Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Особую ценность для анализа семейных взаимоотношений на уроках литературного чтения имеют произведения Л.Н. Толстого для детей. В его коротких рассказах показана сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. Рассказы позволяют не только познакомить с бытом крестьян, историческим прошлым родного народа, но и воспитывать любовь к родному языку, культуре, чувство уважения к старшим и к семейным ценностям. На примере рассказов «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Вместе тесно, а врозь скучно» могут быть рассмотрены такие понятия как «семья», «семейные взаимоотношения», «недопустимые взаимоотношения в семье», уважение, забота, взаимопомощь как наиболее предпочтительные способы взаимодействия в семье.
Зюзина Н.О,
МОУ «СОШ № 132» г. Омск
ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Семья – естественная среда развития и воспитания ребенка. В семье ребенок получает первые навыки общения и взаимоотношения между людьми, а значит и первые уроки нравственности. Основой семьи являются семейные взаимоотношения. Они могут быть построены как на основе дружбы, взаимопомощи и понимания, так и вражды и конкуренции. Проблемы, связанные с построением межличностных отношений в семье, влияют на психологическое самочувствие ребенка и его социальную адаптацию в обществе. Последствиями нарушенных межличностных связей в семье могут стать чувство вины у ребенка за происходящее в семье, неуверенность в себе и своих силах, не умение выстраивать взаимоотношения с людьми в обществе и в своей семье в будущем. Поэтому умение выстраивать взаимоотношения в семье имеет такое же значение для ребенка в его духовно-нравственном развитии, как и семейные традиции и быт.
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между старшим и младшим поколениями в семье, между братьями и сестрами, позволяют ребенку понять причины конфликтных отношений в семье, научить анализировать взаимоотношения между людьми, определять правильную модель своего поведения в семье.
Особую ценность для анализа семейных взаимоотношений на уроках литературного чтения имеют произведения Л.Н. Толстого для детей. В его коротких рассказах показана сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. Рассказы позволяют не только познакомить с бытом крестьян, историческим прошлым родного народа, но и воспитывать любовь к родному языку, культуре, чувство уважения к старшим и к семейным ценностям. На примере рассказов «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Вместе тесно, а врозь скучно» могут быть рассмотрены такие понятия как «семья», «семейные взаимоотношения», «недопустимые взаимоотношения в семье», уважение, забота, взаимопомощь как наиболее предпочтительные способы взаимодействия в семье.
Примером такого урока является урок литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого».
Основными формами работы на уроке являются: чтение и анализ художественных произведений, анализ поступков героев произведений, построение схем межличностных взаимоотношений в семье, сопоставление содержания художественного произведения с пословицами, сочинение собственного рассказа на предложенную тему и др.
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Цель урока: учить анализировать семейные взаимоотношения на основе прочитанных произведений Л.Н. Толстого; дать нравственную оценку поступкам героев литературных произведений; развивать творческие способности при создании собственных сочинений на заданную тему.
Задачи: анализировать поступки героев литературных произведений; соотносить пословицы и смысл прозаического произведения; сформулировать правила семейных взаимоотношений как основы нравственных поступков младших школьников по отношению к своим близким; создавать устные сочинения на заданную тему на основе прочитанных произведений.
Ход урока
1. Постановка темы и цели урока:
- Про кого идет речь в этих загадках? (Приложение 1) Учитель читает загадки о бабушке, дедушке, маме, папе. Дети отгадывают загадки.
- Что объединяет всех этих людей?
- Как и кто между собой связан? (выстраивается связь в виде графа) Кто еще может быть в семье? (братья, сестры) Что такое семья? (ответы детей)
- Что связывает всех людей в семье? (взаимоотношения, взаимопомощь)
- Сегодня мы будем говорить о том, какие взаимоотношения могут складываться между людьми в семье; будем оценивать поступки членов семьи по отношению друг к другу в произведениях, написанным Львом Николаевичем Толстым; будем приводить примеры из жизни о взаимоотношениях между людьми в семье.
2. Вводная беседа по теме урока:
- Составьте рассказ о своей семье: кто живет в вашей семье, есть ли у вас братья и сестры, бабашки и дедушки, как вы к ним относитесь, как к ним относятся другие члены семьи?
- Как складываются взаимоотношения в семье?
- Хотелось бы вам что-то изменить во взаимоотношениям в семье? Что именно? Почему?
3. Работа над рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»:
1) Первичное чтение рассказа, словарная работа:
- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. О ком пойдет речь в рассказе?
Учитель читает вслух первые три предложения. Каким может быть продолжение этого рассказа?
Самостоятельное чтение рассказа; объяснение значения устаревших слов.
2) Обмен впечатлениями от прочитанного:
- Понравился ли рассказ? В чем смысл рассказа? Объясните его название.
3) Повторное чтение: выборочное чтение, ответы на вопросы по содержанию:
- Прочитайте, как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику?
- Прочитайте продолжение рассказа. Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке? Почему заплакали родители?
- Сравните, как изменилось отношение к дедушке после того, как родители поняли свою ошибку. Каким оно было сначала? Как изменилось в конце рассказа?
- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих бабушек и дедушек?
4) Соотнесение содержания рассказа с пословицей:
- В чем смысл пословицы? Что объединяет пословицу и рассказ? Как вы понимаете выражение «почитать старших»?
5) Обобщение изученного:
- Покажем взаимоотношения, которые рассматриваются в рассказе на схеме. Какие взаимоотношения показаны в рассказе? (взаимоотношения между старшим и младшим поколениями) Покажем их с помощью стрелочек.
- Над черной стрелочкой напишем недопустимое отношение к старшим. Приведите примеры. (бранить, обижать, не заботиться, не уважать)
- Каким должно быть отношение к старшим членам семьи? (заботиться, любить, уважать, быть внимательными, помогать) Напишем это над зеленой стрелочкой.
4. Работа над басней «Отец и сыновья»:
1) Самостоятельное чтение басни.
2) Повторное чтение басни:
- Автор назвал свое произведение басней. Чем оно похоже на басню? Прочитайте произведение про себя, найдите в нем мораль.
3) Работа над пословицами:
- Прочитайте пословицы: Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь; Один за всех, а все за одного. Как вы их понимаете? Приведите примеры. Что общего между двумя пословицами и басней Л.Н. Толстого?
5. Закрепление пройденного. Самостоятельная и творческая деятельность.
1) Самостоятельная работа над рассказами Л.Н. Толстого. (работа в парах)
Задания: прочитать (один по выбору учащихся) рассказы Л.Н. Толстого (рассказы представлены на индивидуальных карточках); определите основную идею произведения (чему оно нас учит); определите, между кем автор показывает взаимоотношения; оцените поступки каждого героя по отношению друг к другу; покажите взаимоотношения героев на схеме.
Список рассказов Л.Н. Толстого для самостоятельной работы: «Дед стал стар»; «Вместе – тесно, а врозь – скучно»; «У бабки была внучка»; «Был у Пети и у Миши конь»; «Митька набрал в лесу грибов…».
Обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:
- Назовите тему прочитанного вами рассказа.
- В каких рассказах говорилось об отношении младших к старшим? В каких рассказах показано не правильное отношение младших к старшим? Почему вы так считаете? В каком рассказе показан пример правильного отношения к старым людям? Чем вам понравилось отношение внучки к бабушке?
- В каком рассказе говорится об отношении старших к младшим? Как маме удалось успокоить сына? Какой урок от мамы получил Митька?
- В каких рассказах говорится об отношениях братьев? Чему учат эти рассказы?
2) Работа с пословицами о семейных взаимоотношениях. (работа в паре)
Задания: соберите пословицы; объясните их смысл; определите, о каких взаимоотношениях в семье в них говорится; классифицируйте их по одному из признаков.
Варианты пословиц для самостоятельной работы (Приложение 2).
Обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:
- Прочитайте пословицы. В чем смысл каждой пословицы?
- Назовите причины, по которым может разрушиться семья. Что укрепляет семью?
- В каких пословицах говорится об отношении к родителям? к братьям?
- Что укрепляет отношения с братом? (дружба) Что укрепляет силы человека?
3) Самостоятельная творческая деятельность учащихся: Приложение 3.
6. Обобщение по теме урока:
- Чему научили нас рассказы и басни Л.Н. Толстого? Как вы думаете, зачем он их написал? Как прочитанное на уроке изменило ваше отношение к близким?
7. Домашнее задание: подобрать и классифицировать загадки на тему «Семья»; найти и прочитать рассказ по теме урока, подготовить его пересказ.
Приложения
Приложение 1. Загадки о семье.
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чистит бельё?
Кто дом поутру прибирает,
А вечером ставит на стол самовар
Кто с младшей сестрёнкой играет
И водит её на бульвар?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею?
О ком прочитал я стихи? (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (папа)
Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
Одного отца-матери дитя,
А ни которому не сын. (дочь)
(Источник: Интернет; http://www.solnet.ee/sol/002/z_100.html).
Приложение 2. Пословицы для самостоятельной работы:
Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.
В семье согласно, так и … дело идет прекрасно.
Намеки да попреки – … семейные пороки.
Не будет добра, если … в семье вражда.
Кто родителей почитает, тот … вовек не погибает.
Брат с братом … на медведя ходят.
Доброе братство … лучше богатства.
Приложение 3. Варианты заданий для самостоятельной творческой работы:
1) Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: сочинение по пословице; «За что я люблю бабушку (дедушку)?»; «Что я хотел бы сказать маме (бабушке)».
2) Сочинить загадку о семье: маме, бабушке, папе, сестре.
3) Темы рисунков: «Портрет моей мамы (бабушки)»; «Я и моя бабушка»; «Моя семья».
- Урок литературного чтения во втором классе по теме: Поэтическое изображение осенних листьев в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой.
- УММ по теме: "Воспитание экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира в 1 классе".
- КТП по русскому языку для 1 класса по учебнику В.П. Канакиной
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО