Урок "Память о Великой Отечественной войне" (4 класс)
1.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Аракчеева Надежда Ивановна.
2.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Республика Башкортостан, город Белорецк, МОБУ СОШ №1.
3.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Учитель начальных классов.
4.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Исследовательская работа учащихся 4 класса.
Обучение с увлечением
-
Аракчеева Надежда Ивановна.
-
Республика Башкортостан, город Белорецк, МОБУ СОШ №1.
-
Учитель начальных классов.
-
Исследовательская работа учащихся 4 класса.
Конспект урока: «Окружающего мира»
Класс 4 (УМК «Перспективная начальная школа»)
Дата проведения: 21 апреля 2010 года.
Тема урока: Память о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Цели и задачи:
− воспитание эмоционально – ценностного отношения к истории
Отечества;
− потребности изучения истории Отечества через семью, историю
края;
− использование этнокультурного материала на уроке собранного детьми;
− воспитание у детей любви, уважения и гордости к старшему поколению.
Оборудование:
- использование материала музея БМК,
- использование ИКТ;
- приглашение ветерана Вов Егупова Василия Николаевича (прадедушка ученика Нестерова Егора);
- плакат посвященный «65 литию Победы».
ПЛАН
I. Орг. момент
II. Рассказы детей
III. Знакомство с ветераном
IV. Белорецкий металлургический комбинат во время Вов
V. Минута молчания.
VI. Подведение итогов.
Ход урока
I. Орг. момент.
Учитель здоровается с учащимися и гостями. Называется тема урока. (Слайд 1)
Учитель:
-А почему война называется Великой? (Слайд 2)
Предварительные ответы учащихся:
Великая – за великую цель защиты Родины, поднялся весь народ, все национальности.
Учитель:
- А почему война называется Отечественной? (Слайд 3)
Предварительные ответы учащихся:
Отечественной – борьба за Отчизну, за родителей, жён, детей, за место под солнцем.
Учитель:
- В каком году началась война? (Слайд 4).
Предварительные ответы учащихся:
22 июня 1941 года
Учитель:
- А как люди узнали начале войны?
Предварительные ответы учащихся:
Одни узнали – когда их ночью бомбили.
Учитель:
А тот кто живет далеко от границы? (позывные по радио сообщали о начале войны. Слушаем (Слайд 5)
Учитель:
Как узнали люди о начале войны? (По радио)
- Когда напала фашистская Германия на нашу Родину?
- Сколько военной техники было направлено на захват нашей Родины?
- Какое преимущество имела фашистская Германия в военной силе7
- Кто был главнокомандующий фашистской армии?
- Гитлер связывал успех в войне с захватом, какого города?
- А почему Москвы? (Столица нашей Родины)
- Какую часть армии Гитлер направил на Москву?
Ученик 1:
Несмотря на такую разницу в военной силе на защиту нашей Родины встали все люди.
Ученик 2:
Эта война коснулась всех семей
Учитель:
Сейчас поговорим о Великой Отечественной войне в истории моей семьи.
Вам была дана поисковая работа. Найти своих прадедушек участвующих в Великой Отечественной войне
II. Рассказы детей (см. приложение №1)
-
Желнин Кирилл (Душин Василий Павлович). (Слайд 7)
Душин Василий Павлович
В нашей семье был участник ВОв. Это мамин дедушка и мой прадедушка - Душин Василий Павлович. На войну он ушел в 1941году, почти с первых дней войны. Так все четыре года, отстаивая город за городом, село за селом, воевал связистом, прокладывал и восстанавливал связь после взрывов и ее разрывов. Когда все праздновали победу над Германией, их посадили в эшелон и повезли через всю страну. Никто не знал, куда везут и зачем. Позднее узнали, что война для них еще не закончилась, а привезли воевать с японцами. Домой прадед вернулся только в 1947 году. Был награжден орденами и медалями: «За Отвагу», «За боевые заслуги Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За оборону Москвы», «Орден Отечественной войны», «20 лет Победы», «30 лет Победы», «40 лет Победы», «50 лет Победы» и другие.
-
Тур Даниил (Будуев Федор Тимофеевич). (Слайд 8)
Будуев Федор Тимофеевич
Я хочу рассказать о своем прадедушке. К сожалению, он не дожил до моего рождения, и судить о нем я могу только по рассказам родных, а также людей, хорошо знавших его. Но именно это и дает возможность лучше понять, каким был этот человек, которого я никогда не видела.
Итак, знакомьтесь - Будуев Федор Тимофеевич, 1912 года рождения, родился в селе Белорецкого района Узян. Детство и юность его мало чем отличались от таких же как он сельских ребятишек этой поры. Впрочем, это не совсем так. Если ровесники моего прадеда воспитывались отцами-матерями, то воспитанием Федора, его братьев и сестер, рано лишившихся родителей, занимались дедушка и бабушка.
Когда призванным в действующую армию, прадед сразу попал под Харьков. Было в его фронтовой биографии всякое: отступления и поражения, наступления и победные бои, награды за ратный труд и потери друзей. Но было еще и самое главное - радостный победный май 1945-го года и надежда на счастливую мирную жизнь. К сожалению награды не сохранились. После войны прадедушка шил на заказ обувь, он прожил 65 лет и в 1975 году скончался.
Вот так сложилась жизнь моего прадеда, человека, который прошел всю войну от начала до конца, который видел и знал тяжелый труд, пережил беды и горести, связанные с судьбою страны, своих родных и близких.
С тех пор, как отгремела война, минуло почти 65 лет. Но память и великое уважение к тем, кто вернулся с той жестокой войны, и тем, кто положил жизнь на алтарь Отечества, хранятся в сердцах новых поколений. В том числе о моем прадедушке Будуеве Федоре Тимофеевиче.
-
Жаркова Ирина (Булатов Ахияр Губеевич). (Слайд 9)
Булатов Ахияр Губеевич
Мои прадед Булатов Ахияр родился в 1913 году. Во время Вов он сражался за Родину. Мой прадедушка воевал когда немцы подступили к Москве. Он был в первых рядах вооруженной армии. Им был дан приказ от командования: ни шагу назад за нами Москва. Во время этих боёв мои прадед был ранен в плечо. После этого он лежал в госпитале на лечение. Ему врачи сначала хотели отнять руку. Но после лечения рана зажила и прадед снова вернулся на фронт. За подвиги совершенные на войне мой прадед Булатов Ахияр награжден медалями и орденами. После войны мой прадед был назначен работать в милицию, где он и проработал до пенсии и неоднократно награждался грамотами и медалями. Моя бабушка водила меня в музей милиции, где я видела портрет моего прадедушка. Я очень горжусь своим прадедушкой и помню его. Он умер 2 марта 2009.
4. Пантелеева Галя (Трифонов Иван Владимирович). (Слайды 10– 16)
5. Сапунова Юля (Сапунова Татьяна Михайловна). (Слайды 17 – 20)
Сапунова Татьяна Михайловна
В 1942 году закончила медучилище работала в городской поликлинике.
11 июня 1943 года взяла повестку добровольно на фронт.
В Уфе окончила трех месячные курсы провора (т. к не было набора медсестер) в Глуменино. Затем направилась на Белорусский фронт. Служила поваром в звании старшего сержанта в 69 армии, 312 дивизия, 7 рота. Потом разделили дивизию и армию и в влились в 5 ударную. Дошла до Берлина. В Берлине ранили. Лежала в санбате в районе Карла Курта (или Хурта). Потом направили в запасной полк.
-
Нужин Сергей (Точилкин Николай Сергеевич). (Слайды 21 – 26)
Точилкин Николай Сергеевич
Ушёл на войну в 1942 году, а вернулся в 1946 году. Ещё год после окончания войны он добирался домой.
На войне прадедушка был связистом.
Во время сражений он был ответственным за связь. Однажды был бой. Снаряд попал в место, где проходил кабель. Связь оборвалась. И мой прадедушка, рискуя своей жизнью, кинулся в поле боя, чтобы отремонтировать кабель. Под свист пуль он нашёл место обрыва кабеля, пытался его соединить, но оказалось, что провод короткий. Прадедушка взял один конец кабеля в одну руку, а другой в другую руку, связь заработала. За это он получил медаль «За Отвагу».
У моего прадедушки ещё есть три медали «За Отвагу», медаль «За боевые заслуги», Орден Красной звезды, медаль «за победу над Германией в Великой Отечественной войне».
В 1944году дедушка был ранен, с 13 февраля по 7 мая 1944 года он находился в госпитале.
Дедушка участник штурма города и крепости Пиллау, награждён благодарственным письмом.
Дедушка участвовал в штурме немецкого города Кениксберг и награждён медалью « За взятие Кениксберга».
Сейчас моего прадедушки нет в живых, но наша семья помнит и гордиться им.
-
Дахтин Никита (Дахтин Михаил Иванович). (Слайд 27)
8.Абдуллин Рафаэль (Гилязетдинов Кадир Габдуллович). (Слайд 28)
Гилязетдинов Кадир Габдуллович (1924 - 1948)
Мой прадедушка родился в Архангельском районе. Закончил Серменевское педучилище в 1942 г. После педучилища его забрали на фронт. Три года воевал в 112 - й дивизии. Участвовал в Сталинградской битве, освобождал Польшу, Украину. Закончил воину в Кенигсберге. Довоевался до звания старшего лейтенанта. Был награжден орденом Красной звезды. Закончив войны, остался служить офицером в армии. Жил и служил в городе Черняховске Калининградской области. Погиб в 1948 году.
III. Знакомство с ветераном.
Учитель:
У нас сегодня в гостях ветеран ВОв Егупов Василий Николаевич прадедушка Нестерова Егора. (Слайды 30 – 31)
Вопросы учащихся ветерану:
- Сколько Вам лет, когда пошли на войну?
- А из Вашей семьи, сколько человек ушли на фронт?
- Какое самое страшное событие было на войне?
- У Вас много медалей ? А какая самая ценная награда?
- А были ли у Вас ранения? А какая самая сложная?
- Где Вы встретили Победу 9 Мая?
- Какое самое радостное событие было на войне?
- Что бы Вы нам пожелали?
IV. Белорецкий металлургический комбинат во время Вов.
Жители нашего города не учувствовали в сражениях, но тоже внесли огромную вкулад в победу. (Слайды 32 – 33)
Наша поисковая работа продолжалась экскурсией в музей Белорецкого металлургического комбината.
Ученик:
Из города Белорецка на фронт ушли 38 тыс. человек. За станки встали женщины и дети (14 – 15 лет). Наш металлургический комбинат получил секретный номер №706. Из – под Москвы был эвакуирован завод, выпускавший у нас заготовки для снарядов. А находился он в здании Дворца культуры. (Слайды 34 – 36)
Беседа:
- Сколько человек ушли на фронт?
- Кто встал за станки?
- Какой секретный номер получил комбинат?
- Что выпускал комбинат для фронта?
- Что изготавливал в городе завод, эвакуированный из – под Москвы?
Учитель:
У нас в классе есть прадедушки и прабабушки, которые трудились в городе во время Вов. (Слайд 37)
Рассказы детей
Соловьева Таня (Гредневский Петр Лазаревич). (Слайд 38)
Закирова
Ляйсан (Агзамов Хайбула Нисибулович).
(Слайд 39)
V.
Минута молчания.
Объявляется минута молчания всем защитникам погибшим или умершим после войны.
VI. Подведение итогов.
Что нового вы узнали?
Каждая семья нашей огромной страны внесла свою лепту в победу над фашистской Германии.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Прослеживается система воспитания не только на этом уроке, а, в целом, с включением в нее поисковой и экскурсионной работы. О посещении музея Белорецкого металлургического комбината можно было бы упомянуть подробнее с показом особо значимых экспонатов на фотографиях.
Презентация органично вписывается в проведение урока, реализует дидактический принцип наглядности и значимости представленного материала. К сожалению, музыка не включена в набор материалов, хотя она есть в презентации.
Не сомневаюсь, что это мероприятие прошло на высоком уровне, понравилось не только детям, но и присутствующим гостям, поэтому заслуживает только положительных отзывов.
Не очень понравилось оформление конспекта работы:
- нет необходимости делать верхнее поле 7,29см,
- если нет в документе приложения №1, то не нужно о нем упоминать в тексте,
- добавить перечень информационных источников,
- имеются опечатки.
Опыт преподавателя в проведении урока можно рекомендовать для использования в образовательном процессе.