План – конспект интегрированного урока изобразительного искусства и трудового обучения. Межпредметные связи технологии и изобразительного искусства (8 класс). Тема урока: Художественное конструирование современной юбки с учетом русских национальных традиц
Краткое описание
1) Нравственное и интеллектуальное развитие учащихся; 2) Формирование интереса к русскому народному костюму; 3) Воспитание эстетического вкуса, развитие воображения и общей культуры; 4) Развитие эстетического вкуса у девочек, повышение интереса к бытовому труду, осознанию особой роли женщины – матери, хозяйки, хранительницы и защитницы жизни и домашнего очага во все времена и у всех народов.
Описание
План – конспект интегрированного урока изобразительного искусства и трудового обучения. Межпредметные связи технологии и изобразительного искусства (8 класс).
Тема урока: Художественное конструирование современной юбки с учетом русских национальных традиций.
Цели урока: 1) Совершенствовать в учащихся умение и навыки образного отображения действительности; 2) Развивать творческие и художественные способности учащихся; 3) Повысить у школьников интерес к предмету.
Задачи: 1) Нравственное и интеллектуальное развитие учащихся; 2) Формирование интереса к русскому народному костюму; 3) Воспитание эстетического вкуса, развитие воображения и общей культуры; 4) Развитие эстетического вкуса у девочек, повышение интереса к бытовому труду, осознанию особой роли женщины – матери, хозяйки, хранительницы и защитницы жизни и домашнего очага во все времена и у всех народов.
Оборудование:
Для учителя – картинки с изображением русских национальных костюмов разных областей России; таблицы – силуэт и стиль одежды, моделирование прямой юбки.
Для детей – лист бумаги, карандаши, краски, фломастеры, баночки для воды.
План I урока: 1) Проверка готовности к уроку; 2) Повторение пройденного материала (конструирование и моделирование прямой юбки, фронтальный опрос учащихся); 3) Объяснение новой темы (история костюма); 4) Обобщение урока.
Ход I урока: 1) Проверка готовности к уроку; 2) Объяснение учителя: а) Что такое конструирование? б) Что такое моделирование? в) Какие модели юбок вы знаете? г) Какие мерки необходимы для чертежа юбки? 3) Рассказ о русском народном костюме, о традициях его исполнения, материалах из которого его изготавливали: На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – внутренняя суть коренного русского человека.
Традиционно женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части – рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен – это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в 19 – Ом веке до самой свадьбы ходили в одних рубахах перехваченных одним пояском.
в русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. самую богатую, годовую, надевали три- четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее оберегали, старались не стирать и передавали по наследству.
Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с поясом одевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканный узор. Шли с песнями – ведь для крестьян сбор урожая не только тяжкий труд, но и великий праздник. В Олонецкой губернии бытовала нарядная плакальная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами. Невеста надевала его в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье.
Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные якобы « в русском стиле». Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой « одеждой», которую получал новорождённый, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканые, вязаные, плетёные. Широкие – для верхней одежды и поуже – праздничные и повседневные. Из шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были «со словесами» — искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: «кого люблю, того дарю» и имена.
Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по деревенскому обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой – это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки – перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.
Костюм южных губерний заметно отличался. По составу – это так называемый «понёвный комплекс». И по материалам – здешние крестьяне жили беднее и не покупали дорогих тканей. И по стилю- южнорусский костюм ярче и пестрее, чему причиною иной климат и соседство степных народов. Представьте себе три сшитых полотнища с продетым вверху шнуром – гашником. Их обёртывают вокруг бёдер и укрепляют на талии, причем полы не сходятся и в просвете видна рубаха. Это старинная распашная понёва. Глухая появилась позже, когда прореху стали закрывать полотнищем другой материи – прошвой. Делали понёву обычно из шерстяной домотканины, синей или чёрной, в крупную клетку. Этот орнамент дополняли вышитым или тканым узором, молодухи к тому же нашивали ленты, кисти, пуговицы, блёстки. Для здешнего наряда вообще характерна повышенная узорность. На плечи рубахе, и без того насыщенной вышивкой и ткачеством, часто нашивали красные прямоугольники – налёты. Сама рубаха очень длинная. Её подтягивали до колен, и у пояса образовывался большой напуск, который использовался как карман. Из-за этого мешка рязанок в старину часто дразнили «косопузыми».
Своеобразен сибирский костюм. Русские люди переселялись в Сибирь из самых разных мест европейской России. Со временем их привычные наряды менялись в новых природных условиях. Причём многое переселенцы заимствовали у местных народов, особенно тёплую одежду и обувь.
В Забойкалье повседневные сарафаны шили из синей хлопчатобумажной ткани, которую привозили из Китая, для праздничных же широко использовали восточные шелка. Однако в целом традиционный костюм сохранился в Сибири и даже обрёл неповторимые черты, особенно там, где переселенцы жили большими селами, свято храня обычаи отеческой старины.
Интересна была и мужская одежда. Состав мужской одежды был везде одинаков. А вот пестряди, из которой наравне с холстом шили рубахи и порты, стоит сказать. Это клетчатая или полосатая ткань из крашеной пряжи.
Клетка шла на рубахи, а полоска на штаны, которые так и назывались – синеполосные.
Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, понёвах, передниках: женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посередине. Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери-земли, столь близкую душе земледельца. Верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице, лебеде. Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как её тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно. Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур – земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.
(рассказ учителя дополняется докладами детей); 4) В конце первого урока подводится небольшой итог: а) Какие детали одежды народного костюма вам запомнились? б) Что такое рубаха? Как ее одевали, чем украшали? в) Что такое панева? Как ее одевали, как ее украшали? г) О каких деталях костюмов еще вы можете рассказать(передник, навершник, сарафан)? д) Какие цвета часто встречаются в русском костюме?
План II урока: 1) Проверка готовности к уроку; 2) Объяснение нового материала; 3) Практическая часть; 4) Подведение итогов и уборка рабочего места.
Ход II урока: 1) Проверка готовности к уроку; 2) Объяснение учителя: Понятие «силуэт»(прямой, трапециевидный, овальный). Понятие «стиль»(виды: классический, модерн, стиль – 50-е,40-е и т.д.); 3) Практическая часть: Девочки приступают к рисованию современной модели юбки, используя элементы и детали народного костюма. Дети рисуют модель юбки, которую они хотели бы сшить на уроках труда; 4) В конце урока девочки выставляют получившиеся эскизы юбок, делая пояснения к своим моделям; Уборка рабочего места.
<span style=«font-size: 7.5pt; font-family: "Verdana","sans-serif";»> <span style=«font-size: 14pt; font-family: "Verdana","sans-serif";»>Используемые материалы:
<span style=«font-family: "Verdana","sans-serif";»>/ Юный художник. №10, 1983 год / А. Лебедева
Тема урока: Художественное конструирование современной юбки с учетом русских национальных традиций.
Цели урока: 1) Совершенствовать в учащихся умение и навыки образного отображения действительности; 2) Развивать творческие и художественные способности учащихся; 3) Повысить у школьников интерес к предмету.
Задачи: 1) Нравственное и интеллектуальное развитие учащихся; 2) Формирование интереса к русскому народному костюму; 3) Воспитание эстетического вкуса, развитие воображения и общей культуры; 4) Развитие эстетического вкуса у девочек, повышение интереса к бытовому труду, осознанию особой роли женщины – матери, хозяйки, хранительницы и защитницы жизни и домашнего очага во все времена и у всех народов.
Оборудование:
Для учителя – картинки с изображением русских национальных костюмов разных областей России; таблицы – силуэт и стиль одежды, моделирование прямой юбки.
Для детей – лист бумаги, карандаши, краски, фломастеры, баночки для воды.
План I урока: 1) Проверка готовности к уроку; 2) Повторение пройденного материала (конструирование и моделирование прямой юбки, фронтальный опрос учащихся); 3) Объяснение новой темы (история костюма); 4) Обобщение урока.
Ход I урока: 1) Проверка готовности к уроку; 2) Объяснение учителя: а) Что такое конструирование? б) Что такое моделирование? в) Какие модели юбок вы знаете? г) Какие мерки необходимы для чертежа юбки? 3) Рассказ о русском народном костюме, о традициях его исполнения, материалах из которого его изготавливали: На протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – внутренняя суть коренного русского человека.
Традиционно женский наряд русского Севера часто называют «сарафанным комплексом», так как основные его части – рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен – это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. Не потому ли так ценились в народе люди, готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку? Это была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в 19 – Ом веке до самой свадьбы ходили в одних рубахах перехваченных одним пояском.
в русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. самую богатую, годовую, надевали три- четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее оберегали, старались не стирать и передавали по наследству.
Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с поясом одевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканный узор. Шли с песнями – ведь для крестьян сбор урожая не только тяжкий труд, но и великий праздник. В Олонецкой губернии бытовала нарядная плакальная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами. Невеста надевала его в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье.
Помнится, не так давно были модны широкие платья без пояса, выдержанные якобы « в русском стиле». Но так ли? Ведь на Руси никогда не ходили распояской, и первой « одеждой», которую получал новорождённый, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканые, вязаные, плетёные. Широкие – для верхней одежды и поуже – праздничные и повседневные. Из шерсти ткали узорные пояса с пышными махрами на концах. Многие были «со словесами» — искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто: «кого люблю, того дарю» и имена.
Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по деревенскому обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой – это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки – перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.
Костюм южных губерний заметно отличался. По составу – это так называемый «понёвный комплекс». И по материалам – здешние крестьяне жили беднее и не покупали дорогих тканей. И по стилю- южнорусский костюм ярче и пестрее, чему причиною иной климат и соседство степных народов. Представьте себе три сшитых полотнища с продетым вверху шнуром – гашником. Их обёртывают вокруг бёдер и укрепляют на талии, причем полы не сходятся и в просвете видна рубаха. Это старинная распашная понёва. Глухая появилась позже, когда прореху стали закрывать полотнищем другой материи – прошвой. Делали понёву обычно из шерстяной домотканины, синей или чёрной, в крупную клетку. Этот орнамент дополняли вышитым или тканым узором, молодухи к тому же нашивали ленты, кисти, пуговицы, блёстки. Для здешнего наряда вообще характерна повышенная узорность. На плечи рубахе, и без того насыщенной вышивкой и ткачеством, часто нашивали красные прямоугольники – налёты. Сама рубаха очень длинная. Её подтягивали до колен, и у пояса образовывался большой напуск, который использовался как карман. Из-за этого мешка рязанок в старину часто дразнили «косопузыми».
Своеобразен сибирский костюм. Русские люди переселялись в Сибирь из самых разных мест европейской России. Со временем их привычные наряды менялись в новых природных условиях. Причём многое переселенцы заимствовали у местных народов, особенно тёплую одежду и обувь.
В Забойкалье повседневные сарафаны шили из синей хлопчатобумажной ткани, которую привозили из Китая, для праздничных же широко использовали восточные шелка. Однако в целом традиционный костюм сохранился в Сибири и даже обрёл неповторимые черты, особенно там, где переселенцы жили большими селами, свято храня обычаи отеческой старины.
Интересна была и мужская одежда. Состав мужской одежды был везде одинаков. А вот пестряди, из которой наравне с холстом шили рубахи и порты, стоит сказать. Это клетчатая или полосатая ткань из крашеной пряжи.
Клетка шла на рубахи, а полоска на штаны, которые так и назывались – синеполосные.
Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, понёвах, передниках: женщины с воздетыми руками, неотцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посередине. Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери-земли, столь близкую душе земледельца. Верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице, лебеде. Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как её тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно. Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур – земледельческая. Им крестьянин служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме.
(рассказ учителя дополняется докладами детей); 4) В конце первого урока подводится небольшой итог: а) Какие детали одежды народного костюма вам запомнились? б) Что такое рубаха? Как ее одевали, чем украшали? в) Что такое панева? Как ее одевали, как ее украшали? г) О каких деталях костюмов еще вы можете рассказать(передник, навершник, сарафан)? д) Какие цвета часто встречаются в русском костюме?
План II урока: 1) Проверка готовности к уроку; 2) Объяснение нового материала; 3) Практическая часть; 4) Подведение итогов и уборка рабочего места.
Ход II урока: 1) Проверка готовности к уроку; 2) Объяснение учителя: Понятие «силуэт»(прямой, трапециевидный, овальный). Понятие «стиль»(виды: классический, модерн, стиль – 50-е,40-е и т.д.); 3) Практическая часть: Девочки приступают к рисованию современной модели юбки, используя элементы и детали народного костюма. Дети рисуют модель юбки, которую они хотели бы сшить на уроках труда; 4) В конце урока девочки выставляют получившиеся эскизы юбок, делая пояснения к своим моделям; Уборка рабочего места.
<span style=«font-size: 7.5pt; font-family: "Verdana","sans-serif";»> <span style=«font-size: 14pt; font-family: "Verdana","sans-serif";»>Используемые материалы:
<span style=«font-family: "Verdana","sans-serif";»>/ Юный художник. №10, 1983 год / А. Лебедева
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Физкультура
8 класс
03 ноября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- ИКТ на уроках изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»