Реализация метода проектов с использованием инфомационных технологий
Реализация метода проектов с использованием информационных технологий в начальной школе
Наталья Юрьевна Сметанникова
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.
Создаваемые проекты могут быть разнообразными: исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочным (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектов, но и форма их организации, их технологическая основа — в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций. В последнем случае меняется лишь основа, способ организации и проведения проектной деятельности. Если учитель приступает к реализации таких проектов, ему следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Учителю необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для школы (города, области и т.д.), будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города (села), опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).
Совершенно иная картина с выбором подтем — здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов — энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.). Например, для темы «Дом» типовые подтемы выглядят так: географический аспект — «Дом в разных странах», исторический аспект — «Дом в разные времена», культурный аспект — «Дома литературных героев», «Дома в сказках», «Дома на картинах» и т.д.
Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации деятельности учащихся при работе над проектами могут быть различными: индивидуальные проекты, парные проекты, групповые проекты. Чтобы возбудить у учащихся активную познавательную деятельность, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить проблему в проекте, значимую для себя и окружающих.
Когда проблема всего проекта будет сформулирована, переходите к определению гипотез её решения. После этого учитель разбивает класс на группы, учитывая интересы детей, и даёт задание каждой группе исследовать одну из гипотез.
В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации — библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую раннее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы, города и т. д.
Формы презентации:
1.Деловая игра
2.Демонстрации видеофильма с комментарием
3.Научная конференция
4.Отчет исследовательской экспедиции
5.Телепередача
Дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это, ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.
Каждый ребенок имеет право:
— не участвовать ни в одном из проектов;
— участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
— выйти в любой момент из любого проекта;
— в любой момент начать свой, новый проект.
Приведем пример разработки проекта с использованием информационных технологий во внеклассной деятельности в МОУ «ООШ № 88» г. Кемерово.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» главной особенностью государственных стандартов обучения является введение регионального компонента. Стала актуальна проблема разработки и использования регионального компонента в обучении, т.к. проведённые беседы, опросы учащихся показывают, что они мало знакомы с историей, символикой, культурой, природой родного края. Возникла идея создания проекта «Моя улица». Были определены цели работы над проектом:
· собрать как можно больше сведений о своей улице;
· воспитать любовь к родному городу, краю;
· профориентационное воспитание учащихся.
Определены сроки работы над проектом — 2 месяца.
Учащимися были выдвинуты основные направления проектной деятельности. Ими стали:
1. Знакомство с культурно- историческими памятниками города.
2. Знакомство с жизнью знаменитых людей проживающих на улице.
3. Знакомство с предприятиями города.
Были созданы четыре группы учащихся, учитывая их личные интересы. Определены пути проведения своих исследований: беседы, интервью, видео и фото — репортажи, опросы, поиск информации в сети Интернет, а также выбрана формы представления результатов. Разрабатывая I направление (знакомство с культурно- историческими памятниками города) ребята в группах, собранный материал оформляли в рефераты. Знакомясь с культурно-историческими памятниками города, группы, путешествуя по улицам, паркам, скверам Кемерово, продумывали маршруты новых экскурсий. Итогом работы по II направлению (знакомство с жизнью знаменитых людей города) стали фоторепортажи, видеозаписи, доклады. О предприятиях города учащиеся узнали, проводя беседы, интервью, опросы родителей, знакомых и оформили результаты в доклады, буклеты.
На завершающем этапе сопоставлялись первоначальные цели и результаты исследования, обсуждались результаты проектной деятельности и то какие познавательные и нравственные находки были приобретены. Итогом всей работы стала компьютерная презентацией в среде Power Point.
Теперь учащиеся школы могут получить точную наглядную увлекательную информацию о своём городе. С целью контроля и оценки полученных знаний составлена тестовая работа по этой теме. Проведение таких работ в компьютерном классе не только экономит время, но и способствует объективному точному оцениванию знаний учащихся.
Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Реализация метода проектов с использованием информационных технологий в начальной школе
Наталья Юрьевна Сметанникова
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.
Создаваемые проекты могут быть разнообразными:исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочным (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектов, но и форма их организации, их технологическая основа — в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций. В последнем случае меняется лишь основа, способ организации и проведения проектной деятельности. Если учитель приступает к реализации таких проектов, ему следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Учителю необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для школы (города, области и т.д.), будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города (села), опыт
учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).
Совершенно иная картина с выбором подтем — здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов — энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.). Например, для темы «Дом» типовые подтемы выглядят так: географический аспект — «Дом в разных странах», исторический аспект — «Дом в разные времена», культурный аспект — «Дома литературных героев», «Дома в сказках», «Дома на картинах» и т.д.
Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации деятельности учащихся при работе над проектами могут быть различными: индивидуальные проекты, парные проекты, групповые проекты. Чтобы возбудить у учащихся активную познавательную деятельность, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить проблему в проекте, значимую для себя и окружающих.
Когда проблема всего проекта будет сформулирована, переходите к определению гипотез её решения. После этого учитель разбивает класс на группы, учитывая интересы детей, и даёт задание каждой группе исследовать одну из гипотез.
В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации - библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят
к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую раннее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы, города и т. д.
Формы презентации:
1.Деловая игра
2.Демонстрации видеофильма с комментарием
3.Научная конференция
4.Отчет исследовательской экспедиции
5.Телепередача
Дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это, ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.
Каждый ребенок имеет право:
— не участвовать ни в одном из проектов;
— участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
— выйти в любой момент из любого проекта;
— в любой момент начать свой, новый проект.
Приведем пример разработки проекта с использованием информационных технологий во внеклассной деятельности в МОУ «ООШ № 88» г. Кемерово.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» главной особенностью государственных стандартов обучения является введение регионального компонента. Стала актуальна проблема разработки и использования регионального компонента в обучении, т.к. проведённые беседы, опросы учащихся показывают, что они мало знакомы с историей, символикой, культурой, природой родного края. Возникла идея создания проекта «Моя улица». Были определены цели работы над проектом:
-
собрать как можно больше сведений о своей улице;
-
воспитать любовь к родному городу, краю;
-
профориентационное воспитание учащихся.
Определены сроки работы над проектом — 2 месяца.
Учащимися были выдвинуты основные направления проектной деятельности. Ими стали:
-
Знакомство с культурно- историческими памятниками города.
-
Знакомство с жизнью знаменитых людей проживающих на улице.
-
Знакомство с предприятиями города.
Были созданы четыре группы учащихся, учитывая их личные интересы. Определены пути проведения своих исследований: беседы, интервью, видео и фото - репортажи, опросы, поиск информации в сети Интернет, а также выбрана формы представления результатов. Разрабатывая I направление (знакомство с культурно- историческими памятниками города) ребята в группах, собранный материал оформляли в рефераты. Знакомясь с культурно-историческими памятниками города, группы, путешествуя по улицам, паркам, скверам Кемерово, продумывали маршруты новых экскурсий. Итогом работы по II направлению (знакомство с жизнью знаменитых людей города) стали фоторепортажи, видеозаписи, доклады. О предприятиях города учащиеся узнали, проводя беседы, интервью, опросы родителей, знакомых и оформили результаты в доклады, буклеты.
На завершающем этапе сопоставлялись первоначальные цели и результаты исследования, обсуждались результаты проектной деятельности и то какие
познавательные и нравственные находки были приобретены. Итогом всей работы стала компьютерная презентацией в среде Power Point.
Теперь учащиеся школы могут получить точную наглядную увлекательную информацию о своём городе. С целью контроля и оценки полученных знаний составлена тестовая работа по этой теме. Проведение таких работ в компьютерном классе не только экономит время, но и способствует объективному точному оцениванию знаний учащихся.
Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»