Повторение и обобщение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
-
Задание: выпишите из предложения сочинительные и подчинительные словосочетания и разберите их.
С русским языком можно творить чудеса и разные превращения. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Задание: подчеркните грамматическую основу, объясните постановку тире в предложении.
Русский язык – величайшее богатство.
-
Задание: подчеркните второстепенные члены; укажите, чем они выражены.
Для всего в русском языке имеется великое множество хороших слов.
-
Задание: найдите однородные члены, расставьте знаки препинания.
Знаки препинания выделяют мысль дают фразе легкость и правильное звучание.
-
Задание: найдите обобщающее слово, подчеркните только однородные члены, начертите схему предложения.
Русским словом можно передать все звучания музыки блеск красок шум садов громыхание грозы.
-
Задание: найдите и выделите обращение, начертите схему предложения.
Если слог мой поисками скован, Обращаюсь к тебе русское слово.
-
Задание: найдите вводное слово, укажите значение, выделите, начертите схему.
Наш язык безусловно — это наш свет, наша любовь и гордость.
-
Задание: подчеркните грамматическую основу, определите вид предложения, расставьте знаки препинания, начертите схему.
Настанет время, и русский язык люди будут изучать по всем меридианам земного шара.
9. Задание: расставьте знаки препинания, объясните, начертите схему предложения.
И. С. Тургенев писал: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.
«Союз»
1) Разделить текст на предложения, правильно расставив знаки препинания в конце предложений.
Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут
в реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина.
«Союз»
3) «Наборщики»
Из данных слов составить предложение.
в, согреет, мороз, слово, сильный, и, тёплое
«Союз»
4) Вставить пропущенный союз, запятую, если необходимо, и определить вид предложения (по кругу).
1.С ветром у леса велись неприятные счёты зимой ……….он приносил северный холод. _____________________
2.Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.___________________
3.Мальчик был очень слабый ….. смелый ….. настойчивый. ______________
4.Мы вышли на поляну ……………… росло много грибов._____________
5.Наступила весна …… с юга прилетели перелётные птицы.______________
6.Мы пойдём гулять …………… кончится дождь.______________________
7.Солнце выглянуло из-за туч ……. земля озарилась ярким светом._____________
8.Солнце светит …….. не греет._____________________
9.Ураганный ветер раскачивал деревья …….. ломал ветки._______________
1) Разделить текст на предложения, правильно расставив знаки препинания в конце предложений.
Кисель там варят. из резины
там шины делают. из глины
кирпич там жгут.
в реке там рыба. на бугре
мычит корова. в конуре
собака лает. на заборе
поёт синичка. в коридоре
играют дети. на стене
висит картина.
3) «Наборщики»
Из данных слов составить предложение.
в, согреет, мороз, слово, сильный, и, тёплое
И в сильный мороз согреет тёплое слово.
4) Вставить пропущенный союз, запятую, если необходимо, и определить вид предложения (по кругу).
1.С ветром у леса велись неприятные счёты зимой, когда он приносил северный холод. __сложноподчинённое___
2.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.___простое_____
3.Мальчик был очень слабый, но смелый и настойчивый. ____простое_____
4.Мы вышли на поляну, где (на которой) росло много грибов.___ сложноподчинённое
5.Наступила весна, и с юга прилетели перелётные птицы.___сложносочинённое____
6.Мы пойдём гулять, когда кончится дождь._____сложноподчинённое
7.Солнце выглянуло из-за туч, и земля озарилась ярким светом.__ сложносочинённое
8.Солнце светит, но не греет.______ простое __
9.Ураганный ветер раскачивал деревья и ломал ветки._____ простое __________
Индивидуальные задания
Кавказ, несомненно, является одним из самых живописных мест.
А ты, Серёжа, приходи завтра с нами поиграть в шахматы.
Белки запасают на зиму разный корм: орехи, шишки, грибы.
Всё притихло в ожидании грозы, и только изредка налетал ветер.
Серая шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»
Цвет озера особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые листья.
Когда пишешь диктант, надо внимательно слушать, стараться запоминать предложения целиком.
Подоконник в моём доме - настоящий цветник.
На берёзах, осинах, липах блестят золотистые листья.
От дома и от деревьев, от голубятни и от галереи побежали длинные тени.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
ст. Атаманской Павловского района
Краснодарского края
Повторение и обобщение изученного по теме
«Синтаксис и пунктуация»
(V класс, по программе В. В. Бабайцевой)
Автор: Багмет Елена Леонидовна,
учитель русского языка
и литературы
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» (V класс, по программе В. В. Бабайцевой).
Цели: 1) закрепить все изученное по теме «Синтаксис и пунктуация», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме;
2) развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;
3) воспитывать любовь и бережное отношение к родному русскому языку.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Сообщение цели и темы урока.
-
Проверка домашнего задания.
- Какому предложению из домашнего упражнения № 356 соответствует схема, начерченная на доске? (4) Дайте характеристику данному предложению.
III. Работа по теме урока.
1. Сейчас вам предстоит ответить на вопросы и выполнить практические задания.
Вопрос.
Что изучает раздел языкознания «Синтаксис и пунктуация»? (Устно.)
Вопрос.
Что такое словосочетание? Чем отличается подчинительное словосочетание от сочинительного?
Задание: выпишите из предложения сочинительные и подчинительные словосочетания и разберите их.
С русским языком можно творить чудеса и разные превращения. (Паустовский).
Вопрос.
Какими бывают предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске?
Задание: устно дайте характеристику предложениям по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Как прекрасен язык! (Гоголь); От чего зависит самосохранение языка? (Белинский); Относитесь к родному языку бережно и любовно. (Луговской).
Вопрос.
Что вы знаете о главных членах предложения?
Задание: подчеркните грамматическую основу, объясните постановку тире в предложении.
Русский язык – величайшее богатство. (Лихачёв)
Вопрос.
Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? Назовите все второстепенные члены предложения.
Задание: подчеркните второстепенные члены; укажите, чем они выражены.
Для всего в русском языке имеется великое множество хороших слов. (Паустовский).
Вопрос.
Каковы основные признаки однородных членов? Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.
Задание: найдите однородные члены, расставьте знаки препинания.
Знаки препинания выделяют мысль дают фразе легкость и правильное звучание. (Паустовский)
Вопрос.
Расскажите о знаках препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах.
Задание: найдите обобщающее слово, подчеркните только однородные члены, начертите схему предложения.
Русским словом можно передать все звучания музыки блеск красок шум садов громыхание грозы. (Паустовский)
Вопрос.
Что такое обращение? Где оно может стоять в предложении? Как выделяется на письме?
Задание: найдите и выделите обращение, начертите схему предложения.
Если слог мой поисками скован, Обращаюсь к тебе русское слово. (Данилов, якутский поэт).
Вопрос.
Что такое вводные слова? Для чего они употребляются в предложении? Как выделяются?
Задание: найдите вводное слово, укажите значение, выделите, начертите схему.
Наш язык безусловно — это наш свет, наша любовь и гордость. (Гранин)
Вопрос.
Какое предложение называется сложным? На какие группы делятся сложные предложения?
Задание: подчеркните грамматическую основу, определите вид предложения, расставьте знаки препинания, начертите схему.
Настанет время, и русский язык люди будут изучать по всем меридианам земного шара. (А. Н. Толстой).
Вопрос.
Что такое прямая речь? Постановка знаков препинания при прямой речи.
Задание: расставьте знаки препинания, объясните, начертите схему предложения.
И. С. Тургенев писал: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.
2. Вторая часть нашего урока – соревнование между командами «Диалог» и «Союз».
Конкурс капитанов.
К данным схемам придумать предложения.
1) Разделить текст на предложения, правильно расставив знаки препинания в конце предложений.
Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут
в реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина.
2) Расставить в предложении знаки препинания (индивидуально).
Кавказ несомненно является одним из самых живописных мест.
А ты Серёжа приходи завтра с нами поиграть в шахматы.
Белки запасают на зиму разный корм орехи шишки грибы.
Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер.
Серая шейка спрашивала Ведь вы весной вернётесь
Цвет озера особенно хорош осенью когда на чёрную воду слетают жёлтые листья.
Когда пишешь диктант надо внимательно слушать стараться запоминать предложения целиком.
Подоконник в моём доме настоящий цветник.
На берёзах осинах липах блестят золотистые листья.
От дома и от деревьев от голубятни и от галереи побежали длинные тени.
3) «Наборщики»
Из данных слов составить предложение.
в, согреет, мороз, слово, сильный, и, тёплое
4) Вставить пропущенный союз, если необходимо, запятую и определить вид предложения (по кругу).
С ветром у леса велись неприятные счёты зимой ……….он приносил северный холод.
Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.
Мальчик был очень слабый ….. смелый ….. настойчивый.
Мы вышли на поляну ……………… росло много грибов.
Наступила весна …… с юга прилетели перелётные птицы.
Мы пойдём гулять …………… кончится дождь.
Солнце выглянуло из-за туч ……. земля озарилась ярким светом.
Солнце светит …….. не греет.
Ураганный ветер раскачивал деревья …….. ломал ветки.
IV. Итог соревнования.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания».
Составить кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация» (по желанию).
Использованная литература:
Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5- 9 классы. В. В. Бабайцева: Москва, «Дрофа», 2009;
В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., «Дрофа», 2010;
А. Ю. Купалова, Г.К. Лидман – Орлова и др. Русский язык. Практика. 5 класс, М., «Дрофа», 2008;
Е. И. Никитина, Русская речь. 5 класс. М., «Дрофа», 2008;
М. Е. Кривоплясова. Русский язык. Поурочные планы. 5 класс: Волгоград, «Учитель», 2005;
С. С. Петровская, И. Н. Черников. Диктанты по русскому языку. 5 класс: М., «Дрофа», 2007;
А. Ю. Купалова. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс: М., «Просвещение», 2005;
Г. М. Шипицына. Русский язык. Дидактические материалы. 5-7 классы: М., «Дрофа», 2007;
А. Д. Дейкина. Раздаточные материалы по русскому языку . 5 класс: М., «Дрофа», 2007,
Кавказ несомненно является одним из самых живописных мест.
А ты Серёжа приходи завтра с нами поиграть в шахматы.
Белки запасают на зиму разный корм орехи шишки грибы.
Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер.
Серая шейка спрашивала Ведь вы весной вернётесь
Цвет озера особенно хорош осенью когда на чёрную воду слетают жёлтые листья.
Когда пишешь диктант надо внимательно слушать стараться запоминать предложения целиком.
Подоконник в моём доме настоящий цветник.
На берёзах осинах липах блестят золотистые листья.
От дома и от деревьев от голубятни и от галереи побежали длинные тени.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»