Интегрированный урок математики, ознакомления с окружающим миром и краеведения во 2 классе на тему «Путешествие к царице Природе»
миром и краеведения во 2 классе «Путешествие к царице Природе»
(программа «Школа 2100» А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,
Т.Е.Демидова «Математика»)
миром и краеведения во 2 классе «Путешествие к царице Природе»
(программа «Школа 2100» А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,
Т.Е.Демидова «Математика»)
Интегрированный урок математики, ознакомления с окружающим
миром и краеведения во 2 классе «Путешествие к царице Природе»
(программа «Школа 2100» А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,
Т.Е.Демидова «Математика»)
Цели урока: |
1) закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел 2) знакомство с растениями и животными лесов умеренного пояса (Пермского края) |
Задачи урока: |
образовательные: - создать условия для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся актуализируются навыки сложения и вычитания двузначных чисел и умения решать составные задачи; - познакомить детей с растениями и животными лесов умеренного климатического пояса (Пермского края); - показать взаимосвязь царств живой природы; развивающие: - создать условия
для развития познавательной
активности детей, умения рассуждать,
делать выводы, воспитательные: - на основе понимания связей компонентов природного сообщества сформировать бережное отношение к природе, - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
|
|
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска, выставка книг и журналов, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, карточки для рефлексии и домашнего задания.
Ход урока:
Цели, методы и приёмы |
Этапы урока |
|||||||||
Цель – создание положительного эмоционального фона, включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. |
I. Самоопределение
к деятельности. |
|||||||||
Эта часть предполагает интегративную разминку (цифровой анализ и минутку синоптика), на которой детям предлагается ряд вопросов, ориентированных не столько на выявление разнообразных знаний, сколько на сообразительность, догадливость и быстроту реакции. 3-4 минуты дети готовятся к выполнению более сложных заданий. |
II. Интегративная минутка синоптика -Какое сегодня число? (24) -Сколько цифр используется для записи? (2) -Какие? (2 и 4) -Какова будет сумма цифр, используемых в числе? (2+4=6) -Сколько нужно прибавить к 10, чтобы получилось 24? (14) - Дополните 24 до круглого числа. (30) - Разложите 24 на сумму разрядных слагаемых. (20+4) - Откройте тетради и запишите число. - Какой сегодня день недели? - Какой месяц? (декабрь) - Какой он по счёту в году?(12) - Какое это время года? (зима) |
|||||||||
Практическая направленность изучаемого материала даёт главное на уроке – мотивацию - хочу узнать, к тому же она стимулируется нетрадиционной формой урока. 1).Обращение к толковому словарю Ожегова, толкование слова, подбор однокоренных слов – интеграция с русским языком. 2).Создание и разрешение проблемной ситуации в ходе подводящего диалога и беседы. 3).Виртуальная прогулка по лесу - для эмоционального восприятия используются слайды презентации, звуки леса, интерактивная доска. 4).Использование занимательных, игровых приёмов пробудило непосредственный интерес детей, они самостоятельно определяют тему и цели урока. |
III. Мотивация. Постановка учебной задачи. -На улице зима, а я предлагаю вам отправиться в путешествие. Что это такое? - Подберите однокоренные слова. - Итак, мы … путешественники. - А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку. Нам этот дом всегда открыт, Там летом пёстрый стол накрыт. И ждут нас там ручьёв прохлада, Грибов и ягод сколько надо, А можно встретить и лису В большом и солнечном (лесу). (Слайд 2) -Мы отправляемся в наш уральский лес- царство Природы и, путешествуя, познакомимся с растениями и животными нашего края и правильным поведением в её царстве. В этом царстве не всё благополучно. Царица Природы, обходя свои владения, на лугу среди цветов заметила, сорванную кем- то, плачущую, ромашку. Она просит вас о помощи, чтобы вы познакомились с правилами друзей Природы и старались их выполнять. Урок у нас необычный - интегрированный: мы будем говорить не только о природе, но и займёмся математикой, поэтому в путешествие к царице Природе отправимся вместе с числами. А тему вы мне подскажете сами. (Слайд 3 – слайд-шоу, нужно включить музыкальный файл ). -Расположите числа в порядке возрастания: 16 28 33 35 51 69 77 87 89 95 П О В Т О Р Е Н И Е -Прочитайте. Как вы думаете, что мы повторим сегодня? Действительно, путешествуя по царству Природы, мы будем решать задачи, примеры, встретимся с геометрическими фигурами, повторим состав чисел. |
|||||||||
Используются приёмы на развитие внимания и памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать закономерности, а также фронтальная беседа и сообщения детей. |
-Дорога предстоит длинная. Нужно быть очень внимательными, многое узнать и запомнить, поэтому сейчас потренируем память и внимание. (Слайд 4) Внимательно посмотрите на экран. Запомните (занавес закрывается по щелчку мыши). 4 8 12 16 20 -Сколько всего чисел?(4) -Какое первое?(4) -Последнее?(20) -Каким по счёту стоит число 8?(2) -Что в центре? (ель) -Сколько в ней треугольников?(3) -Какая ещё фигура использована в построении ёлочки? (прямоугольник) (занавес открывается и проверяется правильность) -Ребята, а что вы знаете об этом дереве? (сообщения детей) –. Ель - самое распространённое в наших местах дерево с колкой зелёной хвоей. В её ветвях ютятся птицы, строят домики-гнёзда проворные белки. Из её древесины изготовляют музыкальные инструменты. -Какое число спряталось за ёлочкой?(12) (открывается число под изображением ёлочки.) -Внимательно посмотрите, по какому принципу расположены числа? Какое число будет следующим?(24) -Молодцы! Вы очень внимательны! |
|||||||||
Решение математических цепочек (с выбором действий по специальному коду, обратная цепочка), решение задачи на краеведческой основе с изменением вопроса и выбором правильной математической схемы интегрируют-ся со знаниями об окружающем мире, а именно о деревьях, произрастающих в лесах умеренного пояса, а значит и в лесах Пермского края. Дети ищут ответы на проблемные вопросы, составляют рассказы и воспринимают информацию. Используется иллюстрационный ряд, триггеры. |
5. Актуализация знаний (знакомство с деревьями) – решение математических цепочек. -А хотите узнать, какие ещё деревья растут в царстве Природы. Послушайте, о каком дереве идёт речь? 1). Древесину этого дерева издавна используют для строительства кораблей? Решите математическую цепочку, пользуясь специальным кодом, и убедитесь в этом. (Слайд 5) 23-5+12+7+26=63 - Вы видите разные стрелочки, каждая из них обозначает определённое действие. -Получилось 63. Какое дерево соответствует числу 63 на доске? Это сосна. Лес, в котором растёт много сосен, называется сосновый бор. Как легко дышится в нём, ведь хвоя этих деревьев выделяет в воздух большое количество веществ, убивающих бактерии. 2).В наших лесах есть единственное дерево, которое цветёт летом. Что это за дерево мы узнаем, решив математическую цепочку. (Слайд 6) КОД: - уменьшить на 20 - увеличить на 30 -Так какое же дерево цветёт летом - посмотрите на экран. - Удивительное это дерево – липа. Хотя бы потому, что цветёт в середине лета, когда остальные деревья уже отцвели. Насекомые 70 видов посещают липу. На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 и даже до 700 лет. Липовый чай вам заваривают мамы, когда вы простужены, а липовый мёд – душистый и вкусный – очень полезен. 3). Выполнив это задание (Слайд 7), вы узнаете самое могучее дерево уральских лесов. Это обратная цепочка, т. е. все действия нужно выполнять наоборот. -Так какое же самое могучее дерево наших лесов? Посмотрите. Дуб – нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба, недаром его сравнивают с богатырём. Это дерево – долгожитель (живёт до 2000 лет), растут дубы очень медленно. Дуб издавна пользуется любовью и почётом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги. Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом. 4)Решение задачи (Слайд 8) - В парке 57 дубов и 30 берёз. На сколько дубов больше, чем берёз? - Выберите нужную схему. Решите задачу. - Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась сложением. Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. Его можно назвать символом России. От этой белоствольной красавицы словно исходит радость жизни. Но берёза не только радует нас, берёзовую кору – бересту используют в разных ремёслах. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из бересты. Она не пропускала внутрь влагу и воины реже болели в дождливую погоду. -Ребята, в царстве Природы встречаются и другие деревья и кустарники. Какие? |
|||||||||
Цель - развитие навыка правильного письма цифр, мелкой моторики пальцев рук. Организация побуждающего к выдвижению гипотез диалога, позволяющего выявить личностный смысл изучения темы, сопоставление фактов, явлений, понятий, поиск связей между пройденным, изученным и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном. Использование триггеров для показа написания цифр и схемы «Значение леса» на интерактивной доске. |
6. Минутка чистописания. - Царица Природы зная, что мы путешествуем с числами, изобразила своё царство таким образом. (Слайд 9) -Что это за лес? (математический, состоит из цифр) -Каких? (1 и 3 ) -Царица Природы просит вас написать эти цифры – красиво и правильно в своих лесных тетрадях. Посмотрите (триггеры на звёздочках) и запишите их через одну клеточку. -Молодцы, вы все очень постарались и с пользой провели время. А какую пользу приносит лес? (ответы детей) (Слайд 10) -Лес дарит нам чистый воздух, чистую воду, даёт древесину для строительства. Люди очень любят бывать в лесу – они там отдыхают, набираются сил, любуются его красотой, собирают дары природы. Какие? (ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы) Можно в лесу и поиграть, но так, чтобы не навредить ему и его обитателям. Сосны, ели, берёзы и клёны – Это лес – он друг наш зелёный, Добрый друг, он шумит и поёт, И в прохладную чащу зовёт. -Как же мы можем позаботиться о нашем друге? (не ломать, не мусорить, не обрывать листья, не делать надписи на деревьях) Не ломайте ветки, не калечьте деревья, ни травинку, ни лист зря не рвите. Найдите и покажите знак друзей Царицы Природы, соответствующий этому правилу. -А ещё, каждый человек должен в своей жизни посадить хотя бы одно дерево! Играя, мы сейчас попробуем это сделать. |
|||||||||
Минутка релаксации и отдыха преследует ещё и воспитывающую задачу. |
Игра «Семечко». -Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками всё выше и выше, шелестит зелёными листочками и радуется солнышку. -Посмотрите, сколько деревьев выросло – целый лес! |
|||||||||
Цель – развитие внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между пройденным, изученным и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном. Рассказы детей. Просмотр видеофрагмента. |
IV. Задание на внимание «Лесные жители» (Слайд 11) -Ребята, в этом лесу спрятались животные. Попробуйте их найти. -Итак, кто же спрятался в этом лесу? (рассказы детей, дополнения учителя) (Слайд 12)
|
|||||||||
Минутка, интегрирующая в себе: повторение состава чисел, демонстрацию «актёрского мастерства» ребят, эмоциональный и физический отдых. Используется поиск ответа на проблемный вопрос – работа в парах со знаками друзей Природы. |
Физкультминутка «Фантазёры» (Слайд 13) -Давайте попробуем изобразить этих животных и немного отдохнём. Не забывайте, лес – это их дом, в нём они себя чувствуют очень хорошо и поэтому – весёлые. Постарайтесь и вы быть такими же. Встаньте. Я буду показывать вам выражение, если оно решено верно – вы изображаете это животное, а если нет – то просто делаете хлопок в ладоши. 5+5=10(лиса) 7+2=9(заяц) 8-3=4(мышь) 6-5=1(волк) 9-2=6(белка) -Молодцы, вы настоящие актёры! Садитесь. В царстве Природы обитают и другие звери и мы должны постараться сделать так, чтобы они были радостными, какими вы их изобразили. А такими они могут быть только у себя дома – в лесу. -Покажите знак, который показывает, что животных нельзя ловить и уносить из леса. (в парах) |
|||||||||
Самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой и оценкой работы соседа по парте. Мотивация к правильному выполнению задания через введение сказочного героя. Рассказ о муравьях учителя, сопровождающийся видеорядом. Работа в парах. |
Б). Самостоятельная работа по учебнику (Слайд 14) -У каждого в лесу есть свой домик, а Муравьишка потерялся – помогите ему добраться до муравейника. Откройте учебник на странице 24, найдите № 4. 1вариант – решает первую строчку, 2 – 2 строчку. - Взаимопроверка. Оцените работу соседа. -Вот мы и помогли Муравьишке добраться до муравейника. (Слайд 15-16) Муравьи – очень интересные насекомые. Они трудятся, не покладая лапок – по хвоинке, по соломинке, создавая свои муравьиные постройки, которые могут стоять на одном и том же месте более ста лет. Помните – какого труда им это стоит! Не разрушайте муравейники! -Покажите знак, говорящий об этом (в парах). |
|||||||||
Использование подводящей беседы – интеграция с геометрией и краеведением. Работа в парах с последующей самооценкой формируют такие личностные качества, как самостоятельность и умение общаться, сотрудничать, адекватную самооценку, самоанализ. Работая в малых группах, дети учатся слушать друг друга, объяснять товарищу непонятное, а умение научить другого – это высокий показатель усвоения материала. |
В). Экспресс-работа в парах. -Ребята, мы должны не только охранять созданное царицей Природой, но и помогать обитателям её царства. - Все вы любите пить чай с ароматным мёдом. А как он попадает к нам на стол? (Приносят пчёлы) - Они приносят мёд в улей и складывают в соты. - Какая это геометрическая фигура? (шестиугольник) - Помогите пчёлке найти периметр соты, работая в парах, но сначала вспомните, что такое периметр фигуры? Говорите вполголоса, не мешайте друг другу. Запишите. - Самопроверка, самооценка. (Слайд 17) -Молодцы, вы умеете дружно работать! - Кстати, наш район напрямую связан с мёдом и пчёлами. Как? |
|||||||||
Обмен информацией в форме беседы даёт возможность осуществить межпредметную связь, повысить познавательную активность и интерес к применению знаний из других областей, отчётливее формировать понятия. Решение задачи, включающей в себя данные краеведческого характера, сопровождается отбором новых фактов и сравнением их с уже известными детям, разнообразной подачей, содержащейся в задаче информации, сменой деятельности (дети читают, слушают, рассуждают, считают, записывают). |
Г). Работа над задачей. -Ребята, у вас на партах остался ещё один знак. Как вы думаете, что он обозначает? (Слайд 18) Нельзя сбивать несъедобные грибы. Помните: эти грибы тоже очень ценятся в царстве Природы. Животные едят их и лечатся ими. Посмотрите на полянку. Какие вы видите грибы? (съедобные и несъедобные) -Какие съедобные грибы? (белый гриб – боровик, подосиновик, подберёзовик) -Какие несъедобные грибы? (мухомор) - Герои нашего учебника Петя, Катюша, Вова и 2 их друга тоже отправились в лес за грибами. Задача №5(а). Прочитайте. - Сколько было ребят? Сколько грибов нашёл каждый? - Сколько всего грибов нашли ребята - Запишите ответ. -Какие ещё съедобные грибы вы знаете? Когда пойдёте в лес за грибами, постарайтесь собирать их правильно – срезайте ножом или выкручивайте, стараясь не повредить грибницу. Грибницы похожи на тонкие нити и тянутся в почве как сказочные зашифрованные тропинки. |
|||||||||
Фронтальная работа с интерактивной доской. |
Д). Решение выражений – «Зашифрованная тропинка». (Слайд 19-20) -По одной из таких тропинок мы сможем выйти к самой царице Природе (появляется мигающая стрелка). Выполняем первое действие.(24) Ориентируемся на код. Сосчитали верно (щелчок мыши – стрелка передвинулась). -Идём дальше. Развилка. Выбираем маршрут. В ответе должно получиться 40. Считаем. В какую сторону пойдём? (щелчок мыши - стрелка передвинулась) -Чтобы убедиться, что мы идём в правильном направлении – сосчитайте последнее выражение.(35) (щелчок мыши) -Нас встречает сама царица Природа. |
|||||||||
Цель – осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей, соседа по парте и всего класса, создание ситуации успеха деятельности, развитие умения обобщать, делать выводы.
|
V. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание - Ребята, царство Природы огромно, мы познакомились лишь с небольшой его частью. На следующих уроках вы снова и снова будете встречаться с обитателями этого царства. А пока наше путешествие подошло к концу. Вспомните и расскажите царице Природе, что вы узнали интересного, какие задания выполняли, с чем работали, путешествуя по её царству. Закончите фразы: (Слайд 21) - Я понял …… - Я узнал…….. - Я задумался…… - Я удивился….. - Оцените свою работу на уроке и работу соседа по парте на карточке. Я посмотрю их и поставлю оценки в журнал. - Мы много узнали, повторили, но чтобы стать друзьями царицы Природы, нужно знать её правила. Давайте их вспомним (знаки на доске). - Итак в царстве Природы нельзя: (хором)
- А вот ещё один знак. Что он обозначает?
- Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Уважайте законы природы! Любите её, охраняйте, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем! - Посмотрите, сорванная каким–то безжалостным человеком, ромашка ожила, раскрыла свои белоснежные лепестки и улыбнулась нам своим жёлтым глазком. На её лепестки прилетели её подруги-бабочки. Рефлексия (Слайд 22 – триггеры на бабочках). - Я вижу, вам понравилось наше путешествие, а чтобы узнать ещё больше интересного, удивительного, познакомиться с жизнью животных и растений можно прочитать книги и журналы (выставка книг). - Каждому в подарок царица Природа дарит фотографии её царства, но они получились чёрно-белыми. Если вы дома выполните задание «Сосчитай и раскрась», то ваша фотография станет цветной. - Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Молодцы! Вы замечательно поработали. -Большое спасибо за урок! До новых увлекательных встреч! |
Литература:
1. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9, с. 8.
2. Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10, стр. 117.
3. Лакоценина Т.П.»Необычные уроки в начальной школе» / Ростов-на-Дону, «Учитель», 2008.
4. Ситникова Т.Н. «Интегрированные уроки» / М, ВАКО, 2008.
5. Обухова Л.А. «Интегрированные уроки математики» / М., ВАКО, 2008.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Понравилось, что для каждого этапа урока приведено методическое обоснование и подробное пояснение, использование нестандартных математических заданий, качественно сделанная презентация. Яркие фотографии, слайд шоу, уместная анимация делают презентацию запоминающейся, побуждающей интерес к просмотру, аккумулирующей внимание в течение всего учебного занятия.
Методическая разработка заслуживает всяческих похвал, такая работа может быть представлена на конкурсе презентаций.
Надежда Александровна! Ваш урок замечательно описан в конспекте, поэтому нет необходимости помещать его еще раз на страницу портала, тем более он поместился не совсем корректно с HTML-кодом, на его месте должна быть краткая аннотация.