Урок ознакомления с окружающим миром по теме "Реки" 2 класс (программа "Школа 2100")
«Реки» 2 класс («Школа 2100» А.А.Вахрушев)
Цели:
- Сформировать у учащихся целостное представление о реках как природных объектах;
- Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности;
- Научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать;
- Воспитание любви к природе и своему краю.
Медникова Надежда Александровна
учитель начальных классов
МОУ «Уинская СОШ»
Пермский край
Урок ознакомления с окружающим миром по теме
«Реки» 2 класс («Школа 2100» А.А.Вахрушев)
Цели:
-
Сформировать у учащихся целостное представление о реках как природных объектах;
-
Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности;
-
Научиться находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать;
-
Воспитание любви к природе и своему краю.
Оборудование: карта полушарий, глобус, компьютер, проектор.
Ход урока:
-
Организационный момент.
- Сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие. Но прежде чем отправимся, должны ответить на вопросы.
-
Актуализация знаний, постановка цели
- Как превратить воду в пар?
- Какие 3 состояния воды вы знаете?
- Где и как рождаются капли дождя?
- Почему вода стекает вниз?
- Без чего мы не сможем, путешествуя, обойтись?
- Покажите на карте материки и части света?
- Что на карте показывают голубой линией?
- А чтобы узнать, где мы будем путешествовать – отгадайте загадку: (Слайд 1)
Текут, текут – не вытекут,
Бегут, бегут – не выбегут.
- Итак, мы отправляемся путешествовать по рекам, чтобы узнать., как можно больше о них.
III. Изучение нового материала.
- Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная вода. (Слайд 2, 3)
1. Работа по учебнику стр. 22 № 1, 2
- Река – это постоянный водоток. (Слайд 4) Начинается река с истока. (Слайд 5)
Началом реки может быть родник из которого вытекает маленький ручей. (Слайд 6) Движение воды в реке образует течение. У горных рек течение может быть быстрое, бурное, т.к. река стекает по крытым склонам. (Слайд 7)У равнинных рек течение спокойное. (Слайд 8)
- Работа по учебнику стр. 22 № 3
2. Рассказ учителя.
- Представьте себе, что мы с вами плывём по течению реки на корабле. Слева будет у нас левый берег, справ – правый берег. Обратите внимание: в реку, по которой мы плывём, впадают другие речки и ручейки. Они называются притоками. (Слайд 9) а впереди водоём, в который наша река впадает. Это место называется устьем. (Слайд 10) Чем дальше течёт река, тем больше воды поступает в неё, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или в озеро. А если вдруг нам встретится на пути другая, более крупная река, то наша река может стать её притоком. (Слайд11)
3. Физкультминутка.
4. Применение рек (составляется схема на доске: чтобы использовать в хозяйстве - вода, транспорт, рыба, отдых, электроэнергия, полив огородов и садов, ...)
IV. Закрепление изученного материала.
-
Работа по учебнику стр.23 № 4, 5
– Давайте изобразим наш путь на контурной карте.
2. О каком явлении рассказывается в стихотворении Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы»? Когда оно случается?(Слайд12)
Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
-
Почему одни реки полноводны круглый год, а другие пересыхают? Откуда в реке берется вода? (работа в парах) (Слайд13)
4. Работа по карте в группах «Реки России» (Слайд14)
- рассказы детей (Слайды15-17)
- На территории России протекает более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является воспетая во многих песнях ...(Волга).
- А какая самая большая река у нас в Пермском крае? (Кама) (Слайды18-19)
5. Фронтальная работа с картой
- Давайте найдем с вами крупнейшие реки мира: Нил (6670 км)- Африка, Амазонка - Ю.Америка, Миссисипи - С.Америка, Янцзы - Евразия.
6. Повторение (Слайды19-20)
V. Итог урока.
- Ну вот мы и вернулись домой.. Что вам больше всего запомнилось в путешествии?
- Какие реки вы теперь знаете?
VI. Домашнее задание: стр. 23 № 9, стр. 24 № 8, приготовить сообщения об озере Байкал, о Каспийском море (по желанию)
Литература:
http://viki.rdf.ru/item/539/download/
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО