Урок. "Великие географические открытия"
Тема урока: Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.
Задачи урока:
-
Раскрыть историческое значение открытий морского пути в Индию, Америки и первого кругосветного путешествия;
-
использовать факты путешествий великих мореплавателей, с целью нравственного воспитания;
-
развивать картографические умения учащихся, навыки самостоятельной работы с источниками;
-
помочь понять учащимся, что Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества.
-
доказать, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка и к созданию первых колониальных империй.
-
Подвести учеников к выводу о том, что на смену средним векам пришло Новое время.
Основные понятия: Бомбарда, мушкет, каравелла, дух предпринимательства, Великие географические открытия, Новое время.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
а) Поисковый метод.
Найти доказательства закономерности наступления эпохи Великих географических открытий. Найти на атласе и отметить на контурной карте важнейшие из них.
б) Проблемный метод. К какой эпохе относятся Великие географические открытия - к Средневековью или Новому времени?
Форма урока. Комбинированный урок с элементами практической работы с атласом, контурной картой, с текстом учебника, опираясь на групповой метод изучения нового материала.
Развитие умений учащихся. Ученики самостоятельно работают с текстом учебника и знакомятся с новыми изобретениями и усовершенствованиями, выясняют основные причины Великих географических открытий и находят доказательства их закономерного наступления. Работая с атласом, изучают маршруты первых мореплавателей и отмечают в контурной карте те открытия, которые изменили представления европейцев о мире, раскрывая последствия географических открытий для стран Европы и Нового света.
Планируемые результаты:
1.Учащиеся должны понять, что Великие географические открытия стали возможны, когда:
-
люди перестали непреклонно следовать старым традициям;
-
появилось понимание необходимости внедрения новых методов хозяйства, технических изобретений и усовершенствований;
-
человек позволил себе усомниться в достоверности старых географических знаний и захотел узнать истинное положение вещей;
-
у европейцев выросла уверенность в своих возможностях; при нарушении их сухопутной торговли с Востоком они начали искать морской путь в Индию;
-
в обществе появились люди, обладающие предпринимательской активностью, стремлением разбогатеть, способные на риск.
2. Учащиеся раскрывают причины Великих географических открытий, составляя схем, и самостоятельно отмечают на картах экспедиции первых мореплавателей.
Причины Великих географических открытий.
Рост производства
товаров
Расширение
торговли.
Невыгодность
торговли со странами Востока после
завоеваний османами Балкан
Рост потребностей
европейцев в золоте и серебре.
Жажда золота
и поиски его европейскими мореплавателями Поиски новых
морских путей в страны Востока.
1492г - открытие
Америки Колумбом. 1498г. - открытие
морского пути в Индию Васко да Гамой. 1519-1522г.г. –
первое кругосветное путешествие
Ф.Магеллана.
3. Ученики отмечают влияние Великих географических открытий на развитие научных знаний.
-
В результате плаваний Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы сильно изменилась карта мира. Атлантический и Индийский океаны оказались соединенными; уточнены контуры Африки, а также нанесен на карту о-в Мадагаскар. Было установлено, что берега Африки населены на всем их протяжении. Вместо опасных сухопутных дорог был открыт дешевый и сравнительно безопасный морской путь на Восток. По новому пути из Португалии двинулись в Индию экспедиции. В результате этих экспедиций Индия становится колонией Португалии. Обосновавшись здесь, португальские захватчики совершают военные походы в Индонезию, Индокитай вплоть до Новой Гвинеи и Японии.
-
Исходя из представления о шарообразности Земли, мореплаватель Христофор Колумб предлагал попытаться достичь Индии, плывя на запад по Атлантическому океану. В 1492 году экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов, открыв тем самым, Америку, большие Антильские и часть Малых Антильских островов, побережье Южной и Центральной Америки.
-
Окончательно подтвердил различие между Америкой и Азией Фернандо Магеллан, осуществивший первое кругосветное плавание (1519-1521), ставшее практическим свидетельством шарообразности Земли. Экспедиция под руководством Магеллана обследовала юго-восточную часть Южной Америки, открыла пролив между Атлантическим и Тихим океанами (Магелланов пролив) и совершила плавание через южную часть Тихого океана. Магеллан побывал на Марианских и Филиппинских островах. Эта экспедиция установила наличие огромного океана между Америкой и Азией, дала представления об относительных размерах суши и моря на земном шаре.
3.Выводы урока.
-
Великие географические открытия в корне изменили представление людей о Земле, сменив насаждаемые церковью религиозные вымыслы истинными знаниями, основанными на неопровержимых фактах.
-
Существование этих явлений характерно для эпохи Нового времени.
Домашнее задание &1-2. Работа с атласом и контурной картой «Великие географические открытия». Работа с дополнительной литературой с целью расширения образовательного пространства учащегося.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»