В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Сценарий социально-психологического практикума «Взаимодействие в экосистеме»

Сценарий социально-психологического практикума «Взаимодействие в экосистеме»

Людмила Урсуленко
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 3191
Краткое описание
Сценарий социально-психологического практикума «Взаимодействие в экосистеме»  был реализован в рамках V Регионального полимодального научно-методического семинара «Семинар в семинаре», который проходил 26 июня – 3 июля 2008 года на базе ДОЛ "Юность" МОУ "Лицей №1" г. Усолье-Сибирское Иркутской области.
В рамках социально-психологического практикума автор предлагает получить опыт взаимодействия с коллегами как участниками единой экосистемы. В ней каждый элемент влияет на общее благополучие и особенно ценными становятся такие качества как самопринятие, толерантность, мобильность, креативность и такие способности, как способность к самоидентификации, работе в команде и с командой, прогнозированию. Этот опыт позволит участникам практикума гораздо гармоничнее взаимодействовать с окружающей средой, быть более уверенным в ней даже в условиях стрессовой ситуации.
Описание
Пояснительная записка
Испанский писатель Родриго Кортес в своем романе «Часовщик» (2006) представляет жизнь города в виде Часов. В описанной им метафоре горожане составляют собой огромные невидимые куранты, где каждое звено влияет на отлаженный быт: «Жизнь это подтверждала, и даже воробей мог заставить настоятеля огромного монастыря упоминать о себе. И это означало, что любое действие человека, хотел он того или нет, заставляет небесные светила содрогаться и… менять ход».
В рамках социально-психологического практикума автор предлагает получить опыт взаимодействия с коллегами в окружающей среде как участниками единой экосистемы. В ней каждый элемент влияет на общее благополучие и особенно ценными становятся такие качества как самопринятие, толерантность, мобильность, креативность и такие способности, как способность к самоидентификации, работе в команде и с командой, прогнозированию. Этот опыт позволит участникам практикума гораздо гармоничнее взаимодействовать с окружающей средой, быть более уверенным в ней даже в условиях стрессовой ситуации.
Цель: создать тренинговые условия для получения участниками опыта взаимодействия с коллегами как звеньями единой экосистемы.
Время проведения: три занятия - 1 час 20 минут, 1 час 40 минут, 1 час 20 минут<
Основные используемые понятия:
Социальная экология – занимается оптимизацией взаимодействия социокультурных систем и их элементов с целью адаптации
Экологическое сознание – совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Экоцентрическое экологическое сознание – базируется на инвайроментальной парадигме, признает природное изначально ценным, вне зависимости от его оценки человеком.
Экосистема – совокупность живых организмов, взаимодействующих между собой и окружающей их абиотической средой
Популяция – совокупность особей одного вида
Генотип – совокупность внутренних признаков, наследуемых организмом
Фенотип – совокупность внешних признаков, формирующихся на основе генотипа
Самость – персональные характеристики личности, посредством которых каждый индивид воспринимает окружающий мир. Данное восприятие индивидуально
Техника репертуарных решеток Келли – метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий.
Конструкт – то, чем два или несколько объектов сходны между собой и отличаются от третьего. Конструкт всегда ограничен «диапазоном применимости», т.к. может быть применен к ограниченному набору объектов.
Профессиональная идентичность – (К. Фопель) все то, что человек считает важным для себя, как для профессионала, например: отношение к своей профессии и к своей работе, степень удовлетворения тем и другим, осознание своих достоинств и недостатков, представление о своей возможной и желаемой карьере, индивидуальный стиль работы, требования, предъявляемые коллегам, руководителям, подчиненным и пр. Если мы располагаем знаниями обо всем этом, мы можем лучше понимать своих коллег, легче настраиваться на них и принимать их реакции.
Необходимые материалы: бланк анкеты, бланки для визиток, карточки предметных групп, бланки для составления рекламы, бланки Келли, рисунок примера конструкта.
План проведения
Занятие №1 «Самоидентификация»
1. Мини-лекция «Экоцентризм» — 5 минут
2. Упражнение «Визитки» – 10 минут
3. Упражнение «Неймкроссинг» – 15 минут
4. Упражнение «Мы похожи?» – 15 минут
5. Упражнение «Рекламная новинка» – 20 минут
6. Диагностика «Репертуарные решетки Келли», часть 1 – 15 минут
Занятие №2 «Эковзаимодействие»
1. Брейнсторминг «Заграница» — 10 минут
2. Упражнение «Опасный пунш» — 30 минут
3. Упражнение «Совещание глав» — 60 минут
Занятие №3 «Мобильность»
1. Анализ результатов диагностики «Репертуарные решетки Келли» – 20 минут
2. Упражнение «Времена года моей души» — 20 минут
3. Упражнение «Бедность, богатство и Господь Бог» — 20 минут
4. Итоговое анкетирование – 20 минут.
Сценарий
Занятие №1 «Самоидентификация»
Обоснование: в одной популяции все представители имеют общий генотип, но отличаются друг от друга фенотипом. Если у животных фенотип характеризуется покровами, окрасом, вокализацией, запахом, то у человека характеристики фенотипа носят на себе и отпечаток культуры.
В ходе занятия «Самоидентификация» участники группы получат опыт осознания собственной самости, уникальности ее характеристик, необходимости данных характеристик для полноценного взаимодействия в обществе.
Важным условием данного занятия является ролевой компонент – все участники проходят его под именами животных. Это необходимо для смещения собственной позиции от антропоцентрической к экоцентрической. Если признавать то, что человек – животное – представитель данного царства с равными правами и обязанностями, то мы вполне можем примерить на себя образ другого животного.
Мини-лекция «Экоцентризм»
Время проведения: 5 минут
Содержание: ведущая рассказывает о распространенном типе экологического мышления и его угрозах для человека, и аргументирует значимость его смены. Иллюстрации: таблица «Типы экологического сознания», рассказ «Полиэтиленовый мусор».


Типы экологического сознания
№1. Антропоцентрическое (ключевое слово — использование)
1. высшую ценность представляет человек;
2. иерархическая картина мира;
3. взаимодействие с природой необходимо для удовлетворения потребностей;
4. этические нормы и правила действую в мире людей;
5. охрана природы необходима для того, чтобы ею пользовались потомки.
№2. Экоцентрическое (ключевое слово — равновесие)
1. высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы
2. нет иерархии, есть экосистема
3. воздействие на природу является взаимодействием
4. экологический императив: правильно и разрешено только то, что не нарушает природное равновесие 
«Полиэтиленовый мусор»
Полиэтиленовый пакет – один из самых «подвижных» видов мусора. Избавление от него недешево: в Европе сжигание тонны пластиковых отходов стоит 100 евро, а захоронение – 60. Но это только видимая, хотя и неприятная сторона дела. Английские ученые обнаружили микроскопические частицы полиэтилена и других полимеров в песке морских пляжей и в иле, поднятом со дна у Плимута. Это явно продукт распада сумок, бутылок и других пластиковых отбросов. Затем частицы полимеров нашли в пробах планктона. В опытах доказано, что планктонные рачки, фильтруя из воды пищу, заглатывают и частицы полимеров. Пока неясно, попадает ли полиэтилен в рыбу, питающуюся планктоном, и доходит ли по пищевой цепочке до человека.
Пока мешок не распался и плавает в море, его может проглотить какое-либо животное. Морские черепахи, питающиеся медузами, часто принимают полиэтиленовый мешок за медузу и гибнут от закупорки кишечника. В 2002 г. в Нормандии был выброшен на берег дохлый кит, в кишечнике которого обнаружили 800 кг пластиковых отходов. По оценке австралийских экологов, ежегодно из-за полиэтиленовых пакетов гибнут десятки тысяч птиц, китов, тюленей и черепах. Предпринимается ли что-нибудь против этой напасти?
В Бангладеш с 2002 г. полностью запрещены производство и продажа полиэтилена и изделий из него. Каждый владелец полиэтиленового пакета должен заплатить штраф. Производителям этой заразы грозит заключение до 10 лет и большой штраф. Мера может показаться чересчур суровой, но надо учесть, что в Бангладеш практически не существует системы сбора и переработки либо захоронения мусора. Между тем местное население использовало и выбрасывало около 10 млн полимерных мешков. Они валялись просто на улицах, их сносило ветром в арыки, и пакеты забивали жизненно важную систему орошения. Река Буриганга, протекающая через столицу Бангладеш – Дакку, оказалась почти запруженной полиэтиленовым мусором. В основном именно с этим связанны катастрофические наводнения 1988 и  1998 годов.
За два года, прошедшие после запрета, возродилась почти заглохшая местная промышленность по выделке джутовых мешков. А дети клеят и продают на улицах бумажные пакеты из старых газет. (Наука и жизнь, 2005, №3)
Упражнение «Визитки»
Время проведения: 10 минут
Инструкция: каждый участник практикума  должен найти животное, на которое он похож, и написать его название на чистом бланке. Этот бланк вставляется в бейдж и является игровым именем участника на весь практикум.
Игровой эффект: описан выше.
Упражнение «Неймкроссинг»
Время проведения: 15 минут
Инструкция: свободно двигаясь по комнате, участники приветствуют друг друга рукопожатием и четко произносят свое игровое имя. После рукопожатия они меняются именами. В процессе этого упражнения, встречая нового партнера, участник игры передает ему свое новое имя и получает имя взамен. Игрок, получивший свое имя назад, выбывает из игры. Игра заканчивается, как только имя вернется каждому его обладателю.
Игровой эффект: данная игра позволяет одновременно «пожить» без своего имени и примерить имя другого. Участники получают опыт «рассоединения» своего образа и имени.
Упражнение «Мы похожи?»
Время проведения: 15 минут
Инструкция: участники образуют два круга – внутренний и внешний. Вращаясь относительно друг друга, они говорят друг другу: представитель внутреннего круга – «я отличаюсь от тебя тем, что…», представитель внешнего круга – «ты похож на меня тем, что…»
Игровой эффект: данная игра позволяет участникам получить опыт безоценочного сравнения с другими по различным признакам. 
Упражнение «Рекламная новинка»
Время проведения: 20 минут
Инструкция: все участники получают карточку, на которой написана предметная группа (н-р, предмет мебели). Им нужно составить рекламу себя в качестве данного предмета. Т.е. прорекламировать предмет, приписав ему свои качества. Все написанные рекламные обращения сдаются ведущему, перемешиваются и раздаются игрокам в случайном порядке. Игроки по очереди зачитывают карточку и пытаются отгадать автора.
Игровой эффект: данная игра позволяет участникам продемонстрировать свои лучшие качества, абстрагируясь от своей личности.    
Диагностика «Репертуарные решетки Келли», часть 1
Время проведения: 15 минут
Инструкция: все участники заполняют бланки. Их просчет осуществляется ведущей вечером, анализ – на следующем занятии.
Игровой эффект: данный метод позволяет участникам узнать на статистически достоверном уровне, какие качества характеризуют их в большей степени и их взаимосвязь между собой. Данный метод позволяет наметить направления самосовершенствования.
Занятие №2 «Эковзаимодействие»
Обоснование: основной принцип эковзаимодействия заключается в сохранении биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости биосферы. Для этого важно, чтобы человек, как участник экосистемы, обладал такими качествами как толерантность, гибкость, контактность, командность.
Брейнсторминг «Заграница»
Время проведения: 10 минут
Инструкция:  «Я предлагаю каждому участнику по кругу назвать одну возможную причину возникновения непонимания между людьми разных наций»
Игровой эффект:  разогрев группы, подготовка к теме занятия.
Упражнение «Опасный пунш»
Время проведения: 30 минут
Инструкция: 
1. Объявить цель: дать возможность участникам почувствовать проблемы, связанные с коммуникацией в условиях различных культур в многонациональном коллективе. 
2. Раздать первый лист и попросить проранжировать варианты ответов в порядке повышения вероятности.
3. Разбить на 6 групп и попросить сравнить баллы.
4. Собрать всех на пленарную сессию. Раздать комментарии и приступить к обсуждению.
Игровой эффект: данное упражнение позволяет «окунуться» в среду взаимодействия с представителями других культур, создает условия для развития толерантности.
  Упражнение «Совещание глав»
Время проведения: 60 минут
Инструкция: 
1. Объявить цель: дать возможность участникам почувствовать проблемы, связанные с коммуникацией в условиях различных культур в многонациональном коллективе. 
2. Раздать первый лист и попросить проранжировать варианты ответов в порядке повышения вероятности.
3. Разбить на 6 групп и попросить сравнить баллы.
4. Собрать всех на пленарную сессию. Раздать комментарии и приступить к обсуждению.
Игровой эффект: данное упражнение позволяет «окунуться» в среду взаимодействия с представителями других культур, создает условия для развития толерантности.
Занятие №2 «Мобильность»
Обоснование: к сожалению, антропоцентрический тип экологического сознания имеет различные последствия, в том числе и способствующие изменению нашего привычного уклада жизни. Для того, чтобы быть готовыми к различным переменам, важно быть мобильным. Именно это свойство мы и будем развивать посредством последнего занятия.
Анализ результатов диагностики «Репертуарные решетки Келли»
Время проведения: 20 минут
Содержание: все участники получают эскизы своих конструктов. Вместе с ведущим проводится анализ их содержания и возможные пути личностного развития.
Игровой эффект: описан выше.
Упражнение «Времена года моей души»
Время проведения: 20 минут
Инструкция: «Мы можем многому научиться у природы. В частности, именно в природе мы наблюдаем отрадное постоянство перемен. Все растения и животные проходят через цикл времен года. Зима дарит всем покой, а кому-то дает возможность умереть. Весной жизнь снова пробуждается. Летом она достигает своего полного рассвета, созревают плоды. Осень позволяет собирать урожай, а затем природа вступает в следующий цикл становления, исчезновения и нового развития
Если мы хотим собирать урожай, то постоянство смены времен года должно нас успокаивать. Если же мы привязаны лишь к мечтам о цветении, то круговорот времен года будет нас огорчать. Точно также и в нашей собственной жизни мы можем достигать зрелости и пожинать плоды лишь в том случае, если поймем и примем для себя, что многое уходит и изменяется, создавая тем самым предпосылки возникновения нового.
Пусть эта мысль послужит вам отправной точкой для размышления. Возьмите сейчас лист бумаги и составьте список (примерно из 5 пунктов) – перечень того, что в вашей жизни отмирает, становится слабее, теряет свою значимость, отступает на второй план. Возможно, заканчивается и уходит в прошлое дружба, этап работы, отношения. Может быть, изменяется внутренняя позиция или какое-либо чувство, ваша жизненная философия. Сосредоточьтесь на том, что изменяется, но при этом не исчезает совсем.
А теперь составьте еще один список – перечень того, что находится в самом начале, в стадии становления, что пока еще не стало полноценной частью вашей жизни. Это может быть то, что только появляется или то, что вновь возвращается, становится все более важным и желанным. Возможно, это новая дружба или зарождающийся интерес к кулинарии, или растущее желание путешествовать. Постарайтесь писать более конкретно. (10 мин.)
А теперь выберите из второго списка тот пункт, который вам особенно интересен. Напишите к нему небольшое пояснение. какова его предыстория, что именно зарождается? Что помогает и что мешает его появлению? Может ли это стать для вас важной жизненной целью? Как вы можете на это настроиться? Как будет выглядеть ваша жизнь, если то, что возникло, будет развиваться дальше? У вас есть еще 5 минут на размышление».
Игровой эффект: способствует бессознательному определению новых целей и подготавливает к мысли об изменениях.
Упражнение «Бедность, богатство и Господь Бог»
Время проведения: 20 минут
Инструкция:  «Даже когда наша жизнь протекает вполне благополучно, мы временами испытываем неприятное чувство. Жизнь вынуждает нас обстоятельно задумываться над происходящим и подвергать наши цели пересмотру.
Я хочу дать вам возможность пережить в воображении несколько необычных ситуаций. Представьте себе, что вы внезапно впали в крайнюю нужду. Что будете делать? Что из вашего имущества вы захотите, пусть даже огромной ценой, сохранить? Какие элементы вашего жизненного уклада вы захотите сохранить и какой ценой? Какие новые возможности откроет для вас бедность? В чем может заключаться ваш шанс? Опишите, как вы будете действовать в такой ситуации, как будете себя чувствовать и о чем думать? У вас есть на это 5 минут…
А теперь представьте себе, что вам досталось огромное состояние. Что это будет означать для вас? Что вы сделаете прежде всего? Какие возможности это для вас откроет? Напишите, что вы будете в этой ситуации делать, какие будете строить планы? Для этого у вас есть еще 5 минут…
И наконец, представьте себя в роли Бога. Что вы измените, что нового создадите, чтобы сделать этот мир лучше? В течение 5 минут записывайте то, что придет вам в голову»
Игровой эффект:  иногда жизненные цели и ценности проясняются для нас благодаря экстремальным обстоятельствам. временами мы бессознательно устраиваем себе кризисы для того, чтобы пережить и осознать нечто важное. Это упражнение позволяет представить, к чему могут привести изменения.
  
«Выходное анкетирование»
Пример анкеты. ВЫХОДНАЯ АНКЕТА
1. Занятие я оцениваю на следующий балл (от 1 до 10):  ____  
потому что__________________________________
2. После занятия у меня ____________________ настроение, 
потому что____________________________________
3. Данное занятие полезно для меня тем, что 
___________________________________________________________
4. Больше всего мне понравилось в занятии
___________________________________________________________
5.Трудным показалось
___________________________________________________________
6. Я бы изменил(а) в занятии  
___________________________________________________________
7. Занимаясь я понял (а), что
___________________________________________________________
8. Пожелание ведущей занятия  
___________________________________________________________
Спасибо за ответ!
Список использованной литературы
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 480 с.
2. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001, — 320 с.: ил. – (Эффективный тренинг)
3. Коробкин В. И. Экология. – учеб. для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 576 с. (Высшее образование)
4. Кортес Р. Часовщик: Роман / Родриго Кортес; [пер. с исп. А. Степаненко]: ЭКСМО; Москва; 2006. — 200 с.
5. Психологический тренинг  в группе: игры и упражнения. Авт.-сост. Бука Т. Л., Митрофанова М.Л. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 128 с.
6. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
7. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.: ил.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
1_программа практикума.docx Скачать

C:\Users\User\Desktop\uchmet_88_31.gif




Сценарий социально-психологического практикума «Взаимодействие в экосистеме»





Автор: Урсуленко

Людмила Михайловна,

педагог-психолог МОУ «Лицей №1»

г. Усолье-Сибирское,

Иркутской области



Мероприятие для педагогов,

включающее в себя 3 занятия

(1 час 20 минут, 1 час 40 минут,

1 час 20 минут)


Использование информационных

технологий не требуется




Пояснительная записка


Испанский писатель Родриго Кортес в своем романе «Часовщик» (2006) представляет жизнь города в виде Часов. В описанной им метафоре горожане составляют собой огромные невидимые куранты, где каждое звено влияет на отлаженный быт: «Жизнь это подтверждала, и даже воробей мог заставить настоятеля огромного монастыря упоминать о себе. И это означало, что любое действие человека, хотел он того или нет, заставляет небесные светила содрогаться и… менять ход».

В рамках социально-психологического практикума автор предлагает получить опыт взаимодействия с коллегами в окружающей среде как участниками единой экосистемы. В ней каждый элемент влияет на общее благополучие и особенно ценными становятся такие качества как самопринятие, толерантность, мобильность, креативность и такие способности, как способность к самоидентификации, работе в команде и с командой, прогнозированию. Этот опыт позволит участникам практикума гораздо гармоничнее взаимодействовать с окружающей средой, быть более уверенным в ней даже в условиях стрессовой ситуации.

Цель: создать тренинговые условия для получения участниками опыта взаимодействия с коллегами как звеньями единой экосистемы.

Время проведения: 1 час 20 минут, 1 час 40 минут, 1 час 20 минут

Основные используемые понятия:

 Социальная экология – занимается оптимизацией взаимодействия социокультурных систем и их элементов с целью адаптации

 Экологическое сознание – совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

 Экоцентрическое экологическое сознание – базируется на инвайроментальной парадигме, признает природное изначально ценным, вне зависимости от его оценки человеком.

 Экосистема – совокупность живых организмов, взаимодействующих между собой и окружающей их абиотической средой

 Популяция – совокупность особей одного вида

 Генотип – совокупность внутренних признаков, наследуемых организмом

 Фенотип – совокупность внешних признаков, формирующихся на основе генотипа

 Самость – персональные характеристики личности, посредством которых каждый индивид воспринимает окружающий мир. Данное восприятие индивидуально

 Техника репертуарных решеток Келли – метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий.

 Конструкт – то, чем два или несколько объектов сходны между собой и отличаются от третьего. Конструкт всегда ограничен «диапазоном применимости», т.к. может быть применен к ограниченному набору объектов.

 Профессиональная идентичность – (К. Фопель) все то, что человек считает важным для себя, как для профессионала, например: отношение к своей профессии и к своей работе, степень удовлетворения тем и другим, осознание своих достоинств и недостатков, представление о своей возможной и желаемой карьере, индивидуальный стиль работы, требования, предъявляемые коллегам, руководителям, подчиненным и пр. Если мы располагаем знаниями обо всем этом, мы можем лучше понимать своих коллег, легче настраиваться на них и принимать их реакции.

 Необходимые материалы: бланк анкеты, бланки для визиток, карточки предметных групп, бланки для составления рекламы, бланки Келли, рисунок примера конструкта.


План проведения

Занятие №1 «Самоидентификация»

1. Мини-лекция «Экоцентризм» - 5 минут

2. Упражнение «Визитки» – 10 минут

3. Упражнение «Неймкроссинг» – 15 минут

4. Упражнение «Мы похожи?» – 15 минут

5. Упражнение «Рекламная новинка» – 20 минут

6. Диагностика «Репертуарные решетки Келли», часть 1 – 15 минут

Занятие №2 «Эковзаимодействие»

1. Брейнсторминг «Заграница» - 10 минут

2. Упражнение «Опасный пунш» - 30 минут

3. Упражнение «Совещание глав» - 60 минут

Занятие №3 «Мобильность»

1. Анализ результатов диагностики «Репертуарные решетки Келли» – 20 минут

2. Упражнение «Времена года моей души» - 20 минут

3. Упражнение «Бедность, богатство и Господь Бог» - 20 минут

4. Итоговое анкетирование – 20 минут.


Сценарий

Занятие №1 «Самоидентификация»

Обоснование: в одной популяции все представители имеют общий генотип, но отличаются друг от друга фенотипом. Если у животных фенотип характеризуется покровами, окрасом, вокализацией, запахом, то у человека характеристики фенотипа носят на себе и отпечаток культуры.

В ходе занятия «Самоидентификация» участники группы получат опыт осознания собственной самости, уникальности ее характеристик, необходимости данных характеристик для полноценного взаимодействия в обществе.

Важным условием данного занятия является ролевой компонент – все участники проходят его под именами животных. Это необходимо для смещения собственной позиции от антропоцентрической к экоцентрической. Если признавать то, что человек – животное – представитель данного царства с равными правами и обязанностями, то мы вполне можем примерить на себя образ другого животного.

     

Мини-лекция «Экоцентризм»

 Время проведения: 5 минут

 Содержание: ведущая рассказывает о распространенном типе экологического мышления и его угрозах для человека, и аргументирует значимость его смены. Иллюстрации: таблица «Типы экологического сознания», рассказ «Полиэтиленовый мусор».

Типы экологического сознания

1. Антропоцентрическое (ключевое слово - использование)

1. высшую ценность представляет человек;

2. иерархическая картина мира;

3. взаимодействие с природой необходимо для удовлетворения потребностей;

4. этические нормы и правила действую в мире людей;

5. охрана природы необходима для того, чтобы ею пользовались потомки.

2. Экоцентрическое (ключевое слово - равновесие)

1. высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы

2. нет иерархии, есть экосистема

3. воздействие на природу является взаимодействием

4. экологический императив: правильно и разрешено только то, что не нарушает природное равновесие 

«Полиэтиленовый мусор»

Полиэтиленовый пакет – один из самых «подвижных» видов мусора. Избавление от него недешево: в Европе сжигание тонны пластиковых отходов стоит 100 евро, а захоронение – 60. Но это только видимая, хотя и неприятная сторона дела. Английские ученые обнаружили микроскопические частицы полиэтилена и других полимеров в песке морских пляжей и в иле, поднятом со дна у Плимута. Это явно продукт распада сумок, бутылок и других пластиковых отбросов. Затем частицы полимеров нашли в пробах планктона. В опытах доказано, что планктонные рачки, фильтруя из воды пищу, заглатывают и частицы полимеров. Пока неясно, попадает ли полиэтилен в рыбу, питающуюся планктоном, и доходит ли по пищевой цепочке до человека.

Пока мешок не распался и плавает в море, его может проглотить какое-либо животное. Морские черепахи, питающиеся медузами, часто принимают полиэтиленовый мешок за медузу и гибнут от закупорки кишечника. В 2002 г. в Нормандии был выброшен на берег дохлый кит, в кишечнике которого обнаружили 800 кг пластиковых отходов. По оценке австралийских экологов, ежегодно из-за полиэтиленовых пакетов гибнут десятки тысяч птиц, китов, тюленей и черепах. Предпринимается ли что-нибудь против этой напасти?

В Бангладеш с 2002 г. полностью запрещены производство и продажа полиэтилена и изделий из него. Каждый владелец полиэтиленового пакета должен заплатить штраф. Производителям этой заразы грозит заключение до 10 лет и большой штраф. Мера может показаться чересчур суровой, но надо учесть, что в Бангладеш практически не существует системы сбора и переработки либо захоронения мусора. Между тем местное население использовало и выбрасывало около 10 млн полимерных мешков. Они валялись просто на улицах, их сносило ветром в арыки, и пакеты забивали жизненно важную систему орошения. Река Буриганга, протекающая через столицу Бангладеш – Дакку, оказалась почти запруженной полиэтиленовым мусором. В основном именно с этим связанны катастрофические наводнения 1988 и  1998 годов.

За два года, прошедшие после запрета, возродилась почти заглохшая местная промышленность по выделке джутовых мешков. А дети клеят и продают на улицах бумажные пакеты из старых газет. (Наука и жизнь, 2005, №3)

 

Упражнение «Визитки»

Время проведения: 10 минут

Инструкция: каждый участник практикума  должен найти животное, на которое он похож, и написать его название на чистом бланке. Этот бланк вставляется в бейдж и является игровым именем участника на весь практикум.

Игровой эффект: описан выше.


Упражнение «Неймкроссинг»

 Время проведения: 15 минут

 Инструкция: свободно двигаясь по комнате, участники приветствуют друг друга рукопожатием и четко произносят свое игровое имя. После рукопожатия они меняются именами. В процессе этого упражнения, встречая нового партнера, участник игры передает ему свое новое имя и получает имя взамен. Игрок, получивший свое имя назад, выбывает из игры. Игра заканчивается, как только имя вернется каждому его обладателю.

 Игровой эффект: данная игра позволяет одновременно «пожить» без своего имени и примерить имя другого. Участники получают опыт «рассоединения» своего образа и имени.


Упражнение «Мы похожи?»

 Время проведения: 15 минут

 Инструкция: участники образуют два круга – внутренний и внешний. Вращаясь относительно друг друга, они говорят друг другу: представитель внутреннего круга – «я отличаюсь от тебя тем, что…», представитель внешнего круга – «ты похож на меня тем, что…»

 Игровой эффект: данная игра позволяет участникам получить опыт безоценочного сравнения с другими по различным признакам. 


Упражнение «Рекламная новинка»

 Время проведения: 20 минут

 Инструкция: все участники получают карточку, на которой написана предметная группа (н-р, предмет мебели). Им нужно составить рекламу себя в качестве данного предмета. Т.е. прорекламировать предмет, приписав ему свои качества. Все написанные рекламные обращения сдаются ведущему, перемешиваются и раздаются игрокам в случайном порядке. Игроки по очереди зачитывают карточку и пытаются отгадать автора.

 Игровой эффект: данная игра позволяет участникам продемонстрировать свои лучшие качества, абстрагируясь от своей личности.    

Примеры карточек:

 предмет мебели

 бытовая техника

 предмет парфюмерии

 косметика

 музыка

 фильм

 книга

 цветок

 памятник культуры

 мягкая игрушка

 транспортное средство

 географический объект

 музей

 театр

 концерт

 аттракцион

 канцелярский предмет

 страна


Диагностика «Репертуарные решетки Келли», часть 1

 Время проведения: 15 минут

 Инструкция: все участники заполняют бланки. Их просчет осуществляется ведущей вечером, анализ – на следующем занятии.

 Игровой эффект: данный метод позволяет участникам узнать на статистически достоверном уровне, какие качества характеризуют их в большей степени и их взаимосвязь между собой. Данный метод позволяет наметить направления самосовершенствования.

 Пример бланка

 Уважаемые участники практикума!

В первом столбике слева вам необходимо написать свои значимые роли, которые вы играете в своей жизни (н-р: дочь, учитель, покупатель и т.п.).

В первой строчке – качества, которые вам присущи.

Пустое поле вы заполняете следующим образом: вы оцениваете, насколько вы проявляете данное качество в каждой указанной роли в баллах от 1 до 10. Каждую цифру можно указывать только 1 раз в одном столбике!                                                           

мои качества ->
мои роли

 1
 

 2
 

 3
 

 4
 

 5
 

 6
 

 7
 

 8
 

 9
 

 10
  

1











2











...











10











 

 Занятие №2 «Эковзаимодействие»

Обоснование: основной принцип эковзаимодействия заключается в сохранении биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости биосферы. Для этого важно, чтобы человек, как участник экосистемы, обладал такими качествами как толерантность, гибкость, контактность, командность.


Брейнсторминг «Заграница»

 Время проведения: 10 минут

 Инструкция:  «Я предлагаю каждому участнику по кругу назвать одну возможную причину возникновения непонимания между людьми разных наций»

Игровой эффект:  разогрев группы, подготовка к теме занятия.


 Упражнение «Опасный пунш»

 Время проведения: 30 минут

Инструкция: 

1. Объявить цель: дать возможность участникам почувствовать проблемы, связанные с коммуникацией в условиях различных культур в многонациональном коллективе. 

2. Раздать первый лист и попросить проранжировать варианты ответов в порядке повышения вероятности.

3. Разбить на 6 групп и попросить сравнить баллы.

4. Собрать всех на пленарную сессию. Раздать комментарии и приступить к обсуждению.

Игровой эффект: данное упражнение позволяет «окунуться» в среду взаимодействия с представителями других культур, создает условия для развития толерантности.


 
Упражнение «Совещание глав»

 Время проведения: 60 минут

Инструкция: 

1. Объявить цель: дать возможность участникам почувствовать проблемы, связанные с коммуникацией в условиях различных культур в многонациональном коллективе. 

2. Раздать первый лист и попросить проранжировать варианты ответов в порядке повышения вероятности.

3. Разбить на 6 групп и попросить сравнить баллы.

4. Собрать всех на пленарную сессию. Раздать комментарии и приступить к обсуждению.

 Игровой эффект: данное упражнение позволяет «окунуться» в среду взаимодействия с представителями других культур, создает условия для развития толерантности.

  

 Занятие №2 «Мобильность»

 Обоснование: к сожалению, антропоцентрический тип экологического сознания имеет различные последствия, в том числе и способствующие изменению нашего привычного уклада жизни. Для того, чтобы быть готовыми к различным переменам, важно быть мобильным. Именно это свойство мы и будем развивать посредством последнего занятия.


Анализ результатов диагностики «Репертуарные решетки Келли»

 Время проведения: 20 минут

 Содержание: все участники получают эскизы своих конструктов. Вместе с ведущим проводится анализ их содержания и возможные пути личностного развития.

 Игровой эффект: описан выше.


Упражнение «Времена года моей души»

 Время проведения: 20 минут

Инструкция: «Мы можем многому научиться у природы. В частности, именно в природе мы наблюдаем отрадное постоянство перемен. Все растения и животные проходят через цикл времен года. Зима дарит всем покой, а кому-то дает возможность умереть. Весной жизнь снова пробуждается. Летом она достигает своего полного рассвета, созревают плоды. Осень позволяет собирать урожай, а затем природа вступает в следующий цикл становления, исчезновения и нового развития
Если мы хотим собирать урожай, то постоянство смены времен года должно нас успокаивать. Если же мы привязаны лишь к мечтам о цветении, то круговорот времен года будет нас огорчать. Точно также и в нашей собственной жизни мы можем достигать зрелости и пожинать плоды лишь в том случае, если поймем и примем для себя, что многое уходит и изменяется, создавая тем самым предпосылки возникновения нового.

Пусть эта мысль послужит вам отправной точкой для размышления. Возьмите сейчас лист бумаги и составьте список (примерно из 5 пунктов) – перечень того, что в вашей жизни отмирает, становится слабее, теряет свою значимость, отступает на второй план. Возможно, заканчивается и уходит в прошлое дружба, этап работы, отношения. Может быть, изменяется внутренняя позиция или какое-либо чувство, ваша жизненная философия. Сосредоточьтесь на том, что изменяется, но при этом не исчезает совсем.

А теперь составьте еще один список – перечень того, что находится в самом начале, в стадии становления, что пока еще не стало полноценной частью вашей жизни. Это может быть то, что только появляется или то, что вновь возвращается, становится все более важным и желанным. Возможно, это новая дружба или зарождающийся интерес к кулинарии, или растущее желание путешествовать. Постарайтесь писать более конкретно. (10 мин.)

А теперь выберите из второго списка тот пункт, который вам особенно интересен. Напишите к нему небольшое пояснение. какова его предыстория, что именно зарождается? Что помогает и что мешает его появлению? Может ли это стать для вас важной жизненной целью? Как вы можете на это настроиться? Как будет выглядеть ваша жизнь, если то, что возникло, будет развиваться дальше? У вас есть еще 5 минут на размышление».

 Игровой эффект: способствует бессознательному определению новых целей и подготавливает к мысли об изменениях.


 Упражнение «Бедность, богатство и Господь Бог»

Время проведения: 20 минут

 Инструкция:  «Даже когда наша жизнь протекает вполне благополучно, мы временами испытываем неприятное чувство. Жизнь вынуждает нас обстоятельно задумываться над происходящим и подвергать наши цели пересмотру.

Я хочу дать вам возможность пережить в воображении несколько необычных ситуаций. Представьте себе, что вы внезапно впали в крайнюю нужду. Что будете делать? Что из вашего имущества вы захотите, пусть даже огромной ценой, сохранить? Какие элементы вашего жизненного уклада вы захотите сохранить и какой ценой? Какие новые возможности откроет для вас бедность? В чем может заключаться ваш шанс? Опишите, как вы будете действовать в такой ситуации, как будете себя чувствовать и о чем думать? У вас есть на это 5 минут…

А теперь представьте себе, что вам досталось огромное состояние. Что это будет означать для вас? Что вы сделаете прежде всего? Какие возможности это для вас откроет? Напишите, что вы будете в этой ситуации делать, какие будете строить планы? Для этого у вас есть еще 5 минут…

И наконец, представьте себя в роли Бога. Что вы измените, что нового создадите, чтобы сделать этот мир лучше? В течение 5 минут записывайте то, что придет вам в голову»

 Игровой эффект:  иногда жизненные цели и ценности проясняются для нас благодаря экстремальным обстоятельствам. временами мы бессознательно устраиваем себе кризисы для того, чтобы пережить и осознать нечто важное. Это упражнение позволяет представить, к чему могут привести изменения.

 «Выходное анкетирование»

 Пример анкеты. ВЫХОДНАЯ АНКЕТА

  1. Занятие я оцениваю на следующий балл (от 1 до 10):  ____  

потому что__________________________________

  1. После занятия у меня ____________________ настроение, 

потому что____________________________________

  1. Данное занятие полезно для меня тем, что

___________________________________________________________

  1. Больше всего мне понравилось в занятии

___________________________________________________________

  1. Трудным показалось

___________________________________________________________

  1. Я бы изменил(а) в занятии 

___________________________________________________________

  1. Занимаясь я понял (а), что

___________________________________________________________

  1. Пожелание ведущей занятия 

___________________________________________________________

Спасибо за ответ!

 

 Список использованной литературы

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 480 с.

2. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001, — 320 с.: ил. – (Эффективный тренинг)

3. Коробкин В. И. Экология. – учеб. для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 576 с. (Высшее образование)

4. Кортес Р. Часовщик: Роман / Родриго Кортес; [пер. с исп. А. Степаненко]: ЭКСМО; Москва; 2006. — 200 с.

5. Психологический тренинг  в группе: игры и упражнения. Авт.-сост. Бука Т. Л., Митрофанова М.Л. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 128 с.

6. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.

7. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.: ил.

2_Типы экологического сознания.doc Скачать

Типы экологического сознания

антропоцентрическое

экоцентрическое

  1. высшую ценность представляет человек

  2. иерархическая картина мира

  3. взаимодействие с природой необходимо для удовлетворения потребностей

  4. этические нормы и правила действую в мире людей

  5. охрана природы необходима для того, чтобы ею пользовались потомки

  1. высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы

  2. нет иерархии, есть экосистема

  3. воздействие на природу является взаимодействием

  4. экологический императив: правильно и разрешено только то, что не нарушает природное равновесие

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

РАВНОВЕСИЕ


3_Полиэтиленовый мусор.doc Скачать

«Полиэтиленовый мусор»

Полиэтиленовый пакет – один из самых «подвижных» видов мусора. Избавление от него недешево: в Европе сжигание тонны пластиковых отходов стоит 100 евро, а захоронение – 60. Но это только видимая, хотя и неприятная сторона дела. Английские ученые обнаружили микроскопические частицы полиэтилена и других полимеров в песке морских пляжей и в иле, поднятом со дна у Плимута. Это явно продукт распада сумок, бутылок и других пластиковых отбросов. Затем частицы полимеров нашли в пробах планктона. В опытах доказано, что планктонные рачки, фильтруя из воды пищу, заглатывают и частицы полимеров. Пока неясно, попадает ли полиэтилен в рыбу, питающуюся планктоном, и доходит ли по пищевой цепочке до человека.

Пока мешок не распался и плавает в море, его может проглотить какое-либо животное. Морские черепахи, питающиеся медузами, часто принимают полиэтиленовый мешок за медузу и гибнут от закупорки кишечника. В 2002 г. в Нормандии был выброшен на берег дохлый кит, в кишечнике которого обнаружили 800 кг пластиковых отходов. По оценке австралийских экологов, ежегодно из-за полиэтиленовых пакетов гибнут десятки тысяч птиц, китов, тюленей и черепах.

Предпринимается ли что-нибудь против этой напасти?

В Бангладеш с 2002 г. полностью запрещены производство и продажа полиэтилена и изделий из него. Каждый владелец полиэтиленового пакета должен заплатить штраф. Производителям этой заразы грозит заключение до 10 лет и большой штраф. Мера может показаться чересчур суровой, но надо учесть, что в Бангладеш практически не существует системы сбора и переработки либо захоронения мусора. Между тем местное население использовало и выбрасывало около 10 млн полимерных мешков. Они валялись просто на улицах, их сносило ветром в арыки, и пакеты забивали жизненно важную систему орошения. Река Буриганга, протекающая через столицу Бангладеш – Дакку, оказалась почти запруженной полиэтиленовым мусором. В основном именно с этим связанны катастрофические наводнения 1988 и 1998 годов.

За два года, прошедшие после запрета, возродилась почти заглохшая местная промышленность по выделке джутовых мешков. А дети клеят и продают на улицах бумажные пакеты из старых газет.

(Наука и жизнь, 2005, №3)


4_келли - бланк.doc Скачать

Уважаемые участники практикума!

В первом столбике слева вам необходимо написать свои значимые роли, которые вы играете в своей жизни (н-р: дочь, учитель, покупатель и т.п.).

В первой строчке – качества, которые вам присущи.

Пустое поле вы заполняете следующим образом: вы оцениваете, насколько вы проявляете данное качество в каждой указанной роли в баллах от 1 до 10. Каждую цифру можно указывать только 1 раз в одном столбике!

мои качества

мои роли

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
















































































































5_Репертуарные решетки Келли_пример конструкта.doc Скачать

креативная

привлекательная

коммуникабельная

заботливая

интересная

целеустремленная

гибкая

требовательная

развивающая


6_практикум -карточки.doc Скачать


предмет

мебели

бытовая техника

парфюм

косметика

музыка

фильм

книга

цветок

памятник культуры

мягкая игрушка

транспортное средство

географии-ческий объект

музей

театр

концерт

аттракцион

канцелярский предмет

страна


Ursulenko LM_psyhology_2.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос