В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Успей до повышения цен! 25 и 26 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Золотой век Возрождения. Рафаэль — первый среди равных

Золотой век Возрождения. Рафаэль — первый среди равных

Ольга Самородова
Тип материала: Урок
просмотров: 7274
Краткое описание
План урока с применением метода художественно-педагогической драматургии
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
rafael__pervyy_sredi_ravnyh.doc Скачать

Самородова О. С. МОУ-СОШ № 10

План уро­ка с при­ме­не­ни­ем ме­то­да ху­до­же­ст­вен­но-пе­да­го­ги­че­ской дра­ма­тур­гии.

Те­ма: Зо­ло­той век Воз­ро­ж­де­ния. Ра­фа­эль — пер­вый сре­ди рав­ных.

1. По­зна­ко­мить уча­щих­ся с твор­че­ст­вом ху­дож­ни­ка Ра­фа­эля Сан­ти (1483 — 1520), рас­крыть гу­ма­ни­сти­че­скую на­прав­лен­ность его твор­че­ст­ва, как клас­си­че­ско­го пред­ста­ви­те­ля Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния.

2. По­ка­зать связь его твор­че­ст­ва с жиз­нью со­вре­мен­ной ему эпо­хи и ак­ту­аль­ность идей Воз­ро­ж­де­ния в на­ше вре­мя.

3. В хо­де уро­ка спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию во­об­ра­же­ния и уме­ния со­пе­ре­жи­вать про­из­ве­де­ни­ям ис­кус­ст­ва.

Выдающийся режиссер Г.А.Товстоногов в своей книге «О профессии режиссера» так определил воспитательное своеобразие театра: «Театр—это школа, в которой не учат в обычном смысле слова ..В этой школе нет учеников и учителей. С высокой кафедры—сцены, вопреки школьному этикету, подсказываю зрителям ответы. И чем незаметнее эта подсказка. Тем лучше ученики»--зрители воспринимают урок-спектакль.

Театр — школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся. Как только ученики-зрители замечают, что их учат, поучают, повторяют одно и тоже и давно пройденное, такую школу перестают посещать…

Театр-зрелище. Театр-развлечение. Театр-праздник. Всё это тоже вредно, но в своеобразном смысле. На этом празднике не только смеются, но и плачут, волнуются и страдают, решаю философские проблемы.

Театр умный, но скучный не театр. Театр, в котором только весело — балаган.С некоторыми поправками эта истина принадлежит всему искусству».

Эта истина – природное свойство всех искусств и, в особенности искусства театра, стала одной из исходных точек разработки преподавания МХК в школе, методики преподавания уроков по предмету, цель которого — формирование личности школьника средствами разных искусств.

Урок — главная форма организации обучения и воспитания в современной школе и, естественно, главная форма преподавания МХК. Стало быть, урок МХК должен подчиняться всем закономерностям процесса обучения и воспитания. Урок — логическая единица темы, раздела, всего курса. Следовательно, он должен иметь свою строгую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями, содержанием, методами, средствами и приемами обучения. «Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся».

Но на уроке МХК на первый план выдвигается задача—не управление познавательной деятельностью учащихся, а воспитание личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства. Значит, урок МХК как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем получение знаний, умений и навыков.

Стремление определить эти специфические особенности потребовало обращения к законам искусства и прежде всего к законам драматического искусства.

Цель и задачи, которые поставлены перед всем курсом и которые должен решать каждый урок, выдвинули требования к методике — наилучшим образом организовать общение учащихся с шедеврами искусства. Организовать его так, чтобы это ощущение вызывало у молодых людей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на проблемы жизни, которые разворачивает перед ними художник и приглашает их к осмысливанию. Задача каждого урока — воспитывать способность к сопереживанию, целостному восприятию произведения искусства, и на этой основе — способность и стремление понять те идейно-нравственные проблемы, которые лежат в основе художественного произведения. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на мысли и чувства ученика.

«Взволновав, заставить задуматься..» — эта формула стала концентрированным выражением сущности методики МХК.

Но познание жизни через искусство – особый интерес, отличный от логического познания. Предмет познания искусства – отношение человека к явлениям жизни. Известно: определение своего отношения к миру, выбор своего пути — одна из главнейших духовных задач, которые человек решает в юности, а искусство способно «подсказать» решение. Оно включает человека в мир событий, явлений, проблем, созданных воображением автора, и. используя силу эмоционального воздействия. Заставляет его вместе с героями произведения пережить ситуацию, принять решение. «Только непосредственное переживание – испытанное чувство радости, восхищения, сочувствия—характер и сила, испытанного чувства становится единственным, необходимым и достаточным основанием оценочного суждения. Не рассудок, не логический анализ, не обращение к авторитетам, а голос собственного чувства диктует человеку оценку. Пережить что-либо — это значит приобщить данное явление к своей личной жизни, и напротив, если переживание не возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным и осмысленным, оно может остаться в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки, мироощущение личности, не внедряясь в глубины сознания».

От чувства к мысли. Через эмоциональное к рациональному — таков путь воздействия искусства на человека. Как организовать урок, на котором будет господствовать искусство? Как организовать переживания?

Опыт преподавания МХК показал, что это можно сделать, если прибегнуть к многовековому опыту искусства театра — «школы для взрослых» как называли театр древние греки.

Именно для драматических произведений в их сценическом воплощении важны остро-конфликтные ситуации, властно втягивающие зрителей в их разрешение, в определение своего отношения к участникам конфликта.

Учителю для реализации метода художественно-педагогической драматургии необходимо помнить:

1. Предмет познания искусства—отношение человека к жизненным явлениям. Работая над составлением плана, схемы драматургии, сценарием урока, учитель должен предусмотреть, что не само событие, не сюжет, а отношение к этим событиям героев произведения, его автора и самих учащихся должно занимать внимание учащихся. Помочь осознать и почувствовать это должен учитель.

2. Взволновать способно лишь такое произведение, в котором учащиеся почувствуют близкие им проблемы.

Учителю необходимо выявить в художественном произведении те грани и проблемы, которые волнуют сегодняшнего молодого человека, сделать эти грани наиболее рельефными и яркими. Ученика- зрителя нужно заставить «думать про это: о жизни, о смерти, о добре, о зле, о жестокости и доброте, о смысле жизни…»( Товстоногов Г.О. «Профессия режиссера».-М.:1967 г, с. 136). Только тогда можно говорить, что есть движение к цели—формированию мировоззрения ученика.

3. Композиция урока должна быть выстроена так, чтобы не нарушалось драматургическое единство урока.

Необходимо так спланировать урок, чтобы эмоциональное напряжение ни на минуту не исчезало. Для этого нужно не только продумать, какой фрагмент произведения в какой части урока предложить, но и помнить. Что замечания учителя по поводу неправильного поведения ученика или реплика во время звучания музыки способны разрушить хрупкую атмосферу урока-спектакля.

4. нельзя строить урок таким образом, чтобы ученик выступал только в качестве зрителя, слушателя. Этим мы воспитываем потребительское отношение к искусству. Максимальная активизация учащихся, привлечения их к участию в дискуссии, инсценированию фрагментов произведений, соавторству урока—вот путь наиболее подходящий.

Основные элементы урока-спектакля: экспозиция, завязка, разработка, кульминация. Л.М. Предтеченская вводит также понятие «последействие», которое должно быть критерием оценки самого урока.

Экспозиция—это «настройка» учащихся на урок, создание атмосферы урока. Обязательными элементами урока должны быть эпиграфы (лучше, если это будут эпиграфы литературный и музыкальный). Экспозиция готовит завязку, которая послужит толчком к возникновению конфликта, проблемы. По законам драматургии действие всегда идет по восходящей линии.(Напряжение постепенно увеличивается). Очень важно определить сам конфликт. Именно его определение, а затем и разрешение должны быть в основе разработки. Если учитель хочет выделить сразу несколько проблем, поставленных в произведении, то и разработок в уроке будет несколько. Но сколько бы не было разработок, все они неуклонно приближают кульминацию урока—спектакля, момент наивысшего эмоционального напряжения в переживаниях учителя и учащихся. В момент кульминации можно и закончить урок. Но важно, чтобы за пределами школы ученик продолжал думать «про это». Стремление прочитать книгу, о которой шла речь на уроке, вновь услышать музыку, звучащую на уроке, сходить на выставку или в музей, чтобы встретиться с полюбившимся полотном, --это и есть последействие, которое становится критерием для оценки эффективности работы учителя и учеников на уроке.

Этапы урока


Их логический смысл

Активизация деятельности учащихся на уроке

1. Музыкальный эпиграф. Композиция "Зелёные рукава" в классическом исполнении.

Экспозиция.

Эпиграф направляет мысль обучающихся на поиск гуманистической основы художественных принципов Высокого Возрождения.

1. Показалась ли вам услышанная музыка особенной?

2. Что промелькнуло перед вашим мысленным взором, пока вы слушали музыку?

II. Во время повторения музыкального эпиграфа появляется изображение: Рафаэль Санти "Автопортрет"1506 г.

Завязка.

Формулировка проблемы 1

Гармонично развитый человек и его место в жизни.

Разносторонность и одарённость человека эпохи Возрождения как предтечи человека нашего времени.

1.Какой смысл мы вкладываем в понятие "гуманизм"?

2. Возможно ли в наше время быть человеком Высокого Возрождения?

3. Влияем ли гармоничное развитие личности на творческий потенциал человека?

III. Судьба художника и основные этапы его творческой биографии. Особо значимые произведения.

1. Фресковая живопись во дворце Ватикана.

2. Мадоньеро.

З. Библейская тема.

Формулировка проблемы 2

Как в творчестве Рафаэля нашли своё отражение философские и гуманистические концепции эпохи Возрождения?


IV. Фресковая живопись Ватикана.

Разработка проблемы. Анализ фрески "Афинская школа" 1509г.

Разработка проблемы.

Раскрывается тема: Один из видов духовной деятельности человека — это стремление к познанию.

Синтез в творчестве Рафаэля гуманистических идей Возрождения и античности.

Анализ проводится учеником, который заранее подготовил его.

Вопросы к классу:

1. Почему стремление к познанию явилось важной частью философии Возрождения?

2. Каких великих людей прошлого и своих современников изобразил Рафаэль среди персонажей "Афинской школы"?

V. Библейская тема. "Битва святого Георгия с драконом"1505г.

Тема рыцарства и служения прекрасной даме в преломлении библейского сюжета.

Влияние на творчество Рафаэля Леонардо да Винчи и Микеланджело.

1. В чём особенность композиции картины? Какими художественными средствами Рафаэль передаёт драматизм происходящего?

2. Почему тема битвы святого Георгия с драконом так любима художниками?

3. Философский смысл картины.

4. Почему на гербе РФ тоже изображён святой Георгий?

VI. Мадонны.

1. "Мадонна с гвоздикой" 1506 — 1507 г.

2. "Мадонна в кресле" 1514 г.

3. "Сикстинская мадонна" 1513 —1514 г.

Как менялся образ Девы Марии от "...дитя, играющего со своим ребёнком" к высшей точке достижений живописца — женщине, готовой принести в жертву своего любимого сына ради спасения человечества.


VII. Творчество

Рафаэля как ярчайшего представителя эпохи Возрождения. Его влияние на дальнейшее развитие искусства.

Кульминация.

Разрешается в итоге дискуссии.

1. Современно ли творчество Рафаэля?

2. Хотели бы вы учиться в Афинской школе? (обосновать точку зрения)

3. Можно ли проследить в поздних произведениях живописца большую драматичность и реалистичность изображения?

VIII.Звучит песня "Зелёные рукава" в исполнении группы

"Blackmore's Night"

Финал урока закрепляет впечатление от встречи с искусством Возрождения и перекидывает мостик в современность.


IX. Заключение.

Идеи Возрождения нашли яркое и полное воплощение в творчестве Рафаэль Санти.

Заключение даётся как постановка проблемы, получается в результате обсуждения или в"последействии" урока.

1. Удалось ль художнику, изображавшему совершенную, неземную красоту человека, раскрыть проблемы вполне земных людей?

2. Актуальны в наши дни идеалы и философские идеи Высокого Возрождения?

3. Как сочетается в произведениях Рафаэля лирическое и эпическое?

4. В каких произведениях искусства вам доводилось видеть подобное?



Литература

  • Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х тт. Л., 1980;

  • Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. М., 1965;

  • Шедевры мировой живописи том 1 Рафаэль Директ-Медиа, 2009;

  • Л.М.Предтеченская Мировая художественная культура. 9-11 кл. Просвещение, 1994;



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос