В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 5 по 7 ноября 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа по музыкальному исскуству 1 класс

Рабочая программа по музыкальному исскуству 1 класс

Марина Вишнякова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1 голосов:2просмотров: 3847

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа по музыкальному искусству.doc Скачать


Рабочая программа по музыкальному искусству

Автор: учитель начальных классов Вишнякова Марина Владимировна

Место проживания: Тюменская область, город Ялуторовск

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Усачева В.О. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник / В.О.Усачева, Л.В.Школяр. – М.: Вентана – Граф, 2010.

  • Усачева В.О. Музыкальное искусство. 1 класс: методическое пособие / В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. – М.: Вентана – Граф, 2010.

Продолжительность урока: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.

Пояснительная записка

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка».

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.

2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.

5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6. Воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.


Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.


Предмет музыка изучается в начальной школе 135 часов, из расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе 33 часа, во 2,3,4 классах по 34 часа в каждом.


Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета













Личностные результаты

1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование основ национальных ценностей российского общества;

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Предметные результаты

1) Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3)умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4)использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.




Метапредметные результаты

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;

14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «музыка»;

15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста.

Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное

чувство в душе ребенка именно в возрасте 6—10 лет.

В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества.





С учетом этого программа опирается на следующие принципы:

1. преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

2. возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);

3. деятельностное освоение искусства;

4. проникновение в природу искусства и его закономерностей;

5. моделирование художественно-творческого процесса.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве. Объединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развертывания музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата..

Детское творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.































Содержание программы

Идея первого года обучения — дать обобщенный образ музыки, который раскрывается в трех содержательных линиях.

Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести ребят к осознанию (пока еще интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека. С самого начала музыкальное искусство не принижается «до возможностей ребенка», а наоборот — ребенок возвышается до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В. Медушевский).

Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во-вторых, осознание природы музыки путем погружения в музыкальные образы как определенным образом организованную «звуковую материю» путем прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно-смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.

Третья содержательная линия — методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально-художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщенные виды музыкально-художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого

музыка вообще не может появиться и существовать.

Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т. д.

В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры. В программе число произведений для каждого класса специально дается в несколько большем объеме, чтобы предоставить учителю возможность вариативного отношения к репертуару, т. е. в рамках указанной проблематики выбрать музыку согласно его предпочтениям и уровню музыкального развития детей конкретного класса.

Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.

Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

Основная идея содержания третьего года обучения — отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.

Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.

Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.

Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).

Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.

Основная идея содержания четвертого года обучения — развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как она «учила» зарубежную музыку.

Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь), а акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран.

Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и что обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.

4 класс — итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.






Уровень подготовки учащихся

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления,

воспринимать музыкальные произведения;

проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

решать учебные и практические задачи:

выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);

различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:

проявлять устойчивый интерес к музыке;

проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

приобретать навыки слушательской культуры;

решать учебные и практические задачи:

определять жанровые признаки;

характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;

называть запомнившиеся формы музыки;

определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен — Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвертая симфония) и напеть,

продирижировать главные мотивы, мелодии;

делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;

проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).


К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,

понимание синкретики народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;

сравнивать народную и профессиональную музыку;

свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;

узнавать произведения,

называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);

приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;

различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;

самостоятельно распевать народные текс ты в стиле устной традиции.


К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:

проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;

проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители — 2–3 примера); мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждет от нее);

ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;

выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).




Календарно – тематическое планирование по музыке 1 класс

Количество часов в год – 33 (количество часов в неделю – 1).

уроков

Дата проведения

Тема урока


Элементы содержания

Музыкальный материал

Планируемый результат обучения

1


Введение в проблему рождения музыки.

Введение в проблему рождения музыки. Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор».

Знать специфику музыки как вида искусства.

2


Что значит «слышать музыку»?


Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д.

Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка».

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Знать истоки музыкального искусства.

3


Колыбельная песня. колыбельность – начало познания музыки и жизни.

Колыбельность – начало познания музыки и жизни. Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…»

Знать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Уметь эмоционально образно воспринимать музыкальные произведения.

4


Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек.

Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.

Загадки, скороговорки, заклички.

«Щетина у чушки, чешуя у щучки». Сл. народные, муз. В. Усачовой.

Знать истоки происхождения музыки.

Уметь различать звуки по высоте.

5


Родные корни. Родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток.

Хороводы, заклички, прибаутки.

«Арина грибы мариновала»

Муз. В. Усачевой.

«По-за городу гуляет»

Знать истоки

происхождения песни.

Уметь слышать ритм в песне.

6


В мире сказочных мелодий русских композиторов.


Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально – созидательный процесс.

А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок».

Знать сферу народного и композиторского музицирования.

Уметь выявлять жанровое начало (песни, танца, марша).

7


Играем в сказку.


Развитие образно – игрового восприятия музыки.

Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской.

Знать специфику музыки.

Уметь образно воспринимать, определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности.

8


Идем в поход

Д.Б.Кабалевский «Кавалерийская», А. Филиппенко, стихи В.Кукловской, перевод Т.Волгиной «Мы на луг ходили…»; Е.Тиличеева, сл.А.Кузнецовой «Деревца»; З.Левина, сл.Л.Некрасовой «Белочки», муз. Гр.Фрида, сл.А.Бродского «Ветер».

9


Музыкальные краски осени.


Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

А.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой).

Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь выразительно исполнять песни.

10


Звучащий образ Родины


Познакомить с символами нашей Родины.

П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России».

Знать Гимн России, как символ нашей Родины.

Уметь выразительно исполнять народные песни.

11


Былина, былинность как художественное явление.


Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины.

«Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна».

Знать «музыкально-поэтический» жанр былина.

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

12


«…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ».


Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.

Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора.

Знать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведение.

13


Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.


Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения.

Д.Кабалевский «Клоуны», М.П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой».

Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении. Ументь определять характер героев и их настроение.

14


Поход в музыкальный зоопарк.


Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).

Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.

15


И Шелест к шороху спешит (бумажная симфония).


Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицированнии

«Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова.

Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».Уметь настроение музыки. Умение спеть, ощутить внутри себя, услышать и передать другим людям.

16


Что может музыка?


Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.

П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).

Знать названия изученных жанров музыки. Уметь определять и сравнивать характер музыкальных произведений.

17


Зима в музыке.


Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло».

А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз».

Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимание того, что музыка умеет изображать картины природы.

18


Музыка и движения.


Показать способность музыки передавать движение.

Р.Шуман «Смелый наездник», муз. В.Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки».

Знать многообразие музыкальных образов и способы их развития.

19


Где живут ноты.


Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом.

Муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек».

Знать ноты, темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо).

20


Музыка передаёт характер сказочных героев.


Показать способность музыки описывать характер сказочных героев.

В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».

Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка.

21


Музы не молчали.


Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.

«Вспомним, братцы , Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1).

Умение увидеть в музыке отважных, сильных богатырей.

22


Русские обряды – Масленица.


Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

«Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни.

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь исполнять народные песни.

23


Природа просыпается (весна в музыке).


Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу

Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап».

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни.

24


Музыка и стихи о маме.


Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.

Г.Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс».

Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.

25


Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека.


Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой «Песня ручья», муз. Я.Дубравина, ст. Е.Руженцева «Капли и море», муз. В. Усачёва, сл. Э.Мошковской «Жила-была работа».

Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении.

26


Как можно «услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет).


Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь.

C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»).

Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения.

27


В детском музыкальном театре (опера).


Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре.

C.Прокофьев. Опера «Великан».

Усвоение правил поведения в оперном театре.

28


Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония).


Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.

И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья».

Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр.

29


Русские народные инструменты.


Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).

В.Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).

Знать, что такое опера, балет, хор, солисты.

30


На концерте.


Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».

А.Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон».

Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте.

31


Музыкальная прогулка по выставке.


Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл.А.Гангова «Догадайся, кто поёт».

Усвоение понятий музыкальность, мелодия.

32


Легко ли стать музыкантом?


Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».

Главный критерий - артистизм

33


Что значит услышать музыку?


Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит?

Ф.Шуберт «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой, И.-С.Бах «Прелюдия До-мажор».

Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров