Планирование работы кружковой деятельности "Русский язык как иностранный" (2 класс)
КРУЖОК
«РУССКИЙ ЯЗЫК КАК
ИНОСТРАННЫЙ»
УЧИТЕЛЬ:
КРАСНОВА И.Я.
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА
На 2011-2012 учебный год
Краснова Ирина Яковлевна – 3 часа в неделю.
Понедельник – 18.30-19.30
Среда – 18.30-19.30
Пятница – 18.30-19.30
Календарно - тематическое планирование занятий кружка
«Русский язык как иностранный»
Учебник «Уроки русской речи»
Авторы: О.Н. Каленкова, Т.В. Савченко, Е.В. Какорина
3 часа в неделю. Учитель: Краснова Ирина Яковлевна
№ |
Дата |
Тема |
1 |
2.09 |
Школа. Я в классе. |
2 |
5.09 |
Город. Я на улице. |
3 |
7.09 |
Город. Я на улице. |
4 |
9.09 |
Мой дом. Моя семья, родственники. |
5 |
12.09 |
Мой дом. Моя семья, родственники. |
6 |
14.09 |
Мой день. В школе и дома. |
7 |
16.09 |
Мой день. В школе и дома. |
8 |
19.09 |
Время года. 4 сезона. Погода. |
9 |
21.09 |
Время года. 4 сезона. Погода. |
10 |
23.09 |
Мой дом. Моя семья, родственники. |
11 |
26.09 |
Город. Я на улице. Повторение. |
12 |
28.09 |
Мой дом. Моя семья, родственники.Повторение. |
13 |
30.09 |
Мой день. В школе и дома. Повторение. |
14 |
3.10 |
Время года. 4 сезона. Погода. Осень. Повторение. |
15 |
5.10 |
Растительный мир. Дикие растения. Что где растёт? |
16 |
7.10 |
Растительный мир. Дикие растения. Что где растёт? |
17 |
10.10 |
Растительный мир. Дикие растения. Что где растёт? |
18 |
12.10 |
Растительный мир. Дикие растения. Что где растёт? |
19 |
14.10 |
Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые. |
20 |
17.10 |
Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые |
21 |
19.10 |
Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые |
22 |
21.10 |
Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые. |
23 |
24.10 |
Мои друзья. Портрет. Характер. |
24 |
26.10 |
Мои друзья. Портрет. Характер. |
25 |
28.10 |
Мои друзья. Портрет. Характер. |
26 |
31.10 |
Мои друзья. Портрет. Характер. |
27 |
2.11 |
Мои друзья. Портрет. Характер. |
28 |
7.11 |
Питание. Я за столом. |
29 |
9.11 |
Питание. Я за столом. |
30 |
11.11 |
Питание. Я за столом. |
31 |
14.11 |
Питание. Я за столом. |
32 |
16.11 |
Питание. Я за столом. |
33 |
18.11 |
Здоровье. Части тела. |
34 |
21.11 |
Здоровье. Части тела. |
35 |
23.11 |
Здоровье. Части тела. |
36 |
25.11 |
Здоровье. Части тела. |
37 |
28.11 |
Здоровье. Части тела. |
38 |
30.11 |
Магазин. Я в магазине. |
39 |
2.12 |
Магазин. Я в магазине. |
40 |
5.12 |
Магазин. Я в магазине. |
41 |
7.12 |
Магазин. Я в магазине. |
42 |
9.12 |
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. |
43 |
12.12 |
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. |
44 |
14.12 |
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. |
45 |
16.12 |
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. |
46 |
19.12 |
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. |
47 |
21.12 |
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. |
48 |
23.12 |
Город. Транспорт. |
49 |
26.12 |
Город. Транспорт. |
50 |
28.12 |
Город. Транспорт. |
51 |
30.12 |
Город. Транспорт. |
52 |
2.01 |
Мой дом. Где я живу. Моя квартира. |
53 |
4.01 |
Мой дом. Где я живу. Моя квартира. |
54 |
6.01 |
Мой дом. Где я живу. Моя квартира. |
55 |
9.01 |
Мой день. Мой распорядок дня. |
56 |
11.01 |
Мой день. Мой распорядок дня. |
57 |
13.01 |
Мой день. Мой распорядок дня. |
58 |
16.01 |
Время года. Сезонная одежда. |
59 |
18.01 |
Время года. Сезонная одежда. |
60 |
20.01 |
Время года. Сезонная одежда. |
61 |
23.01 |
Растительный мир. Культурные растения. Что где растёт? |
62 |
25.01 |
Растительный мир. Культурные растения. Что где растёт? |
63 |
27.01 |
Растительный мир. Культурные растения. Что где растёт? |
64 |
30.01 |
Животный мир. Домашние животные. Детёныши животных. |
65 |
1.02 |
Животный мир. Домашние животные. Детёныши животных. |
66 |
3.02 |
Животный мир. Домашние животные. Детёныши животных. |
67 |
6.02 |
Питание. Что и когда мы едим. |
68 |
8.02 |
Питание. Что и когда мы едим. |
69 |
10.02 |
Питание. Что и когда мы едим. |
70 |
13.02 |
Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача. |
71 |
15.02 |
Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача. |
72 |
17.02 |
Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача. |
73 |
20.02 |
Магазин. В универмаге. |
74 |
22.02 |
Магазин. В универмаге. |
75 |
24.02 |
Магазин. В универмаге. |
76 |
27.02 |
Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка. |
77 |
29.02 |
Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка. |
78 |
2.03 |
Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка. |
79 |
5.03 |
Школа. Внеклассная и внешкольная работа. |
80 |
7.03 |
Школа. Внеклассная и внешкольная работа. |
81 |
9.03 |
Школа. Внеклассная и внешкольная работа. |
82 |
12.03 |
Город. Москва. |
83 |
14.03 |
Город. Москва. |
84 |
16.03 |
Город. Москва. |
85 |
19.03 |
Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка. |
86 |
21.03 |
Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка. |
87 |
23.03 |
Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка. |
88 |
26.03 |
Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому. |
89 |
28.03 |
Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому. |
90 |
30.03 |
Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому. |
91 |
2.04 |
Время года. Игры, спорт. |
92 |
4.04 |
Время года. Игры, спорт. |
93 |
6.04 |
Время года. Игры, спорт. |
94 |
9.04 |
Растительный мир. Мы любим растения. |
95 |
11.04 |
Растительный мир. Мы любим растения. |
96 |
13.04 |
Растительный мир. Мы любим растения. |
97 |
16.04 |
Животный мир. Кто где живёт? |
98 |
18.04 |
Животный мир. Кто где живёт? |
99 |
20.04 |
Животный мир. Кто где живёт? |
100 |
23.04 |
Питание. В магазине «Продукты». |
101 |
25.04 |
Питание. В магазине «Продукты». |
102 |
27.04 |
Питание. В магазине «Продукты». |
103 |
30.04 |
Питание. В магазине «Продукты». |
104 |
2.05 |
Здоровье. Что полезно, вредно, опасно. |
105 |
4.05 |
Здоровье. Что полезно, вредно, опасно. |
106 |
7.05 |
Здоровье. Что полезно, вредно, опасно. |
107 |
11.05 |
Магазин. Что и где мы покупаем. |
108 |
14.05 |
Магазин. Что и где мы покупаем. |
109 |
16.05 |
Магазин. Что и где мы покупаем. |
110 |
18.05 |
Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии. |
111 |
21.05 |
Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии. |
112 |
23.05 |
Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии. |
113 |
25.05 |
Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии. |
114 |
28.05 |
Лето. Летние изменения в природе. |
115 |
30.05 |
Лето. Летние изменения в природе. |
116 |
1.06 |
Лето. Летние изменения в природе. |
117 |
4.06 |
Лето. Мы в лесу. Жизнь животных летом. |
118 |
6.06 |
Лето. Мы в лесу. Жизнь животных летом. |
119 |
8.06 |
Лето. Мы в лесу. Жизнь животных летом. |
120 |
11.06 |
Лето. Мы на пруду. |
121 |
13.06 |
Лето. Мы на пруду. |
122 |
15.06 |
Лето. Мы на пруду. |
123 |
18.06 |
Летние игры и забавы. |
124 |
20.06 |
Летние игры и забавы. |
125 |
22.06 |
Летние игры и забавы. Обобщение. |
Календарно - тематическое планирование занятий кружка
«Русский язык как иностранный»
Учебник «Уроки русской речи»
Авторы: О.Н. Каленкова, Т.В. Савченко, Е.В. Какорина
2 часа в неделю. Учитель: Иллаева Елена Вячеславовна
№ |
Тема |
1 |
Школа. Я в классе. |
2 |
Город. Я на улице. |
3 |
Город. Я на улице. |
4 |
Мой дом. Моя семья, родственники. |
5 |
Мой дом. Моя семья, родственники. |
6 |
Мой день. В школе и дома. |
7 |
Мой день. В школе и дома. |
8 |
Время года. 4 сезона. Погода. |
9 |
Время года. 4 сезона. Погода. |
10 |
Растительный мир. Дикие растения. Что где растёт? |
11 |
Растительный мир. Дикие растения. Что где растёт? |
12 |
Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые. |
13 |
Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые. |
14 |
Питание. Я за столом. |
15 |
Питание. Я за столом. |
16 |
Здоровье. Части тела. |
17 |
Здоровье. Части тела. |
18 |
Магазин. Я в магазине. |
19 |
Магазин. Я в магазине. |
20 |
Мои друзья. Портрет. Характер. |
21 |
Мои друзья. Портрет. Характер. |
22 |
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. |
23 |
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. |
24 |
Город. Транспорт. |
25 |
Город. Транспорт. |
26 |
Мой дом. Где я живу. Моя квартира. |
27 |
Мой дом. Где я живу. Моя квартира. |
28 |
Мой день. Мой распорядок дня. |
29 |
Мой день. Мой распорядок дня. |
30 |
Время года. Сезонная одежда. |
31 |
Время года. Сезонная одежда. |
32 |
Растительный мир. Культурные растения. Что где растёт? |
33 |
Растительный мир. Культурные растения. Что где растёт? |
34 |
Животный мир. Домашние животные. Детёныши животных. |
35 |
Животный мир. Домашние животные. Детёныши животных. |
36 |
Питание. Что и когда мы едим. |
37 |
Питание. Что и когда мы едим. |
38 |
Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача. |
39 |
Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача. |
40 |
Магазин. В универмаге. |
41 |
Магазин. В универмаге. |
42 |
Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка. |
43 |
Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка. |
44 |
Школа. Внеклассная и внешкольная работа. |
45 |
Школа. Внеклассная и внешкольная работа. |
46 |
Школа. Внеклассная и внешкольная работа. |
47 |
Город. Москва. |
48 |
Город. Москва. |
49 |
Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка. |
50 |
Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка. |
51 |
Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому. |
52 |
Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому. |
53 |
Время года. Игры, спорт. |
54 |
Время года. Игры, спорт. |
55 |
Время года. Игры, спорт. |
56 |
Растительный мир. Мы любим растения. |
57 |
Растительный мир. Мы любим растения. |
58 |
Растительный мир. Мы любим растения. |
59 |
Животный мир. Кто где живёт? |
60 |
Животный мир. Кто где живёт? |
61 |
Животный мир. Кто где живёт? |
62 |
Питание. В магазине «Продукты». |
63 |
Питание. В магазине «Продукты». |
64 |
Питание. В магазине «Продукты». |
65 |
Здоровье. Что полезно, вредно, опасно. |
66 |
Здоровье. Что полезно, вредно, опасно. |
67 |
Здоровье. Что полезно, вредно, опасно. |
68 |
Магазин. Что и где мы покупаем. |
69 |
Магазин. Что и где мы покупаем. |
70 |
Магазин. Что и где мы покупаем. |
71 |
Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии. |
72 |
Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии. |
73 |
Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии. |
74 |
Лето. Летние изменения в природе. |
75 |
Лето. Летние изменения в природе. |
76 |
Лето. Мы в лесу. Жизнь животных летом. |
77 |
Лето. Мы в лесу. Жизнь животных летом. |
78 |
Лето. Мы на пруду. |
79 |
Лето. Мы на пруду. |
80 |
Летние игры и забавы. |
81 |
Летние игры и забавы. Обобщение. |
Общие положения программы обучения русскому языку как иностранному
Программа по русскому языку предназначена для детей 6-7 лет, не говорящих по-русски, и разработана с учетом данных о психологических особенностях этой возрастной группы.Учитывая возрастную и национальную специфику, а также дальнейшие перспективы программы, предусматривается не только языковая, но и культурологическая адаптация ребенка, а также фактор его «психологической готовности к школе», другими словами, мотивационная, волевая, интеллектуальная готовность.
В 6-7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание; при выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым.
Происходит интенсивное развитие познавательной мотивации:
непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации.
В 6-7 лет ребенок умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих, важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся для ребенка шкалой социальных нормативов.
Все эти факторы определяют дозировку новой информации, темп обучения, виды познавательной деятельности. Они регулируют и формы обучения (максимальное использование на уроке наглядных пособий, игровых заданий и двигательной активности), которые должны обеспечивать каждому ребенку психологический комфорт и раскованность.
Цели и задачи обучения русскому языку как иностранному.
Конечная цель учебного курса обучения русскому языку как иностранному – подготовка ребенка, не владеющего русским языком, к поступлению в первый класс общеобразовательной московской школы. Согласно предлагаемой программе ребенок сначала учится говорить, а затем читать и писать. Таким образом, аудирование и говорение предшествуют чтению и письму.
Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно-языковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптация к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы.
Общая цель обучения русскому языку как иностранному конкретизируется в следующих задачах:
-формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними;
-формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки, мультфильмы, фильмы, начальные сведения о русском быте и правилах речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде;
-формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе;
-формирование навыков чтения, письма и счета, что позволит учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Требования к владению русским языком
При решении определенных коммуникативных задач учащийся должен уметь вербально реализовывать следующие интенции в пределах усвоенного лексического минимума:
вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить повторить;
задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о качестве, принадлежности предмета, о событии, действии, времени и месте действия его причине;
выражать желание, просьбу, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ;
выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, действию.
2. Учащийся должен уметь реализовывать элементарные
коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:
в магазине, киоске, кассе;
в буфете, столовой;
в библиотеке;
на уроках;
на улицах города, в транспорте;
в поликлинике, у врача, в аптеке;
в разговоре по телефону.
Учащийся должен уметь осуществлять элементарное речевое
общение в устной форме в рамках актуальной для данного уровня тематики:
Школа. Я в классе. Я в школе. Я на уроке. Моя школьная жизнь. Вместе с классом после уроков.
Город. Я на улице. Я в транспорте. Моя Москва.
Мой дом. Моя семья, родственники, Где мы живем. Наша квартира, Ждем гостей. Убирает дом, готовим угощение.
Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Мои любимые занятия. Работа по дому.
Время года. 4 сезона. Погода. Игры, спорт. Моя одежда.
Растительный мир. Дикие растения. Что где растет? Культурные растения. Что где растет? Мы любим наши растения.
Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые. Домашние животные. Детеныши животных. Кто где живет?
Питание. Я за столом. Что и когда мы едим? В магазине «Продукты».
Здоровье. Части тела. Я иду к врачу. Я вызываю врача. Что полезно, вредно, опасно (травмы, их лечение, ОБЖ).
Магазин. Я в магазине. Универмаг. Где и что мы покупаем.
Мои друзья. Портрет, характер. Играем вместе. Кем мы хотим быть, профессии.
4. По конкретным видам речевой деятельности формируются следующие умения:
Аудирование:
умение различать в потоке речи отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения;
умение понять на слух информацию, содержащуюся как в монологической, так и диалогической речи в рамках актуальных сфер общения (бытовой и учебной).
Говорение (в рамках изученных тем):
умение самостоятельно продуцировать связанные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой;
строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе услышанного или прочитанного текста;
умение отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста;
умение составить описание или повествование по картинкам;
умение адекватно реагировать на реплики собеседника, инициировать диалог и выражать коммуникативные намерения в минимальном наборе речевых ситуаций.
Чтение:
умение соотносить звуки и буквы;
в рамках изученных тем умение сознательно и правильно читать слова, словосочетания, предложения и элементарные тексты;
Письмо:
умение писать печатными буквами слоги, слова и предложения в рамках изученных тем;
умение написать свое имя, свою фамилию и свой адрес.
Учебно-методический комплект «Учимся в русской школе»
предназначен для работы с детьми-мигрантами среднего школьного возраста, слабо владеющими русским языком.
Эти дети не могут быть приняты на общих основаниях в
первый класс общеобразовательной школы по возрасту. В то же время они не могут быть зачислены в третий или четвертый класс начальной школы, так как не освоили программу предыдущих лет обучения. В течение так называемого подготовительного года дети изучают русский язык по методике РКИ и осваивают краткий пропедевтический курс по основным предметам базового цикла. Затем в зависимости от уровня знаний, переходят в третий или четвертый класс начальной школы и продолжают обучение в рамках обычной школьной программы.
Учебный план разработан на основе программы РКИ,
утвержденной и изданной МКО в 2001г. в сборнике «Этнокультурное (национальное) образование в Москве. (Учебный план и пояснительная записка прилагаются в аналитической справке школы).
В основе преподавания русского как иностранного заложен принцип изучения иностранного языка. Количество детей в группах не должно превышать 9 человек, следовательно, класс делится на 3 группы в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении и Постановлением Правительства РФ от 15.01.97г. № 38.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО