Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы для 3 класса С. В. Иванова – М.: Вентана-Граф, 2001г. Программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочих недели).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":
-
Иванов С. В., Кузнецова М. И. Русский язык: учебник для 3 кл. в 2 частях – М.: Вентана-Граф, 2010.
-
Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.
-
Учусь писать без ошибок: коррекционно-развивающие тетради – М.: Вентана-Граф, 2010.
-
Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.
В авторскую программу изменения не внесены.
-
Целями обучения русскому языку являются:
-
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
-
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
-
развитие устной и письменной речи учащихся,
-
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
-
Основная задача организации учебной деятельности для реализации первой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, морфема, слово, предложение). При этом основным требованием остается следование лингвистической науке. В рамках программы осуществлен переход от концентрического к линейному принципу изучения языка. Такой подход обеспечивает сохранение логики науки и поступательное развитие языкового мышления ученика.
-
Для реализации второй цели необходимо учитывать, что грамотное, безошибочное письмо возможно только при осознанном подходе со стороны учащихся к правилам русской орфографии и пунктуации; навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге); разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
-
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному выбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
-
В связи с тем, что у учащихся еще не сформировано умение комплексно анализировать учебную задачу по русскому языку (речь идет об одновременном анализе текста, орфограммы, пунктограммы, выделении и анализе языковой единицы того или иного уровня и т.п.), в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку.
-
Блоки – это системы уроков, реализующих общую цель обучения.
-
Цель уроков блока «Как устроен наш язык» - ознакомление учеников с основными лингвистическими знаниями.
-
Цель уроков блока «Правописание» - формирование грамотного, безошибочного письма.
-
Цель уроков блока «Развитие речи» - формирование и совершенствование коммуникативных умений учащихся.
-
Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
-
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель.
-
Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединятся изучаемой языковой единицей.
-
Такое структурирование курса позволяет:
-
успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
-
решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
-
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
-
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПО УЧЕБНИКАМ «РУССКИЙ ЯЗЫК» (ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2),
АВТОРЫ: ИВАНОВ С. В., КУЗНЕЦОВА М. И., ПЕТЛЕНКО Л. В., РОМАНОВА В. Ю.
в 3 классе (136 ч, 4 часа в неделю)
Как устроен наш язык – 50 часов.
Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе введения фонетического анализа слова, разбора слова по составу.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
Части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение); деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Правописание - 53 часа.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных, не изученных во втором классе.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных.
Отработка правил правописания, изученных во втором классе.
Развитие речи – 23 часа
Работа над структурой текста, начатой во втором классе.
Знакомство с изложение и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Повторение изученного - 10 часов.
Фонетический разбор слова. Написание корневых орфограмм в словах. Написание изученных приставок и суффиксов. Однородные члены предложения. Написание падежных окончаний имён существительных и прилагательных. Правописание местоимений
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Всего 136 часов, 4 часа в неделю.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата провед. |
КАК УСТРОЕН НАШ ЯЗЫК (50 ч) |
|||
1 |
Повторяем фонетику |
2 |
|
2 |
Фонетический разбор слова |
1 |
|
3 |
Фонетический разбор слова |
1 |
|
4 |
Повторяем состав слова |
1 |
|
5 |
Разбор слова по составу |
1 |
|
6 |
Повторяем словообразование |
1 |
|
7 |
Разбор слова по составу и словообразование |
1 |
|
8 |
Предложение и его смысл. Слова в предложении |
1 |
|
9 |
Виды предложений по цели высказывания и интонации |
1 |
|
10 |
Главные члены предложения |
1 |
|
11 |
Подлежащее |
1 |
|
12 |
Сказуемое |
1 |
|
13 |
Подлежащее и сказуемое |
1 |
|
14 |
Второстепенные члены предложения |
1 |
|
15 |
Обстоятельство |
1 |
|
16 |
Обстоятельство |
1 |
|
17 |
Определение |
1 |
|
18 |
Определение |
1 |
|
19 |
Дополнение |
1 |
|
20 |
Однородные члены предложения |
1 |
|
21 |
Однородные члены предложения |
1 |
|
22 |
Повторяем фонетику и состав слова |
1 |
|
23 |
Части речи |
1 |
|
24 |
Самостоятельные и служебные части речи |
1 |
|
25 |
Имя существительное |
1 |
|
26 |
Род имён существительных |
1 |
|
27 |
Число имён существительных |
1 |
|
28 |
Изменение имен существительных по падежам |
1 |
|
29 |
Падеж имен существительных |
1 |
|
30 |
Падеж имен существительных |
1 |
|
31 |
Склонение имен существительных |
1 |
|
32 |
Работаем с текстом |
1 |
|
33 |
Склонение имен существительных |
1 |
|
34 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
1 |
|
35 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
1 |
|
36 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
1 |
|
37 |
Способы образования имен существительных |
1 |
|
38 |
Повторяем фонетику и состав слова |
1 |
|
39 |
Имя прилагательное |
1 |
|
40 |
Имя прилагательное |
1 |
|
41 |
Качественные имена прилагательные |
1 |
|
42 |
Краткая форма качественных прилагательных |
1 |
|
43 |
Относительные имена прилагательные |
1 |
|
44 |
Как образуются относительные прилагательные |
1 |
|
45 |
Притяжательные прилагательные |
1 |
|
46 |
Повторяем фонетику и состав слова |
1 |
|
47 |
Местоимение |
1 |
|
48 |
Личные местоимения |
1 |
|
49 |
Личные местоимения |
1 |
|
50 |
Как изменяются местоимение |
1 |
|
ПРАВОПИСАНИЕ (53 ч) |
|||
51 |
Вспоминаем правило написания большой буквы |
1 |
5.09 |
52 |
Вспоминаем правила переноса слов |
1 |
7.09 |
53 |
Повторяем правила обозначения гласных после шипящих |
1 |
12.09 |
54 |
Входной контрольный диктант |
1 |
13.09 |
55 |
Контрольное списывание |
1 |
16.09 |
56 |
Повторяем правописание безударных гласных в корне слова |
1 |
15.09 |
57 |
Повторяем правила правописания в корне слова |
1 |
22.09 |
58 |
Повторяем правило правописания непроизносимых согласных в корне слова |
1 |
26.09 |
59 |
Вспоминаем правописание суффиксов |
1 |
29.09 |
60 |
Повторяем правописание приставок |
1 |
30.09 |
61 |
Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков |
1 |
12.10 |
62 |
Учимся писать приставки |
1 |
14.10 |
63 |
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с |
1 |
15.10 |
64 |
Запоминаем соединительные гласные о, е |
1 |
10.11 |
65 |
Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова |
1 |
15.11 |
66 |
Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова |
1 |
17.11 |
67 |
Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц] |
1 |
22.11 |
68 |
Знаки препинания при однородных членах предложения |
1 |
24.11 |
69 |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
29.11 |
70 |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
1.12 |
71 |
Повторение |
1 |
6.12 |
72 |
Диктант «Орфограммы, изученные в 3 классе» |
1 |
8.12 |
73 |
Повторение |
1 |
16.12 |
74 |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных |
1 |
27.12 |
75 |
Изменение имен существительных по числам |
1 |
29.12 |
76 |
Изменение имен существительных по числам |
1 |
30.12 |
77 |
Учим слова с удвоенными согласными в корне |
1 |
|
78 |
Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных |
1 |
|
79 |
Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк- |
1 |
|
80 |
Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения |
1 |
|
81 |
Склонение имен существительных |
1 |
|
82 |
Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения |
1 |
|
83 |
Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения |
1 |
|
84 |
Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения |
1 |
|
85 |
Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц |
1 |
|
86 |
Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения |
1 |
|
87 |
Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения |
1 |
|
88 |
Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения |
1 |
|
89 |
Диктант «Правописание падежных окончаний имен существительных» |
1 |
|
90 |
Правописание окончаний имен существительных множественного числа |
1 |
|
91 |
Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных |
1 |
|
92 |
Правописание окончаний имен существительных на -ий, -ия, -ие |
1 |
|
93 |
Правописание окончаний имен существительных на -ий, -ия, -ие |
1 |
|
94 |
Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных |
1 |
|
95 |
Правописание окончаний имен прилагательных |
1 |
|
96 |
Правописание окончаний имен прилагательных |
1 |
|
97 |
Правописание относительных прилагательных |
1 |
|
98 |
Правописание относительных прилагательных |
1 |
|
99 |
Правописание притяжательных прилагательных |
1 |
|
100 |
Правописание краткой формы имен прилагательных |
1 |
|
101 |
Диктант «Правописание прилагательных» |
1 |
|
102 |
Правописание местоимений с предлогами |
1 |
|
103 |
Правописание местоимений |
1 |
|
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (23 ч ) |
|||
104 |
Повторяем текст, его признаки и типы |
1 |
8.09 |
105 |
Повторяем признаки и типы текстов |
1 |
19.09 |
106 |
Текст и его заглавие |
1 |
27.09 |
107 |
Заглавие и начало текста |
1 |
3.10 |
108 |
Последовательность предложений в тексте |
1 |
7.10 |
109 |
Деление текста на абзацы |
1 |
8.10 |
110 |
Учимся писать письма |
1 |
22.10 |
111 |
Учимся писать письма |
1 |
29.10 |
112 |
Учимся писать письма |
1 |
11.10 |
113 |
Учимся писать письма |
1 |
18.11 |
114 |
Учимся писать письма |
1 |
25.11 |
115 |
Учимся писать письма |
1 |
2.12 |
116 |
Повторение |
1 |
13.12 |
117 |
Учимся писать изложение |
1 |
19.12 |
118 |
Учимся писать изложение |
1 |
22.12 |
119 |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных |
1 |
26.12 |
120 |
Учимся писать изложение |
1 |
|
121 |
Учимся писать письма |
1 |
|
122 |
Работаем с текстом |
1 |
|
123 |
Учимся писать сочетания -инк- и -енк- |
1 |
|
124 |
Учимся писать изложение |
1 |
|
125 |
Учимся писать изложение |
1 |
|
126 |
Повторение |
1 |
|
Повторение изученного (10 ч) |
|||
127 |
Повторяем фонетический разбор слова |
1 |
|
128 |
Повторяем написание корневых орфограмм в словах |
1 |
|
129 |
Повторяем обозначение звука [ы] после звука [ц] |
1 |
|
130 |
Повторяем написание изученных приставок и суффиксов |
1 |
|
131 |
Повторяем изученное: члены предложения |
1 |
|
132 |
Повторяем изученное: однородные члены предложения |
1 |
|
133 |
Повторяем написание падежных окончаний имён существительных |
1 |
|
134 |
Повторяем изученное: качественные, относительные и притяжательные прилагательные |
1 |
|
135 |
Повторяем правописание падежных окончаний прилагательных |
1 |
|
136 |
Повторяем правописание местоимений |
1 |
|
Итого: 136 часов
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:
Различать:
-
имя существительное, имя прилагательное, личные местоимение;
-
виды предложений по цели высказывания и интонации;
-
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
-
предложения с однородными членами;
выделять, находить:
-
грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-
в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
-
проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
-
характеризовать имя существительное и имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки);
-
составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
-
падежных окончаний имен существительных;
-
суффиксов имен существительных -онок- (-ёнок-), -ек-,-ик-, -ост(ь)-;
-
падежных окончаний имен прилагательных;
-
словарных слов, определенных программой;
-
постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. «Русский язык». Учебник в двух частях. 3 класс. М.: «Вентана-Граф»,
-
М. И. Кузнецова, «Пишем грамотно». Рабочая тетрадь в двух частях. 3 класс. М.: «Вентана-Граф»,
-
М. И. Кузнецова, «Учусь писать без ошибок». Рабочая тетрадь. 3 класс. М.: «Вентана-Граф»,
-
В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. «Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тексты, диктанты, изложения»/ Под редакцией С. В. Иванова. М.: «Вентана-Граф», 2004
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО