Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству
Автор: учитель начальных классов Вишнякова Марина Владимировна
Место проживания: Тюменская область, город Ялуторовск
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
-
Кузин В.С. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: Дрофа, 2010.
-
Кузин В.С. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: Дрофа, 2010.
Продолжительность урока: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Наряду с основной формой организации учебного процесса уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые можно использовать на уроках.
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 135 час.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(135 час)
Мир изобразительных (пластических) искусств
(25-20 час)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ванн Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А.Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.ВанГога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
(25-20 час)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
(50 час)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией».
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
Восприятие искусства
и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Календарно – тематическое планирование по ИЗО 1 класс
Количество часов в год – 33 (количество часов в неделю – 1).
Типы уроков и их сокращения: УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний; УЗНЗВУ – урок закрепления новых знаний и выработки умений; УКИЗ – урок комплексного использования знаний; УПОКЗ – урок, проверки, оценки и контроля знаний.
№ п\п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся. Ученик научится |
Элементы дополнительного содержания |
1 |
|
Чем и как работают художники. Волшебный мир красок |
1 |
Введение новых знаний. |
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Работа с акварельными красками. |
Правилам работы с акварельными красками. Работать кистью и акварельными красками. |
Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека. |
2 |
|
Форма и цвет предметов. |
1 |
УЗНЗВУ |
Красота цвета в природе и искусстве. Рисунок – иллюстрация в цвете: выбор цветовой гаммы, его зависимость от эмоционального настроения. |
Знать о форме предметов, цветовой гамме. Уметь работать в технике акварельной живописи. |
|
3 |
|
Рисование с натуры фруктов. |
1 |
УЗНЗВУ |
Изображение с натуры фруктов. знакомство с жанром натюрморта и картинами художников этого жанра: И.Т.Хруцкий, М.С.Сарьян. Специфика натюрморта – повышенное внимание художника к структуре и деталям изображаемых предметов, к передаче поверхности предметов, их взаимного расположения в пространстве. |
Уметь выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандаш, акварель). |
|
4 |
|
Рисование с натуры овощей. |
1 |
УЗНЗВУ |
Уметь правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность. |
|
|
5 |
|
Рисование с натуры. Осенние листья. |
1 |
УИПЗЗ |
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников – пейзажистов: И.И.Левитан, И.В.Суриков. отражение в произведении отношения к природе. |
Знать особенности рисования с натуры. Уметь высказывать свое отношение к осенней природе словами и кистью (карандашом), к пейзажным полотнам русских художников. |
|
6 - 7 |
|
Рисование на тему «Осенний пейзаж» |
2 |
УИПЗЗ |
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень» |
Уметь передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев, их форму, очертания, цвета различных предметов. |
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. |
8 |
|
Аппликация «Осень» |
1 |
УЗНЗВУ |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. |
Уметь выполнять простейшие композиции – аппликации; работать с материалами аккуратно и безопасно. |
|
9 |
|
Лепка овощей и фруктов. |
1 |
УИПЗЗ |
Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция. Представление об образных особенностях работы над изображением в объеме. |
Знать приемы работы с пластилином; особенности объемных изображений. Уметь организовывать рабочее место при лепке изделий из пластилина. |
Основы изобразительного искусства: пропорции. |
10 |
|
Рисование с натуры или по памяти рыб. |
1 |
УИПЗЗ |
Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах рыб, характеристика их особенностей – формы, окраски. |
Уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению; использовать линию симметрии в построении рисунка; изображать характерные очертания рыб. |
Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности. |
11 |
|
Рисование с натуры или по памяти птиц. |
1 |
УИПЗЗ |
Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах птиц, характеристика их особенностей – формы, окраски. |
Уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению; использовать линию симметрии в построении рисунка; изображать характерные очертания птиц. |
Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности. |
12 - 13 |
|
Иллюстрирование «Моя любимая сказка» |
2 |
УЗНЗВУ |
Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция. Объяснение того, как средствами живописи художник отражает миропонимание народа, запечатлевает то, о чем пелось в народных песнях, сказаниях, то, как реализм в произведениях иллюстраторов органично сочетается с вымыслом, отражая миф фольклора. |
Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. |
|
14 |
|
Рисование с натуры. «Украшения для ёлки» |
1 |
УИПЗЗ |
Передача настроения в творческой работе (в живописи) с помощью цвета, линии, пятна. Тренировка графических навыков. Познакомить с творчеством художника К. Ф. Юона |
Уметь построить композицию рисунка; выполнить карандашный набросок; подбирать цвета на палитре; делать заливку контура цветом; работать с цветом; прорисовывать детали рисунка. |
|
15 - 16 |
|
Рисование на тему «Новогодний праздник» |
2 |
УИПЗЗ |
Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема. |
Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. |
Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунке смысловой связи между предметами, формы, очертания и цвета изображаемых предметов. |
17 |
|
Аппликация «Геометрический орнамент в полосе» |
1 |
УИПЗЗ |
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе ножницами. |
Знать технику выполнения аппликации. Уметь составлять аппликацию из цветной бумаги и картона; последовательно наклеивать элементы композиции. |
Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги. |
18 |
|
Декоративное рисование «Элементы цветочного узора Городца» |
1 |
УИПЗЗ |
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России, с цветочными узорами в изделиях мастеров г.Городца. Отработка декоративных элементов городецкой росписи. |
Уметь применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец) |
Элементы городецкой росписи. |
19 |
|
Декоративное рисование «Растительный орнамент в полосе» |
1 |
УЗНЗВУ |
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Использование декоративных элементов и мотивов городецкой росписи в изготовлении праздничной салфетки. |
Уметь рассказать, устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выразить своё отношение к изображенному. |
Создание рисунка с использованием элементов цветочного узора городецкой росписи. |
20 |
|
Декоративное рисование «Растительный орнамент в круге» |
1 |
УЗНЗВУ |
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Работа над совершенствованием приемов рисования кистью. Развитие творческих способностей и воображения. |
Уметь выполнять городецкий узор различными приемами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приемом тычка. |
Создание рисунка с использованием элементов цветочного узора городецкой росписи. |
21 |
|
Рисование с натуры или по представлению игрушечных зверей |
1 |
УЗНЗВУ |
Продолжить знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина. Отработка графических навыков в передаче пропорций сложных по форме предметов. |
Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. |
|
22 |
|
Лепка животных |
1 |
УИПЗЗ |
Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников - аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы. |
Знать об особенностях изображения животных в лепке. Уметь создавать объемные изображения из пластилина. |
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности пластилин. |
23 |
|
Рисование на тему «Моя любимая мама» |
1 |
УИПЗЗ |
Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Отработка графических навыков в передаче пропорций сложных по форме предметов. |
Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи; передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка. |
|
24 |
|
Рисование с натуры дымковской игрушки. |
1 |
УОСЗ |
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России, с цветочными узорами в изделиях мастеров Дымково. Представление об узоре, орнаменте, сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись. |
Знать отличительные признаки дымковской игрушки: снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера (кружки, полоски, точки) |
|
25 |
|
Аппликация «Геометрический орнамент в квадрате» |
1 |
УИПЗЗ |
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе ножницами. |
Знать технику выполнения аппликации. Уметь составлять аппликацию из цветной бумаги и картона; последовательно наклеивать элементы композиции. |
Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги. |
26 - 27 |
|
Рисование на тему «Весна» |
2 |
УИПЗЗ |
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. |
Знать особенности и приметы весны, приемы их изображения в рисунке; русских художников и их пейзажи на тему родной природы. Уметь создавать эскиз в карандаше; поддерживать беседу об изображении родной природы в творчестве русских художников – Ф.Васильева, И.Левитана, К.Юона и др. |
Знакомство с отдельными зарубежными художниками. |
28 |
|
Выполнение рисунка в цвете (акварель, цветные мелки, фломастеры). |
1 |
УЗНЗВУ |
|||
29 |
|
Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок. |
1 |
УИПЗЗ |
Отработка графических умений и навыков. Знакомство с творчеством художников И.И.Шишкина, В.И.Поленова. рисование с натуры простых по форме цветов. Исполнение набросков. |
Знать приемы свободной кистевой росписи. Уметь выполнить композиционное решение рисунка, наброски различными художественными материалами и приемами. |
|
30 - 31 |
|
Рисование на тему «День Победы». |
2 |
УИПЗЗ |
Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма. |
Уметь рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования. |
Передача в рисунках смысловой связи между предметами. |
32 |
|
Рисование на тему «Лето». |
1 |
УИПЗЗ |
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. |
Знать особенности и приметы лета, приемы их изображения в рисунке; русских художников и их пейзажи на тему родной природы. Уметь создавать эскиз в карандаше; поддерживать беседу об изображении родной природы в творчестве русских художников И. Шишкина, В. Поленова |
|
33 |
|
Обобщение. Этот удивительный, неповторимый мир живописи. |
1 |
УПОКЗ |
Обобщить знания, полученные на уроках изобразительного искусства в течение года в форме урока-викторины; закрепить умение составлять рассказ-описание любимой картины. |
|
|
Учебная деятельность учащихся:
-
Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);
-
Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.);
-
Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
-
Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
-
Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
-
Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-
Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
-
Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
-
Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
-
Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
-
Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;
-
Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
-
Выполнять простые по композиции аппликации.
Материальное обеспечение программы по Изобразительное искусство
-
Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М., 1993.
-
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
-
Ватагин В.А. Изображение животного. – М., 1996.
-
Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1992.
-
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2009.
-
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. изобразительное искусство. 1 кл.: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009.
-
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. – М.: Дрофа, 2009.
-
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе: учебник для студентов средних специальных учебных заведений и художественных факультетов педагогических институтов и университетов. – 3-е изд. – М., 1998.
-
Кузин В.С. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Агар, 1997.
-
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 кл. – 2-е изд. – М., 1983.
-
Ломов С.П, Русские живописцы XVIII-XIX веков. М., 1997.
-
50 биографий мастеров западноевропейского искусства. – Л., 1970.
-
50 биографий мастеров русского искусства. Л., 1970.
-
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. – М., 1981.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Методика обучения окружающему миру, технологии и изобразительному искусству (ФГОС)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»