Конспект и презентация/Построение блок-схем
Тема урока: Построение блок-схем.
Место урока в курсе: урок №15 (9 класс)
Цели урока:
Образовательная – Знакомство учащихся с алгоритмическими структурами построения блок-схем к задачам.
Развивающая – Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие интереса к предмету;
Воспитательная – Воспитание аккуратности, точности.
Опорные знания: Учащиеся знают, что такое алгоритм и исполнитель алгоритма?Какими свойствами обладает алгоритм? Что означает СКИ?
Новые знания:
знать: Различные формы построения блок-схем алгоритмов.
уметь: Составлять графическую блок-схему для различного вида задач.
Этапы урока | Дидактические задачи этапа | Содержание обучения | Организация процесса обучения (методы, организационные формы, средства) | Учебная деятельность учащихся (мотивы, внутренние и внешние учебные действия, контроль/самоконтроль) |
1.Орг.момент (1 мин.) | Подготовка учащихся к началу урока | Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. | Метод словесной передачи и слухового восприятия информации | Подготовка к работе, мобилизация внимания. |
2.Актуализация опорных знаний (2 мин.) | Проверка правильности понимания, осознанности выполнения домашнего задания. | Вопросы на повторение. Что такое алгоритм и исполнитель алгоритма? Какими свойствами обладает алгоритм? Что означает СКИ? | Метод: репродуктивный Форма: фронтальная Средства: | Ответы учащихся на поставленные вопросы. |
3.Объяснение нового материала с физкультминуткой (29 мин) | Формирование понятий способов и видов алгоритмов и структуры графических схем. | Способы записи шагов алгоритма.Пример приготовления теста.Основные элементы блок-схемы. | Метод: информационно-рецептивный. Форма: фронтальная Средства: слайд презентации | Записывают примеры видов алгоритмов, выполняют графические схемы в тетрадь. |
4.Практическая часть (6 мин.) | Установление осознанности усвоения понятий. Выявление и устранение пробелов. | Понимание учащимися теории и овладение навыками выполнения графических блок-схем к алгоритмам. | Метод: репродуктивный Форма: групповая, Средства: слайд презентации, карточки с заданиями. | Выполняют практическую часть урока в группах. |
5.Итог урока (2 мин.) | Анализ успешности овладения материалом и оценку достижения цели. Домашнее задание. | Проставление оценок за урок. Сообщение домашнего задания, инструктаж его выполнения. | Метод: словесный, оценка практической работы. Форма: фронтальная Средства: | Записывают задание в дневник. |
Конспект урока.
Тема урока: Построение блок-схем.
Место урока в курсе: урок №15 (9 класс)
Цели урока:
Образовательная – Знакомство учащихся с алгоритмическими структурами построения блок-схем к задачам.
Развивающая – Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие интереса к предмету;
Воспитательная – Воспитание аккуратности, точности.
Опорные знания: Учащиеся знают, что такое алгоритм и исполнитель алгоритма?
Какими свойствами обладает алгоритм? Что означает СКИ?
Новые знания:
знать: Различные формы построения блок-схем алгоритмов.
уметь: Составлять графическую блок-схему для различного вида задач.
Этапы урока |
Дидактические задачи этапа |
Содержание обучения |
Организация процесса обучения (методы, организационные формы, средства) |
Учебная деятельность учащихся (мотивы, внутренние и внешние учебные действия, контроль/самоконтроль) |
1.Орг.момент (1 мин.) |
Подготовка учащихся к началу урока |
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. |
Метод словесной передачи и слухового восприятия информации |
Подготовка к работе, мобилизация внимания. |
2.Актуализация опорных знаний (2 мин.) |
Проверка правильности понимания, осознанности выполнения домашнего задания. |
Вопросы на повторение. Что такое алгоритм и исполнитель алгоритма? Какими свойствами обладает алгоритм? Что означает СКИ? |
Метод: репродуктивный Форма: фронтальная Средства: |
Ответы учащихся на поставленные вопросы. |
3.Объяснение нового материала с физкультминуткой (29 мин) |
Формирование понятий способов и видов алгоритмов и структуры графических схем. |
Способы записи шагов алгоритма. Пример приготовления теста.Основные элементы блок-схемы. |
Метод: информационно-рецептивный. Форма: фронтальная Средства: слайд презентации |
Записывают примеры видов алгоритмов, выполняют графические схемы в тетрадь. |
4.Практическая часть (6 мин.) |
Установление осознанности усвоения понятий. Выявление и устранение пробелов. |
Понимание учащимися теории и овладение навыками выполнения графических блок-схем к алгоритмам. |
Метод: репродуктивный Форма: групповая, Средства: слайд презентации, карточки с заданиями. |
Выполняют практическую часть урока в группах. |
5.Итог урока (2 мин.) |
Анализ успешности овладения материалом и оценку достижения цели. Домашнее задание. |
Проставление оценок за урок. Сообщение домашнего задания, инструктаж его выполнения. |
Метод: словесный, оценка практической работы. Форма: фронтальная Средства: |
Записывают задание в дневник. |
Приложения:
Дидактический материал для этапов урока.
Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
- Что такое алгоритм? ( Алгоритм - это точное предписание о последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата.)
- Кто может выполнить алгоритм? ( Алгоритм может выполнить тот, кто понимает все его команды и может их выполнить, т.е. исполнитель.)
- Какими свойствами обладает алгоритм? ( Дискретность - процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. Понятность - алгоритм должен быть понятен исполнитель и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды. Определенность - алгоритм не должен содержать команды, смысл которой может восприниматься неоднозначно. Результативность - процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи. Массовость. По одному алгоритму можно решать однотипные задачи.)
- Что такое СКИ? (Система команд исполнителя - совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить. Например: Человек, автомат, компьютер, машина и т.д. )
Объяснение нового материала.
Мы уже с вами познакомились с понятием алгоритма и его свойствами. Формы представления алгоритмов могут быть разнообразными. На практике наиболее распространенными являются следующие формы записи алгоритмов:
-
словесная запись (псевдокоды)
-
графическая запись (блок – схемы)
-
запись на языке программирования.
На предыдущем уроке мы разбирали алгоритмы, написанные на естественном языке. Словесная форма записи алгоритма представляет собой описание на естественном языке последовательных этапов обработки данных. Словесный способ не имеет широкого распространения, так как такие описания строго не формализуемы, допускают неоднозначность толкований отдельных предписаний. Алгоритм, записанный с помощью псевдокода, представляет собой полуформализованное описание на условном алгоритмическом языке, включающее как основные элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и другие.
Возьмем, к примеру, словесный алгоритм приготовления теста. Расскажите, пожалуйста, как приготовить тесто для выпечки коржа или печенья. (Размягчить 200 г маргарина, влить пол стакана воды, добавить 3 стакана муки, перемешать, чтобы не было комков, положить в холод на 30 минут.)
Для более наглядного
представления алгоритма широко
используется графическая форма.
Графическая форма записи, называемая
также схемой алгоритма, представляет
собой изображение алгоритма в виде
последовательности связанных между
собой функциональных блоков, каждый из
которых соответствует выполнению одного
или нескольких действий. Графическая
запись является более компактной и
наглядной по сравнению со словесной. В
схеме алгоритма каждому типу действий
соответствует геометрическая фигура.
Фигуры соединяются линиями переходов,
определяющими очередность выполнения
действий.
Графическая
форма записи, называется также структурной
схемой или блок-схемой алгоритма.
Давайте попробуем с вами дать определение, что это такое, БЛОК-СХЕМА АЛГОРИТМА? (Алгоритм, изображенный в виде рисунка с использованием геометрических фигур)
Правильно! Давайте запишем определение.
Блок – схема алгоритма – изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.
Сейчас мы рассмотрим основные элементы блок-схем и запишем их в тетрадь.
Перед вами графический вид нашего примера. Только при графической форме записи алгоритма нужно вводить еще две обязательных графические структуры.
Значит, наш алгоритм будет выглядеть так. (Слайд №6)
Задача №1.
Выполнить графическую блок-схему развития бабочки.(Слайд №7)
Правильность выполнения блок-схемы сверяется (Слайд №8).
Но линейные алгоритмы встречаются в этой жизни очень редко. Часто возникает условие, которое надо либо выполнять, либо нет. Порядок выполнения действий будет зависеть от выполнения некоторого условия. И появляется еще одна графическая структура.
Алгоритмы, в которых осуществляется выбор действий в зависимости от какого-то условия, называются разветвляющимися. (Слайд №9-10)
Задача №2.
Выполнить графическую блок-схему покупки билетов в кино. (Слайд №11)
Правильность выполнения блок-схемы сверяется (Слайд №12).
Мы также очень часто встречаем повторяющиеся действия или события, например: смена времени года, смена дня и ночи. Повторяющиеся действия совершает человек, когда выполняет какую-то работу: пилит дрова, моет посуду, собирает ягоды и т.д. Повторяющаяся последовательность действий называется циклом.
Алгоритмы, содержащие повторяющиеся действия, называются циклическими. (Слайд №13)
Задача №3.
Выполнить циклическую блок-схему алгоритма «Сбор ягод». (Слайд №14)
Правильность выполнения блок-схемы сверяется (Слайд №15).
Практическая часть.
Теперь мы с вами займемся практической частью урока.
Для этого организовываем свою группу из 3-х человек, запасаемся листочками и приступаем к выполнению алгоритмических блок-схем к задачам, представленным на слайде презентации. (Слайд 16)
Итог.
Сегодня на уроке вы познакомились с различными видами блок-схем алгоритмов и научились сами выполнять их графически.
Запишем домашнее задание.
§ 4.1.2. Ответить на вопрос. Придумать задачу и алгоритмическую блок-схему к ней.
-
Задания, предлагаемые ученикам для работы в группах.
-
Презентация к уроку.
-
Действия Ивана-Царевича при выборе пути следования.
-
Действия колобка при побеге от бабки с дедом.
-
Приготовление Машенькой яичницы для трех медведей.
-
Процесс вытягивания репки.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Представленная Вами разработка хороша, но её качество снижают некоторые мелочи. Мы, учителя, часто грешим именно тем, что не умеем или не имеем времени оформить свою работу как следует. Вот и получается "конфетка", но без "фантика".
Согласно
- фамилия, имя, отчество автора;
- место проживания (город, поселок), область, край, регион;
- название учебного заведения;
- дисциплина;
- учебник, по которому ведется обучение;
- продолжительность урока;
- использование информационных технологий;
- логотип Портала.
"Если в материалах используется презентация, то эффекты анимации не должны мешать восприятию содержания разработки. К презентации необходимо приложить текстовый файл с методическими рекомендациями по использованию презентации по следующей схеме:- количество слайдов;
- среда (редактор), в которой выполнена презентация;
- цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации;
- если презентация интерактивная, то описать способы навигации;
- рекомендации в свободной форме (при необходимости):
- a) 1 слайд;
- b) 2 слайд и т.д."
(ИзИ последнее. Не нужно копировать текст конспекта урока в описание разработки.
Пожалуйста, приведите свою работу в соответствие с этими требованиями.
Надеюсь на понимание и жду доработанный материал.
С уважением, С.А. Колодин.
Думаю, что будет лучше эту разработку удалить, а исправленный вариант загрузить заново. Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь на e-mail. Я Вам с удовольствием помогу.
С уважением, С.А. Колодин.
Пришлите, пожалуйста, ссылку на опубликованный Вами материал на адрес editor@uchmet.ru. В письме укажите, что Вы хотели бы удалить свою разработку, так как исходный материал отклонён экспертной комиссией.
С уважением, С.А. Колодин.