Программа кружка по ИЗО
тематическое планирование
Кружок «Художественная мастерская» 1 год обучения
Самородова О.С.
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Вид занятия |
Наглядные пособия и технические средства |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||
Художественные материалы и природа. |
||||||
1-2 |
Наши краски и палитра. |
2 |
Работа с акварельными красками |
Работы учащихся, таблицы, цветовой круг |
|
|
3-4 |
Краски и листья. Техника печати. |
2 |
Работа с использованием природного материала. |
Примеры узоров и орнаментов. |
|
|
5-6 |
Осень в лесу. Осеннее дерево. |
2 |
Техника сухая кисть |
Репродукции пейзажей, работы учащихся, фотографии. |
|
|
7-8 |
Туманное утро. Техника по мокрой бумаге. |
2 |
Работа с размывкой по мокрой бумаге. |
Репродукции, фотографии природы. |
|
|
9-10 |
Создание школьной газеты «Художественная мастерская» выпуск №1 |
2 |
Коллективная работа на листе формата А0 |
|
|
|
11-12 |
Я люблю пушистое, я люблю колючее. |
2 |
Работа ватными палочками и жёсткой кистью. |
Репродукции, иллюстрации, фотографии животных и растений. |
|
|
13-14 |
Краски на столе. Понятие натюрморт. |
2 |
Работа простым карандашом. |
Работы учащихся, репродукции картин. |
|
|
15-16 |
Силуэт и тень. Печать с эффектом негатива. Проект. |
2 |
Работа с разбрызгиванием красок (коллективная) |
|
|
|
17-18 |
Натюрморт из пятен. |
2 |
Работа смятой бумагой. |
Репродукции, работы учащихся. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спешите делать добро! |
||||||
19-20 |
Эти милые маленькие друзья. Как нарисовать кота. |
2 |
Работа от общего к частному. |
Фотографии, иллюстрации, работы учащихся. |
|
|
21-22 |
Волшебные бабочки и жуки. Понятие симметрии, печать пятном. |
2 |
Работа из симметричного пятна к изображению. |
Иллюстрации, таблицы. |
|
|
23-24 |
Хрупкие цветы. Печать смятой бумагой. Проект поздравления ко Дню матери, коллективная работа. |
2 |
Коллективная работа на большом листе. |
Фотографии и изображения цветов. |
|
|
25-26 |
Предметы труда. Лопатка, веник, совок и др. |
2 |
Первичное выявление объёма светотенью. |
Натурная поставка. |
|
|
27-28 |
Кисти и краски, мы шагнули в сказку. Сказки о добрых делах. |
2 |
Выстраиваем композицию. |
Книги, иллюстрации. |
|
|
29-30 |
Зима и природа. |
2 |
Пейзаж на цветной бумаге. |
Репродукции пейзажей, работы учащихся. |
|
|
31-32 |
Создание школьной газеты «Художественная мастерская» новогодний выпуск. |
2 |
Коллективная работа на листе формата А0. |
|
|
|
Я горжусь своей страной! |
||||||
33-34 |
Нарисуй одёжку для своей матрёшки. |
2 |
Работа над заданной формой для росписи. |
Примеры росписи, фотографии, таблицы. |
|
|
35-36 |
Аппликация как вид картины. |
2 |
Создание зимнего пейзажа в технике аппликации. |
Фотографии природы, книги стихов. |
|
|
37-38 |
Как питались на Руси? |
2 |
Рисование старинной посуды. |
ИКТ, репродукции, иллюстрации. |
|
|
39-40 |
Загадки и прибаутки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок. |
2 |
Создание рисунка-загадки. |
Книги, иллюстрации, работы учащихся. |
|
|
41-42 |
Герои прошлого и наших дней. Создание панно ко Дню защитника Отечества. |
2 |
Коллективная работа-проект. |
|
|
|
43-44 |
Как одевались на Руси. Создаём эскиз платка. |
2 |
Орнамент в квадрате или треугольнике. |
Платки, таблицы, иллюстрации. |
|
|
45-46 |
Щит и меч. Эскиз щита русского былинного богатыря. |
2 |
Создание орнамента в круге. |
Иллюстрации, репродукции. |
|
|
47-48 |
Посуда из дерева. Разделочная доска. |
2 |
Работа по созданию эскиза росписи разделочной доски. |
Примеры досок, таблицы, трафареты. |
|
|
49-50 |
Ложки-подружки, весёлые кружки. |
2 |
Работа по трафарету: ложка, кружка. |
Примеры посуды, образцы росписи. |
|
|
51-52 |
Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» №3. |
2 |
Коллективная работа на листе формата А0 |
|
|
|
Я узнаю мир. |
||||||
53-54 |
Шаг в космос. Техника разбрызгивания. |
2 |
Работа на затонированной бумаге в технике разбрызгивания. |
Фотографии, иллюстрации, работы учащихся. |
|
|
55-56 |
Фантазия и фантастика. Работа по смятой бумаге. |
2 |
Рисование по смятой и намоченной бумаге. |
Работы учащихся. |
|
|
57-58 |
День Победы. |
2 |
Создание эскиза поздравительной открытки. |
Примеры открыток и плакатов. |
|
|
59-60 |
Салют в технике граттаж. |
2 |
Создание рисунка при помощи смешения восковых мелков и акварели. |
Репродукции, плакаты, книжные иллюстрации. |
|
|
61-62 |
Небо и птицы. Коллективный проект. |
2 |
Создание коллективного проекта. |
Таблицы с изображением птиц. |
|
|
63-64 |
Букет из цветов России. Аппликация. |
2 |
Создание коллективного проекта. |
Таблицы с изображением цветов. |
|
|
65-66 |
Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» выпуск №4 |
2 |
Коллективная работа на листе формата А0 |
|
|
|
67-68 |
Лето на пороге. Рисуем летний пейзаж. |
2 |
Работа акварельными красками. |
Репродукции картин русских художников. |
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ КРУЖКА
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ»
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Программа ставит своей целью углубленное изучение изобразительного искусства и составлена в соответствии с программой Неменского Б. М. Изучение нестандартных художественных техник помогает учащимся осознать всё многообразие визуально-пространственных искусств, в основе которых лежат три основных вида деятельности. Закладывается фундамент в познании мира искусства, освоение новых художественных материалов способствует самораскрытию ребёнка и проявлению его творческих способностей. Устанавливаются связи искусства с окружающим миром, вырабатываются первичные навыки выбора художественной техники и материала для более полного раскрытия собственного художественного замысла. Коллективные творческие работы помогают приобрести навык работы в команде и творческой группе, способствуют раскрепощению ребёнка и более свободному общению с преподавателем. Постановка тем направлена на воспитание патриотизма, гордости за свой народ, формированию бережного отношения к природе и животным. Ребёнок подводится к мысли, что изобразительная деятельность — один из способов познания окружающего мира.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ КРУЖКА
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Предлагаемая программа кружка по изобразительному искусству рассчитана на четыре года и на занятия с обучающимися начальной школы и пятого класса. Разработанная с учётом педагогической развивающей методики Марии Монтессори и базового учебного плана по изобразительному искусству (программа Неменского Б. М.), программа преследует следующие цели и задачи:
Формирование интереса к предмету изобразительное искусство;
Создание предпосылок к самораскрытию и выявлению детской художественной одарённости средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства;
Построение педагогического процесса на принципах «Педагогики ненасилия», как прогрессивного направления педагогики XXI века;
Воспитание доброты, милосердия и бережного отношения к природе;
Формирование чувства гордости своей страной и её историей, познакомить с видами народных промыслов, их особенностями и художественными приёмами;
Воспитание чувства патриотизма, гордости достижениями России в области космонавтики, умения сопереживать, выражать свои чувства художественными средствами;
Множество предлагаемых нетрадиционных методик работы позволяет создать на занятиях неформальную атмосферу, в которой индивидуальность ребёнка раскрывается быстрее и полнее. У обучающихся есть возможность выбора понравившейся ему техники для дальнейшего использования её на уроках изобразительного искусства и в домашних условиях, поскольку все предлагаемые в программе техники безопасны и просты в использовании. Чередование различных видов деятельности как во время одного занятия, так и на протяжении целого блока, не создают ощущения рутинности и усталости от однообразия деятельности. Вовлечение обучающихся в беседы и дискуссии по предлагаемым темам позволяет полнее осуществлять воспитательные задачи.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуализации пространственных видов искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Целью программы кружка является также духовно-нравственное развитие ребёнка,то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной Человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Обучающийся имеет возможность проследить связь искусства с повседневной жизнью человека, увидеть наглядно роль искусства в повседневном его бытии и жизни общества.
Литература.
1.Г.И.Перепёлкина «Искусство смотреть и видеть», — М., Просвещение, 1982.
2. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми», — М., Творческий центр Сфера, 2006.
3. Н.М.Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов», — М., Титул, 2001.
4. Р.Г.Казакова, Л.Г.Белякова «Детская одарённость» (Гриф УМО ВУЗов РФ по педагогическому образованию от 11.02.1997).
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»