Урок окружающего мира в 4 классе «Посмотри в своё зеркало»
Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)
Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)
Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Цели:
- дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;
- учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира личности;
- учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;
- формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;
- способствовать формированию адекватной самооценки.
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Урок окружающего мира в 4 классе
«Посмотри в своё зеркало»
Учитель начальных классов
первой квалификационной
категории Повилайтис Т.В.,
Педагог-психолог
высшей квалификационной
категории Ускова Л.В.
г. Усть-Илимск
Иркутской области
2011
Тема: Посмотри в своё зеркало.
Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)
Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)
Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Цели:
— дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;
— учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира личности;
— учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;
— формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;
— способствовать формированию адекватной самооценки.
Ход урока.
1. Организационный момент. (психолог)
Цель: создание единого психологического пространства.
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Приветствие.
Сегодня мы проведем необычное приветствие. Нам помогут эмоции и чувства. Что такое эмоции? Что вы знаете о чувствах?
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Комплимент по кругу (дети касаются ладонью стоящего рядом и говорят ему приятные слова или пожелание)
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> «Свет мой зеркальце, скажи» (дети мимикой, движениями рук, беззвучными эмоциями изображают действия по тексту)
Сегодня утром я проснулся грустный — день был пасмурный. Еще вспомнил, что не все стихотворение выучил. Сделал зарядку — стал бодрее, умылся — на душе стало веселее. Посмотрел на термометр — а там 12 градусов. Ура! Сегодня пойдем всем классом на каток. И вдруг стихотворение само собой вспомнилось. Я к урокам готов. Друг ждет меня на улице, чтобы вместе идти в школу. Какой замечательный денек!
·<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Упражнение «Встаньте те, кто…»
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Психолог дает задание:
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> встаньте те, кто любит бегать;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> поднимите вверх руки те, кто любит сладкое;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> хлопните в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> присядьте на корточки те, у кого есть сестра;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> топните ногой те, кто любит гулять под дождем;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> поднимите правую руку вверх те, кто любит петь, рисовать;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> улыбнитесь те, кто любит играть на ПК;
-<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> те, кто любит рисовую кашу, покажите левую ладонь.
2. Постановка проблемы (учитель).
— В старину театральную маску называли «личина» — от слова «лик», «лицо».
— Сравните слова «лицо», «личина», «личность». Что можете о них сказать?
(Они похожи)
— Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай.
(Читают по ролям диалог Анюты и Миши на стр. 12 подготовленные дети).
- Что не сможет увидеть без зеркала Анюта? (Своё лицо)
— Что, по словам Доктора, остаётся у Анюты и без зеркала? (Личность)
(На доске открывается запись: «Лицо» …«Личность»)
— Поставьте себя на место Анюты – какой вопрос к Доктору у вас возникает?
(В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека»?)
Запись проблемного вопроса на доске: «Лицо»? «Личность».
3. Актуализация опорных знаний.
а) Работа с рисунками на стр.12.
— Определите, в каком случае говорится о внешности человека, а в каком — об особенностях его внутреннего мира.
(Говоря о лице, мы говорим о внешности человека, а говоря о личности – о его внутреннем мире, т.е. «какой он?»)
б) Приём «знаем – не знаем».
— Обратимся к нашему приёму «знаем – не знаем».
Знаем | Не знаем |
| |
— Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого?
(Врождённые и приобретённые признаки)
— От чего зависит, какими будут наши черты лица?
(От родителей, потому что внешность определяется врождёнными признаками)
Запись в левый столбик таблицы.
Знаем | Не знаем |
Черты лица – врождённые признаки. | |
— А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека? (Выслушать версии детей и сделать запись в правый столбик таблицы).
Знаем | Не знаем |
Черты лица – врождённые признаки. | Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других? |
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
а) Личность человека (работа в группах).
(Каждая группа получает по две карточки, с записанными фразами)
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> У него очень длинный нос
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> У неё красивые глаза
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> У него очень смешные уши
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> У моей сестры на щеках ямочки
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Мой друг любит весёлые выдумки
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Моя сестра любит хвастаться
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Мой брат – талантливый музыкант
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> У этой девочки «длинный» язык, часто говорит то, чего не видела
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Моя подруга любит читать книги
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Я всегда выполняю свои обещания
— Определить, в каких фразах говорится о лице, а в каких — о личности человека. Расположите их на доске в две колонки (под таблицей).
( Представители групп вывешивают фразы по колонкам).
— Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать шутки? (Это приобретённое качество)
— Человек уже рождается хвастунишкой? (Это приобретённое качество)
— Талантливым музыкантом человек становится от рождения?
( Выслушать версии детей) .
— Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое и есть не у всех.
— Что вы можете ответить на вопрос таблицы: «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?» (вопрос можно обсудить в группе)
Вывод: Личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека, например: особенности телосложения, способности.
5. «Мой внутренний мир» (психолог).
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Рисование на тему
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Обсуждение рисунков
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Проигрывание ситуаций
Цель: формировать адекватные формы поведения.
Психолог предлагает разыграть следующие ситуации:
-Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
-Твой друг попросил у тебя твою игрушку, а отдал ее сломанной. Что ты будешь делать?
-Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
6. Подведение итогов.
— Вернёмся к основному вопросу нашего урока: «Лицо»? «Личность» (Работа в группах).
Вывод: лицо даётся нам от рождения, а личность – это сочетание врождённых и приобретённых качеств человека.
— Наиболее важными характеристиками личности являются сознание (умение мыслить самостоятельно и самому принимать решение) и воля (способность человека управлять своими желаниями, мыслями и поступками).
7. Рефлексия.
— Что нового узнали?
— Какие чувства испытывали?
Д/З с. 12-15 читать, разобрать вопросы. Р/Т с. 4 №1,2.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Урок окружающего мира в 4 классе
«Посмотри в своё зеркало»
Учитель начальных классов
первой квалификационной
категории Повилайтис Т.В.,
Педагог-психолог
высшей квалификационной
категории Ускова Л.В.
г. Усть-Илимск
Иркутской области
2011
Тема: Посмотри в своё зеркало.
Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)
Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)
Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Цели:
- дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;
- учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира личности;
- учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;
- формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;
- способствовать формированию адекватной самооценки.
Ход урока.
1. Организационный момент. (психолог)
Цель: создание единого психологического пространства.
-
Приветствие.
Сегодня мы проведем необычное приветствие. Нам помогут эмоции и чувства. Что такое эмоции? Что вы знаете о чувствах?
-
Комплимент по кругу (дети касаются ладонью стоящего рядом и говорят ему приятные слова или пожелание)
-
«Свет мой зеркальце, скажи» (дети мимикой, движениями рук, беззвучными эмоциями изображают действия по тексту)
Сегодня утром я проснулся грустный - день был пасмурный. Еще вспомнил, что не все стихотворение выучил. Сделал зарядку - стал бодрее, умылся - на душе стало веселее. Посмотрел на термометр - а там 12 градусов. Ура! Сегодня пойдем всем классом на каток. И вдруг стихотворение само собой вспомнилось. Я к урокам готов. Друг ждет меня на улице, чтобы вместе идти в школу. Какой замечательный денек!
-
Упражнение «Встаньте те, кто…»
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Психолог дает задание:
-
встаньте те, кто любит бегать;
-
поднимите вверх руки те, кто любит сладкое;
-
хлопните в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;
-
присядьте на корточки те, у кого есть сестра;
-
топните ногой те, кто любит гулять под дождем;
-
поднимите правую руку вверх те, кто любит петь, рисовать;
-
улыбнитесь те, кто любит играть на ПК;
-
те, кто любит рисовую кашу, покажите левую ладонь.
2. Постановка проблемы (учитель).
- В старину театральную маску называли «личина» - от слова «лик», «лицо».
- Сравните слова «лицо», «личина», «личность». Что можете о них сказать?
(Они похожи)
- Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай.
(Читают по ролям диалог Анюты и Миши на стр. 12 подготовленные дети).
- Что не сможет увидеть без зеркала Анюта? (Своё лицо)
- Что, по словам Доктора, остаётся у Анюты и без зеркала? (Личность)
(На доске открывается запись: «Лицо» …«Личность»)
- Поставьте себя на место Анюты – какой вопрос к Доктору у вас возникает?
(В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека»?)
Запись проблемного вопроса на доске: «Лицо» ? «Личность».
3. Актуализация опорных знаний.
а) Работа с рисунками на стр.12.
- Определите, в каком случае говорится о внешности человека, а в каком - об особенностях его внутреннего мира.
(Говоря о лице, мы говорим о внешности человека, а говоря о личности – о его внутреннем мире, т.е. «какой он?»)
б) Приём «знаем – не знаем».
- Обратимся к нашему приёму «знаем – не знаем».
Знаем |
Не знаем |
|
|
- Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого?
(Врождённые и приобретённые признаки)
- От чего зависит, какими будут наши черты лица?
(От родителей, потому что внешность определяется врождёнными признаками)
Запись в левый столбик таблицы.
Знаем |
Не знаем |
Черты лица – врождённые признаки. |
|
- А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека? (Выслушать версии детей и сделать запись в правый столбик таблицы).
Знаем |
Не знаем |
Черты лица – врождённые признаки. |
Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других? |
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
а) Личность человека (работа в группах).
(Каждая группа получает по две карточки, с записанными фразами)
-
У него очень длинный нос
-
У неё красивые глаза
-
У него очень смешные уши
-
У моей сестры на щеках ямочки
-
Мой друг любит весёлые выдумки
-
Моя сестра любит хвастаться
-
Мой брат – талантливый музыкант
-
У этой девочки «длинный» язык, часто говорит то, чего не видела
-
Моя подруга любит читать книги
-
Я всегда выполняю свои обещания
- Определить, в каких фразах говорится о лице, а в каких - о личности человека. Расположите их на доске в две колонки (под таблицей).
( Представители групп вывешивают фразы по колонкам).
- Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать шутки? (Это приобретённое качество)
- Человек уже рождается хвастунишкой? (Это приобретённое качество)
- Талантливым музыкантом человек становится от рождения?
( Выслушать версии детей) .
- Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое и есть не у всех.
- Что вы можете ответить на вопрос таблицы: «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?» (вопрос можно обсудить в группе)
Вывод: Личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека, например: особенности телосложения, способности.
5. «Мой внутренний мир» (психолог).
-
Рисование на тему
-
Обсуждение рисунков
-
Проигрывание ситуаций
Цель: формировать адекватные формы поведения.
Психолог предлагает разыграть следующие ситуации:
-Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
-Твой друг попросил у тебя твою игрушку, а отдал ее сломанной. Что ты будешь делать?
-Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
6. Подведение итогов.
- Вернёмся к основному вопросу нашего урока: «Лицо» ? «Личность» (Работа в группах).
Вывод: лицо даётся нам от рождения, а личность – это сочетание врождённых и приобретённых качеств человека.
- Наиболее важными характеристиками личности являются сознание (умение мыслить самостоятельно и самому принимать решение) и воля (способность человека управлять своими желаниями, мыслями и поступками).
7. Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Какие чувства испытывали?
Д/З с. 12-15 читать, разобрать вопросы. Р/Т с. 4 №1,2.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО