Конспект занятия по ИЗО деятельности для подготовительной группы детского сада "Осенний парк"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 Центр развития ребенка
КОНСПЕКТ
комплексного занятия
по
музыкальной и изобразительной деятельности
для детей логопедической подготовительной к школе группе
«Осенний парк»
Составила и провела:
воспитатель
Шишкина С.И.
Ноябрь
Красногорск. 2007г.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
-
Формировать у детей представления о пейзажной живописи, развивать творческие способности;
-
Продолжать учить детей передавать в рисунках характерные особенности деревьев, осенней листвы, осенней погоды;
-
Закреплять умение детей изображать деревья в ветреную и дождливую погоду;
-
Закреплять навык детей располагать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии («далеко» и «близко»), небольшими группами;
-
Учить использовать полученные представления изобразительные и технические для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы;
-
Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П.И.Чайковского (цикл «Времена года»);
-
Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, точно интонировать мелодию, закреплять навыки эмоционального, выразительного исполнения;
-
Закреплять умение детей самостоятельно двигаться и менять движения с изменением музыки; свободно ориентироваться в пространстве, отмечать в музыке темп и ритмический рисунок (с помощью хлопков);
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-
Экскурсия в парк;
-
Беседы об осени;
-
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов, «Лес осенью» А.Твардовский, стихи об осени А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Толстова, И.Бунина;
-
Рассматривание репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», И.Остроухова «Золотая осень», книжных иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
-
Пение песен об осени и слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года»;
-
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных пород деревьев;
-
Тонирование бумаги; изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
-
Декорация зала: осенний лес;
-
Репродукции картин художников об осени.
-
Тонированная бумага с изображением земли, неба и дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке.
-
Краски акварель, кисти мягкие № 2, 4, кисти щетина №4, тычки из паралона, банки с водой, салфетки, палитры для смешивания красок, зубные щетки;
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-
Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная к школе группа». Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2002г.
-
Т.А.Копцева «Природа и художник. Программа по изобразительному искусству». Москва, Творческий Центр «Сфера», 2001г.
-
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, «Просвещение», 1991г.
-
Т.А.Шорыгина «Деревья. Какие они?». Москва, «Гном и Д», 2001г.
-
Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году!?». Москва, «Гном и Д», 2000г.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В зале стоят декорации осеннего леса.
Под музыку дети входят в зал и попадают в «осенний лес».
Восп. Ребята сегодня мы с вами пришли не просто в музыкальный зал, а попали в лес. Какое время года в этом лесу? (Осень) Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они догадались, что в парке осень) Давайте, прочтем стихи об осени.
1 ребенок Бродит в роще листопад
По кустам и кленам
Вот и заглянул к нам в сад
Золотистым звоном.
2 ребенок Осень все позолотила,
Золотое все кругом
И березы, и рябины
Золотым горят огнем.
3 ребенок Полюбуйтесь – маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зеленый, мерит новый
Красный, желтый и лиловый.
Восп. Очень красивые стихи. Осенью нас часто посещают два гостя. Отгадайте что это за гости:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(ветер)
Ветер бывает очень сильный, он гнет деревья и срывает с них листья и тогда в лесу и в парке начинается настоящий листопад. Вот загадка про следующего гостя:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(дождь)
Восп. Правильно это дождь. Давайте споём песенку, про веселый осенний дождик.
Дети поют песню «Осень наступила» сл. и муз. С. Насауленко.
Восп. И стихи, и песни об осени вы знаете, и загадки отгадывать умеете, а вот нарисовать осень сможете? (Да) Перед тем как приступить к работе, давайте посмотрим, как изображают осень художники.
Дети подходят к выставке «Осенние пейзажи» и рассматривают репродукции картин, дают комментарии к увиденному. Отвечают на вопросы: Репродукции каких картин не подходят к теме нашего вернисажа? Найдите две одинаковых репродукции.
Восп. Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осень в парке, когда идет дождь и дует сильный осенний ветер. В парке растет много разных деревьев, угадайте, какие деревья видела я, когда гуляла там.
Если дует ветерок,
Задрожит её листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … (осины)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)
На дереве этом
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные. (дуб, желуди)
Молодцы! Правильно отгадали. Какие еще деревья можно увидеть в парке? (Дети называют деревья) Много деревьев вы знаете. Теперь давайте их нарисуем, но помните, что все деревья отличаются друг от друга. Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.
Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему, когда дует ветер ветки, наклоняются в ту сторону, куда он дует, когда идет холодный, осенний дождь мокрые ветки опускаются вниз.
Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев.
Восп. Мы с вами уже рисовали и осенний дождь, и сильный ветер, а сегодня все это объединим в одном рисунке. Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев. Подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем парке, и как они будут расположены на вашем рисунке.
Дети начинают рисовать. Воспитатель уточняет приемы рисования. Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-
Кисти, какого размера необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев.
-
Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.
-
Приемы изображения веток в ветреную погоду: с одной стороны ветки прижаты к стволу, а с другой отклонены от него. На основных, больших ветках необходимо нарисовать тонкие ответвления, которые склоняются от ветра, так же как и большие ветки.
-
Какие дополнительные средства можно применять для изображения листвы. Техника рисования тычком и жесткой кистью.
Тычком: слегка намочить тычок, набрать на него краску, держа тычок вертикально быстрыми, отрывистыми движениями нанести изображение.
Жесткой кистью: намочить кисть, набрать на неё краску, просушить излишки воды о газету и полусухой щетиной нанести быстрые вертикальные мазки изображающие летящие листья, вертикальными мазками можно придать живость траве.
Воспитатель поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости, например: дерево, поваленное сильным ветром; группа молодых деревьев, сильно наклонившаяся от ветра; изображение травы жесткой кистью и т.д..
По окончанию рисования деревьев (пока сохнет работа):
Восп. Кто сказал, что осень
Грустная пора?
Радостно по лужам
Скачет детвора.
Желтые листочки
В воздухе кружат.
По стеклу дождинки
Весело стучат.
Если светит солнышко,
Можно нам гулять:
Бегать, веселиться,
Прыгать и скакать.
Если туча хмурится
И грозит дождем,
Спрячемся под зонтиком
Дождик переждем.
Музыкальная игра «Веселые лужицы» (2 -3 раза)
Восп. Понравилось вам играть с дождем? Давайте его нарисуем в нашем парке.
Дети рисуют дождь. Воспитатель напоминает приемы работы в технике «набрызг».
-
Намочить зубную щетку, набрать на неё краску, держа её горизонтально над листом бумаги быстрыми движениями проводить пальцем по щетине по направлению к себе. Для того чтобы разместить капли дождя равномерно по всей работе необходимо перемещать щетку над всей плоскостью листа.
В процессе рисования дождя звучит аудиозапись песни «Дождик»
муз. Перцхаладзе, сл. Соловьевой.
В конце занятия воспитатель показывает детям рисунок, на котором деревья изображены при слабом ветре, спрашивает, у кого на рисунке ветер дует сильнее. Показывает такой рисунок. Отмечает рисунки с интересным композиционным решением. Отмечает, что одно и то же можно изобразить по-разному, по-своему и такие рисунки всегда интересно рассматривать.
Педагог предлагает детям поместить их рисунки на стенде и тогда получится один большой осенний парк в дождливую погоду.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»