В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Проект летнего эколого-краеведческого лагеря

Проект летнего эколого-краеведческого лагеря

Ольга Багина
Тип материала: другое
просмотров: 9428 комментариев: 1

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
проект лагеря.doc Скачать











Багина Ольга Николаевна

Высшая категория

453520 Челябинская область

п.Полетаево ул.Молодежная д.5 кв.93

МОУ Полетаевская СОШ

география

Проект летнего эколого-краеведческого лагеря

Использование цифровой-лаборатории «Архимед»








Пояснительная записка


У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом.

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Обычно эта миссия возлагается на школу, на классных руководителей. Это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения – родителей, жителей поселка.

В лагере принимают участие разновозрастные группы учащихся поселка Полетаево Челябинской области. Проект дополняет комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, ответственности за её судьбу; способствует совершенствованию системы организации совместного досуга учащихся, повышению социальной активности ребят, вовлечению учителей и детей в совместную проектную деятельностью; воспитывает в подрастающем поколении истинные ценности, чувство гражданственности, патриотизма.

Ещё одна проблема нашего времени –это проблема экологического воспитания и образования молодежи в современных условиях. Кардинального изменения в системе «человек-природа» достигнуть невозможно без нового подхода к воспитанию и образованию, так как причины экологического кризиса следует искать в кризисе человеческой личности. Огромное значение в экологическом образовании учащихся могут сыграть практикумы по полевой экологии и географии, проведение экологических исследований различной направленности в походах, экспедициях, лагерях.

Изучение природных богатств и проблем, связанных с нерациональным освоением невозможно без эколого-географического подхода и соответствующих методик исследования, использующих знания биологии, географии, физики и химии. И мы думаем, что взаимосвязь дисциплин естественнонаучного цикла поможет в формирование личности с новым образом научного мышления. Данная программа профильного лагеря эколого-краеведческого направления является логическим продолжением образовательного процесса.

Малые реки, являются природными системами-индикаторами, то есть наиболее чутко и быстро реагирующими на антропогенное вторжение. Ученики под руководством учителей географии, биологии, химии, физики могут превратить близ лежащую реку в научный полигон. Самостоятельная исследовательская работа на водоёмах способствует осмысленному усвоению теоретических знаний, полученных на уроках, и значительно расширят их; кроме того, оценивая гидрологические, гидрохимические и гидробиологические характеристики водоёма, учащиеся получают ценный научно-практический материал для рационального использования водных и биологических ресурсов водоёма. Разновозрастный состав участников(от12-16лет) туристско-краеведческого объединения и многолетнее его функционирование позволят проводить наблюдения длительно, с требуемой периодичностью за счет передачи опыта от старших к младшим, от опытных исследователей к новичкам. Распределение и выполнение ролевых туристских обязанностей и их постоянная ротация среди участников экспедиции дает возможность снять вопрос монотонности наблюдений и осуществить необходимую их комплексность.

Кроме того, учащиеся, занимающиеся туризмом, имеют навыки выживания в естественной природной среде, не боятся покидать привычные условия и часто отправляются в районы, не затронутые хозяйственной деятельностью человека, где постигают естественные закономерности ненарушенной природной среды и наилучшим образом осознают всю уникальность своей территории.


В условиях современного мира человечеству предстоит решать проблему огромной значимости – как выжить на Земле, на которой экологический кризис представляет реальную угрозу для планеты. Заботливое отношение к окружающему миру и к себе – части этого мира должно формироваться с детских лет.

Актуальность проекта заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного эколого-краеведческого и географического образования.













I.Информационная  карта


1.Полное название


Проект летнего научно-экспериментального эколого-краеведческого лагеря


2.Основание для написания программы


Организация летнего лагеря школьников


3.Автор и руководитель программы


Багина Ольга Николаевна


4.Территория


Челябинская область, п.Полетаево


5.Адрес организации

Челябинская область, п.Полетаево ул.Лесная д.1


6.Название проводящей организации

МОУ  Полетаевская СОШ






7.Цель






-создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул,включение детей в социально значимую, творческую деятельность,формирования у них чувство ответственного отношения к окружающей среде, готовых к практической деятельности,к пропаганде экологических идей, к защите и охране природы.



8.Основное направление

Эколого-краеведческое направление


9.Сроки проведения

лето


10.Количество смен

1  смена


11.Место проведения


в 2км. от п.Полетаево


12.Исполнители основных мероприятий


педагогический коллектив  МОУ Полетаевской СОШ


13.Участие в лагере

по заявления родителей участников проекта





14.Общее количество участников

35 человека


15.Условия  достижения целей и задач

палаточный лагерь




  1. Педагогические цели:

  1. Воспитание экологической культуры.

  2. Привитие навыков исследовательской работы.

3.Формирование ценностей здорового образа жизни;

4.Развитие творческих способностей личности ребёнка;

5.Включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;



  1. Задачи

1.Организовать летний палаточный экологический лагерь на 35 мест для развития детского и юношеского туризма в районе, пропаганды активного отдыха и экскурсий в природу. Повысить интерес к изучению флоры и фауны своей малой родины.

2.Вести оздоровительную работу с детьми и подростками - участниками эколагеря, пропагандировать основы здорового образа жизни.
3.Активизировать научно-исследовательскую работу в полевых условиях и выполнить исследовательскую программу " Летняя экологическая практика".
4.Провести санитарную очистку территории в местности Ташангир участка леса, берега реки Биргильда и ликвидировать там стихийные свалки бытового мусора .
5.В целях популяризации экологических знаний разработать маршруты экологической тропы.

6. Итоги исследовательской работы предоставить в Администрацию Полетаевского сельского поселения в целях создания Памятника природы местного значения.

7.Разместить на территории Ташангира планшеты с природоохранным содержанием.











8.Распространить экологические листовки

Направления деятельности

Формы работы

Ожидаемый результат

Учебно-исследовательская (познавательная)

Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой

Интеллектуально-познавательные игры

Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.

Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.

Развитие и расширение кругозора учащихся.

Общественно-полезная и трудовая

Трудотерапия (трудовой десант) на территории лагеря.

Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка лагеря

Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.

Спортивно-оздоровительная

Утренняя зарядка

Подвижные игры

Экскурсии

Походы с играми на местности

КТМ(контрольно-туристический маршрут)

Пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Улучшение физического состояния учащихся.

Увеличение двигательной активности.

Укрепление физического здоровья детей.

Природоохранная (художественно-эстетическая)

Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.

Разместить на территории Ташангира планшеты с природоохранным содержанием

Выпуск стенгазет о жизни в лагере

Экологическая сказка «Сказка о золотой рыбки»

Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья.

Выставки работ учащихся.

Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях.

Сотрудничество с местной газетой.

Диагностико-аналитическая

Диагностические психологические тесты.

Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей.



ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

  1. Подготовительный (сентябрь-декабрь). Разработка концепции, определение основных целей и задач, изучение имеющегося методического материала, обобщение опыта реализации предыдущих аналогичных проектов, организация взаимодействия с государственными органами и общественными организациями.

  2. Планировочный (февраль-март). Разработка планов.

  3. Организационный (май). Назначение ответственных для реализации Проекта, поиск и привлечение финансовых ресурсов, подготовка материальной базы и формирование контингента, поиск спонсоров.

При организации по формированию отрядов для пропаганды активного отдыха и экскурсий в природу, повышению интереса к родному краю, приготовлена презентация о родном поселке Полетаево ( песня написана и исполняется участниками школьного ансамбля «Кири-кири»).

  1. Деятельный (июнь 2011 год). Собственно реализация в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами.

  2. Итоговый. Подведение итогов и анализ проделанной работы.





ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Организация полевого профильного лагеря;

2.Выпуск "Рабочих тетрадей "для учащихся, методичек для учителей, экологических листовок, планшетов;

3.Создание сайта "Ташангир";

4.Выпуск экологических планшетов и листовок для жителей поселка;

5.Очистка территории местности «Ташангир» и береговой части реки Биргильда;

6.Получение навыков исследовательской и аналитической работы;

  1. Организация работы экологического лагеря

  1. Лагерь организуется по отрядному принципу.

  2. Рекомендуемая численность отряда 6–12 человек.

  3. Каждый ребенок занимается разработкой одной какой-либо темы под руководством учителя-руководителя.

  4. Все время работы лагеря обязательно находиться медработник.

  5. Приготовлением пищи в лагере занимается повар.

  6. Организован подвоз продуктов и бутилированной негазированной воды.

  1. Содержание работы эколого-краеведческого лагеря

1.Приобретение туристического снаряжения;

2.Приобретение оборудования для полевых исследований;

3.Выпуск методической литературы для учащихся;

4.Составление программ полевых исследований в эколого-географических лабораториях;

5.Разработка плана мероприятий в профильном лагере;

6.Создание рабочего сайта ;

7.Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.

8.Занятия по отрядам (экскурсии, лекции, практикумы, )

Состав отряда:

-командир отряда;

-эколог(2человека);

-краевед(2);

-ботаник(2);

-географ(1);

-журналист(1); -фотограф(1).

9.Научно-исследовательская работа учащихся под руководством учителей.

10.Конкурсы внутри отрядов.

11.Межотрядные и общие мероприятия.

12.Экскурсии.

13.Трудовые десанты по очистке берегов реки, территории лагеря.

14.Встречи с интересными людьми.

15.Интеллектуальные игры, конкурсы, развлекательно-познавательные мероприятия, спортивные игры и т.д.

VI.Примерный перечень общих лагерных мероприятий

1.Полевые лаборатории

2. Экологический мониторинг

3. Краеведческая викторина

4. Концерт «Таланты среди нас».

5. Трудовой десант

6. КТМ(контрольно-туристический маршрут)

7. Работа по образование каменных завалов в реке для самоочищения водоема

8. КВН «Сохраним голубую планету»

9.Экологическая сказка «Сказка о золотой рыбки»

10. Экологическая эстафета

11. Эколого-краеведческая конференция

12.Посвящение в экологи-краеведы

13.Экскурсия на очистные сооружения п.Полетаево



VII. Программа работы лагеря

1день

8.00-9.00 –Регистрация, сборы. Инструктаж по безопасности проживания и поведения на территории палаточного лагеря

9.00-9.30- Завтрак(дежурство 1 отряда)

9.30-.10.00-Заседание актива лагеря

10.00-11.30- Следование до местности Ташангир, до территории лагеря

11.30-13.30- Обустройство в палатках

13.30-14.30-Обед

14.30-15.00-Свободное время(отрядное время)

15.00-16.00-Трудовой десант(уч-ся 6-8классов-очистка территории,

уч-ся 9-11 классов- изготовление плота)

16.00-16.30-Полдник

16.30-17.30- Работа в полевых лаборатория

(школа выживания, лаборатория биоиндикации)

17.30-18.30- Экологический мониторинг(практикум с преподавателем

Челябинского Государственного ПедагогическогоУниверситета)

18.30-19.30-Ужин

19.30-20.30-Краеведческая викторина

20.30-21.30-Концерт «Таланты среди нас».

22.00-Отбой

2день



8.00-8.30-Подъем.Линейка(дежурство 2 отряда)

8.30-9.00-Зарядка

9.00-10.00-Завтрак

10.00-12.00-Трудовой десант

12.00-13.30- Работа в полевых лабораториях(гидрохимическая лаборатория, лаборатория «Цифровой микроскоп»)

13.30-14.30-Обед

14.30-15.00-Свободное время(отрядное время)

15.00-16.00-Инструктаж по ТБ.КТМ(контрольно-туристический маршрут)

16.00-16.30-Полдник

16.30-18.30-Работа по образование каменных завалов в реке для самоочищения водоема

18.30-19.30-Ужин

19.30-20.30-КВН «Сохраним голубую планету»

20.30-21.30-Экологическая сказка «Сказка о золотой рыбки»

22.00-Отбой

3 день

8.00-8.30-Подъем.линейка(дежурство 3 отряда)

8.30-9.00-Зарядка

9.00-10.00-Завтрак

10.00-12.00-Экологический мониторинг(практикум с преподавателем

Челябинского Государственного Университета)

12.00-13.30- Работа в полевых лабораториях(географическая лаборатория, математическая лаборатория)

13.30-14.30-Обед

14.30-15.00- Оформление стенгазеты и видеоальбома

«Наш лагерь «Ташангир»»

15.00-16.00-Краеведческая лаборатория (построение чума)

16.00-16.30-Полдник

16.30-18.30-Экологическая эстафета

18.30-19.30-Ужин

19.30-20.30-Эколого-краеведческая конференция. Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);

20.30-22.30-Посвящение в экологи-краеведы, прощальный концерт,дискотека

23.00-Отбой

4 день

8.00-8.30-Подъем.Линейка.Зарядка(дежурство 4 отряда)

8.30-9.00-Завтрок

9.00-10.00- Экскурсия на очистные сооружения п.Полетаево

10.00-12.00-Трудовой десант «Нас здесь не было»

13.00-14.00- Закрытие лагеря. Отъезд.









VIII.Требования к устройству, содержанию и организации режима работы детского эколого-краеведческого лагеря палаточного типа «Ташангир» в период летних каникул( на основании Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 26 апреля 2010 г. № 29

Об утверждении СанПиН 2.4.4.2605-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул").



1.Требования к территории и размещению палаточного лагеря

1.1.Для расположения лагеря выбрана сухая, незаболоченная, незатопляемая талыми, дождевыми и паводковыми водами территория. Участок с ровным рельефом и одним склоном для стока ливневых вод.

1.2.Питьевая вода промышленного производства, расфасованная в емкости (бутилированная).

1.3.Территория туристического лагеря обозначена по периметру хорошо заметными знаками ( ленты ).

1.4.На территории туристского лагеря выделяются зоны: жилая; приготовления и приема пищи, хранения продуктов питания; санитарно-бытовая; административно-хозяйственная.

1.5.Перед открытием непередвижного туристического лагеря и в местах стоянок передвижных туристических лагерей проводится: генеральная уборка территории, скашивание травы, уборка сухостоя и валежника, очистка от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, акарицидная обработка территории, мероприятия по борьбе с грызунами.

1.5.В непередвижном лагере предусмотрено место для сбора и хранения мусора на расстоянии не ближе 25 м от жилой зоны и зоны пищеблока.

2.Требования к водоснабжению .

2.1.Для организации питьевого режима может быть использована питьевая вода, расфасованная в емкости (бутилированная негазированная вода.

2.2.Количество питьевой воды рекомендуется принимать из расчета не менее 2 литров на 1 человека в сутки.

2.3.Для питья, мытья овощей и фруктов, которые в дальнейшем не будут подвергаться термической обработке, используют бутилированную или кипяченую воду (кипячение в течение 5 - 10 мин. от момента закипания). Кипяченую воду хранят на кухне и меняют не реже 1 раза в 12 часов.

2.4. В непередвижном туристическом лагере необходимо предусмотреть условия для подогрева воды с целью обеспечения горячей водой пищеблока и санитарно-бытовой зоны.





3.Требования к организации жилой зоны

3.1.В жилой зоне размещаются: жилые палатки, место для складирования снаряжения коллективного пользования, место для сушки одежды и обуви, палатка для размещения медпункта.

3.2. Палатки размещают на сухом возвышенном месте на площадках с травяным покрытием или с утрамбованным грунтом. Вокруг палаток предусматривается устройство канавок с уклоном (от палатки) для стока дождевых вод.

3.3. Тип палаток двух- и трехслойные.

3.4.Все палатки имеют плотно закрывающийся вход. В палатке должно предусматриваться место для хранения обуви.

3.5.Дно внутренней палатки должно быть из водонепроницаемой ткани, пол приподнят с помощью надувных матрасов тепло- и влагоизоляционными материалами.

3.6.Количество спальных мест в палатке определяется ее вместимостью, указанной в инструкции по применению. Каждый отдыхающий должен иметь индивидуальное спальное место.

3.7.Палатки для мальчиков и девочек должны быть раздельными.

3.8.Для организации сна используют спальные мешки с индивидуальными воротниками из хлопчатобумажной ткани и специальные туристские коврики.

3.9.Медицинский пункт размещают в палатке площадью не менее 4 м2.

3.10. В конце каждой смены все постельные принадлежности (матрац, одеяло, подушка) и спальные мешки с вкладышами подлежат камерной дезинфекции в целях профилактики педикулеза и инфекционных заболеваний. Палатки подлежат обработки с моющими и дезинфицирующими средствами.



4. Требования к организации физкультурно-спортивной зоны

4.1. Физкультурно-спортивная зона в непередвижном туристическом лагере должна быть инсолируемой, с выделением площадок для проведения подвижных игр. Покрытие площадок может быть травяное покрытие.

4.2. Купание детей в открытых водоемах осуществляется в специально отведенных местах. На берегу оборудуются защитные устройства от солнца.

4.3. Граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами.

4.4. Территория берега водоема, предназначенная для отдыха и купания, должна быть очищена от мусора и камней, удалена от мест сброса сточных вод, водопоя скота и других источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.



5. Требования к организации административно-хозяйственной зоны

.5.1. В административно-хозяйственной зоне предусматривают: палатки администрации лагеря; зона для приготовления и приема пищи, хранения продуктов питания.

5.2. Устройство зоны для приготовления пищи на костре.

5.3.Кухня располагается в отдельной палатке, имеющей естественную вентиляцию. Окна и вход должны быть закрыты мелкой сеткой. Рядом с входом в кухню оборудуется умывальник для мытья рук персонала пищеблока.

Кухня и столовая могут быть объединены, или расстояние между ними не должно превышать 20 метров.

5.4.В лагере для приема пищи используются столы в специально оборудованной палатке.

5.5. Дизельная установка лагеря располагается не ближе 25 м от жилой зоны.

6. Требования к организации санитарно-бытовой зоны

6.1. Санитарно-бытовая зона включает в себя умывальники, место для мытья ног, для стирки белья, для сушки одежды, туалеты, место сбора мусора.

6.2. Умывальники следует располагать вблизи жилой зоны под навесом на утрамбованной площадке из расчета 1 умывальник на 6 - 7 человек.

6.3.. Туалеты в лагере располагается на расстоянии не менее 25 метров от жилой зоны и кухни и не менее 50 метров от места купания, из расчета 1 очко (размером не более 0,2 м×0,3 м) на 10 человек раздельно для мальчиков и для девочек. Не допускается устройство туалетов без крыши (навеса). Возле туалетов оборудуются рукомойники.

Туалеты выгребного типа организуют с надземной частью и водонепроницаемым выгребом и располагают ниже всех зон лагеря. Глубина выгреба от поверхности земли рассчитывается в зависимости от уровня стояния грунтовых вод, но не менее 1 метра. Не допускается заполнение выгреба более 2/3 объема.

Туалеты не должны располагаться ниже водоемов и не ближе 200 м от них, на расстоянии не менее 30 м от жилой зоны, зоны приготовления и приема пищи и источников водообеспечения.

6.4.. Дорожки к туалетам в непередвижном туристическом лагере должны быть хорошо утрамбованы, ровные, без впадин и ям, освещены.

Должно быть предусмотрено естественное и искусственное освещение туалетов.

7. Режим дня и организация досуга детей

7.1. Распорядок дня туристского лагеря должен предусматривать: продолжительность сна не менее 8,5 - 9,0 часов, 4 разовое питание, проведение утренней зарядки, спортивных и культурно-массовых мероприятий, гигиенических, оздоровительных и закаливающих (водные, воздушные) процедур, отдых и свободное время, работы по благоустройству лагеря.

7.2. Физкультурно-оздоровительная работа организуется с учетом возраста, физической подготовленности и здоровья детей.

Для детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, физическая нагрузка нормируется с учетом состояния здоровья, врачебных рекомендаций и уровня физической подготовленности.

7.3.Утренняя гимнастика проводится ежедневно на открытом воздухе, за исключением дождливой погоды.

7.4. Купание проводится в первую половину дня, в жаркие дни допускается повторное купание во второй половине дня. Начинать купание рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 23°С и температуре воды не ниже 20°С. Продолжительность купания в первые дни 2 - 5 минут, с постепенным увеличением

7.5.Рекомендуемая масса рюкзака со снаряжением для подготовленных детей, в зависимости от пола и возраста не должна превышать: для учащихся 12 лет - 4 кг; мальчиков 13 - 14 лет - 5 кг, девочек 13- 1 4 лет - 4 кг; мальчиков 15 лет - 6 кг; девочек 15 лет - 5 кг; мальчиков 16 лет - 8 кг; девочек 16 лет - 5 кг; мальчиков 17 лет - 9 кг; девочек 17 лет - 5 кг.

8. Требования при организации питания

8.1. Для организации питания детей и подростков туристического лагеря - приготовление пищи на костре;

8.2. Доставка пищевых продуктов в туристический лагерь осуществляется специализированным транспортом, имеющий оформленный в установленном порядке санитарный паспорт, при условии обеспечения раздельной транспортировки продовольственного сырья и готовых пищевых продуктов, не требующих тепловой обработки. Допускается использование одного транспортного средства для перевозки разнородных пищевых продуктов при условии проведения между рейсами санитарной обработки транспорта с применением дезинфицирующих средств.

8.3.. Полевые кухни оборудуются под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли. Оборудуются разделочными столами, разделочными досками и поварскими ножами с соответствующей маркировкой.Допускается покрытие столов клеенкой (она должна заменяться при нарушении ее целостности и по мере износа).

В оборудование кухни также входят:

а) разделочные доски и ножи с соответствующей маркировкой: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "Х" - хлеб, "Гастрономия", "КС" - куры сырые, "Зелень", "Сельдь". Разделочные доски должны быть изготовлены из дерева, использование досок из пластмассы и прессованной фанеры не допускается.

б) баки, бачки, ведра, (котлы) кастрюли, столовые приборы и другие предметы кухонного оборудования;

в) фартуки, халаты, косынки не менее чем в двух комплектах для всего поварского состава и дежурных по кухне;

г) баки и ведра с крышками для сбора пищевых отходов.

Для хранения скоропортящихся продуктов должны быть предусмотрены условия для их хранения при температуре не выше 6°С.

Сточные воды отводятся от кухни и моечных в специальную яму. Сточные воды должны проходить через фильтр (ящик с решетчатым дном, наполненный соломой, стружками).

8.4. В качестве столовой посуды и столовых приборов (металлической, эмалированной, фаянсовой и другой) возможно использование одноразовой посуды, разрешенной к применению для контакта с пищевыми продуктами.

Не допускается повторное использование одноразовой посуды.

Обеденные столы должны иметь гигиеническое покрытие, которое легко моется, устойчиво к воздействию высокой температуры и дезинфицирующих средств.

8.5.Уборку столовой проводят после каждого приема пищи. Столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированные емкости.

Для мытья посуды применяют разрешенные моющие средства в соответствии с инструкциями по их применению.

Чайная посуда, столовые приборы промываются горячей водой (45°С) с применением моющих средств в 1-й емкости, ополаскиваются горячей водой (65°С) во 2-й емкости. Столовые приборы после мытья ошпариваются.

Столовая посуда обрабатывается в следующем порядке:

а) механическое удаление остатков пищи;

б) мытье в 1-й емкости в воде с температурой не ниже 45°С с добавлением моющих средств в соответствии с инструкцией;

в) мытье во 2-й емкости в воде с температурой не ниже 45°С и добавлением моющих средств в количестве в 2 раза меньшем, чем в 1-й емкости;

г) ополаскивание посуды в 3-й емкости горячей водой с температурой не ниже 65°С.

Рекомендуется смену воды в каждой емкости проводить после мытья и ополаскивания 20 единиц посуды.

После мытья столовая и чайная посуда, столовые приборы просушиваются.

Разделочные доски и ножи после их мытья необходимо ошпарить кипятком, просушить и хранить на стеллажах.

Чистая посуда и столовые приборы хранятся на полках (стеллажах), закрытых чистой тканью или марлей. Столовые приборы хранятся ручками вверх, хранение их россыпью не допускается.

Ветошь, щетки для мытья посуды после использования кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением моющих средств или замачивают в дезинфицирующем растворе, разрешенном к применению, затем прополаскивают, сушат и хранят в специально

8.6.Рацион питания предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение дня, на основании физиологических потребностей в пищевых веществах .

8.7. Примерное меню для туристического лагеря разрабатывается организацией, организующей питание и утверждается начальником туристического лагеря либо учредителем туристического лагеря.

8.8.. В примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных

8.9.Качество пищевых продуктов и продовольственного сырья проверяется медицинским работником.

Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшими сроками реализации, с признаками порчи.

8.10.. Продукты следует хранить в таре производителя. При хранении продуктов должны строго соблюдаться сроки годности, условия хранения, правила товарного соседства.

8.11. Пищу готовят на каждый прием и реализуют не позднее 1-го часа с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается.



9. Требования к санитарному содержанию территории туристического лагеря

9.1. Территория туристского лагеря должна содержаться в чистоте. Перед началом смены туристского лагеря и после окончания должна быть проведена генеральная уборка с вывозом мусора на полигоны для сбора твердых бытовых отходов.

9.2.Текущая уборка территории должна проводиться ежедневно: утром и по мере загрязнения. Твердые бытовые отходы собирают в полиэтиленовые мешки, мусоросборники или специальные емкости. При заполнении их на 2/3 объема и по окончании смены они должны быть вывезены в узаконенные места сбора твердых бытовых отходов. Повторное использование полиэтиленовых мешков не допускается.

9.3. Ямы для сбора сточных вод в непередвижных туристических лагерях должны быть закрыты крышками и регулярно, при заполнении не более 2/3 объема, очищаться. Для предупреждения выплода мух рекомендуется использовать дезинсекционные средства, прошедших государственную регистрацию, и применять в соответствии с инструкцией производителя. Рекомендованная кратность обработки - 1 раз в 5 - 10 дней.

9.4. Дверные ручки и полы в туалетах ежедневно промывают с использованием моющих средств и обрабатывают дезинфицирующими средствами. Не допускается привлекать детей к уборке туалетов.

9.5. Выгребные ямы туалетов ежедневно заливаются растворами дезинфицирующих средств.

9.6. В палатках должны быть порядок и чистота. Жилые палатки должны ежедневно подвергаться уборке с применением моющих средств.

9.7. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в специально отведенных местах в таре производителя, допускается их хранение в специально выделенных промаркированных емкостях.

9.8. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован. После использования уборочный инвентарь моют с моющими и дезинфицирующими средствами и хранят в специально отведенном месте. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную маркировку (красную, оранжевую) и храниться отдельно.

10. Требования к соблюдению правил личной гигиене персоналом

10.1. Работники кухни перед началом работы должны надевать чистую спецодежду, убирать волосы под головной убор, тщательно мыть руки с мылом.

10.3. При появлении признаков простудного заболевания или желудочно-кишечного расстройства, а также нагноений, порезов, ожогов, работник обязан сообщить об этом администрации и обратиться за медицинской помощью, а также обо всех случаях заболевания кишечными инфекциями в своей семье.





11. Организация работы медицинского персонала

11.1. Оснащение медицинского пункта должно соответствовать рекомендациям органа исполнительной власти в области здравоохранения.

11.2. Медицинский работник принимает участие в проверке готовности туристического лагеря; контролирует полноту оснащения медицинской палатки; обеспечения моющими и дезинфицирующими средствами; проверяет личные медицинские книжки сотрудников; проводит медицинский осмотр детей перед заездом их в туристический лагерь; сопровождает детей в пути следования; контролирует организацию питания, осматривает детей и дает разрешение на участие в походах, ведет учет заболеваемости.

11.3. При возникновении инфекционных заболеваний и отравлений информация немедленно доводится до органа уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и территориального учреждения здравоохранения.

12. Требования к выполнению санитарных правил

12.1. Руководитель палаточного лагеря является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

- наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до сотрудников учреждения;

- выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками учреждения;

- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

- наличие личных медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований;

- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

12.2. Медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.

12.3. Во всех случаях возникновения групповых инфекционных заболеваний, а также других выявленных нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, руководитель оздоровительного учреждения обязан незамедлительно (в течение 1 часа) информировать орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для принятия в установленном законодательством Российской Федерации мер.



























IX.Примерное меню эколого-краеведческого лагеря «Ташангир»

(в расчете на одного человека)

1 день


Наименование блюда

Выход(гр)

сумма

Завтрак

Каша молочная рисовая

200






1 день

200




200



Хлеб пшеничный

20


Обед

Салат из св. огурцов с раст. м.

100



Суп с макор. издел. с тушенкой

250



Плове овощами

150



Чай

200



Хлеб

40



Кондит изделия (вафля)

20


Полдник

Апельсин,сок

150,200


НУжин

Гречка с тушенкой

150



Чай со сл. маслом

200



Кондит. изделия (булочка)

50


2 день

Завтрак

Каша пшенная

200



Чай с лимоном

200



Хлеб

200



Масло сливочное

20


Обед

Салат из зел. горошек с раст. м

200



Борщ из свеж, капусты

250



Карт, тушен, с овощами

150



Компот из сухофруктов

200



Хлеб

40


Полдник

Яблоко,сок

150 ,200


Ужин

Макароны по - флотски

150



Какао

200



Хлеб

40



Конд. изделия (булочка)

100


З день

Завтрак

Яйцо

1 шт.



Гречка с тушенкой

150



Кофе со сгущ. молоком

200



Хлеб

20



Масло слив.

20


Обед

Салат из кукурузы с раст. маслом

70



Щи из свеж, капусты

250



Овощное рагу с тушенкой

150



Компот из сухофруктов

200



Хлеб

40


'Ужин

Плов с тушенкой

150



Чай

2ОО


Полдник

Шоколад, апельсин

25,150


4 день

Завтрак

Сок

0,2



Конд. изделия

20


Итого






X.Рекомендуемый перечень личного (индивидуального) снаряжения учащегося в туристическом лагере

Наименование

Количество

1.

Рюкзак, объемом 20 л

1

2.

Спальный мешок

1

3.

Коврик пенополиуретановый многослойный

1

4.

Пленка полиэтиленовая 1 м×1 м или дождевик

1

5.

Куртка-ветровка

1

6.

Головной убор с козырьком для защиты от солнца

1

7.

Свитер шерстяной (полушерстяной)

1

8.

Ботинки туристские

1

9.

Легкая обувь: кеды или кроссовки

1 пара

10.

Нижнее белье

1-2 комплекта

11.

Носки теплые

1-2 пары

12.

Носки хлопчатобумажные

2-3 пары

13.

Брюки спортивные хлопчатобумажные

1

14.

Миска

1

15.

Ложка

1

16.

Кружка

1

17.

Средства личной гигиены: шампунь, мыло, зубная щетка, зубная паста

по 1-2

XI.Примерный перечень снаряжения коллективного пользования

Наименование

Количество

1.

Палатка туристская

18

2.

Набор кострового снаряжения

1

3.

Аптечка отрядная (входят средства первой медицинской помощи)

1

4.

Ремонтный набор (нитки швейные, иголки швейные, ножницы)

1

5.

Фонарь

1

6.

Компас

1

7.

Музыкальный инструмент (гитара)

1









 

 

XII.Примерные темы исследовательских работ

Объект изучения


Темы

Воздушная среда


  • Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны;

  • Определение чистоты воздуха по видовому составу и численности лишайников;

  • Определение чистоты воздуха по методом трансплантации лишайников в загрязненные среды;

  • Индикация чистоты воздуха по снегу;

  • Определение запыленности воздуха по листьям древесных пород;

  • Экспресс - метод определения углекислого газа в воздухе помещений (метод нейтрализации СО2);

  • Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

  • Изучение кислотности дождевой воды.

Водные объекты


  • Биоиндикация качества воды по водорослям;

  • Оценка качества поверхностных вод по биотическому индексу;

  • Определение степени загрязнения водоема по индексу Гуднайта и Уотлея;

  • Изучение параметров популяций моллюсков-фильтрантов для оценки способности малых рек к самоочищению;

  • Биоиндикация токсичности природных вод с помощью дафний;

  • Изучение органолептических показателей воды (содержание взвешенных частиц, цветность, окраска, прозрачность, запах, вкус и привкус);

  • Изучение водородного показателя;

  • Определение общей жесткости воды спиртово-мыльным методом;

  • Определение карбонатной жесткости;

  • Йодометрическое определение растворенного кислорода по Винклеру;

  • Определение окисляемости в кислой среде (метод Кубеля);

  • Определение биохимического потребления кислорода (БПК);

  • Определение нитратов и нитритов в воде по методу А.Л. Рычкова;

  • Качественное определение хлоридов с приближенной количественной оценкой;

  • Качественное определение сульфатов с приближенной количественной оценкой;

  • Исследование качества воды водоемов методом автографии на фотобумаге;

  • Определение свободной и общей щелочности;

  • Изучение мутагенности воды методом проращивания семян.

Почвы

 

  • Биоиндикация плодородия, водного режима, кислотности;

  • Оценка состояния почв по численности беспозвоночных;

  • Использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы (для города);

  • Биоиндикация почвы по почвенным водорослям;

  • Определение физических свойств почвы (структура, механический состав, окраска, влажность);

  • Определение общей влаги, гигроскопической влаги и полной полевой влагоемкости;

  • Определение актуальной, обменной и гидролитической кислотности почвы;
    Изучение интенсивности дыхания почвы адсорбционным методом Штатнова;

  • Определение степени засоления почвы;

  • Качественное определение содержания химических веществ в почве с приблизительной количественной оценкой.

Биологические объекты

 

  • Изучение лесного фитоценоза (характеристика древостоя, подлеска, травянисто-кустарничкового покрова, яруса мхов, надпочвенных лишайников, грибов)

  • Характеристика яруса лесного фитоценоза (видовой состав, число особей каждого вида, высота, диаметр ствола, сомкнутость, обилие, проективное покрытие, жизненность, следы деятельности человека, жизнедеятельности животных);

  • Характеристика фитоценоза луга (тип луга, рельеф местности, типы почвы, условия увлажнения, наличие деревьев и кустарников, ярусность, преобладающие виды);

  • Определение встречаемости видов растений в сообществе;

  • Изучение беспозвоночных при помощи биоценометра;

  • Количественный учет птиц и расчет плотности их населения;

  • Инвентаризация зеленых насаждений населенного пункта;

  • Фенологические наблюдения;

  • Описание экологической ниши вида;

  • Характеристика консорции ели (пихты, рябины и т.д.).















Краеведческая викторина




  1. По каким рекам Челябинской области проходит государственная граница России.

  2. Какие три города стоят у границ Челябинской области.

  3. Какими полезными ископаемыми богаты болота.

  4. Какое растение самое популярное в геральдике Челябинской обл.

  5. Какая уральская техника увековечена в челябинских памятниках

  6. Самая высокая вершина Челябинской обл.

  7. Как называлась река Урал на картах Птолемея.

  8. Какая река получила свое современное имя в 1775 году по указу Екатерины II.

  9. Какие ворота вели из Челябинской крепости в Миасскую.

  10. Река, на берегах которой разместились три города нашей области.

  11. Река, на которой был поставлен старейший в области железоделательный завод.

  12. Соленое озеро севернее Челябинска.

  13. Город крылатого коня.

  14. Город на одноименной реке.

  15. Город – родина академика И.В.Курчатова.

  16. Что обозначает название «Ташангир».

  17. Что обозначает название «Биргильда».









Список используемых источников

  Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953).

СанПиН 2.4.4.2605-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул".



1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию экспериментально.С-Петербург,1993
2. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., АО МДС,1996
3. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг, М., 2000.
4. Воробьев Г.А. Исследуем малые реки. Вологда,"Русь",1997
5. В помощь юному исследователю природы. Сост. Наумов А.А., Наумова Т.В., Пермь, 1998
6. Добрецова Н.В. Экологичекое воспитание в пионерском лагере. М.: ВО "Агропромиздат", 1988
7. Евтюхова М.А. Дикорастущие весенние цветы для садов и парков. М.: Наука, 1968.
8. Жилин Д.М. Организация полевой аналитической лаборатории для дополнительной сети экологического мониторинга. М.: ООО "ДеЛи", 1999.
9. Злотников Э.Г., Эстрин Э.Р. Химико-экологический анализ различных природных сред: Эксперим. материал для факультатив. и кружковых занятий в сред. шк. Киров: ВГПУ, 1996.
10. Ихер Т.П. Изучаем малые реки: Пособие но комплексному исследованию экологического состояния малых рек. /под ред. Л.Ф. Тарариной/. Тула, 1999.
11. Как организовать общественный экологический мониторинг. Руководство для общественных организаций. Под редакцией к.х.н. М.В.Хотулевой. М., Социально-Экологический Союз, 1997
12. Колбасников А., Васильев-Левшин В. Экологическое воспитание школьников в процессе туристской работы // Воспитание школьников. 1992. № 5/6. С. 16-18.
13. Колосков А.В., Гордова А.Ф. Экология твоего жилища. М.,МГДТД и Ю,1997.
14. Коробейникова Л.А. Практическая экология для школьников. Как изучить родник? // Рос. хим. журн. 1994. Т. 38, № 4. С. 67-70.
15. Кравченко Н.Г., Кривенко О.В. Экологическое воспитание и природоохранная работа с учащимися: [внеурочная работа] // География в шк. 1995. № 3. С. 72-75.
16. Кручинина Н.Е., Александрова М.М., Кручинина Е.Ю. Химический анализ качества водных сред в центрах школьного экологического мониторинга. М., ЩЩЩ "ДеЛи", 1999.
17. Никулин Ю.Г. Содержание практической работы учащихся на экологической тропе // Природные ресурсы Западно-Уральского Нечерноземья, их рациональное использование и охрана. Пермь, 1990
18. Опытническая работа по биологии и экологии в школе / Рязан. гос. пед. ин-т им. С.А. Есенина; [С.А. Суворова]. Рязань: РГПИ, 1992
19. Пахомов В.И., Барханцева Н.Н., Слуцкова Е.А. Экологический лагерь в городе [для школьников] // Биология в шк. 1996. № 3. С. 59-63.
20. Чертопруд М.В. Мониторинг загрязнения водоемов по составу макрозообентоса. М., 1999.
21. Экологическое образование и воспитание в организации летнего отдыха школьников / Авт.-сост.: С.С. Кашлев, Л.П. Калиновская, З.В. Борисова. Минск, 1992
22. Сборники методик ассоциации "Экосистема"


27



Обсуждение материала
Татьяна Подюкова
5.11.2011 10:29
Уважаемый автор! Возможно, Вы забыли прикрепить материал на данной странице библиотеки портала. Просьба сделать это до 13 ноября  2011 г. И сообщить письмом на адрес:    В случае, если это не произойдет, данная страница будет удалена.
 С уважением, Подюкова Татьяна Николаевна
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос