Проект летнего эколого-краеведческого лагеря
- Общеобразовательное учреждение Учитель Внеурочная деятельность География 7 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Внеурочная деятельность География 8 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Внеурочная деятельность География 9 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Внеурочная деятельность География 10 класс
- Общеобразовательное учреждение Учитель Внеурочная деятельность География 11 класс
Багина Ольга Николаевна
Высшая категория
453520 Челябинская область
п.Полетаево ул.Молодежная д.5 кв.93
МОУ Полетаевская СОШ
география
Проект летнего эколого-краеведческого лагеря
Использование цифровой-лаборатории «Архимед»
Пояснительная записка
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом.
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Обычно эта миссия возлагается на школу, на классных руководителей. Это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения – родителей, жителей поселка.
В лагере принимают участие разновозрастные группы учащихся поселка Полетаево Челябинской области. Проект дополняет комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, ответственности за её судьбу; способствует совершенствованию системы организации совместного досуга учащихся, повышению социальной активности ребят, вовлечению учителей и детей в совместную проектную деятельностью; воспитывает в подрастающем поколении истинные ценности, чувство гражданственности, патриотизма.
Ещё одна проблема нашего времени –это проблема экологического воспитания и образования молодежи в современных условиях. Кардинального изменения в системе «человек-природа» достигнуть невозможно без нового подхода к воспитанию и образованию, так как причины экологического кризиса следует искать в кризисе человеческой личности. Огромное значение в экологическом образовании учащихся могут сыграть практикумы по полевой экологии и географии, проведение экологических исследований различной направленности в походах, экспедициях, лагерях.
Изучение природных богатств и проблем, связанных с нерациональным освоением невозможно без эколого-географического подхода и соответствующих методик исследования, использующих знания биологии, географии, физики и химии. И мы думаем, что взаимосвязь дисциплин естественнонаучного цикла поможет в формирование личности с новым образом научного мышления. Данная программа профильного лагеря эколого-краеведческого направления является логическим продолжением образовательного процесса.
Малые реки, являются природными системами-индикаторами, то есть наиболее чутко и быстро реагирующими на антропогенное вторжение. Ученики под руководством учителей географии, биологии, химии, физики могут превратить близ лежащую реку в научный полигон. Самостоятельная исследовательская работа на водоёмах способствует осмысленному усвоению теоретических знаний, полученных на уроках, и значительно расширят их; кроме того, оценивая гидрологические, гидрохимические и гидробиологические характеристики водоёма, учащиеся получают ценный научно-практический материал для рационального использования водных и биологических ресурсов водоёма. Разновозрастный состав участников(от12-16лет) туристско-краеведческого объединения и многолетнее его функционирование позволят проводить наблюдения длительно, с требуемой периодичностью за счет передачи опыта от старших к младшим, от опытных исследователей к новичкам. Распределение и выполнение ролевых туристских обязанностей и их постоянная ротация среди участников экспедиции дает возможность снять вопрос монотонности наблюдений и осуществить необходимую их комплексность.
Кроме того, учащиеся, занимающиеся туризмом, имеют навыки выживания в естественной природной среде, не боятся покидать привычные условия и часто отправляются в районы, не затронутые хозяйственной деятельностью человека, где постигают естественные закономерности ненарушенной природной среды и наилучшим образом осознают всю уникальность своей территории.
В условиях современного мира человечеству предстоит решать проблему огромной значимости – как выжить на Земле, на которой экологический кризис представляет реальную угрозу для планеты. Заботливое отношение к окружающему миру и к себе – части этого мира должно формироваться с детских лет.
Актуальность проекта заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного эколого-краеведческого и географического образования.
I.Информационная карта
|
1.Полное название |
Проект летнего научно-экспериментального эколого-краеведческого лагеря |
|
2.Основание для написания программы |
Организация летнего лагеря школьников |
|
3.Автор и руководитель программы |
Багина Ольга Николаевна |
|
4.Территория |
Челябинская область, п.Полетаево |
|
5.Адрес организации |
Челябинская область, п.Полетаево ул.Лесная д.1 |
|
6.Название проводящей организации |
МОУ Полетаевская СОШ |
|
|
|
|
7.Цель
|
-создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул,включение детей в социально значимую, творческую деятельность,формирования у них чувство ответственного отношения к окружающей среде, готовых к практической деятельности,к пропаганде экологических идей, к защите и охране природы. |
|
8.Основное направление |
Эколого-краеведческое направление |
|
9.Сроки проведения |
лето |
|
10.Количество смен |
1 смена |
|
11.Место проведения |
в 2км. от п.Полетаево |
|
12.Исполнители основных мероприятий |
педагогический коллектив МОУ Полетаевской СОШ |
|
13.Участие в лагере |
по заявления родителей участников проекта |
|
|
|
|
14.Общее количество участников |
35 человека |
|
15.Условия достижения целей и задач |
палаточный лагерь |
-
Педагогические цели:
-
Воспитание экологической культуры.
-
Привитие навыков исследовательской работы.
3.Формирование ценностей здорового образа жизни;
4.Развитие творческих способностей личности ребёнка;
5.Включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;
-
Задачи
1.Организовать летний палаточный экологический лагерь на 35 мест для развития детского и юношеского туризма в районе, пропаганды активного отдыха и экскурсий в природу. Повысить интерес к изучению флоры и фауны своей малой родины.
2.Вести
оздоровительную работу с детьми и
подростками - участниками эколагеря,
пропагандировать основы здорового
образа жизни.
3.Активизировать
научно-исследовательскую работу в
полевых условиях и выполнить
исследовательскую программу " Летняя
экологическая практика".
4.Провести
санитарную очистку территории в
местности Ташангир участка леса, берега
реки Биргильда и ликвидировать там
стихийные свалки бытового мусора .
5.В
целях популяризации экологических
знаний разработать маршруты экологической
тропы.
6. Итоги исследовательской работы предоставить в Администрацию Полетаевского сельского поселения в целях создания Памятника природы местного значения.
7.Разместить на территории Ташангира планшеты с природоохранным содержанием.
8.Распространить экологические листовки
Направления деятельности |
Формы работы |
Ожидаемый результат |
Учебно-исследовательская (познавательная) |
Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой Интеллектуально-познавательные игры |
Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися. Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу. Развитие и расширение кругозора учащихся. |
Общественно-полезная и трудовая |
Трудотерапия (трудовой десант) на территории лагеря. Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка лагеря |
Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки. |
Спортивно-оздоровительная |
Утренняя зарядка Подвижные игры Экскурсии Походы с играми на местности КТМ(контрольно-туристический маршрут) |
Пропаганда и формирование здорового образа жизни. Улучшение физического состояния учащихся. Увеличение двигательной активности. Укрепление физического здоровья детей. |
Природоохранная (художественно-эстетическая) |
Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д. Разместить на территории Ташангира планшеты с природоохранным содержанием Выпуск стенгазет о жизни в лагере Экологическая сказка «Сказка о золотой рыбки» |
Развитие творческих способностей учащихся. Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья. Выставки работ учащихся. Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях. Сотрудничество с местной газетой. |
Диагностико-аналитическая |
Диагностические психологические тесты. |
Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей. |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
-
Подготовительный (сентябрь-декабрь). Разработка концепции, определение основных целей и задач, изучение имеющегося методического материала, обобщение опыта реализации предыдущих аналогичных проектов, организация взаимодействия с государственными органами и общественными организациями.
-
Планировочный (февраль-март). Разработка планов.
-
Организационный (май). Назначение ответственных для реализации Проекта, поиск и привлечение финансовых ресурсов, подготовка материальной базы и формирование контингента, поиск спонсоров.
При организации по формированию отрядов для пропаганды активного отдыха и экскурсий в природу, повышению интереса к родному краю, приготовлена презентация о родном поселке Полетаево ( песня написана и исполняется участниками школьного ансамбля «Кири-кири»).
-
Деятельный (июнь 2011 год). Собственно реализация в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами.
-
Итоговый. Подведение итогов и анализ проделанной работы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Организация полевого профильного лагеря;
2.Выпуск "Рабочих тетрадей "для учащихся, методичек для учителей, экологических листовок, планшетов;
3.Создание сайта "Ташангир";
4.Выпуск экологических планшетов и листовок для жителей поселка;
5.Очистка территории местности «Ташангир» и береговой части реки Биргильда;
6.Получение навыков исследовательской и аналитической работы;
-
Организация работы экологического лагеря
-
Лагерь организуется по отрядному принципу.
-
Рекомендуемая численность отряда 6–12 человек.
-
Каждый ребенок занимается разработкой одной какой-либо темы под руководством учителя-руководителя.
-
Все время работы лагеря обязательно находиться медработник.
-
Приготовлением пищи в лагере занимается повар.
-
Организован подвоз продуктов и бутилированной негазированной воды.
-
Содержание работы эколого-краеведческого лагеря
1.Приобретение туристического снаряжения;
2.Приобретение оборудования для полевых исследований;
3.Выпуск методической литературы для учащихся;
4.Составление программ полевых исследований в эколого-географических лабораториях;
5.Разработка плана мероприятий в профильном лагере;
6.Создание рабочего сайта ;
7.Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.
8.Занятия по отрядам (экскурсии, лекции, практикумы, )
Состав отряда:
-командир отряда;
-эколог(2человека);
-краевед(2);
-ботаник(2);
-географ(1);
-журналист(1); -фотограф(1).
9.Научно-исследовательская работа учащихся под руководством учителей.
10.Конкурсы внутри отрядов.
11.Межотрядные и общие мероприятия.
12.Экскурсии.
13.Трудовые десанты по очистке берегов реки, территории лагеря.
14.Встречи с интересными людьми.
15.Интеллектуальные игры, конкурсы, развлекательно-познавательные мероприятия, спортивные игры и т.д.
VI.Примерный перечень общих лагерных мероприятий
1.Полевые лаборатории
2. Экологический мониторинг
3. Краеведческая викторина
4. Концерт «Таланты среди нас».
5. Трудовой десант
6. КТМ(контрольно-туристический маршрут)
7. Работа по образование каменных завалов в реке для самоочищения водоема
8. КВН «Сохраним голубую планету»
9.Экологическая сказка «Сказка о золотой рыбки»
10. Экологическая эстафета
11. Эколого-краеведческая конференция
12.Посвящение в экологи-краеведы
13.Экскурсия на очистные сооружения п.Полетаево
VII. Программа работы лагеря
1день
8.00-9.00 –Регистрация, сборы. Инструктаж по безопасности проживания и поведения на территории палаточного лагеря
9.00-9.30- Завтрак(дежурство 1 отряда)
9.30-.10.00-Заседание актива лагеря
10.00-11.30- Следование до местности Ташангир, до территории лагеря
11.30-13.30- Обустройство в палатках
13.30-14.30-Обед
14.30-15.00-Свободное время(отрядное время)
15.00-16.00-Трудовой десант(уч-ся 6-8классов-очистка территории,
уч-ся 9-11 классов- изготовление плота)
16.00-16.30-Полдник
16.30-17.30- Работа в полевых лаборатория
(школа выживания, лаборатория биоиндикации)
17.30-18.30- Экологический мониторинг(практикум с преподавателем
Челябинского Государственного ПедагогическогоУниверситета)
18.30-19.30-Ужин
19.30-20.30-Краеведческая викторина
20.30-21.30-Концерт «Таланты среди нас».
22.00-Отбой
2день
8.00-8.30-Подъем.Линейка(дежурство 2 отряда)
8.30-9.00-Зарядка
9.00-10.00-Завтрак
10.00-12.00-Трудовой десант
12.00-13.30- Работа в полевых лабораториях(гидрохимическая лаборатория, лаборатория «Цифровой микроскоп»)
13.30-14.30-Обед
14.30-15.00-Свободное время(отрядное время)
15.00-16.00-Инструктаж по ТБ.КТМ(контрольно-туристический маршрут)
16.00-16.30-Полдник
16.30-18.30-Работа по образование каменных завалов в реке для самоочищения водоема
18.30-19.30-Ужин
19.30-20.30-КВН «Сохраним голубую планету»
20.30-21.30-Экологическая сказка «Сказка о золотой рыбки»
22.00-Отбой
3 день
8.00-8.30-Подъем.линейка(дежурство 3 отряда)
8.30-9.00-Зарядка
9.00-10.00-Завтрак
10.00-12.00-Экологический мониторинг(практикум с преподавателем
Челябинского Государственного Университета)
12.00-13.30- Работа в полевых лабораториях(географическая лаборатория, математическая лаборатория)
13.30-14.30-Обед
14.30-15.00- Оформление стенгазеты и видеоальбома
«Наш лагерь «Ташангир»»
15.00-16.00-Краеведческая лаборатория (построение чума)
16.00-16.30-Полдник
16.30-18.30-Экологическая эстафета
18.30-19.30-Ужин
19.30-20.30-Эколого-краеведческая конференция. Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
20.30-22.30-Посвящение в экологи-краеведы, прощальный концерт,дискотека
23.00-Отбой
4 день
8.00-8.30-Подъем.Линейка.Зарядка(дежурство 4 отряда)
8.30-9.00-Завтрок
9.00-10.00- Экскурсия на очистные сооружения п.Полетаево
10.00-12.00-Трудовой десант «Нас здесь не было»
13.00-14.00- Закрытие лагеря. Отъезд.
VIII.Требования к устройству, содержанию и организации режима работы детского эколого-краеведческого лагеря палаточного типа «Ташангир» в период летних каникул( на основании Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 26 апреля 2010 г. № 29
Об утверждении СанПиН 2.4.4.2605-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул").
1.Требования к территории и размещению палаточного лагеря
1.1.Для расположения лагеря выбрана сухая, незаболоченная, незатопляемая талыми, дождевыми и паводковыми водами территория. Участок с ровным рельефом и одним склоном для стока ливневых вод.
1.2.Питьевая вода промышленного производства, расфасованная в емкости (бутилированная).
1.3.Территория туристического лагеря обозначена по периметру хорошо заметными знаками ( ленты ).
1.4.На территории туристского лагеря выделяются зоны: жилая; приготовления и приема пищи, хранения продуктов питания; санитарно-бытовая; административно-хозяйственная.
1.5.Перед открытием непередвижного туристического лагеря и в местах стоянок передвижных туристических лагерей проводится: генеральная уборка территории, скашивание травы, уборка сухостоя и валежника, очистка от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, акарицидная обработка территории, мероприятия по борьбе с грызунами.
1.5.В непередвижном лагере предусмотрено место для сбора и хранения мусора на расстоянии не ближе 25 м от жилой зоны и зоны пищеблока.
2.Требования к водоснабжению .
2.1.Для организации питьевого режима может быть использована питьевая вода, расфасованная в емкости (бутилированная негазированная вода.
2.2.Количество питьевой воды рекомендуется принимать из расчета не менее 2 литров на 1 человека в сутки.
2.3.Для питья, мытья овощей и фруктов, которые в дальнейшем не будут подвергаться термической обработке, используют бутилированную или кипяченую воду (кипячение в течение 5 - 10 мин. от момента закипания). Кипяченую воду хранят на кухне и меняют не реже 1 раза в 12 часов.
2.4. В непередвижном туристическом лагере необходимо предусмотреть условия для подогрева воды с целью обеспечения горячей водой пищеблока и санитарно-бытовой зоны.
3.Требования к организации жилой зоны
3.1.В жилой зоне размещаются: жилые палатки, место для складирования снаряжения коллективного пользования, место для сушки одежды и обуви, палатка для размещения медпункта.
3.2. Палатки размещают на сухом возвышенном месте на площадках с травяным покрытием или с утрамбованным грунтом. Вокруг палаток предусматривается устройство канавок с уклоном (от палатки) для стока дождевых вод.
3.3. Тип палаток двух- и трехслойные.
3.4.Все палатки имеют плотно закрывающийся вход. В палатке должно предусматриваться место для хранения обуви.
3.5.Дно внутренней палатки должно быть из водонепроницаемой ткани, пол приподнят с помощью надувных матрасов тепло- и влагоизоляционными материалами.
3.6.Количество спальных мест в палатке определяется ее вместимостью, указанной в инструкции по применению. Каждый отдыхающий должен иметь индивидуальное спальное место.
3.7.Палатки для мальчиков и девочек должны быть раздельными.
3.8.Для организации сна используют спальные мешки с индивидуальными воротниками из хлопчатобумажной ткани и специальные туристские коврики.
3.9.Медицинский пункт размещают в палатке площадью не менее 4 м2.
3.10. В конце каждой смены все постельные принадлежности (матрац, одеяло, подушка) и спальные мешки с вкладышами подлежат камерной дезинфекции в целях профилактики педикулеза и инфекционных заболеваний. Палатки подлежат обработки с моющими и дезинфицирующими средствами.
4. Требования к организации физкультурно-спортивной зоны
4.1. Физкультурно-спортивная зона в непередвижном туристическом лагере должна быть инсолируемой, с выделением площадок для проведения подвижных игр. Покрытие площадок может быть травяное покрытие.
4.2. Купание детей в открытых водоемах осуществляется в специально отведенных местах. На берегу оборудуются защитные устройства от солнца.
4.3. Граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами.
4.4. Территория берега водоема, предназначенная для отдыха и купания, должна быть очищена от мусора и камней, удалена от мест сброса сточных вод, водопоя скота и других источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.
5. Требования к организации административно-хозяйственной зоны
.5.1. В административно-хозяйственной зоне предусматривают: палатки администрации лагеря; зона для приготовления и приема пищи, хранения продуктов питания.
5.2. Устройство зоны для приготовления пищи на костре.
5.3.Кухня располагается в отдельной палатке, имеющей естественную вентиляцию. Окна и вход должны быть закрыты мелкой сеткой. Рядом с входом в кухню оборудуется умывальник для мытья рук персонала пищеблока.
Кухня и столовая могут быть объединены, или расстояние между ними не должно превышать 20 метров.
5.4.В лагере для приема пищи используются столы в специально оборудованной палатке.
5.5. Дизельная установка лагеря располагается не ближе 25 м от жилой зоны.
6. Требования к организации санитарно-бытовой зоны
6.1. Санитарно-бытовая зона включает в себя умывальники, место для мытья ног, для стирки белья, для сушки одежды, туалеты, место сбора мусора.
6.2. Умывальники следует располагать вблизи жилой зоны под навесом на утрамбованной площадке из расчета 1 умывальник на 6 - 7 человек.
6.3.. Туалеты в лагере располагается на расстоянии не менее 25 метров от жилой зоны и кухни и не менее 50 метров от места купания, из расчета 1 очко (размером не более 0,2 м×0,3 м) на 10 человек раздельно для мальчиков и для девочек. Не допускается устройство туалетов без крыши (навеса). Возле туалетов оборудуются рукомойники.
Туалеты выгребного типа организуют с надземной частью и водонепроницаемым выгребом и располагают ниже всех зон лагеря. Глубина выгреба от поверхности земли рассчитывается в зависимости от уровня стояния грунтовых вод, но не менее 1 метра. Не допускается заполнение выгреба более 2/3 объема.
Туалеты не должны располагаться ниже водоемов и не ближе 200 м от них, на расстоянии не менее 30 м от жилой зоны, зоны приготовления и приема пищи и источников водообеспечения.
6.4.. Дорожки к туалетам в непередвижном туристическом лагере должны быть хорошо утрамбованы, ровные, без впадин и ям, освещены.
Должно быть предусмотрено естественное и искусственное освещение туалетов.
7. Режим дня и организация досуга детей
7.1. Распорядок дня туристского лагеря должен предусматривать: продолжительность сна не менее 8,5 - 9,0 часов, 4 разовое питание, проведение утренней зарядки, спортивных и культурно-массовых мероприятий, гигиенических, оздоровительных и закаливающих (водные, воздушные) процедур, отдых и свободное время, работы по благоустройству лагеря.
7.2. Физкультурно-оздоровительная работа организуется с учетом возраста, физической подготовленности и здоровья детей.
Для детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, физическая нагрузка нормируется с учетом состояния здоровья, врачебных рекомендаций и уровня физической подготовленности.
7.3.Утренняя гимнастика проводится ежедневно на открытом воздухе, за исключением дождливой погоды.
7.4. Купание проводится в первую половину дня, в жаркие дни допускается повторное купание во второй половине дня. Начинать купание рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 23°С и температуре воды не ниже 20°С. Продолжительность купания в первые дни 2 - 5 минут, с постепенным увеличением
7.5.Рекомендуемая масса рюкзака со снаряжением для подготовленных детей, в зависимости от пола и возраста не должна превышать: для учащихся 12 лет - 4 кг; мальчиков 13 - 14 лет - 5 кг, девочек 13- 1 4 лет - 4 кг; мальчиков 15 лет - 6 кг; девочек 15 лет - 5 кг; мальчиков 16 лет - 8 кг; девочек 16 лет - 5 кг; мальчиков 17 лет - 9 кг; девочек 17 лет - 5 кг.
8. Требования при организации питания
8.1. Для организации питания детей и подростков туристического лагеря - приготовление пищи на костре;
8.2. Доставка пищевых продуктов в туристический лагерь осуществляется специализированным транспортом, имеющий оформленный в установленном порядке санитарный паспорт, при условии обеспечения раздельной транспортировки продовольственного сырья и готовых пищевых продуктов, не требующих тепловой обработки. Допускается использование одного транспортного средства для перевозки разнородных пищевых продуктов при условии проведения между рейсами санитарной обработки транспорта с применением дезинфицирующих средств.
8.3.. Полевые кухни оборудуются под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли. Оборудуются разделочными столами, разделочными досками и поварскими ножами с соответствующей маркировкой.Допускается покрытие столов клеенкой (она должна заменяться при нарушении ее целостности и по мере износа).
В оборудование кухни также входят:
а) разделочные доски и ножи с соответствующей маркировкой: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "Х" - хлеб, "Гастрономия", "КС" - куры сырые, "Зелень", "Сельдь". Разделочные доски должны быть изготовлены из дерева, использование досок из пластмассы и прессованной фанеры не допускается.
б) баки, бачки, ведра, (котлы) кастрюли, столовые приборы и другие предметы кухонного оборудования;
в) фартуки, халаты, косынки не менее чем в двух комплектах для всего поварского состава и дежурных по кухне;
г) баки и ведра с крышками для сбора пищевых отходов.
Для хранения скоропортящихся продуктов должны быть предусмотрены условия для их хранения при температуре не выше 6°С.
Сточные воды отводятся от кухни и моечных в специальную яму. Сточные воды должны проходить через фильтр (ящик с решетчатым дном, наполненный соломой, стружками).
8.4. В качестве столовой посуды и столовых приборов (металлической, эмалированной, фаянсовой и другой) возможно использование одноразовой посуды, разрешенной к применению для контакта с пищевыми продуктами.
Не допускается повторное использование одноразовой посуды.
Обеденные столы должны иметь гигиеническое покрытие, которое легко моется, устойчиво к воздействию высокой температуры и дезинфицирующих средств.
8.5.Уборку столовой проводят после каждого приема пищи. Столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированные емкости.
Для мытья посуды применяют разрешенные моющие средства в соответствии с инструкциями по их применению.
Чайная посуда, столовые приборы промываются горячей водой (45°С) с применением моющих средств в 1-й емкости, ополаскиваются горячей водой (65°С) во 2-й емкости. Столовые приборы после мытья ошпариваются.
Столовая посуда обрабатывается в следующем порядке:
а) механическое удаление остатков пищи;
б) мытье в 1-й емкости в воде с температурой не ниже 45°С с добавлением моющих средств в соответствии с инструкцией;
в) мытье во 2-й емкости в воде с температурой не ниже 45°С и добавлением моющих средств в количестве в 2 раза меньшем, чем в 1-й емкости;
г) ополаскивание посуды в 3-й емкости горячей водой с температурой не ниже 65°С.
Рекомендуется смену воды в каждой емкости проводить после мытья и ополаскивания 20 единиц посуды.
После мытья столовая и чайная посуда, столовые приборы просушиваются.
Разделочные доски и ножи после их мытья необходимо ошпарить кипятком, просушить и хранить на стеллажах.
Чистая посуда и столовые приборы хранятся на полках (стеллажах), закрытых чистой тканью или марлей. Столовые приборы хранятся ручками вверх, хранение их россыпью не допускается.
Ветошь, щетки для мытья посуды после использования кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением моющих средств или замачивают в дезинфицирующем растворе, разрешенном к применению, затем прополаскивают, сушат и хранят в специально
8.6.Рацион питания предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение дня, на основании физиологических потребностей в пищевых веществах .
8.7. Примерное меню для туристического лагеря разрабатывается организацией, организующей питание и утверждается начальником туристического лагеря либо учредителем туристического лагеря.
8.8.. В примерном меню должны быть соблюдены требования настоящих санитарных
8.9.Качество пищевых продуктов и продовольственного сырья проверяется медицинским работником.
Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшими сроками реализации, с признаками порчи.
8.10.. Продукты следует хранить в таре производителя. При хранении продуктов должны строго соблюдаться сроки годности, условия хранения, правила товарного соседства.
8.11. Пищу готовят на каждый прием и реализуют не позднее 1-го часа с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается.
9. Требования к санитарному содержанию территории туристического лагеря
9.1. Территория туристского лагеря должна содержаться в чистоте. Перед началом смены туристского лагеря и после окончания должна быть проведена генеральная уборка с вывозом мусора на полигоны для сбора твердых бытовых отходов.
9.2.Текущая уборка территории должна проводиться ежедневно: утром и по мере загрязнения. Твердые бытовые отходы собирают в полиэтиленовые мешки, мусоросборники или специальные емкости. При заполнении их на 2/3 объема и по окончании смены они должны быть вывезены в узаконенные места сбора твердых бытовых отходов. Повторное использование полиэтиленовых мешков не допускается.
9.3. Ямы для сбора сточных вод в непередвижных туристических лагерях должны быть закрыты крышками и регулярно, при заполнении не более 2/3 объема, очищаться. Для предупреждения выплода мух рекомендуется использовать дезинсекционные средства, прошедших государственную регистрацию, и применять в соответствии с инструкцией производителя. Рекомендованная кратность обработки - 1 раз в 5 - 10 дней.
9.4. Дверные ручки и полы в туалетах ежедневно промывают с использованием моющих средств и обрабатывают дезинфицирующими средствами. Не допускается привлекать детей к уборке туалетов.
9.5. Выгребные ямы туалетов ежедневно заливаются растворами дезинфицирующих средств.
9.6. В палатках должны быть порядок и чистота. Жилые палатки должны ежедневно подвергаться уборке с применением моющих средств.
9.7. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в специально отведенных местах в таре производителя, допускается их хранение в специально выделенных промаркированных емкостях.
9.8. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован. После использования уборочный инвентарь моют с моющими и дезинфицирующими средствами и хранят в специально отведенном месте. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную маркировку (красную, оранжевую) и храниться отдельно.
10. Требования к соблюдению правил личной гигиене персоналом
10.1. Работники кухни перед началом работы должны надевать чистую спецодежду, убирать волосы под головной убор, тщательно мыть руки с мылом.
10.3. При появлении признаков простудного заболевания или желудочно-кишечного расстройства, а также нагноений, порезов, ожогов, работник обязан сообщить об этом администрации и обратиться за медицинской помощью, а также обо всех случаях заболевания кишечными инфекциями в своей семье.
11. Организация работы медицинского персонала
11.1. Оснащение медицинского пункта должно соответствовать рекомендациям органа исполнительной власти в области здравоохранения.
11.2. Медицинский работник принимает участие в проверке готовности туристического лагеря; контролирует полноту оснащения медицинской палатки; обеспечения моющими и дезинфицирующими средствами; проверяет личные медицинские книжки сотрудников; проводит медицинский осмотр детей перед заездом их в туристический лагерь; сопровождает детей в пути следования; контролирует организацию питания, осматривает детей и дает разрешение на участие в походах, ведет учет заболеваемости.
11.3. При возникновении инфекционных заболеваний и отравлений информация немедленно доводится до органа уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и территориального учреждения здравоохранения.
12. Требования к выполнению санитарных правил
12.1. Руководитель палаточного лагеря является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:
- наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до сотрудников учреждения;
- выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками учреждения;
- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований;
- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.
12.2. Медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.
12.3. Во всех случаях возникновения групповых инфекционных заболеваний, а также других выявленных нарушений санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, руководитель оздоровительного учреждения обязан незамедлительно (в течение 1 часа) информировать орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для принятия в установленном законодательством Российской Федерации мер.
IX.Примерное меню эколого-краеведческого лагеря «Ташангир»
(в расчете на одного человека)
1 день |
|||
|
Наименование блюда |
Выход(гр) |
сумма |
Завтрак |
Каша молочная рисовая |
200 |
|
|
1 день |
200 |
|
|
|
200 |
|
|
Хлеб пшеничный |
20 |
|
Обед |
Салат из св. огурцов с раст. м. |
100 |
|
|
Суп с макор. издел. с тушенкой |
250 |
|
|
Плове овощами |
150 |
|
|
Чай |
200 |
|
|
Хлеб |
40 |
|
|
Кондит изделия (вафля) |
20 |
|
Полдник |
Апельсин,сок |
150,200 |
|
НУжин |
Гречка с тушенкой |
150 |
|
|
Чай со сл. маслом |
200 |
|
|
Кондит. изделия (булочка) |
50 |
|
2 день |
|||
Завтрак |
Каша пшенная |
200 |
|
|
Чай с лимоном |
200 |
|
|
Хлеб |
200 |
|
|
Масло сливочное |
20 |
|
Обед |
Салат из зел. горошек с раст. м |
200 |
|
|
Борщ из свеж, капусты |
250 |
|
|
Карт, тушен, с овощами |
150 |
|
|
Компот из сухофруктов |
200 |
|
|
Хлеб |
40 |
|
Полдник |
Яблоко,сок |
150 ,200 |
|
Ужин |
Макароны по - флотски |
150 |
|
|
Какао |
200 |
|
|
Хлеб |
40 |
|
|
Конд. изделия (булочка) |
100 |
|
З день |
|||
Завтрак |
Яйцо |
1 шт. |
|
|
Гречка с тушенкой |
150 |
|
|
Кофе со сгущ. молоком |
200 |
|
|
Хлеб |
20 |
|
|
Масло слив. |
20 |
|
Обед |
Салат из кукурузы с раст. маслом |
70 |
|
|
Щи из свеж, капусты |
250 |
|
|
Овощное рагу с тушенкой |
150 |
|
|
Компот из сухофруктов |
200 |
|
|
Хлеб |
40 |
|
'Ужин |
Плов с тушенкой |
150 |
|
|
Чай |
2ОО |
|
Полдник |
Шоколад, апельсин |
25,150 |
|
4 день |
|||
Завтрак |
Сок |
0,2 |
|
|
Конд. изделия |
20 |
|
Итого |
|
X.Рекомендуемый перечень личного (индивидуального) снаряжения учащегося в туристическом лагере
№ |
Наименование |
Количество |
1. |
Рюкзак, объемом 20 л |
1 |
2. |
Спальный мешок |
1 |
3. |
Коврик пенополиуретановый многослойный |
1 |
4. |
Пленка полиэтиленовая 1 м×1 м или дождевик |
1 |
5. |
Куртка-ветровка |
1 |
6. |
Головной убор с козырьком для защиты от солнца |
1 |
7. |
Свитер шерстяной (полушерстяной) |
1 |
8. |
Ботинки туристские |
1 |
9. |
Легкая обувь: кеды или кроссовки |
1 пара |
10. |
Нижнее белье |
1-2 комплекта |
11. |
Носки теплые |
1-2 пары |
12. |
Носки хлопчатобумажные |
2-3 пары |
13. |
Брюки спортивные хлопчатобумажные |
1 |
14. |
Миска |
1 |
15. |
Ложка |
1 |
16. |
Кружка |
1 |
17. |
Средства личной гигиены: шампунь, мыло, зубная щетка, зубная паста |
по 1-2 |
XI.Примерный перечень снаряжения коллективного пользования
№ |
Наименование |
Количество |
1. |
Палатка туристская |
18 |
2. |
Набор кострового снаряжения |
1 |
3. |
Аптечка отрядная (входят средства первой медицинской помощи) |
1 |
4. |
Ремонтный набор (нитки швейные, иголки швейные, ножницы) |
1 |
5. |
Фонарь |
1 |
6. |
Компас |
1 |
7. |
Музыкальный инструмент (гитара) |
1
|
|
|
|
XII.Примерные темы исследовательских работ
Объект изучения |
|
Темы |
Воздушная среда |
|
|
Водные объекты |
|
|
Почвы |
|
|
Биологические объекты |
|
|
Краеведческая викторина
-
По каким рекам Челябинской области проходит государственная граница России.
-
Какие три города стоят у границ Челябинской области.
-
Какими полезными ископаемыми богаты болота.
-
Какое растение самое популярное в геральдике Челябинской обл.
-
Какая уральская техника увековечена в челябинских памятниках
-
Самая высокая вершина Челябинской обл.
-
Как называлась река Урал на картах Птолемея.
-
Какая река получила свое современное имя в 1775 году по указу Екатерины II.
-
Какие ворота вели из Челябинской крепости в Миасскую.
-
Река, на берегах которой разместились три города нашей области.
-
Река, на которой был поставлен старейший в области железоделательный завод.
-
Соленое озеро севернее Челябинска.
-
Город крылатого коня.
-
Город на одноименной реке.
-
Город – родина академика И.В.Курчатова.
-
Что обозначает название «Ташангир».
-
Что обозначает название «Биргильда».
Список используемых источников
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953).
СанПиН 2.4.4.2605-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул".
1. Алексеев
С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию
экспериментально.С-Петербург,1993
2.
Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии.
М., АО МДС,1996
3. Ашихмина Т.Я. Школьный
экологический мониторинг, М., 2000.
4.
Воробьев Г.А. Исследуем малые реки.
Вологда,"Русь",1997
5. В помощь юному
исследователю природы. Сост. Наумов
А.А., Наумова Т.В., Пермь, 1998
6. Добрецова
Н.В. Экологичекое воспитание в пионерском
лагере. М.: ВО "Агропромиздат",
1988
7. Евтюхова М.А. Дикорастущие весенние
цветы для садов и парков. М.: Наука, 1968.
8. Жилин Д.М. Организация полевой
аналитической лаборатории для
дополнительной сети экологического
мониторинга. М.: ООО "ДеЛи", 1999.
9.
Злотников Э.Г., Эстрин Э.Р. Химико-экологический
анализ различных природных сред:
Эксперим. материал для факультатив. и
кружковых занятий в сред. шк. Киров:
ВГПУ, 1996.
10. Ихер Т.П. Изучаем малые
реки: Пособие но комплексному исследованию
экологического состояния малых рек.
/под ред. Л.Ф. Тарариной/. Тула, 1999.
11.
Как организовать общественный
экологический мониторинг. Руководство
для общественных организаций. Под
редакцией к.х.н. М.В.Хотулевой. М.,
Социально-Экологический Союз, 1997
12.
Колбасников А., Васильев-Левшин В.
Экологическое воспитание школьников
в процессе туристской работы // Воспитание
школьников. 1992. № 5/6. С. 16-18.
13. Колосков
А.В., Гордова А.Ф. Экология твоего жилища.
М.,МГДТД и Ю,1997.
14. Коробейникова Л.А.
Практическая экология для школьников.
Как изучить родник? // Рос. хим. журн.
1994. Т. 38, № 4. С. 67-70.
15. Кравченко Н.Г.,
Кривенко О.В. Экологическое воспитание
и природоохранная работа с учащимися:
[внеурочная работа] // География в шк.
1995. № 3. С. 72-75.
16. Кручинина Н.Е.,
Александрова М.М., Кручинина Е.Ю. Химический
анализ качества водных сред в центрах
школьного экологического мониторинга.
М., ЩЩЩ "ДеЛи", 1999.
17. Никулин Ю.Г.
Содержание практической работы учащихся
на экологической тропе // Природные
ресурсы Западно-Уральского Нечерноземья,
их рациональное использование и охрана.
Пермь, 1990
18. Опытническая работа по
биологии и экологии в школе / Рязан. гос.
пед. ин-т им. С.А. Есенина; [С.А. Суворова].
Рязань: РГПИ, 1992
19. Пахомов В.И., Барханцева
Н.Н., Слуцкова Е.А. Экологический лагерь
в городе [для школьников] // Биология в
шк. 1996. № 3. С. 59-63.
20. Чертопруд М.В.
Мониторинг загрязнения водоемов по
составу макрозообентоса. М., 1999.
21.
Экологическое образование и воспитание
в организации летнего отдыха школьников
/ Авт.-сост.: С.С. Кашлев, Л.П. Калиновская,
З.В. Борисова. Минск, 1992
22. Сборники
методик ассоциации "Экосистема"
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
С уважением, Подюкова Татьяна Николаевна