Рабочая программа по предмету «Обществознание»
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Курс «Обществознание» для 7 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.
Курс «Обществознания» основной школы делится на два органически единых, но имеющих свою специфику концентра: 6–7 и 8–9 классы.
Курс «Обществознание» в 7 классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознание» в 7 классе, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания.
В 7 классе в основе содержания курса – раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.
Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:
– сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;
– психологический портрет личности;
– самооценку подростка;
– образ жизни подростка;
– взаимоотношение подростка с законом;
– социальную и жилую среду подростка.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
В 7 классе важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.
Курс «Обществознание» для 7 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему усмотрению, в т.ч. для организаций уроков-практикумов, занятий по составлению мини социальных ученических проектов и др.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 7 классе по обществознанию ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.
Важнейшими целями изучения курса в данных школьных параллелях являются:
– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
– воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
– освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
– овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Требования к уровню подготовки
знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определённого объекта с родственными;
характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
объяснять (интерпритировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние, а так же взаимодействие общества и природы, человека и общества;
приводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументированно раскрывать) изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявлении, доверенностей и т.д.).
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
§<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
§<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
§<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
§<span style=«font: 7pt "Times New Roman";»> наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».
Содержание программы
Тема: Личность подростка. (10 часов)
В этой главе пойдет разговор о личности подростка его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь идет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество, о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Автор учит преодолевать барьеры общения, разбираться в самом себе.
Переходный возраст.
Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка.
Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.
Задачи и трудности подросткового возраста.
Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности.
Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.
Быть взрослым
Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.
Физические изменения у подростков.
Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.
Психологический портрет личности.
Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект.
Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков.
Самооценка подростка.
Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Высокая самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.
Выдающаяся личность.
Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети, их i особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности.
Как стать лидером.
Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знание, талант решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства.
Искусство общения. Лидер в подростковой среде.
Обобщающе-повторительный урок
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Определять границы подросткового возраста
2. Давать общую характеристику подросткового возраста
3. Перечислять задачи, необходимые для решения в подростковом возрасте
4. Сравнивать различные уровни проявления способностей
5. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности
6. Характеризовать общение
7. Объяснять смысл понятий: подростковый возраст, тинэйджер, альтруизм, самооценка, темперамент, характер, способности, эмоции, индивид, личность, индивидуальность, аффект, гениальность, лидер.
ГЛАВА 2.
Тема: Подросток в социальной среде. (6 часов)
Социальная среда подростка.
Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.
Юношеский пессимизм.
Драматизм подросткового возраста. Возникновение юношеского пессимизма, причины его. Пути преодоления пессимистических настроений.
Подросток в группе.
Определение группы и их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм. Соотношение самооценки и влияния группы.
Межличностные отношения.
Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание — основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде.
«Мы» и «они».
Непосредственное окружение. Понятие «я». Понятие «мы». Понятие «они». Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». Знакомство. «Свои» И «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» И «чужими».
Мир знакомых и незнакомых людей.
Знакомые и незнакомые; различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». Понятия «чужие», «чужаки». «Свои», их защита. Родственная солидарность.
Социальный портрет молодежи.
Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов.
ГЛАВА 3.
Тема: Подросток и закон. (4 часа)
Юридические границы подросткового возраста.
Понятие «юридических отношений». Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние их права и обязанности. Защита прав ребенка.
«Конвенция ООН О правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав.
Подросток как гражданин.
Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права, их характеристика. Основные конституционные обязанности.
Подросток и его права.
Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии.
Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право на образование. Умение пользоваться правами.
Опасный путь преступной жизни.
Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, их виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Объяснять смысл понятий социальная среда подростка, оптимизм, пессимизм, максимализм, конформизм, группа, конфликт, межличностные отношения, свои, чужие, другие, выбор, свобода, ценностные ориентиры, гражданская позиция, гражданин, гражданство, дееспособность, правоспособность, преступление, уголовная ответственность, кража, грабеж,
2. Называть основные нормы морали.
3.Приводить примеры морального выбора
4.Характеризовать подростка как гражданина
5. Приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних
ГЛАВА 4.
Тема: Образ жизни подростков. (7 часов)
Заброшенные, одинокие, непонятые.
Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество.
Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.
Подросток в обществе риска.
Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности.
Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика.
Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.
Подростковая культура.
Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей.
Место подростковой культуры в обществе.
Образ жизни.
Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни.
Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.
Досуг и отдых.
Досуг и отдых — часть повседневного образа жизни.
Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения.
Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.
Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян.
Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.
Развитие спорта.
Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история).
Спорт в ХХв.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.
Речевое поведение.
Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков. Хвастовство.
Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Одобрение. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения.
Обобщающе-повторительный урок
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Объяснять смысл понятий: культура, образ жизни, досуг, отдых. Свободное время, речевое поведение.
2. Оценивать виды межличностных отношений.
ГЛАВА 5.
Тема: Подросток и его жилая среда. (7 часов)
Город и село.
Эволюция города.
Возникновение городов. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современный город. Законы развития города. Пригородная зона.
Город и урбанизация
Урбанизация. Процесс урбанизации, его проявления. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Проблемы горожан: нервные нагрузки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание.
Город и село.
Город и село — две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества. Особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе.
Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.
Влияние города на отношения между людьми. Общение и уединение. Человек среди незнакомых людей: дистанция, отчуждение. Благо и зло отчуждения между людьми. Подросток в городской среде.
Города и технический прогресс. Влияние технического прогресса на молодежь.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1 Объяснять смысл понятий: Город. Пригородная зона. Город-спутник. Урбанизация. Качество жизни, городская жизнь, городская среда. Село. Сельская жизнь. Отчуждение людей.
2. Называть плюсы и минусы городской жизни
3. Сравнивать город и село
Тема: Мой дом, мое жилище.
В каком пространстве мы обитаем.
Понятие «социальное пространство». Общественная территория. Поведение на общественной территории. Домашняя территория. Поведение дома. Личное пространство. Социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение, его последствия.
Дом, в котором мы живем.
Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища: дом в первобытном обществе, дом в античности, дом в Средневековье. Современное жилище, его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Объяснять смысл понятий: Социальное пространство. Общественная территория. Домашняя территория. Личное пространство. Эволюция Жилища. Современн33333ое Жилище. Уровни знакомства.
Соседи. Район проживания. Дача.
2. Объяснять влияние окружающей среды на человека
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района РТ
Рассмотрено Согласлвано
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № ___от ______ __________/Р.А. Гимадиева
Руководитель ШМО «_____» ________20__г.
Утверждаю
Директор школы
___________ /Г.А. Ахметзянова
Приказ № ___
«___» ________20___г
Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
на 2011 -2012 учебный год
(7 класс, 35 часов)
Составитель учитель обществознания
Гимадиев Ильфат Шакирзянович
2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Обществознание» для 7 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.
Курс «Обществознания» основной школы делится на два органически единых, но имеющих свою специфику концентра: 6–7 и 8–9 классы.
Курс «Обществознание» в 7 классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознание» в 7 классе, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания.
В 7 классе в основе содержания курса – раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.
Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:
– сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;
– психологический портрет личности;
– самооценку подростка;
– образ жизни подростка;
– взаимоотношение подростка с законом;
– социальную и жилую среду подростка.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
В 7 классе важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.
Курс «Обществознание» для 7 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему усмотрению, в т.ч. для организаций уроков-практикумов, занятий по составлению мини социальных ученических проектов и др.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 7 классе по обществознанию ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.
Важнейшими целями изучения курса в данных школьных параллелях являются:
– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
– воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
– освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
– овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Требования к уровню подготовки
знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех и сходства определённого объекта с родственными;
характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
объяснять (интерпритировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние, а так же взаимодействие общества и природы, человека и общества;
приводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументированно раскрывать) изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявлении, доверенностей и т.д.).
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
-
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
-
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
-
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
-
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».
Содержание программы
Тема: Личность подростка. (10 часов)
В этой главе пойдет разговор о личности подростка его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь идет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество, о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Автор учит преодолевать барьеры общения, разбираться в самом себе.
Переходный возраст.
Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка.
Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.
Задачи и трудности подросткового возраста.
Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности.
Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.
Быть взрослым
Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.
Физические изменения у подростков.
Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.
Психологический портрет личности.
Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект.
Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков.
Самооценка подростка.
Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Высокая самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.
Выдающаяся личность.
Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети, их i особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности.
Как стать лидером.
Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знание, талант решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства.
Искусство общения. Лидер в подростковой среде.
Обобщающе-повторительный урок
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Определять границы подросткового возраста
2. Давать общую характеристику подросткового возраста
3. Перечислять задачи, необходимые для решения в подростковом возрасте
4. Сравнивать различные уровни проявления способностей
5. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности
6. Характеризовать общение
7. Объяснять смысл понятий: подростковый возраст, тинэйджер, альтруизм, самооценка, темперамент, характер, способности, эмоции, индивид, личность, индивидуальность, аффект, гениальность, лидер.
ГЛАВА 2.
Тема: Подросток в социальной среде. (6 часов)
Социальная среда подростка.
Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.
Юношеский пессимизм.
Драматизм подросткового возраста. Возникновение юношеского пессимизма, причины его. Пути преодоления пессимистических настроений.
Подросток в группе.
Определение группы и их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм. Соотношение самооценки и влияния группы.
Межличностные отношения.
Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание - основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде.
«Мы» и «они».
Непосредственное окружение. Понятие «я». Понятие «мы». Понятие «они». Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». Знакомство. «Свои» И «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» И «чужими».
Мир знакомых и незнакомых людей.
Знакомые и незнакомые; различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». Понятия «чужие», «чужаки». «Свои», их защита. Родственная солидарность.
Социальный портрет молодежи.
Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов.
ГЛАВА 3.
Тема: Подросток и закон. (4 часа)
Юридические границы подросткового возраста.
Понятие «юридических отношений». Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние их права и обязанности. Защита прав ребенка.
«Конвенция ООН О правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав.
Подросток как гражданин.
Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права, их характеристика. Основные конституционные обязанности.
Подросток и его права.
Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии.
Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право на образование. Умение пользоваться правами.
Опасный путь преступной жизни.
Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, их виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Объяснять смысл понятий социальная среда подростка, оптимизм, пессимизм, максимализм, конформизм, группа, конфликт, межличностные отношения, свои, чужие, другие, выбор, свобода, ценностные ориентиры, гражданская позиция, гражданин, гражданство, дееспособность, правоспособность, преступление, уголовная ответственность, кража, грабеж,
2. Называть основные нормы морали.
3.Приводить примеры морального выбора
4.Характеризовать подростка как гражданина
5. Приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних
ГЛАВА 4.
Тема: Образ жизни подростков. (7 часов)
Заброшенные, одинокие, непонятые.
Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество.
Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.
Подросток в обществе риска.
Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности.
Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика.
Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.
Подростковая культура.
Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей.
Место подростковой культуры в обществе.
Образ жизни.
Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни.
Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.
Досуг и отдых.
Досуг и отдых - часть повседневного образа жизни.
Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения.
Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.
Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян.
Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.
Развитие спорта.
Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история).
Спорт в ХХв.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.
Речевое поведение.
Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков. Хвастовство.
Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Одобрение. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения.
Обобщающе-повторительный урок
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Объяснять смысл понятий: культура, образ жизни, досуг, отдых. Свободное время, речевое поведение.
2. Оценивать виды межличностных отношений.
ГЛАВА 5.
Тема: Подросток и его жилая среда. (7 часов)
Город и село.
Эволюция города.
Возникновение городов. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современный город. Законы развития города. Пригородная зона.
Город и урбанизация
Урбанизация. Процесс урбанизации, его проявления. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Проблемы горожан: нервные нагрузки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание.
Город и село.
Город и село - две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества. Особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе.
Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.
Влияние города на отношения между людьми. Общение и уединение. Человек среди незнакомых людей: дистанция, отчуждение. Благо и зло отчуждения между людьми. Подросток в городской среде.
Города и технический прогресс. Влияние технического прогресса на молодежь.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1 Объяснять смысл понятий: Город. Пригородная зона. Город-спутник. Урбанизация. Качество жизни, городская жизнь, городская среда. Село. Сельская жизнь. Отчуждение людей.
2. Называть плюсы и минусы городской жизни
3. Сравнивать город и село
Тема: Мой дом, мое жилище.
В каком пространстве мы обитаем.
Понятие «социальное пространство». Общественная территория. Поведение на общественной территории. Домашняя территория. Поведение дома. Личное пространство. Социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение, его последствия.
Дом, в котором мы живем.
Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища: дом в первобытном обществе, дом в античности, дом в Средневековье. Современное жилище, его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Объяснять смысл понятий: Социальное пространство. Общественная территория. Домашняя территория. Личное пространство. Эволюция Жилища. Современн33333ое Жилище. Уровни знакомства.
Соседи. Район проживания. Дача.
2. Объяснять влияние окружающей среды на человека
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дидактические единицы (раздел, тема) |
Количество часов |
Календарные сроки |
Планированные результаты (минимум образовательного стандарта) |
Методы обучения. Виды деятельности. |
Внедрение национального регионального компонента |
Контрольные, (лабораторные, практические) |
|
|||
Знание |
Умение |
|
|||||||||
Введение. 1 ч |
|
||||||||||
1 |
Введение |
1 ч |
Сентябрь |
Человек и общество, экономическая социальная, политическая и духовная сферы общественной жизни человека. |
Учатся использо-вать ранее изучен-ный материал для решения проблемных и поз-навательных задач. Учатся осмыслению теоретического материала и оценке явлений. |
Частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, обучение решению проблемных и познавательных заданий, обучение предъявлению результатов своей деятельности, использование меж предметных и межкурсовых связей. |
|
|
|
||
Личность подростка. |
|
||||||||||
2 |
Переходный возраст. |
1 ч |
Сентябрь |
Кого считать подростком. Особенности подросткового возраста |
Учащиеся выделят главное, сравнивают знания, система-тизируют измене-ния в обществе, учатся работать в группах и предъяв-лять результаты своей учебной дея-тельности. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника и работой в группах. Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный повествовательный рассказ, картинное описание, предъявлению результатов своей деятельности, использование меж предметных и межкурсовых связей. |
|
|
|
||
3 |
Задачи и трудности подросткового возраста. |
1 ч |
Сентябрь |
Задачи подросткового возраста. Личный опыт. Подготовка к выполнению жизненных задач. Проблемы подросткового возраста. |
Развитие картогра-фических умений, самостоятельный анализ, выделение главного, обобще-ние и системати-зация,. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной и групповой работы. |
|
|
|
||
4 |
Быть взрослым. |
1 ч |
Сентябрь |
Период взросления. Воспитания подростка. |
Умение выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, состав-лять схемы, решать познавательные задачи и учебные проблемы, составлять устный рассказ по какому-либо сюжету, используя для этого внешкольные источники знания, анализировать свою учебную деятель-ность. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника |
|
|
|
||
5 |
Физические изменения у подростков. |
1 ч |
Сентябрь |
Неправильное питание британских подростков. Внешняя привлекательность. неравномерность развития подростков. |
Учатся выделять главное, устанав-ливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные зна-ния для получения новых знаний, срав-нивать, определять круг необходимых знаний для решения проблемы. |
Частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. |
|
Практическая работа |
|
||
6 |
Психологический портрет личности: темперамент и характер. |
1 ч |
Сентябрь |
Личность. Темперамент. Характер. |
Учащиеся осваива-ют алгоритм логи-ческих операций осмысления теоре-тического матери-ала: обобщая и систематизируя знания. |
Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы. Форма урока: комбинированный урок. |
|
|
|
||
7 |
Психологический портрет личности: интеллект , эмоции и чувства. |
1 ч |
Сентябрь |
Способности и интеллект. Чувства и эмоции. |
Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. При работе в группе слушать, доказы-вать свою точку зрения, принять другую точку зре-ния, если она убедительна. Подго-товить доклад, сооб-щение, предъявить результаты своей работы. |
Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы. Форма урока: комбинированный урок. |
|
|
|
||
8 |
Самооценка подростка. |
1 ч |
Сентябрь |
Кто и что влияет на самооценку подростка. Самовоспитание. |
Умение сравнивать, анализировать, делать выводы. При работе в группе слушать, доказы-вать свою точку зрения, принять другую точку зре-ния, если она убедительна. Подго-товить доклад, сооб-щение, предъявить результаты своей работы. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: комбинированный урок, работа в группах, урок-конференция. |
|
|
|
||
9 |
Выделяющаяся личность. |
1 ч |
Октябрь |
Выделяющаяся личность. |
Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравни-вать, анализировать, участвовать в эв-ристической беседе, работать с доку-ментом, участвовать в дискуссии, решать проблемные зада-ния, делать выводы. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: Комбинированный урок с элементами лабораторной работы |
|
Тест |
|
||
10 |
Лидер и его качества |
1 ч |
Октябрь |
Лидер и его качества. |
Учатся сравнивать, анализировать, ра-ботать с докумен-том, решать проб-лемы, участвовать в аналитической бесе-де и дискуссии, делать выводы, предъявлять резуль-таты своей деятель-ности. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы |
|
|
|
||
Подросток в социальной среде. |
|
||||||||||
11 |
Социальная среда подростка. |
1 ч |
Октябрь |
Что такое социальная среда. Как влияют на подростка. |
Учатся выделять главное, принимать ранее полученные знания для изучения нового материала, работать с докумен-тами и текстом учебника, решать проблемы, участво-вать в дискуссии, составлять характе-ристику историчес-кого деятеля, ис-пользовать знания, полученные в ре-зультате чтения художественной литературы. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: Комбинированный урок |
|
|
|
||
12 |
Подросток в группе. |
1 ч |
Октябрь |
Какие группы составляют общество. Законы группы |
Учатся работать с документами, выде-лять главное, уста-навливать причин-но-следственное связи актуализиро-вать ранее изучен-ное. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок или урок - лабораторная работа |
|
Практическая работа |
|
||
13 |
Межличностные отношения |
1 ч |
Октябрь |
Межличностные отношения. Взаимопонимание в межличностных отношениях. |
Учащиеся, пользу-ясь с памяткой, учатся составлять характеристики ис-торических лич-ностей, воссозда-вать их историчес-кий образ, устанав-ливать связь между их деятельностью и развитием истори-ческого процесса. Делают сравнитель-ный анализ, учатся вести дискуссию, использовать ил-люстративный мате-риал в качестве источника знания, аргументировать свою точку зрения. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы и дискуссии. |
|
|
|
||
14 |
«Мы» и «они» |
1 ч |
Октябрь |
«Мы» и «они». «Свои» и «Чужие». |
Учатся самостоя-тельно готовить сообщения по заданной теме и предъявлять резуль-таты своей деятель-ности. Учатся слу-шать сообщения одноклассников и выделять главное. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок или урок с элементами лабораторной работы и сообщениями учащихся. |
|
|
|
||
15 |
Мир знакомых и незнакомых людей. |
1 ч |
Ноябрь |
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. |
Учатся планировать свою деятельность по подготовке док-лада, сообщения, работать с дополни-тельными источни-ками, развивать свои исследователь-ские умения, дока-зывать свою точку зрения и выслуши-вать альтернатив-ную. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок, урок конференция |
|
Доклад |
|
||
16 |
Социальный портрет молодежи. |
1 ч |
Ноябрь |
Молодежь – большая социальная группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Ценности современной молодежи. |
Знакомства с худо-жественной куль-турой Просвещения позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культур-ного материала. |
Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок. |
|
|
|
||
Подросток и закон. |
|
||||||||||
17 |
Юридические границы подросткового возраста. |
1 ч |
Ноябрь |
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Под защитой права. |
Работают с текстом учебника и допол-нительными источ-никами, анализи-руют и выделяют главное, формируют личностное отноше-ние к содержанию, устанавливают внутри курсовые связи, решают проблемы, предъявляют ре-зультаты самосто-ятельной деятель-ности. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. |
|
Тест |
|||
18 |
Подросток как гражданин. |
1 ч |
Ноябрь |
Гражданин и гражданство. Гражданские права и свободы. Политические права. |
Учатся выделять главное, устанавли-вать причинно-следственные связи, делать сравнитель-ный анализ событий и процессов, состав-лять характеристики исторических дея-телей. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы |
|
|
|
||
19 |
Подросток и его права |
1 ч |
Ноябрь |
Гражданские права ребенка. Социально-экономические и культурные права ребенка. |
Учатся рационально выполнять задания. Решать проблемы, для чего опреде-ляют круг необхо-димых знаний |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы |
|
|
|
||
20 |
Опасный путь преступной жизни. |
1 ч |
Ноябрь |
Что такое преступление. Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками милиции. |
Анализируют текст документа, выде-ляют главное и устанавливают при-чинно-следственные связи, решают поз-навательные и проб-лемные задания. Актуализируют ранее полученные знания, оперируют терминами и понятиями, учатся сопереживать. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. |
|
Тест |
|
||
Образ жизни подростков |
|
||||||||||
21 |
Подросток в обществе риска. |
1 ч |
Ноябрь |
Современное общество – общество риска подростка. Источники риска в жизни современных подростков. |
Учатся использо-вать ранее изучен-ный материал для решения учебных проблем, участво-вать в дискуссии, предъявлять резуль-таты выполненного учебного задания. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок |
|
|
|
||
22 |
Проблема одиночества. |
1 ч |
Декабрь |
Одиночество. Проблема одиночества |
Учатся использо-вать ранее исполь-зованный материал для решения проб-лемных и познава-тельных задач. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок, работа в группах. |
|
|
|
||
23 |
Подростковая культура |
1 ч |
Декабрь |
Особенности подростковой культуры. Молодежная музыка. Роллеры. |
Учатся актуализи-ровать ранее изу-ченный материал для решения новых учебных проблем и оценивать явления. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы. |
|
Практическая работа |
|
||
24 |
Образ жизни. |
1 ч |
Декабрь |
Что такое образ жизни. |
Умение сравнивать, анализировать, вы-делять общее и особенное, делать оценочное сужде-ния, решать позна-вательные задачи и предъявлять резуль-таты своей деятель-ности. |
Проблемный или частично поисковый метод. Форма урока: комбинированный урок |
|
|
|
||
25 |
Образ жизни у разных народов. |
1 ч |
Декабрь |
Образ жизни древних римлян. Образ жизни бушменов. Образ жизни русских купцов. Английский стиль жизни. Американский образ жизни. |
Учащиеся воспро-изводят известный исторический мате-риал, анализируют изученное, сравни-вают, оценивают исторические явле-ния, воссоздают исторические обра-зы, ориентируются в хронологии, уста-навливают синхрон-ные связи в курсе истории, актуализи-руют знания. |
Проблемный метод. Форма урока: Повторительно-обобщающий. |
|
|
|
||
26 |
Досуг и отдых. |
1 ч |
Декабрь |
Досуг. Формы досуга у разных народов. Свободное время у россиян. Библиотеки. Музеи. |
Учатся использо-вать ранее изучен-ный материал для решения учебных проблем, участво-вать в дискуссии, предъявлять резуль-таты выполненного учебного задания. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника |
|
Тест |
|
||
27 |
Спорт |
1 ч |
Декабрь |
Из истории спорта. Современный спорт. |
Учатся использо-вать ранее исполь-зованный материал для решения проб-лемных и познава-тельных задач. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: комбинированный урок |
|
|
|
||
Подросток и его жилая среда. |
|
||||||||||
28 |
Город и село |
1 ч |
|
Эволюция города. Восточный и греческий города. Римский форум. Средневековый город. Современные города. |
Умение сравнивать, анализировать, вы-делять общее и особенное, делать оценочное сужде-ния, решать позна-вательные задачи и предъявлять резуль-таты своей деятель-ности. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: комбинированный урок |
|
|
|
||
29 |
Город и село. |
1 ч |
Декабрь |
Город и урбанизация. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Город и село. Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен. |
Учащиеся воспро-изводят известный исторический мате-риал, анализируют изученное, сравни-вают, оценивают исторические явле-ния, воссоздают исторические обра-зы, ориентируются в хронологии, уста-навливают синхрон-ные связи в курсе истории, актуализи-руют знания. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника |
|
Практическая работа |
|
||
30 |
Мой дом, мое жилище. |
1 ч |
Январь |
В каком пространстве мы обитаем. Общественная территория. Домашняя территория. Личное пространство. |
Учатся использо-вать ранее изучен-ный материал для решения учебных проблем, участво-вать в дискуссии, предъявлять резуль-таты выполненного учебного задания. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника |
|
|
|
||
31 |
Мой дом, мое жилище. |
1 ч |
Январь |
Дом в котором мы живем. Эволюция жилища. Современное жилище. Наши соседи. Район проживания |
Учатся использо-вать ранее исполь-зованный материал для решения проб-лемных и познава-тельных задач. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника |
|
|
|
||
33 |
Государственный герб Российской Федерации. |
1 ч |
Январь |
Государственный герб Российской Федерации. |
Умение сравнивать, анализировать, вы-делять общее и особенное, делать оценочное сужде-ния, решать позна-вательные задачи и предъявлять резуль-таты своей деятель-ности. |
Проблемный или частично поисковый, репродуктивный метод. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника |
|
|
|
||
34 |
Государственный гимн Российской Федерации. |
1 ч |
Январь |
Государственный гимн Российской Федерации. |
Учащиеся воспро-изводят известный исторический мате-риал, анализируют изученное, сравни-вают, оценивают исторические явле-ния, воссоздают исторические обра-зы, ориентируются в хронологии, уста-навливают синхрон-ные связи в курсе истории, актуализи-руют знания. |
Проблемный метод. Форма урока: Повторительно-обобщающий. |
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.И.Кравченко, И.С.Хромова Программа курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: 000 «ТИД «Русское слово», 2006
2. А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для 7 класса. М.: 000 «ТИД «Русское слово»- РС», 2006
З. Я.В.Соколов Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и учителей. М.: НВЦ «Гражданин»,2003
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»