Литературное чтение "Личный дневник, как речевой жанр" (4 класс)
Краткое описание
Речевой жанр-личный дневник
Описание
Личный дневник, как речевой жанр.
Цель: обучение эффективному способу саморазвития учащихся.
Задачи: ознакомление учащихся с различными речевыми жанрами;
научить фиксировать запись в личном дневнике;
развитие общей культуры ребёнка.
I. Организационный момент.
Продолжаем знакомство с различными речевыми жанрами.
II. Подготовка к восприятию.
Вашему вниманию представлены речевые жанры. Ваша задача, прочитать предложенные записи, определить их жанр, доказать свою правоту.
1) Подари свою улыбку – малышу,
Подари свою улыбку – старику,
Ведь они нуждаются в тебе,
Ведь они нуждаются в тепле.
Стихотворение -
2) У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Скороговорка -
3) 28 мая
У меня сегодня очень радостный день: занятия в школе окончились и я перешёл в следующий класс.
Завтра начинаются каникулы.
А вы, можете сразу дать определение дневниковой записи?
III. Новая тема.
Сегодня наша задача, научиться записывать свои мысли в личный дневник.
— Зачем нужен личный дневник?
— О чём можно писать в личном дневнике и как?
— Сделаем вместе, устно, общую дневниковую запись.
— Что бы вы сегодня записали в личном дневнике? (ОТВЕТЫ)
— Давайте попробуем описать словами: мороз, небо, солнце, снег. (ОТВЕТЫ)
(Мороз февральский, безоблачное небо, зимнее солнце)
— Как сегодня погода повлияла на ваше настроение? Что вы чувствуете? Какими словами вы можете выразить свои чувства? (ОТВЕТЫ)
(Хочу в тёплую квартиру, скорей бы весна)
— В результате получилась следующая дневниковая запись:
20 февраля. Настоящие февральские морозы! Холодно. В высоком безоблачном небе светит зимнее солнце. Скорей бы весна!
IV. Физминутка.
(МУЗЫКА) Передайте свои эмоции рядом с вами сидящим, мимикой, жестами.
V. Продолжение работы.
-Но это была запись о своих чувствах в холодную погоду.
— Сейчас мы понаблюдаем, как пишут личные дневники. Вы знаете, что читать чужие дневники без разрешения автора нельзя. Но один мальчик разрешил нам прочитать отрывки из его дневника.
2сентября. Окончательно решил стать хорошим учеником. Это не так уж и трудно. Надо учить все уроки, читать дополнительную литературу.
3сентября. Ну и погода! Всё небо в тучах…Они движутся, движутся…Между ними небо мрачное, голубовато-серое. Вдруг я увидел на краю облака серебряную полосу. На мгновение стало светло. Грянул гром. Ливанул дождь.
8сентября. Вчера у тёти Тани был день рождения, я её поздравил…Но, по моемому, моё поздравление было не такое тёплое, как я хотел бы. Почему у меня так вышло, сам не знаю.
— Почему автор описал именно эти события?
— Какие признаки дневника вы заметили?
— Какая задача стояла перед автором?
— В своих записях автор рассуждает, рассказывает, описывает. Одной из особенностей жанра личного дневника является то, что эти записи не должны читаться посторонними людьми.
— Запись в дневнике начинается с даты, записываются те события, которые произвели на вас сильное впечатление за день, вы оцениваете себя в той или иной ситуации, свои положительные и отрицательные эмоции. При повторном прочтении, дневниковая запись помогает посмотреть на себя как бы со стороны и уже по-другому оценить свои поступки.
V. Закрепление.
20февраля. Сегодня замечательная погода, хотя, может быть она кому-то и не по душе. Ведь всё зависит от самого человека, как он воспринимает этот мир, что у него на душе. Многое зависит от его настроения, душевного спокойствия, черт его характера. Мы ценим добрых, порядочных, отзывчивых, душевно богатых людей. Я и сама стремлюсь быть такой!
— Предлагаю вам выбрать или деформированный текст или дополнить предложения подходящими по смыслу словами и создать из них дневниковую запись. Помните, что запись в личном дневнике начинается с даты. (МУЗЫКА)
— Какая дневниковая запись у вас получилась? (ОТВЕТЫ)
VI. Итог.
— Какую роль играет дневниковая запись?
(Помогает познать самого себя, оказывает значительное влияние на развитие личности в подростковом возрасте, ведение личного дневника имеет определённую ценность для развития речи учащихся.)
— Желаю, чтобы фантазия не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни!
Цель: обучение эффективному способу саморазвития учащихся.
Задачи: ознакомление учащихся с различными речевыми жанрами;
научить фиксировать запись в личном дневнике;
развитие общей культуры ребёнка.
I. Организационный момент.
Продолжаем знакомство с различными речевыми жанрами.
II. Подготовка к восприятию.
Вашему вниманию представлены речевые жанры. Ваша задача, прочитать предложенные записи, определить их жанр, доказать свою правоту.
1) Подари свою улыбку – малышу,
Подари свою улыбку – старику,
Ведь они нуждаются в тебе,
Ведь они нуждаются в тепле.
Стихотворение -
2) У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Скороговорка -
3) 28 мая
У меня сегодня очень радостный день: занятия в школе окончились и я перешёл в следующий класс.
Завтра начинаются каникулы.
А вы, можете сразу дать определение дневниковой записи?
III. Новая тема.
Сегодня наша задача, научиться записывать свои мысли в личный дневник.
— Зачем нужен личный дневник?
— О чём можно писать в личном дневнике и как?
— Сделаем вместе, устно, общую дневниковую запись.
— Что бы вы сегодня записали в личном дневнике? (ОТВЕТЫ)
— Давайте попробуем описать словами: мороз, небо, солнце, снег. (ОТВЕТЫ)
(Мороз февральский, безоблачное небо, зимнее солнце)
— Как сегодня погода повлияла на ваше настроение? Что вы чувствуете? Какими словами вы можете выразить свои чувства? (ОТВЕТЫ)
(Хочу в тёплую квартиру, скорей бы весна)
— В результате получилась следующая дневниковая запись:
20 февраля. Настоящие февральские морозы! Холодно. В высоком безоблачном небе светит зимнее солнце. Скорей бы весна!
IV. Физминутка.
(МУЗЫКА) Передайте свои эмоции рядом с вами сидящим, мимикой, жестами.
V. Продолжение работы.
-Но это была запись о своих чувствах в холодную погоду.
— Сейчас мы понаблюдаем, как пишут личные дневники. Вы знаете, что читать чужие дневники без разрешения автора нельзя. Но один мальчик разрешил нам прочитать отрывки из его дневника.
2сентября. Окончательно решил стать хорошим учеником. Это не так уж и трудно. Надо учить все уроки, читать дополнительную литературу.
3сентября. Ну и погода! Всё небо в тучах…Они движутся, движутся…Между ними небо мрачное, голубовато-серое. Вдруг я увидел на краю облака серебряную полосу. На мгновение стало светло. Грянул гром. Ливанул дождь.
8сентября. Вчера у тёти Тани был день рождения, я её поздравил…Но, по моемому, моё поздравление было не такое тёплое, как я хотел бы. Почему у меня так вышло, сам не знаю.
— Почему автор описал именно эти события?
— Какие признаки дневника вы заметили?
— Какая задача стояла перед автором?
— В своих записях автор рассуждает, рассказывает, описывает. Одной из особенностей жанра личного дневника является то, что эти записи не должны читаться посторонними людьми.
— Запись в дневнике начинается с даты, записываются те события, которые произвели на вас сильное впечатление за день, вы оцениваете себя в той или иной ситуации, свои положительные и отрицательные эмоции. При повторном прочтении, дневниковая запись помогает посмотреть на себя как бы со стороны и уже по-другому оценить свои поступки.
V. Закрепление.
20февраля. Сегодня замечательная погода, хотя, может быть она кому-то и не по душе. Ведь всё зависит от самого человека, как он воспринимает этот мир, что у него на душе. Многое зависит от его настроения, душевного спокойствия, черт его характера. Мы ценим добрых, порядочных, отзывчивых, душевно богатых людей. Я и сама стремлюсь быть такой!
— Предлагаю вам выбрать или деформированный текст или дополнить предложения подходящими по смыслу словами и создать из них дневниковую запись. Помните, что запись в личном дневнике начинается с даты. (МУЗЫКА)
— Какая дневниковая запись у вас получилась? (ОТВЕТЫ)
VI. Итог.
— Какую роль играет дневниковая запись?
(Помогает познать самого себя, оказывает значительное влияние на развитие личности в подростковом возрасте, ведение личного дневника имеет определённую ценность для развития речи учащихся.)
— Желаю, чтобы фантазия не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни!
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
Литературное чтение
4 класс
01 ноября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО