В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Правописание согласных в корне слова

Правописание согласных в корне слова

Вера Журбина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 12848 комментариев: 1
Краткое описание
Урок обобщения материала по теме «Правописание согласных в корне слова».
Описание
Урок обобщения материала по теме «Правописание согласных в корне слова».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект урока русского языка quotПравописание согласных в корне словаquot.doc Скачать











Журбина Вера Васильевна

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6 МО «Ахтубинский район»

Урок русского языка по теме: «Правописание согласных в корне слова» (10 класс)































Тема: «Правописание согласных в корне слова».

Цель: систематизировать знания учащихся по теме урока;

отработка навыка грамотного письма и грамотной речи.

Программа урока.

1.Оргмомент.

2.Словарная работа:

террор, финн, троллейбус, труппа, туннель, фонограмма, пассаж, пассивный, суммировать, жжение, стресс, симметрия.

3.Лексическая работа:

Наперсник – тот, кого держат около груди /перси=грудь, но перст=палец/.

Яства – еда /ясти=есть/.

4.Работа по культуре речи:

  • Карточка №1. Отредактируйте предложения.

Коробочка – очень скрытая помещица. Андрей – человек удачный. Я не только читаю газеты, но и журналы. Я люблю и собираю марки. Первый и второй день состязаний прошел спокойно.

  • Карточка №2. Отредактируйте предложения.

По прибытию в полк он явился к командиру. Я беспокоюсь не столько о себе, как о сестре. Мой друг интересуется и собирает монеты. Мы купили фрукты, помидоры, рыбу, апельсины. Книга научила меня честности, смелости и уважать людей.

  • Орфоэпическая разминка: жалюзи, каталог, звонит, кухонный, мастерски, красивее, торты, откупорить, ходатайствовать, коклюш, сливовый, обеспечение.

5.Устное повторение по теме «Правописание согласных в корне слова».

. Запомни!

  1. Варианты слов: бриллиант – брильянт

миллион – мильон,

миллиард – мильярд.

(Слова без удвоенных согласных чаще встречаются в поэзии (вспомним также в названии статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

  1. В производных, образованных от слов с удвоенной согласной с помощью суффиксов, как правило, удвоенные согласные сохраняются:

сумма – суммарный, касса – кассовый, колонна – колоннада, класс – классная, компромисс – бескомпромиссный, программа – программка, программист, программный, группа – группка, групповой, кристалл – кристаллический, металл – металлический.

Запомните исключения: кристальный, финский – не сохраняют удвоенную согласную.

Однако с одной согласной пишутся уменьшительные от некоторых нарицательных существительных: колонна – колонка, оперетта – оперетка, тонна – трехтонка, антенна - антенка.


6.Тренировочные упражнения.

  • Обяснительный диктант:

Замазка, косьба, бумажка, молотьба, просьба, салазки, участвовать, блеснуть, ровесник, сверстник, чувствовать, захолустный, искусный, искусство, властный, гигантский, редкие, вырубка.

  • Индивидуальная работа

    Работа с классом

    Укажите неправильное написание слов:

    горестный, окресный, бескосный, местность, пакостник, гластный, ревностный, целосный, сумашедшие, тросник, страстный, сладостный, узцы, опастный.

    К следующим словам подберите синонимы, в которых есть стечение согласных при встрече корня и суффикса.

    Печальный – ...; веселый – ...; умелый – ...; хранить молчание – ...; справедливый – ...; здешний – ...; равнодушный – ...; находиться – ...; аппетитный – ...; бездельничающий – ...; скучный – ...; очаровательный – ...; правдивый – ...; пасмурный (день) – ...; очень довольный – ... .

    Ответ: Грустный, жизнерадостный, искусный, безмолвствовать, беспристрастный, местный, безучастный, присутствовать, вкусный, праздный, прелестный, честный, ненастный, счастливый.

    Образуйте прилагательные от следующих существительных (используя при необходимости приставки).

    Совесть, поместье, окрестность, опасение, пристрастие, участие, контакт, контраст, интерес, известие, чувство, арестант.


    Вставьте пропущенные слова. Вспомните авторов этих стихотворных строк.

    1) Мальчишек ... народ
    Коньками звучно режет лед. /Пушкин/

    2) Мой ... товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном. /Пушкин/

    3) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ...? /Пушкин/

    4) ..., что слоны в диковинку у нас. /Крылов/

    5) А впрочем, он дойдет до степеней ...
    Ведь нынче любят ... ./ А.С.  Грибоедов/

    6) Чиновные и ... –
    Ей все друзья и все ... . /А.С.  Грибоедов/

    7) ... осень. Грачи улетели.
    Лес обнажился. Поля опустели.
    Только не сжата полоска одна.
    ... думу наводит она. /Н.А.  Некрасов/

    8) И ... важно, в спокойствии чинном,
    Лошадку ведет под ... мужичок. /Н.А.  Некрасов/

    9) И сам про себя удалую,
    ... песню поет. /Н.А.  Некрасов/

    10) Погода была ...,
    Принцесса была … . /Р.Сеф/

    Ответ: 1) Радостный. 2) Грустный. 3) Ненастный. 4) Известно. 5) Известных, бессловесных. 6) Должностные. 7) Поздняя, грустную. 8) Шествуя, уздцы. 9) Хвастливую. 10) Ужасная, прекрасная.

    Составьте словосочетания с данными слова:

    Свиснуть - Свистнуть

    Постлать - Послать

    Араб - Арап

    Гриб - Грипп

    Грусть - Груздь

    Составьте словосочетания с данными слова:

    Шефствовать - Шествовать

    Кобчик - Копчик

    Вперемешку - Вперемежку

    Изморось - Изморозь

    Костные - косные

  • Упражнение. Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

1. Только труд – всему основа, чес_ный труд лю_ской. 2. Человек трудолюбивый – самый счас_ливый. 3) Черное сер_це не знает благодарности. 4) Между тучами и морем гордо реет буревес_ник. 5) Дружба та лес_на, которая чес_на. 6) Чуть голубоватый свет брезжил в окошечк_ скво_ь снег.7) Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный. 8) Хозяин весел – и гости радос_ны. 9) Радос_но, молодо было и на небе, и на земле, и в сер_це человека. 10) Мороз и солнце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный. 11) С окрес_ных гор уже снега сбежали мутными ручьями. 12) Отверг я рано праз_ные забавы. 13) Редеет мгла ненас_ной ночи, и бледный день уж настает.

  • Самостоятельная работа с текстом.

Сказка, сочиненная жизнью.

Во время второй мировой войны фаши…кие захватчики безжалос…но уничтожали на о…упированных те…иториях мирное население. С особенной жестокостью они убивали евреев. За годы войны ими было истреблено шесть ми…ионов евреев, в том числе полтора ми…иона детей. Во всех о…упированных странах фаши…кие власти в первую очередь издавали прика…: всем евреям зарегистрироваться и надеть шестиконечные желтые звезды. Такой же прика… они издали, когда захватили Данию. В тот же день да…кий король Христиан вышел вместе с королевой на прогулку. Король и королева гуляли по улицам города в повя…ках с желтыми шестиконечными звездами. Через полчаса такие звезды надели все жители Копенгагена, а через несколько часов – все датчане. И пока ошеломленные гитлеровцы соображали, что им делать, датчане переправили всех евреев на ло…ках в Швецию и тем спасли их от гибели.

Эта история со счас…ливым концом, может быть, не случайно произошла на родине Андерсена – одного из самых чудес…ных сказочников мира. Андерсен считал, что лучшие ска..ки – это те, которые сочиняет сама жизнь!

Задания к тексту:

- прочтите текст;

- определите основную мысль текста;

- определите стиль и тип речи данного текста;

-выпишите из него все слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.

7.Подведение итогов урока.

8.Домашнее задание: параграфы 23-25, упражнение 119, 120.



Использованная литература:

1.Бондаренко С. «Трудные встречи корней и суффиксов», газета «Русский язык», №20/2000г.

2.Богданова Г. «Правописание корней», газета «Русский язык», №18/2002г.

3.Учебник Н.Г. Гольцова «Русский язык. 10-11 классы», Москва, Русское слово, 2008.










Обсуждение материала
Татьяна Дубина
6.11.2011 16:35
Полезный материал.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос