План – конспект по изобразительному искусству 5 класс. Тема урока: Рисование человека в русском народном костюме.
Краткое описание
1. Развивать декоративное творчество учащихся средствами народного декоративно – прикладного искусства. 2. Познакомить учащихся с русским народным костюмом. 3. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. 4. Прививать интерес к русскому народному творчеству.5. познакомить учащихся с пропорциями человеческой фигуры
Описание
План – конспект по изобразительному искусству 5 класс.
Тема урока: Рисование человека в русском народном костюме.
Цели урока: 1. Развивать декоративное творчество учащихся средствами народного декоративно – прикладного искусства. 2. Познакомить учащихся с русским народным костюмом. 3. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. 4. Прививать интерес к русскому народному творчеству.5. познакомить учащихся с пропорциями человеческой фигуры
Оборудование урока: Для учителя: Таблицы с изображением русского народного костюма, репродукции исторических картин русских художников, в которых есть изображения русского народного костюма. Для учащихся: лист бумаги, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой.
План урока: Изучение данной темы рассчитано на два урока.
План I урока: 1). Организационная часть; 2). Изучение нового материала; 3). Практическая часть.
Ход I урока: 1 часть – приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока.
2 часть – объяснение учителя: На прошлых уроках мы начали знакомство с русским национальным костюмом. Мы нарисовали портрет человека в русском национальном головном уборе. Сегодня мы поговорим о всем костюме целиком.
Согласно мировоззрению человека того времени –голова относится к «миру богов», туловище к «миру земли», а ноги к «миру мертвых».
Люди того времени верили в существование добрых и злых сил. Чтобы привлечь внимание «добрых сил» и отпугнуть «злых» люди использовали орнаменты.
На прошлом уроке мы говорили какие знаки украшали головной убор (знаки солнца, воды, неба). А какие знаки могли украшать остальную одежду? (дети называют).
Где могла находиться граница «мира земли» и «подземного мира»? Люди того времени никогда не ходили без пояса. Пояс был первой вещью подаренной ребенку после рождения и защищал его от злых духов. Значит можно предположить, что граница проходила в том месте, где находится пояс.
Так что же сделать чтобы отпугнуть «злых» духов? Нужно нанести орнамент на одежду, в котором будут зашифрованы знаки и символы. Как правило вышивка наносилась на все срезы одежды (горло, подол, рукава) и защищал органы жизнедеятельности (грудь, сердце). Вышивалась одежда красными нитками и изображались знаки земли, воды, позднее изображали стилизованные знаки дороги, женщин (берегини), древо жизни.
Часто костюм служил паспортом человека. Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Ирбите, вы поразились бы разнообразию нарядов: двух одинаковых не сыскать. За века чуть не в каждом селе России сложились собственные традиции – так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, своеобразно одевались сибирячки.(Учитель показывает репродукции костюмов).
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.
Сочетание белого и красного цвета отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы, передника, головного убора. Эта одежда была, в отличии от сарафана, только крестьянской. Понева шилась из шерстяного домотканого клетчатого материала и ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.
И когда приходили праздники они были для крестьянина радостными и желанными. Праздник ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что она доставалась с большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
Давайте нарисуем праздничный костюм.
3 часть – практическая.(дети рисуют вместе с учителем).
Для того, чтобы нарисовать костюм, нам нужна фигура человека.
Давайте ее нарисуем. На сегодняшнем уроке мы наметим карандашом пропорции фигуры. Нарисуем вертикальную ось. Наметим где будет голова, а где ноги. Мы определили высоту фигуры. Голова человека применяется за единицу измерения тела. Рост человека приблизительно равен 7-8 длин головы. Следовательно отмечаем 1/7 часть от намеченной нами оси – это голова. Далее делим ось пополам – это промежность. Оставшуюся часть делим еще пополам – это колени.
Теперь намечаем фигуру в ширину. Оставим место для шеи и проведем горизонтальную линию – это плечи. Их ширина от оси в разные стороны равна длине головы. От плеч вниз намечаем руки. Длинной они будут до середины бедра. Туловище и таз это два объема которые показывают трапециями. От нижней трапеции, не забывая про колени, проводим линии ног, а из верхней – рук. Линии должны сгибаться в строго определенном месте. Они не должны сгибаться плавно.
Мы наметили пропорции фигуры. На следующем уроке мы эту фигуру «оденем» в русский национальный костюм.
План II урока. 1). Организационная часть; 2). Повторение темы предыдущего урока; 3). Практическая часть; 4). Подведение итогов.
Ход II урока: 1 часть – приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. 2 часть – повторение пройденного на прошлом уроке.
На прошлом уроке мы познакомились с традиционным русским национальным костюмом. – Из чего состоит костюм русской женщины (рубаха, сарафан, пояс, передник)? – Для чего наносили вышивку (для защиты от «злых» и привлечения «добрых» духов)? – Почему не было двух одинаковых костюмов (его изготавливали сами женщины)?
3 часть – практическая. Итак, на протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – внутренняя суть коренного русского человека.
Представьте, что вы один из жителей деревни того времени. Чтобы вы хотели сказать своим костюмом?
На приготовленном на прошлом уроке эскизе давайте нарисуем праздничный костюм. Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в рисунке.
4 часть. По мере завершения работ дети прикрепляют рисунки на доску. Вместе с учителем обсуждают работы. Убирают рабочие места
Используемые материалы:
<span style=«font-size: 7.5pt; line-height: 115%; font-family: "Verdana","sans-serif";»>/ Юный художник. №10, 1983 год / А. Лебедева
Тема урока: Рисование человека в русском народном костюме.
Цели урока: 1. Развивать декоративное творчество учащихся средствами народного декоративно – прикладного искусства. 2. Познакомить учащихся с русским народным костюмом. 3. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. 4. Прививать интерес к русскому народному творчеству.5. познакомить учащихся с пропорциями человеческой фигуры
Оборудование урока: Для учителя: Таблицы с изображением русского народного костюма, репродукции исторических картин русских художников, в которых есть изображения русского народного костюма. Для учащихся: лист бумаги, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой.
План урока: Изучение данной темы рассчитано на два урока.
План I урока: 1). Организационная часть; 2). Изучение нового материала; 3). Практическая часть.
Ход I урока: 1 часть – приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока.
2 часть – объяснение учителя: На прошлых уроках мы начали знакомство с русским национальным костюмом. Мы нарисовали портрет человека в русском национальном головном уборе. Сегодня мы поговорим о всем костюме целиком.
Согласно мировоззрению человека того времени –голова относится к «миру богов», туловище к «миру земли», а ноги к «миру мертвых».
Люди того времени верили в существование добрых и злых сил. Чтобы привлечь внимание «добрых сил» и отпугнуть «злых» люди использовали орнаменты.
На прошлом уроке мы говорили какие знаки украшали головной убор (знаки солнца, воды, неба). А какие знаки могли украшать остальную одежду? (дети называют).
Где могла находиться граница «мира земли» и «подземного мира»? Люди того времени никогда не ходили без пояса. Пояс был первой вещью подаренной ребенку после рождения и защищал его от злых духов. Значит можно предположить, что граница проходила в том месте, где находится пояс.
Так что же сделать чтобы отпугнуть «злых» духов? Нужно нанести орнамент на одежду, в котором будут зашифрованы знаки и символы. Как правило вышивка наносилась на все срезы одежды (горло, подол, рукава) и защищал органы жизнедеятельности (грудь, сердце). Вышивалась одежда красными нитками и изображались знаки земли, воды, позднее изображали стилизованные знаки дороги, женщин (берегини), древо жизни.
Часто костюм служил паспортом человека. Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Ирбите, вы поразились бы разнообразию нарядов: двух одинаковых не сыскать. За века чуть не в каждом селе России сложились собственные традиции – так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом. Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, своеобразно одевались сибирячки.(Учитель показывает репродукции костюмов).
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.
Сочетание белого и красного цвета отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы, передника, головного убора. Эта одежда была, в отличии от сарафана, только крестьянской. Понева шилась из шерстяного домотканого клетчатого материала и ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.
И когда приходили праздники они были для крестьянина радостными и желанными. Праздник ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что она доставалась с большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
Давайте нарисуем праздничный костюм.
3 часть – практическая.(дети рисуют вместе с учителем).
Для того, чтобы нарисовать костюм, нам нужна фигура человека.
Давайте ее нарисуем. На сегодняшнем уроке мы наметим карандашом пропорции фигуры. Нарисуем вертикальную ось. Наметим где будет голова, а где ноги. Мы определили высоту фигуры. Голова человека применяется за единицу измерения тела. Рост человека приблизительно равен 7-8 длин головы. Следовательно отмечаем 1/7 часть от намеченной нами оси – это голова. Далее делим ось пополам – это промежность. Оставшуюся часть делим еще пополам – это колени.
Теперь намечаем фигуру в ширину. Оставим место для шеи и проведем горизонтальную линию – это плечи. Их ширина от оси в разные стороны равна длине головы. От плеч вниз намечаем руки. Длинной они будут до середины бедра. Туловище и таз это два объема которые показывают трапециями. От нижней трапеции, не забывая про колени, проводим линии ног, а из верхней – рук. Линии должны сгибаться в строго определенном месте. Они не должны сгибаться плавно.
Мы наметили пропорции фигуры. На следующем уроке мы эту фигуру «оденем» в русский национальный костюм.
План II урока. 1). Организационная часть; 2). Повторение темы предыдущего урока; 3). Практическая часть; 4). Подведение итогов.
Ход II урока: 1 часть – приветствие, проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. 2 часть – повторение пройденного на прошлом уроке.
На прошлом уроке мы познакомились с традиционным русским национальным костюмом. – Из чего состоит костюм русской женщины (рубаха, сарафан, пояс, передник)? – Для чего наносили вышивку (для защиты от «злых» и привлечения «добрых» духов)? – Почему не было двух одинаковых костюмов (его изготавливали сами женщины)?
3 часть – практическая. Итак, на протяжении многих веков абсолютное большинство населения России составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым, включая одежду. Самой судьбой своей неотделимый от жизни земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям российского климата. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус – внутренняя суть коренного русского человека.
Представьте, что вы один из жителей деревни того времени. Чтобы вы хотели сказать своим костюмом?
На приготовленном на прошлом уроке эскизе давайте нарисуем праздничный костюм. Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в рисунке.
4 часть. По мере завершения работ дети прикрепляют рисунки на доску. Вместе с учителем обсуждают работы. Убирают рабочие места
Используемые материалы:
<span style=«font-size: 7.5pt; line-height: 115%; font-family: "Verdana","sans-serif";»>/ Юный художник. №10, 1983 год / А. Лебедева
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
ИЗО
5 класс
03 ноября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
- Тема урока: Дизайн малых форм.
- Тема урока: « Такой незнакомый знакомый мир». Цвет, как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета.
- План – конспект интегрированного урока изобразительного искусства и трудового обучения. Межпредметные связи технологии и изобразительного искусства (8 класс). Тема урока: Художественное конструирование современной юбки с учетом русских национальных традиц
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»