Дополнительная образовательная программа детей "Самоделкин"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
городского округа г.Фролово Волгоградской области
УТВЕРЖДЕНА
Методическим советом
МБОУ ДОД «ЦДТ»
Протокол № 1 от 02.09.2011г.
Директор МБОУ ДОД «ЦДТ»
__________________(Т.В.Пирова)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
Срок реализации: 1 года
Направленность: прикладная
Разработчик: Ерохина Наталия Евгеньевна
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Самоделкин» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и на основании нормативно- правовых документов:
1.Закон об образовании РФ, ст.9 ( в редакции, введённой в действие с 19.01.1996 г. Федеральным законом от 13.01.1996 г. №12-ФЗ, с изменениями на 22.08.2004 г.)
2.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. №27).
3.Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844)
4. Модель программы дополнительного образования детей (разработана д.п.н., профессором Н.М.Борытко, к.п.н., профессором А.Н.Кузибецким и утверждена Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области, 2006 г
5. Дополнительная программа «Художественное творчество» автор Т.Н. Проснякова.
6.Дополнительная программа «Мир бумаги» автор Е.И. Лепилина.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, в начальной школе являются актуальными, т.к. решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Направленность программы: «Самоделкин» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – одногодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей младшего школьного возраста с элементами дизайна, декоративно – прикладного искусства.
Тематика занятий по программе обширна – это игрушки из бумаги и картона, открытки, сувениры для украшения интерьера; необычные поделки из бросового материала и замечательные сувениры из бисера.
Новизна программы состоит в том, что впервые осуществляется обучение детей изготовлению игрушек разных по назначению (игровая, декоративная), из различных по виду и способам обработки материалов. Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми – программа дополнена элементами свободного творчества (изготовление подарков, сувениров, открыток к праздникам и др. по индивидуальному выбору).
Педагогическая целесообразность программы- её содержание нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.
Цель программы – реализация концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков при создании декоративных изделий.
Задачи:
Обучающие:
-
Формировать у детей устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности;
-
Обучать умению моделировать и конструировать игрушки из различного материала, умению передавать с помощью форм и материалов образы реальной жизни;
-
Обучать детей владению различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Развивающие:
-
Развивать образное и пространственное мышления, фантазию ребёнка;
-
Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
-
Развивать аналитическое мышление и самоанализ
Воспитывающие:
-
Формировать творческое мышление, стремление сделать – смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при изготовлении различных поделок;
-
Формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.
-
Воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.
Программа «Самоделкин» имеет ряд отличительных особенностей от уже существующих в этой области программ:
1. Образовательный процесс организуется как гибкая система, адаптированная к различным ситуациям личностного развития ребёнка;
2. Изучение народных традиций и региональных особенностей осуществляется в тесной взаимосвязи с современным дизайном;
3. Программа ориентированна на применение широкого комплекса приёмов и методов работы с различными видами материалов;
4.Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели;
5.Указанный в программе план занятий не предполагает прохождения тем в строгой последовательности;
6.Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-8 лет.
У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно - образное мышление и эмоционально- чувственное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно –эстетическом воспитании.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа « Самоделкин» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника.
Методы обучения: передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Формы занятий: программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
-
Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, оформление;
-
Способы соединения деталей: клеем, нитками, плетением, подвижным соединением;
-
Способы контроля по шаблону;
-
Словарь терминов;
-
Все изученные способы изготовления игрушек;
-
Виды материалов, обозначенные в программе их свойства, название,
назначение и способы обработки;
-
Приемы правильной и безопасной работы с инструментами и
приспособлениями;
Учащиеся должны уметь:
-
Организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
-
Изготавливать изделия по образцу, рисунку, инструкционным картам;
-
Работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе;
-
Использовать различные материалы в изготовлении одной поделки;
-
Применять разные способы соединения деталей;
-
Изготавливать игрушки всеми изученными способами и под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
-
Работать индивидуально и группами.
Учащиеся могут знать:
-
Способы изготовления поделок из материалов, не указанных в программе;
-
Приемы работы с инструментами приспособлениями, не изучаемыми на
данном этапе.
Учащиеся могут уметь:
-
Самостоятельно вырезать простейшие детали без шаблона;
-
Использовать в оформлении игрушек материалы, не указанные в программе;
-
Пользоваться инструментами и приспособлениями, не изучаемыми подробно на данном этапе;
У учащихся будут сформированы:
-
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Учащиеся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-
выраженной познавательной мотивации;
-
устойчивого интереса к новым способам познания;
-
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Промежуточный контроль
-
Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
-
Фронтальная и индивидуальная беседа.
-
Цифровой, графический и терминологический диктанты.
-
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
-
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретённые знания на практике.
-
Решение кроссвордов.
-
Игровые формы контроля.
-
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и индивидуальную творческую работу с использованием различных материалов.
Очень важно положительно оценивать работы ребёнка, что является хорошим стимулом для него. Необходимо отметить и недостатки, но похвала должна предварять и завершать оценку.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема |
часы |
||
теория |
практи-ка |
всего |
|
Вводное занятие. |
1 |
-- |
1 |
I. Исследовательская работа «Как родилась бумага» |
1 |
-- |
1 |
II. Бумажный мир.
|
5 |
21 |
26 |
2.1.Виды бумаги и картона, свойства, способы обработки, графическая грамота;
2.2. Моделирование и конструирование плоскостных игрушек:
2.3. Моделирование и конструирование объёмных игрушек:
2.4. Новогодние игрушки;
|
1 2
1 1 |
-- 7
7 7 |
1 9
8 8
|
III. Оригами. |
4 |
6 |
10 |
3.1. Базовые формы; 3.2. Фигурки животных и птиц
3.3. Модели транспорта
3.4. Простое складывание по развёртке
|
1 1 1 1 |
1 2 2 1 |
2 3 3 2 |
IV. Работа с бросовым материалом. |
2 |
5 |
7 |
4.1. Виды бросового материала и способы обработки; 4.2. Конструирование игрушек из готовых форм:
|
1 1 |
-- 5 |
1 6 |
|
3 |
9 |
12 |
5.1. Основные приёмы бисероплетения. 5.2. Плетение плоскостных игрушек:
5.4. Оформление панно. |
1 1 1 |
-- 8 1 |
1 9 2 |
|
3 |
9 |
12 |
|
1 1 1 |
5 3 1 |
6 4 2 |
|
1 |
1 |
2 |
Итоговое занятие. |
1 |
-- |
1 |
ИТОГО: |
|
|
72 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Знакомство с учащимися и родителями, ознакомление с планом работы кружка, организацией занятий, правилами по ТБ, правами и обязанностями кружковцев.
Форма занятия: экскурсия по зданию, беседа, демонстрация работ уч-ся.
Раздел I. Поисковая работа.
1.1. Как родилась бумага.
Знакомство с происхождением бумаги. Её значение в жизни человека. История развития производства бумаги. Проведение кружковцами поисковой работы и подготовка сообщений.
Форма занятия: путешествия по страницам истории.
Дидактический и наглядный материал: видеофильм «Рождение бумаги».
Раздел II. Бумажный мир.
2.1.Виды бумаги и картона, свойства, способы обработки,
графическая грамота.
Знакомство с видами бумаги и картона, основными свойствами, способами обработки и соединения деталей, измерительными и чертежными инструментами. Графическая грамота. Правила безопасной работы с инструментами.
Форма занятия: практикум, на котором опытным путём изучаются свойства, способы обработки бумаги.
Необходимые инструменты: ножницы, циркуль, канцелярский нож, степлер.
Дидактический и наглядный материал: коллекция различных видов бумаги, игра на знакомство «Снежный ком».
2.2. Моделирование и конструирование плоскостных игрушек.
Знакомство с симметричным и свободным вырезанием, с использованием шаблонов, с помощью которых можно изготовить выкройки различных поделок. Способы и приемы разметки при помощи шаблонов. Изготовление изделий и отдельных деталей из бумаги в один слой и сложенной вдвое. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи переплетения фигурных блоков и полос; в) подвижным соединением. Знакомство с изготовлением игрушек из готовых форм.
Практическая работа.
Изготовление игрушек из заданного количества одинаковых или разных форм (страусенок). Плетение игрушек из фигурных блоков ( клубничка). Динамические игрушки (заяц, колобок ).
Формы занятий: практическая работа, игра-викторина «Кукольный театр».
Инструменты и материалы: ножницы, фломастеры, кисти, клей, цветная бумага, картон.
Дидактический и наглядный материал: образцы изделий, игра «Колумбово яйцо».
2.3.Моделирование и конструирование объемных игрушек.
Знакомство с изготовлением игрушек путем сминания, сгибания, складывания бумаги, скручивания бумажных полос. Знакомство с щелевым соединением. Художественное конструирование на основе базовых форм.
Практическая работа.
Изготовление игрушек путем сминания и скручивания бумаги ( божья коровка). Изготовление новогодних игрушек (гирлянды, фонарики, подвески). Игрушки на основе конуса, цилиндра, куба, параллелограмма (котик, петушок, рыцарь).
Формы занятий: практическая работа - создание творческих работ на основе демонстрационного материала, просмотр видеоматериала.
Инструменты и материалы: ножницы, фломастеры, кисти, клей, цветная бумага, картон.
Дидактический и наглядный материал: образцы изделий, видеоматериал «Бумажный мир».
2.4. Новогодние игрушки.
Знакомство с изготовлением новогодних игрушек. Использование щелевого соединения, ажурного вырезания. Создание объёмных изделий из одинаковых деталей путём склеивания.
Практическая работа.
Изготовление игрушек путем склеивания одинаковых деталей (гирлянда, шары), игрушки изготовленные щелевым соединением (фонарики, цыплёнок), ажурные игрушки (снежинки, ёлочка).
Формы занятий: творческая лаборатория, конкурс «Лучшее новогоднее украшение».
Инструменты и материалы: ножницы, фломастеры, кисти, клей, цветная бумага, картон, гофрированная бумага.
Дидактический и наглядный материал: образцы изделий, зимние загадки, ребусы, шарады.
Раздел III. Оригами.
3.1. Базовые формы.
Знакомство с историей оригами - древнего японского искусства складывания из бумаги. Приёмы работы в технике оригами. Правила складывания базовых форм – основных заготовок.
Практическая работа.
Выполнение базовых форм: треугольник, стрела, дверь, конверт, водяная бомба, рыба, квадрат.
Формы занятий: рассказ, беседа «Японское искусство из бумаги».
Инструменты и материалы: ножницы, линейка, цветная и писчая бумага,
Дидактический и наглядный материал: образцы изделий, видеофильм «История оригами».
3.2. Фигурки животных и птиц.
Знакомство с изготовлением животных и птиц на основе базовых форм. Самостоятельная работа со схемами.
Практическая работа.
Изготовление игрушек на основе базовых форм: собачка, лиса, аист.
Формы занятий: творческая лаборатория, выставка детских работ.
Инструменты и материалы: ножницы, линейка, цветная и писчая бумага,
Дидактический и наглядный материал: образцы изделий, игра «Танграмм», схемы.
3.3. Модели транспорта.
Знакомство с изготовлением моделей транспорта на основе базовых форм. Выполнение дополнительных деталей путём разрезания основы.
Практическая работа.
Складывание игрушек: самолёт, лодка.
Формы занятий: игра «Волшебные ножницы», соревнование по запуску самолётов.
Инструменты и материалы: ножницы, линейка, цветная и писчая бумага,
Дидактический и наглядный материал: образцы изделий, игра «Развиваем пальчики».
3.3. Складывание по развёртке.
Знакомство с изготовлением объёмных поделок на основе развёртки. Повторение графической грамоты.
Практическая работа.
Складывание игрушек: лошадь, верблюд.
Формы занятий: практическая работа, игра-викторина «В мире животных».
Инструменты и материалы: ножницы, линейка, цветная и писчая бумага,
Дидактический и наглядный материал: образцы изделий, иллюстрации животных.
Раздел IV. Работа с бросовым материалом.
4.1. Виды бросового материала и способы обработки.
Знакомство с видами бросового материала (пенопласт, кусочки поролона, разные коробки, пластиковые бутылки, колпачки, стаканчики, кондитерские упаковки и многое другое), способами обработки и использованием в оформлении изделий. Информация о разнообразии поделок из бросового материала. Применение ненужного материала в изготовлении вещей современного дизайна. Важность процесса использования бросового материала: сохраняются природные ресурсы, а старые использованные и уже ненужные вещи и материалы получают новую жизнь. Правила безопасной работы с инструментами.
Форма занятия: тестирования или анализа.
Инструменты и материалы: ножницы, кусачки, шило, нож, швейная игла.
Дидактический и наглядный материал: стенд-раскладушка «Отходы в доходы»
4.2. Конструирование игрушек из готовых форм.
Знакомство с материалом, используемым в работе (коробки разного размера). Способы оклеивания коробок и скрепления между собой. Дополнение образа необходимыми деталями для придания большей выразительности. Использование разного материала в оформлении поделки. Преобразование бросового материала в забавные игрушки, на основе воображения и собственного видения образа.
Практическая работа.
Изготовление игрушек из спичечных коробков (грузовик). Изготовление мебели для куклы, путем вырезания из пустых коробок (стол, стул, кресло). Игрушки – сувениры.
Форма занятия: практическая работа, игра – викторина «Дом».
Инструменты и материалы: ножницы, кусачки, шило, нож, швейная игла.
Дидактический и наглядный материал: иллюстрации.
Раздел V. Бисероплетение.
5.1. Основные приёмы бисероплетения.
Знакомство с материалом и инструментами, используемыми в работе. Применение стекляруса, страз и бус в изготовлении и оформлении игрушек. Знакомство с основными приемами работы с бисером (низанием и плетением). Правила безопасной работы с бисером.
Форма занятия: игра, выставка с демонстрацией готовых образцов. Кружковцы наглядно знакомятся с разнообразием изделий из бисера.
Необходимые инструменты: кусачки, ножницы, проволока, леска.
Дидактический и наглядный материал: коллекция отделочных материалов и бисера.
Практическая работа.
Образцы низания цепочки и сетки, плетения крестиком. Соединение отдельных рядов.
5.2. Плетение плоскостных игрушек.
Знакомство с встречным плетением. Использование проволоки разного диаметра в качестве основы. Использование в работе опорных схем. Сочетание в одной игрушке бисера разной цветовой гаммы, диаметра и формы.
Изучение методов закрепления основы из бисера. Соединение отдельных деталей. Творческий подход к изготовлению и оформлению игрушек из бисера.
Практическая работа.
Птицы, животные, рыбы, насекомые и сказочные герои.
Формы занятий: творческая мастерская, беседа.
Необходимые инструменты: кусачки, ножницы, проволока.
Дидактический и наглядный материал: демонстрационные образцы, схемы.
5.3. Оформление панно.
Знакомство с использованием различных материалов в качестве основы, с видами прикрепления деталей к основе – при помощи клея и пришивной способ. Эстетическое оформление панно. Создание художественного образа, законченность темы.
Практическая работа.
Панно «Приходи сказка» с использованием сказочных героев.
Формы занятий: творческая мастерская, выставка поделок.
Необходимые инструменты: ножницы, проволока, леска, бисерная игла.
Дидактический и наглядный материал: иллюстрации вариантов изделий.
Раздел VI. Аппликация.
-
Аппликация из бумаги.
Знакомство с различными видами аппликации, рациональными способами работы с бумагой. Изучение технических приёмов, изобразительных средств и используемых материалов в аппликации. Использование салфеток в аппликации.
Практическая работа
Изготовление панно «Рождественские ангелочки», на основе симметричного вырезания, «На лесной полянке» - полуобъёмная аппликация, «Зимняя сказка»- сюжетная композиция из салфеток, «Цыплята» - полуобъёмная аппликация из гофрированной бумаги, открытки с элементами аппликации.
Формы занятий: беседа, демонстрация видеоматериала, практическая работа.
Необходимые инструменты: ножницы, кисть, картон, цветная и гофрированная бумага, клей.
Дидактический и наглядный материал: иллюстрации вариантов изделий, фильм «Аппликация».
-
Аппликация из природного материала.
Знакомство с рациональными способами работы с природным материалом. Технические приёмы изготовления аппликации из природного материала. Изучение различных способов соединения деталей (при помощи клея, пластилина).
Правила безопасной работы с инструментами.
Практическая работа
Изготовление панно из арбузных и дынных семян, соединение деталей пластилином, панно «Рыбка» из сушёных листьев и кленовых крылаток, карандашница на основе пластилина из семян, гороха, фасоли, проса.
Формы занятий: творческая лаборатория, беседа «Дары природы», выставка творческих работ.
Необходимые инструменты: ножницы, кисть, картон, цветная бумага, клей, пластилин.
Дидактический и наглядный материал: коллекция природного материала
-
Аппликация из пластилина.
Знакомство с правилами работы с пластилином, инструментами и приспособлениями, правилами личной гигиены. Сочетание в одной поделке пластилина разной цветовой гаммы, правильный подбор цветов пластилина при смешивании. Изготовление основы для панно путём нанесения тонкого слоя пластилина на картон, выполнение тонирования. Обратная аппликация.
Практическая работа
Изготовление панно «Снеговик», натюрморт «Утро», обратная аппликация «Бабочка».
Формы занятий: творческая лаборатория, конкурс на самую аккуратную работу.
Необходимые инструменты: картон, пластилин, стек, доска.
Дидактический и наглядный материал: видеофильм «Сами своими руками».
VII. Свободное творчество
Закрепление и совершенствование навыков по изготовлению изделий с использованием ранее изученных материалов, коллективная работа.
Практическая работа
Изготовление изделий по выбору с применением ранее полученных знаний, умений и навыков.
Формы занятий: сказка, аукцион знаний.
Необходимые инструменты: применяемые по программе.
Дидактический и наглядный материал: видеофильм «Сами своими руками».
Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Участие в закрытии кружкового сезона. Приглашение родителей. Родительское собрание в кружке. Поощрение наиболее активных учащихся. Вручение благодарственных писем родителям. Рекомендации по работе в летний период.
Форма занятия: праздник.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создаёт многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд, обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
В работе с разделами «Бумажный мир» и «Аппликация» большую помощь окажут книги серии «Любимый город» автор Т.Н. Проснякова, в разделе «Оригами» книга «Забавные фигурки. Модульное оригами», а также рабочая тетрадь «Школа волшебников». Эти пособия можно использовать как логическое продолжение основного курса «Технология» по системе развивающего обучения Л,В, Занкова. Также они могут быть использованы и учащимися, занимающимися по другим образовательным программам. В разделах «Работа с бросовым материалом» и «Бисероплетение» рекомендуется использовать книгу М.И. Нагибиной «Чудеса для детей из ненужных вещей» и книгу Е.Н. Виноградовой «Большая книга бисероплетения».
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие необходимого материала:
Дидактический материал:
-
Игры на знакомство «Снежный ком», «Имена»;
-
Викторины «Инструменты и материалы», «Зимние загадки»;
-
Индивидуальные карточки для тестирования по оригами;
-
Учебные элементы;
-
Тренировочные упражнения;
-
Разноуровневые задания;
-
Развивающие игры «Танграмм», «Колумбово яйцо».
Наглядный материал:
-
Плакаты;
-
Демонстрационные работы и образцы;
-
Технологические карты;
-
Инструкционные карты;
-
Стенды (правила техники безопасности, образцы бумаги);
-
Схемы (базовые формы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры, схемы плетения из бисера).
Раздаточный материал:
-
Опорные схемы;
-
Выкройки;
-
Шаблоны;
Минимальный набор инструментов:
-
Ножницы – 15 шт.;
-
Иголки, булавки, шило;
-
Крючки для вязания – 15 шт.
-
Линейка – 10 шт.;
-
Циркуль – 2шт.;
-
Карандаши– 15 шт.;
-
Кисточки – 15 шт.;
Минимальный набор материалов:
-
Цветная бумага, картон, клей ПВА;
-
Нитки х\б, пряжа;
-
Ткань;
-
Бисер;
-
Бросовый материал (коробки, пластиковые бутылки, баночки, колпачки, использованные фломастеры);
-
Леска, проволока
Приспособления:
-
Подставка под ножницы;
-
Игольницы
Оборудование:
-
ТСО - DVD, магнитофон;
-
Музыкальные произведения и видеофильмы посвящённые военной и патриотической тематике;
-
Детские музыкальные произведения;
-
Дидактические фильмы («Оригами», «Материал-бумага», «Волшебные ножницы», «Аппликация») ;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»// Директор школы №7, 2002.
2. ФГОС 2 поколения для начальной школы – М.: Просвещение, 2010 г.
3. Дополнительное образование в кружках детско-юношеского центра
Волгоград, 1996 .
4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей. // Вестник образования №15, 2003 г.
5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога:
Методическое пособие.- Волгоград, 1998.
6. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина.
Литература для детей.
1. «Школа волшебников». Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 1 класс.
2. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль “Академия развития”, 1998.
3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль. “Академия развития”, 1997.
4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль “Академия развития”, 2001.
5. Виноградова Е.Н. Большая книга бисера. – М., “Олма-пресс”, 2000.
6.Литвиненко В.М. Игрушки из ничего. – Санкт-Петербург, “Кристалл” 2000.
7. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.
8. Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.
9. Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.
10. Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.
11. Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.
12. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2011
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
городского округа город Фролово
Волгоградской области
Утверждён
Методическим советом
МОУ ДОД ЦДТ
Протокол № 4 от 17. 10. 2010г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Возраст детей: 10-16 лет
Срок реализации: 17 часов
Направленность: прикладная
Разработчик: Ерохина Наталия Евгеньевна
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Традиции и обряды наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребёнок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно. Ощущая на себе силу их воздействия.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Простые и красивые народные игрушки, желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребёнка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле и предназначении человека. В этом ряду куклы занимают особое место.
Русская традиционная кукла была больше, чем просто игрушка, - оберегала, развивала, забавляла, учила и даже избавляла от кошмарных снов. История куклы насчитывает многие века. Она появилась в русских семьях ещё в языческие времена и, пройдя рядом с человеком через эпохи, несколько раз сменив своё предназначение, остаётся любимой и востребованной и теперь. Она приходит к нам из глубины веков и доходчиво объясняет, кто мы и откуда пришли.
Педагогическая целесообразность элективного курса «Возвращение к истокам» очевидна. В настоящее время своеобразный кукольный «бум». Куклами увлекаются в силу профессиональных пристрастий или просто «для души». На прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых игрушек, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты. Кукла, сделанная руками, индивидуальна в своём роде. У неё своя история создания и свой неповторимый образ. Такая кукла, как и игрушка вообще, является не только музейным экспонатом или сувениром для украшения интерьера, но и традиционным, необходимым элементом воспитательного и обучающего процессов. Через игру и игрушку ребёнок познаёт мир, происходит его социализация в обществе.
Актуальность выбора данной темы определяется потребностями современного общества. Игровая кукла это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Это обычаи и обряды, связанные с самодельными куклами. Играя в куклы, дети как бы проигрывают взрослую жизнь, где каждая кукла выполняет свою функцию. И если мы будем больше говорить о традициях и культуре предков, то дети забудут покемонов и уменьшится влияние антикультуры.
Данный элективный курс начинается со знакомства с народными традициями и обрядами, и ролью в них народной куклы. Затем изучаются типы кукол, и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным.
Специфика курса «Возвращение к истокам» в том, что освоение учебных умений, навыков и способов человеческой деятельности обучающимися происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологии изготовления кукол. А уникальность работы с куклами - на занятиях интересно будет присутствовать и родителям, а в семье кружковцы смогут давать свои «мастер классы» демонстрируя собственные знания и умения, а совместный труд сближает взрослых и детей.
Элективный курс «Возвращение к истокам» имеет художественно -эстетическую направленность. Рассчитан на 17 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу и предназначен для учащихся 10-16 лет.
Цели курса: ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций.
Задачи:
-
Обобщение и углубление знаний по использованию куклы в обычаях и обрядах народов России;
-
Обучение детей конкретным технологиям, умениям и навыкам изготовления кукол своими руками.
-
Воспитание способности осмысления ребёнком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
-
Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда;
Формы и методы организации занятий: лекции, практикумы, исследовательская и поисковая работа. В зависимости от поставленных задач применяются различные методы обучения (объяснительно – иллюстрированный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и проектов).
Подведение итогов. Предполагается изготовление образцов сувениров, проектных изделий, выставки, участие в праздничных ярмарках, презентация творческих работ. В целях пропаганды совместного труда детей и родителей проведение «мастер – класса» по изготовлению кукол.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
После изучения курса учащиеся должны знать:
-
основные определения и понятия по программе курса;
-
роль куклы в традициях и культуре народов России;
-
типы и назначение кукол. Символику кукол;
-
календарные праздники, обряды и обычаи с использованием кукол;
-
способы изготовления кукол, материалы и технологические приёмы.
После изучения курса учащиеся должны уметь:
-
самостоятельно и творчески мыслить;
-
изготавливать традиционную куклу без ножниц и иглы;
-
различать кукол в зависимости от типа и назначения;
-
работать с материалом, используемым для изготовления народных кукол (натуральные ткани и природный материал: трава, сено, солома, мочало, камыш, дерево);
-
применять ранее полученные знания и умения в изготовлении сувенирной куклы ;
-
самостоятельно выполнять работу, используя образец;
-
самостоятельно подготовить к защите проектную работу;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Куклы в культуре и традициях народов России.
Традиционная народная кукла, как культурное наследие. Типы и назначение кукол: обрядовые, игровые. Куклы-обереги. Роль народной куклы в обучении и воспитании ребёнка. Отличительные особенности традиционной куклы от современной. Демонстрация кукол.
Способы изготовления, материалы и технологические приёмы.
Тема 2. Куклы-обереги.
Старинные поверья и обычаи. Куклы-обереги – носители доброго начала. Типы Берегинь и их назначение: от порчи и сглаза, от лихорадки и хвори, от тоски и кручины, обереги для дома, семьи и хозяйства. Куклы соломенные, травяные, набитые крупой, тряпичные куклы Берегини. Особенность обереговых кукол: они безлики и изготавливаются без прикосновения иглы.
Способы изготовления, материалы и технологические приёмы.
Практическая работа.
Изготовление кукол Куватка, День и Ночь, Неразлучники.
Тема 3. Символы христианских праздников.
Основные христианские праздники: Крещение, Масленица, Пасха, Троица. Традиции их празднования. Обрядовые куклы, их место в народных традициях и обычаях. Демонстрация кукол – символов календарных праздников. Способы изготовления праздничных кукол, материалы и технологические приёмы.
Практическая работа.
Изготовление кукол Коляда, Масленица, Пасхальная закрутка.
Тема 4. Игровые куклы.
Тряпичные и деревянные куклы. Куклы столбушки с прорисованными лицами. Куклы «на выхвалку». Куклы потешные с чертами охранной магии. Театральные куклы.
Способы изготовления игровых кукол, материалы и технологические приёмы.
Практическая работа.
Изготовление тряпичной куклы.
Тема 5. Дизайн-проект «Сувенирная кукла».
Поисковая работа с целью сбора кратких сведений о традиционном народном костюме, орнаментах, возможность их применения в изготовлении сувенирной куклы. Развитие идей, поиск вариантов. Выбор материалов.
Изготовление куклы. Использование знаний полученных при изучении курса в изготовлении проектного изделия. Экономический расчёт. Презентация куклы с использованием технических средств.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема занятия |
Общее кол-во часов |
Форма организации занятия |
1. |
Куклы в культуре и традициях народов России. |
1 |
Лекция |
2. |
Куклы-обереги:
|
5 |
Занятие с элементами исследовательской деятельности. Практикум по изготовлению творческих работ |
3. |
Символы Христианских праздников:
|
5 |
Занятие с элементами исследовательской деятельности Практикум по изготовлению творческих работ |
4. |
Игровые куклы. |
2 |
Занятие с элементами игровой деятельности. Практикум по изготовлению творческих работ |
5. |
Дизайн-проект «Сувенирная кукла». |
4 |
Занятие с элементами поисковой деятельности. Практикум по изготовлению проектных работ. |
|
ИТОГО: |
17 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. – Волгоград: «Учитель», 2009.
-
Газета «Вся Сибирь в одной газете» №10 от 08.03.2006. Играть по-русски.
-
Древние обрядовые куклы // www.RUKUKLA.RU
-
Кресень Б. Русские веды.- М.: «Наука и религия», 1992
-
Куклы – обереги. //http:// www. screen. ru/ gallery/ russian/ 5a. htm
-
Леви В.И. Искусство быть собой. –М.: «Чистые пруды», 1990.
-
Народы мира: истрико–этнографический справочник. – М.: «Советская энциклопедия», 1988.
-
Некрылова А.Ф. Круглый год: русский земледельческий календарь. М.: «Правда», 1991.
-
Петров И. Так получаются куклы. //http:// dob. 1 september. ru/ 2003/19/4. htm
-
Подари мне куклу.//http:// vecherhiy – kotlas. ru/ 2006/06/16
-
Статьи с сайта усадьбы «Берегиня».
-
Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А. Поровская Н.Д. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. – М.: «Просвещение», 2000.
-
Энциклопедия российских праздников. СПб.: «Респекс», 1997.
Приложение 1
Варианты кукол
День и ночь
Куватки
Неразлучники
Куклы - обереги
день и ноч
Коляда Масленица
Вербная Пасхальная закрутка
Символы Христианских праздников
Игровая кукла
Сувенирная кукла
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»