Конспект занятия "Н.А.Римский-Корсаков. Опера " Снегурочка", " Пляска птиц"
Описание
- Торжество чувств и красота природы в опере Н.А.Римского- Корсакова « Снегурочка» в музыке " Пляска птиц"
Музыкальная гостиная. Подготовительна группа.
Цель: Раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств
в музыке Н.А. Римского-Корсакова « Пляска птиц».
Задачи: 1.Показать силу музыкального воплощения природы и правдивого ее
отображения в музыкальном произведении.
2.Развивать у детей познавательный интерес, приобщать к прекрасному .
3.Воздействовать на чувства и эмоции детей на основе
восприятия художественных и музыкальных образов.
Оборудование: портрет композитора, иллюстрации из оперы, Васнецов «Снегурочка», птиц . Cказка –книга «Снегурочка» Островского, музыкальные инструменты, DVD фильм- сказка «Снегурочка» .
Ход занятия.
Муз.раб. Ребята, чтобы у нас и наших гостей сегодня было хорошее настроение
Давайте поприветствуем их.
Приветствие музыкальное «День добрый» муз. К.Андреаса
- Ребята, посмотрите, какая большая у меня книга русских народных сказок. Давайте посмотрим на иллюстрации одной из сказок. (рассматриваем)
- Какая сказка? (« Снегурочка»)
- Что случилось со Снегурочкой в конце сказки? ( она растаяла, потому-что пришла весна )
— 1 ил:.Посмотрите, как художник изобразил красками образ Снегурочки. Какие краски использовал художник?
Васнецов " Снегурочка "
(белые, синие, холодные, потому что Cнегурочка не умеет и не может никого любить)
-Не только художники изображали образ Снегурочки, но и русский композитор Н.А.Римский-Корсаков написал музыку на сюжет сказки « Снегурочка» и получилась настоящая весенняя сказка-опера. Что такое опера? ( музыкальный спектакль)
Давайте посмотрим иллюстрацию к этой опере:
2 ил: Cнегурочка, это холодное дитя Мороза и Весны. С тех пор, как родилась Снегурочка у Мороза и Весны, разгневанный Ярило-Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой.
3 ил: А здесь изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под
тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить.
4 ил: Посмотрите, птички в снегу, им холодно. Они тоже ждут Весну.
2 часть.
Садитесь на ковер, будем смотреть фрагмент из фильма-сказки « Снегурочка»: Лес дремлет ещё под снегом. Одиноко в лесу сидит Снегурочка. Кричат петухи. Леший сидит на сухом пне и говорит, что « конец зиме пропели петухи, Весна-Красна спускается на землю» и с этими словами он ныряет в своё дупло.
Окружённая свитой птиц, Весна опускается на землю.
Фрагмент из фильма- сказки « Снегурочка»
-Чтобы попасть в музыкальную сказку-оперу « Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, подставляйте ладошки и ловите волшебные весенние капельки.
Несите их осторожно, не уроните, и садитесь на стульчики.
( звук извлекаю на треугольнике)
Сейчас я хочу узнать: каких птиц вы узнали на этих картинках?
( дети рассматривают иллюстрации и называют птиц: журавли, гуси, утки,
грачи, сороки, скворцы, жаворонки, синички…)
-Представьте: Холод. Птицы прижимаются к Весне. Просят, чтобы она согрела их.
« … Весна- Красна, согрей ты нас» А Весна им говорит: « Дрожите вы, бедняжки?
Попляшите, согрейтесь. Видала я не раз, что пляскою отогревались люди»
- Давайте слушать музыку Н.А.Римского-Корсакова « Пляска птиц» из оперы «Снегурочка»
Слушание « Пляска птиц»
( после прослушивания игровой момент)
- Давайте нежно выпустим весенние капельки. ( встают)
Вопросы.
- Какое настроение выразил композитор в музыке?
( звонкое, весёлое, порхающее, радостное)
— Что изображала музыка?
( музыка передаёт голоса птиц, сначала кукушечка пела, её песенка
самая короткая из двух звуков. потом птички танцевали-грелись)
-А везде музыка была одинаковой?/ импровизация детей/
( потом музыка стала тяжёлой, звуки низкие, наверное ворон танцевал
или тревога, зима не хочет уходить, пугает всех своим холодом)
- Ребята, один или много музыкальных инструментов вы услышали? Как называ-
ется эта группа инструментов? ( симфонический оркестр)
Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр голоса, и птички поют свои
песенки на разные голоса и танцуют – согреваются от холода каждая по-своему.
Обобщение: вся природа пробуждается от зимнего сна,
Наступает утро года, начинается Весна.
3 часть. ( ребята становятся в рассыпную)
Наши сахалинские птицы, животные, насекомые и мы с нетерпением ждём тёплых солнечных весенних дней.
Муз. раб: Солнышко сказало:
Дети: Мне пора взойти! ( поднимают руки вверх)
- Травка зашептала:
Дети: Мне пора расти! (руки внизу)
— Пчёлки загудели:
Дети: Медку пора собрать! ( круговые движеия рук: ж-ж-ж-ж-ж....)
— Птицы загалдели:
Дети: Пора летать, летать! ( взмахи руками)
( садятся на боковые стулья)
.
Ангелина приготовила нам сюрприз - весеннюю закличку.
Весенняя закличка
В. Как можно изобразить звуки Весны? ( кап-кап, чик-чирик, ш-ш-ш-ветер )
Давайте превратимся в сосульки и покажем, как они тают под весенним солнцем. Этюд « Сосульки» муз. Гнесина Этюд"«Две плаксы»
( Стоя в полный рост, сильно напрягают мышцы, "сосудьки " твёрдые. Потом, постепенно расслабляясь, опускают руки, голову, плечи, корпус- "сосулька постепенно тает". Наконец ложатся расслабленно на ковёр, разведя руки и ноги в стороны " лужица растеклась" )
Чтобы стали все добрее, чтобы стало всем теплее, давайте исполним солнечную песенку .
« Солнечные зайчики» слова и музыка З.Б.Качаевой ( игра на музыкальных инструментах )
Я хочу закончить нашу встречу стихотворением, которое написала девочка
Ира Исакова.
Птичьи трели — это музыка,
И капели – это музыка…
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у нежного подснежника
Тоже музыка своя.
Обобщение: Так что такое ВЕСНА? Это пробуждение всей природы от зимнего
сна.
Я довольна вами. Спасибо всем.
Возьмёмся за руки и скажем гостям « До скорой встречи»
Разработала музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Цыганкова Ирина Васильевна.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Психолог
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
22 октября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ