Статья «Опорные таблицы и тесты - методы обновления содержания обучения слабослышащих детей математике»
КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 II вида»
Из опыта работы
учителя математики Свирковой Людмилы Васильевны
Статья
«Опорные таблицы и тесты - методы обновления содержания обучения слабослышащих детей математике»
Главная проблема специального обучения в школе для слабослышащих детей - это преодоление речевого недоразвития учащихся.
Специальные учебно-воспитательные задачи требуют разработки и использования адекватной системы методов, форм и средств обучения.
Система методов, используемая в школе слабослышащих, включает несколько подсистем: методы формирования речи и обучения языку как предмету школьного образования, методы обучения основам наук, методы развития и использования слухового восприятия.
Наибольшей спецификой обладают методы формирования речи и изучения языка. Методы других подсистем определяются тем, что педагог не только формирует знания и умения в определенной области (математике), но и обеспечивает речевое развитие учащихся. В связи с этим достижение положительных результатов обучения требует больше времени, чем в массовой школе
Применение в специальном обучении таких общедидактических методов как объяснение, беседа, демонстрация, практические задания, упражнения, работа с книгой, наблюдения и др., связано с широким использованием наглядных пособий и языкового материала, доступного слабослышащим детям. Устная, письменная и дактильная формы речи сочетаются и дополняют друг друга.
Обучение слабослышащих детей включает использование специфических средств и средств, не применяемых в массовой школе. К первым относятся: дактилология, облегчающая восприятие речи, звукоусиливающая аппаратура, индивидуальные слуховые аппараты, приспособления для облегчения формирования и коррекции произношения (зонд, шпатель). Ко второй группе средств относятся: письменная речь - это один из доступных способов усвоения знаний. Особое значение имеют наглядные средства: натуральные объекты, таблицы, таблицы-тесты, графики, картины, макеты, муляжи, экранные пособия и др., а так же наглядно-действенные средства и приёмы создания ситуации, инсценировка, драматизация, пантомима и др. Все эти средства и приемы используются в сочетании со словесными способами обозначения, доступными учащимся. Использование этих приёмов помогает обозначить межпредметные связи, причинно-следственные отношения тех или иных явлений, лучше усвоить математический материал.
В специальной методике преподавания математики разработаны и продолжают совершенствоваться конкретные пути формирования математических знаний и навыков в единстве с развитием речи наглядного и понятийного мышления. Наглядность для слабослышащих детей имеет огромное значение. Поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» здесь полностью себя оправдывает.
На уроке математики с целью развития математической речи используют методы чтения, рассказа, беседы, составления плана, программы, устных пересказов изучаемого материала.
Изучение геометрического материала также как и освоение измерений протекает практически (использование различных фигур в качестве строительного материала, лепка с предварительным изготовлением заготовок разной формы - частей будущего изделия, аппликации с использованием квадратов, круга и пр.)
Обучая слабослышащих детей математике, часто сталкиваемся с тем, что дети не понимают предлагаемый материал из-за незнания значения многих слов, смысла предлагаемого материала.
Как-то в журнале «Математика в школе» прочитала статью «Обучение с помощью таблиц» В.М.Тимофеевой, описанный способ мне понравился, и я решила попробовать на уроке. Сейчас использую при обучении действий с обыкновенными дробями. Этот материал труден и для здоровых детей, а нашим детям он сначала представляется вообще непосильным. Ученику кажется, что перед ним огромное количество разнообразных заданий. И это разнообразие вызывает у него страх.
Надо учесть, что слабослышащему ребенку задание вида:
1
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Международный вебинар «Современная концепция дошкольного детства: от «зоны ближайшего развития» к «пространству детской реализации» (ПДР)»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
Нет необходимости в статье повторять вид одинаковых таблиц, главное пояснить способ их создания.
Следующим приемом, описанным в статье, является - выполнение тестовых заданий. Автор пишет, что ученики после окончания школы поступают в высшие учебные заведения. Но тогда и задания должны быть соответствующие, уровень научности математики для изучения должен быть не ниже среднего, а выше, чего не скажешь о представленном примере из 7 тестов.
В конце статьи необходимо сделать вывод об эффективности предложенных методик, целесообразности их применения, перспективах развития математического обучения слабослышаших детей.
Статью можно использовать как обобщение опыта преподавателя, и рекомендовать ее для внедрения в учебный процесс в соответствующем образовательном учреждении.