Урок "Знаки препинания при однородных членах предложения"
Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания обучающихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений обучающихся с нарушением интеллекта осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей школьников с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни.
Актуальность данной разработки состоит в том, что урок направлен на развитие устной и письменной речи как средства общения, формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью белее успешную социальную адаптацию. Основным вопросом урока является обучение школьников с интеллектуальной недостаточностью построению речевого высказывания как в устной, так и в письменной форме.
Тема урока выбрана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и календарно-тематическим планированием по предмету, утверждённым директором школы-интерната. Это 8-й урок по разделу «Предложение».
Тип урока по дидактическим целям – урок закрепления знаний и умений (практический урок). Для усиления мотивации обучающихся урок проводится в нетрадиционной форме – урок-редакция школьной газеты.
Урок традиционно начинается с организационного момента, где учитель мотивирует обучающихся на активную работу. Далее следует словарная работа, которая направлена на развитие у обучающихся умения выделять словарные слова в устной речи и правильно записывать их, обобщать слова по определённому признаку, классифицировать.
Следующим структурным элементом урока является актуализация знаний, повторение, при проведении которого используются словесный метод – беседа, а также наглядный и элементы поискового метода – наблюдение за схемами, их сравнение, подведение обучающихся к самостоятельному выводу и формулировке темы урока на основе сделанного вывода.
Основная часть урока направлена на закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. В ходе основной части урока учитель закрепляет, обобщает знания обучающихся по теме «Однородные члены предложения», а также умение анализировать изобразительные средства языка, свойственные художественному стилю письменной речи. Итогом основной части урока становится работа над составлением текста описательного характера по опорным схемам.
Дифференциация обучения и индивидуальный подход реализуются учителем в использовании карточек разной степени трудности, возможности при необходимости пользоваться памятками, индивидуальной помощи учителя, что позволяет включить в активное учебное поведение каждого ученика.
Коррекционная направленность урока реализуется в использовании специальных упражнений по развитию и коррекции психических функций обучающихся: развитие умения обобщать, классифицировать, исключать лишнее на основе работы со словарными словами, умения сравнивать, находить общие и отличительные признаки на основе сравнения различных стилей речи; развитие письменной речи на основе составления текста-описания по опорным словам.
В ходе урока учитель работает над сохранением и укреплением здоровья обучающихся, что выражено в использовании специальных упражнений для укрепления зрения с помощью схемы зрительно-двигательных траекторий по методике В.Ф.Базарного, проведении релаксационной паузы, контроле за осанкой обучающихся при выполнении письменной работы. Количество видов деятельности, их чередование позволяет предупредить утомляемость обучающихся, сохранить активное учебное поведение в течение всего урока.
Итог урока подводится в форме беседы. Кроме того, итогом урока становится макет газеты, «выпущенной» и «отредактированной» обучающимися на уроке.
Для подготовки урока используется следующая литература:
- С.Ю. Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием».
- А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания».
муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, село Красное
Методическая разработка
урока письма и развития речи
в 7 классе
«Знаки препинания при однородных членах предложения»
по программе для специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида
под редакцией В.В. Воронковой
учебник Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская
«Русский язык 7 класс»
|
Составитель: Сизикова Наталья Альбертовна, учитель письма и развития речи |
Конспект урока письма и развития речи
7 класс
Тема урока. Знаки препинания при однородных членах.
Тип урока. Урок-закрепление знаний
Цель. Развитие коммуникативной функции речи учащихся старших классов c интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
-
Образовательные:
- закреплять умение находить однородные члены в предложении, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
- закреплять умение различать научный и художественный стили речи;
- закреплять умение развёртывать текст-описание на основе данного начала, по опорным словам, правильно употреблять предложения в структуре текста.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать устную и письменную речь обучающихся;
- развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом;
3. Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- прививать интерес к творчеству Кузбасских поэтов.
Оборудование. Макет газеты, опорные карточки «Однородные члены предложения», карточки со стихотворением о весне, схемы однородных членов, карточки с текстом-описанием, разъёмная таблица-схема «Знаки препинания при однородных членах», карточки для определения стиля речи.
Ход урока |
|||||||
1. Орг. момент. - Проверьте, всё ли готово к уроку? - Ребята, на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. - Сегодня у нас не простой урок. Наш урок превращается в редакцию школьной газеты. А мы с вами – в редакторов, которые помогут сделать выпуск газеты грамотным и интересным. |
|||||||
а) Учитель зачитывает народные приметы о весне. Обучающимся предлагается на слух найти в предложении словарное слово и записать его в тетрадь. - Утром пасмурно – к обеду на небе высокие кучевые облака – жди завтра солнечную погоду. - Воробьи сидят, нахохлившись – быть дождю. - Чем раньше распустится берёзовый лист, тем теплее будет лето. - Закуковала кукушка – морозам больше не бывать. - Перед дождём жимолость облеплена насекомыми. - На какую тему записанные вами слова? (Природа). - Запишите слово природа в тетрадь. б) Проверка правильности написания словарных слов по таблице. - На какие две группы можно разделить эти слова? (слова, связанные с живой природой и с неживой природой) - Какое из записанных словарных слово лишнее и почему? (берёзовый). - О каком времени года эти народные приметы? (о весне) - Правильно, ребята. Выпуск нашей газеты будет посвящён весне. (Выставляется 1 и 2 страница газеты) (Приложение 1). |
|||||||
- Какую большую тему мы изучаем? (предложение). - Рассмотрите 2 схемы и скажите, чем они отличаются друг от друга? (схемы записаны на доске) 1. 2. (второе предложение с однородными членами). - Догадайтесь, с какими предложениями мы будем работать сегодня на уроке? (предложения с однородными членами). - Правильно. Тема сегодняшнего урока «Знаки препинания при однородных членах». Знакомство с задачами урока. - В ходе урока мы вспомним, что такое однородные члены предложения, будем закреплять умение правильно расставлять знаки препинания при них. Будем работать с текстом. - Вспомните, что такое однородные члены предложения? (по опорным карточкам). - Прочитайте стихотворение кузбасского поэта Александра Пинаева и найдите в нём однородные члены.
- Как в данном стихотворении соединяются однородные члены? (без союзов и с помощью одиночного союза и). - Подберите схемы соответствующие однородным членам и запишите предложения в тетрадь. Набухли о, о. Ватага о, о, о, о. Река о и о - С помощью, каких союзов ещё могут соединяться однородные члены? (с помощью союзов а, но). - Дополните предложения однородными членами в соответствии с этими схемами: Весеннее солнышко яркое, но ________. - Вспомните и восстановите схему расстановки знаков препинания при однородных членах. (работа со схемой). Знаки препинания при однородных членах Запятая ставится Запятая не ставится Схема Схема Схема Схема (Выставляется третья страница газеты) |
|||||||
- релаксационная пауза под музыку. - зарядка для глаз (по методике Д.Б. Базарного).
|
|||||||
- Прочитайте текст на карточках. Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые серые. Ива среди низ, как букет, да не простой а золотой. Ива – лиственное растение. Каждый ивовый барашек – пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. (по В. Бианки) - Найдите в тексте предложения с однородными членами. - Расставьте в карточке знаки препинания в соответствии со схемой. - К какому типу относится данный текст? Докажите свою мысль. (Текст-описание, так как описывается предмет. Можно задать вопрос: ива какая? Можно подобрать картинку ивы) (Приложение 2). - Найдите в тексте сравнения. (Ива как букет, барашки как цыплята). - Можем ли мы понять, нравится автору ива или нет? - К какому стилю речи можем отнести это описание: к научному или художественному? Докажите. (художественное, так как автор выражает своё отношение к иве, сравнивает иву с букетом, ивовые барашки - с цыплятами.) - Какое предложение не совсем подходит к художественному описанию? (4). - Выберите подходящий заголовок к тексту: «Ива», «Золотой куст». - Запишите исправленный текст в тетрадь. (1 человек пишет на карточке). - Найдите по описанию среди картинок цветущую иву. Что помогло вам её узнать? (Выставляется четвёртая страница газеты) |
|||||||
6. Самостоятельное составление текста-описания весеннего цветка по данному началу, концу и опорным словам. - Ребята, мы подошли к самому сложному и ответственному заданию. Вы, наверное, не раз видели, как люди, соскучившись за зиму по ярким краскам и приятным запахам, весной срывают только что распустившиеся цветы, чтобы недолгое время полюбоваться ими, а потом выбросить, ведь век сорванного цветка так недолог. Нам нужно составить для нашей газеты текст-описание весеннего цветка. Так, чтобы, этот текст не просто рассказал о цветке, а тронул души людей. Чтобы каждый человек, прежде чем сорвать цветок, сначала задумался: «А стоит ли это делать?». Послушайте стихотворение и догадайтесь, описание какого весеннего цветка мы должны составить.
- Рассмотрите таблицу. В каком столбике даны слова и выражения для описания предмета в научном стиле, а в каком – для художественного описания?
- Как вы думаете, в каком стиле мы должны описывать цветок, чтобы достичь своей цели? (в художественном стиле). - Оставьте строку для заглавия. - Запишите начало текста в тетрадь. Как запишем начало текста? (с красной строки). С приходом весны всё оживает.
- Распределите опорные слова соответственно частям цветка.
Что делает? Где? От чего? 1. ландыш расцветает в лесной глуши 2. хрупкий цветок прячется от посторонних лаз У чего? Какие? 3. листья у цветка крупные гладкие блестящие у него
Какой? Что делает? Между чем? 4. стебель тоненький выглядывает между листьями стебелёк Какие? Что делают? Как? На чём? 5. цветки белые дрожат как на ниточках на стебельке жемчужинки на нём - Составьте предложения устно по опорным словам. - Запишите основную часть. Как запишем? (с красной строки). - Запишите заключение (с красной строки). Эти хрупкие цветы украшают лес. Не рви их. - Как можно озаглавить наш текст? Запишите заголовок. (1 человек пишет на карточке). - Прочитайте текст, который у вас получился. - Как вы думаете, справились ли мы с задачей? (Текст прикрепляется на страницу газеты). |
|||||||
- С какими предложениями работали на уроке? - При помощи чего могут соединяться однородные члены? - В каком стиле учились составлять текст на уроке? - Чему научил вас этот урок? |
|||||||
10. Домашнее задание: Упр. 323, стр. 246. Разбор домашнего задания. |
|||||||
|
|||||||
Литература:
|
Приложение 1
Приложение 2
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»