а остальные ребята оценивают.
После защиты всех проектов делаем общий вывод: все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща, поэтому лес называют природным сообществом
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель: -Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу- вы поднимаете руки, если деревья и кустарники- поворачиваете головой по сторонам, если грибы- приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны!
(кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза)-МОЛОДЦЫ!
6. ЧТО ДАЁТ НАМ ЛЕС?
Учитель:- Люди всегда понимали, что без леса жизнь на планете невозможна. С древних времён лес, верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт лесных продуктов-ягод, грибов. Вскоре они научились делать орудие и кров, охотиться на зверей, но время шло. Общество развивалось, потребности человека росли. И сейчас лес играет огромную роль в жизни людей.
( просмотр презентации ЧТО даёт нам лес?) ( cлайды 22-30)
Учитель:
- Возьми- ка скорей карандаш и тетрадь –
тоже сделанные из дерева! – и запиши всё,
чем тебя одаривал лес.
7. Работа в рабочих
8. Составление правил поведения в лесу
Ситуации.
-
Ребята отдыхали в лесу. Кто-то заметил «ТИХО» , очень даже птицы, не поют. Скучно. Давайте включим музыку.
-
Ребята вырыли яму под кустом и сложили в неё весь мусор, который остался у них после отдыха
-
На земле валялась бумага, мятые пакеты. Всё это сожгли на костре.
Учитель:
- Лес прочное природное образование! Леса существуют на земле сто, тысячи лет и НИКТО И НИЧТО не может уничтожать лес.
-Так ли это?
-Кто может уничтожить лес?
- Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? (работа по учебнику).
-Какие вы знаете правила? (Чтение правил, слайды 31-36)
8. Подведение итогов
Много разных авторов писали о природе.
Чтение стихотворений о временах года ( приложение 2) ( слайды 37-40)
Выводы:
-Что запомнили?
- Что узнали нового?
- Что было самым интересным?
Песня «Мир не прост» ( приложение 3 ) (слайды под музыку 41-50)
Разработка урока по окружающему миру для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор учебника Н.Ф. Виноградова
Тема: «Лес и его обитатели».
Данный урок разработан и проведен с учетом возрастных особенностей детей. Цель данного урока: повторить, закрепить и углубить знания детей о царстве живой природы. Для достижения поставленной цели выбран тип – урок закрепление пройденного материала. Учащиеся на данном этапе своего развития закрепляют, обобщают, систематизируют знания, полученные на протяжении изучения раздела «Царство живой природы», закреплять понимание значения слов (животные, растения, грибы, природное сообщество). Для более успешного результата усвоения материала выбрана нетрадиционная форма- урок - компьютерная игра. Все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. В завершении урока проблемная задача решена.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»