В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа по риторике для обучающихся 9 класса

Рабочая программа по риторике для обучающихся 9 класса

Светлана Лукьяненко
Тип материала: Программа
просмотров: 13653 комментариев: 1
Краткое описание
Программа по риторике для учащихся 9-х классов разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, с использованием существующих программ Т.А Ладыженской, Т.В.Матвеевой, С.Ф.Ивановой. Названные программы используют учебный материал по предметной дисциплине «Риторика». В рамках компетентностного подхода разработана программа, ориентированная на применение методов, приёмов, и способов искусства риторики в практической жизни и деятельности учащихся. Этим подходом обоснована актуальность разработанной программы и её практическая направленность.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Рабочая программа по риторике для 9 класса.doc Скачать

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 46

с углубленным изучением

отдельных предметов

____________ Н.Ф.Иванисов

«____»_________2011 год

Рабочая программа

по риторике

на 2011 – 2012 учебный год








Ф.И.О. учителя: Лукьяненко Светланы Борисовны

Класс: 9-Д

По учебному плану 1 час в неделю

Количество всего часов по программе: 35 часов



Пояснительная записка к рабочей программе по риторике

для обучающихся 9 классов

Модифицированная программа по риторике для учащихся 9-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, с использованием существующих программ Т.А Ладыженской, Т.В.Матвеевой, С.Ф.Ивановой. Названные программы используют учебный материал по предметной дисциплине «Риторика». В рамках компетентностного подхода разработана программа, ориентированная на применение методов, приёмов, и способов искусства риторики в практической жизни и деятельности учащихся. Этим подходом обоснована актуальность разработанной программы и её практическая направленность.

Предлагаемый курс риторики рассчитан на 35 учебных часов, 1 час в неделю из вариативной части Базисного учебного плана МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов на 2011-2012 учебный год.

Программа составлена с учетом знаний и умений обучающихся 9-д класса (класс гуманитарной направленности), полученных на уроках риторики в 8 классе и направлена на развитие следующих компетентностей:

1. Социальные компетентности, связанные со способностью учащихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.

2. Межкультурные компетентности, которые позволят понять различия в людях, уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков, религий.

3. Компетентности, определяющие владение устным и письменным общением.

4. Компетентности, связанные с возникновением и развитием общества информатизации - владение новыми технологиями.

5. Способность и желание учиться всю жизнь.

До недавнего времени особенностью образовательной ситуации большинства школ являлось то, что в учебные планы входили предметы, изучающие определённые области человеческого знания, деятельности, но ни один из них не обучал основам речемыслительной деятельности человека. Как правило, требования, предъявляемые учителями разных дисциплин к ученику, сводятся к:

- умению «пересказывать», под этим понимается либо запоминание, часто дословное, либо понимание чужого текста, т.е. понимание чужой мысли;

- умению мыслить, т.е. порождению своей мысли, идеи, созданию своего текста, следовательно, тому, что не является предметом изучения ни одной из традиционных дисциплин.

Решить возникающие противоречия поможет изучение предмета - риторика, поскольку она позволит на практике преодолеть трудности учебного общения двух субъектов образовательной деятельности- учителя и ученика, а также ученика и ученика.

Ученик, осваивая программу по риторике, получает в руки инструмент, способный помочь в усвоении знаний по другим предметам, т.к. риторика в данном случае выступает как технология познания: постижения чужой мысли, чужого опыта, а также рождения своей мысли, своего знания, понимания сильных и слабых сторон своей речемыслительной деятельности.

Следовательно, реализация данной программы может стать не только технологией познания, но и технологией общения, диалога по мысли, поскольку даёт возможность ученику выразиться в слове и понять другого, а значит, осознать себя самоценной, уникальной личностью и признать других столь же уникальными.

Модифицированная программа по риторике относиться к инновационным программам и направлена на развитие коммуникативных, речемыслительных способностей обучающихся при использовании информационно – коммуникационных технологий при подготовке учащихся к выступлениям, защите проектов, презентаций, а также в телекоммуникационном общении.

Программа ориентирована на учащихся пубертатного периода (13-14 лет), ведущим видом деятельности которых является общение, очная и заочная коммуникация.

В целях сохранения и сбережения здоровья, в содержание программы включены здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, упражнения для развития и укрепления грудной клетки, профилактика заболеваний голосовых связок, артикуляционные упражнения, пальчиковая гимнастика.

Концептуальную основу данной программы составляет работа над постижением собственного замысла речи, над созданием учащимися собственного текста, над разделением идей гуманистической психологии, базирующейся на основных положениях речемыслительной деятельности в традициях Аристотеля. Программа рассчитана на обучение риторической деятельности, поэтому важно помочь ученику овладеть комплексом умений, составляющих основу коммуникации, позволяющих ему более полно и точно выразить себя в слове, нести ответственность за сказанное.

Основные задачи программы:

  • совершенствовать умения учащихся выражать собственные мысли своими словами, учитывая уважительное отношение друг к другу;

  • умение общаться, ориентироваться в ситуации общения, четко и ясно формулировать (вслух или про себя) свое коммуникативное намерение;

  • красноречие сочетать с развитием памяти, внимания, умением выражать собственное мнение, владеть телом, мимикой, жестами;

  • базироваться на знаниях, приобретенных обучающимися на уроках русского языка, развития речи, литературы, истории, музыки; окружающего мира;

  • применять новые образовательные технологии.

Основные цели программы по риторике для обучающихся 9 класса определились так:

1. Дать знания ученикам о риторике, как науке и искусстве красноречия.

  1. Совершенствовать умения и навыки риторической деятельности учащихся в разных сферах общения.

  2. Содействовать выявлению и развитию природных способностей обучающихся.

  3. Содействовать воспитанию «чуткого слушателя» (собеседника), тренировать языковую интуицию и формировать острое эстетическое восприятие художественного слова.

5. Способствовать воспитанию культуры речевого общения, стимулировать стремление к самосовершенствованию.

Для успешного овладения курса, учащимся не обойтись без углубленного изучения истории, филологических предметов, без знакомства с трудами известных учёных и мастеров устного слова, без серьёзной языковой работы над собой. Знания и умения в работе с компьютером помогут обучающимся находить необходимую информацию при подготовке публичных выступлений, презентаций, в подборе материалов для проектной деятельности.

Многие вопросы будут решены в практической плоскости, где учащиеся получат наставления и рекомендации по подготовке и произнесению речей, ориентир в широком потоке литературы, посвященной проблемам ораторской речи.

Для реализации данной программы следует использовать следующие формы организации:

- групповая работа с текстами, публичные выступления, индивидуальные речемыслительные тренинги, защита проектных идей, собственных гипотез, имитационные, ролевые, творческие, ситуативные игры, имитирующие правила поведения в различных сферах общения людей;

и методы работы:

  • выявление базовых элементов композиции и плана текста;

  • получение новых риторических знаний, путём анализа выступлений;

  • наблюдение образцов речи, их «сворачивание» и расширение;

  • экспертирование выступлений

  • собственное творчество детей в различных жанрах;

  • проектная деятельность;

  • решение коммуникативных, логических, психологических, нравственно-этических задач;

  • обсуждение вариантов чтения или выступления товарища с вопросами для пояснения его позиции, проведение различных интервью в устной и письменной формах с последующим анализом;

  • создание различных жизненных ситуаций, основой которых является диалог;

  • практикум: информационные виды публичных выступлений (сообщение, доклад, реферат, лекция); жанр посланий (ода, послание, письмо); жанр публичной речи (учебная, совещательная, судебная) и т.д;

  • корректное возражение и отказ.

В результате изучения программы по риторике учащиеся должны знать и уметь:

  • знать пути развития риторики в Древней Греции, Риме, России;

  • определять замысел речи-абзаца;

  • выделять тезис в небольших текстах;

  • анализировать, экспертировать;

  • изобретать собственные тексты в жанре сообщения, послания, размышления;

  • находить в тексте украшения речи, тропы (метафору, гиперболу, эпитеты, сравнения, символы) и риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.);

  • выступать с короткими сообщениями по собственному плану; составлять план и конспект лекции;

  • задавать вопросы различных типов;

  • участвовать в дискуссиях, диспутах, спорах с соблюдением логических и этико-психологических законов и правил, последовательно и доказательно отстаивать собственные убеждения;

  • высказывать своё независимое мнение относительно того или иного события, поступка, происшествия, факта и т.д.;

  • имитировать научные споры, разрешать конфликтные ситуации;

  • участвовать в проектной деятельности.

Темы данной программы носят проблемный характер и предполагают использование различных приёмов обучения:

  • игровых, проектных,

  • информационно-коммуникативных технологий;

  • технологии критического мышления.

Учебно-тематический план

9 класс


п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

Предмет риторики. Введение

5

2.

Исторические традиции риторики

6

3.

Построение ораторской речи

6

4.

Композиция речи

8

5.

Виды ораторской речи

10


Итого

35



















Учебно-методическое обеспечение программы по риторике


Список литературы для учителя:


1.Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 2004.

2.Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М., 2002.

3.Левин В.А. Воспитание творчества.- М.,2005.

4. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. М., 2004.

5.Кохтев Н.Н. Риторика. М., 2002.

6.Смелкова З.С. Азбука общения. Самара,2008.

7. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 2006.

8. Речь, речь, речь. Книга для учителя под редакцией Т.А.Ладыженской. М.,2006.

9. Волков А.А. Основы риторики. М.,2009.

10. Сычёв О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров. М., 2006.

11. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи. Русская речь, 2004.

12.Иванова С.Ф. Риторика завоёвывает место в школе. М.,2009



Список литературы для учащихся:


1.Школьная риторика под редакцией Т.А.Ладыженской, М.,2009.

2.Кохтев Н.Н. Риторика. М.,2007.

3. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.,2001.

4.Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении. М., 2006.

5.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.,2007.

6.Ночевник М.Н. Человеческое общение. М., 2004.

7. Родари Д. Грамматика фантазии.- М.,2008.

8.Камычек Я. Вежливость на каждый день. М.,2002.

9.Игры для интенсивного обучения. М.,2004.

10.Капинос В.И., Сергеева И.Н. Риторика._М., 2001.

11 Голуб И.Б., РозентальД.Э. Занимательная стилистика. М.,2009.



Календарно-тематическое планирование по риторике для обучающихся 9 класса


п/п

Тема раздела.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия, содержание деятельности

ЗУН учащихся, формирующиеся компетенции

Формы и методы, технологии

Дидактический материал,

оборудование

1. Предмет риторики. Введение (5 часов)

1

Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию

1


Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию

Научное определение риторики как науки, навык работы с текстами, технологическая компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторический анализ, поисковый метод

Тексты,

Учебно-методический комплекс (УМК)

2

Природа ораторского искусства, его разновидности

1


Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию

Научное определение риторики как науки, навык работы с текстами, с дополнительной литературой

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторический анализ, поисковый метод

Тексты

УМК, портреты великих ораторов

3

Образ оратора и предмет речи


1


Риторика рассматривается как комплексная дисциплина

Формировать отношение к личности оратора в целом


Научное определение риторики как науки, навык работы со словарями, технологическая компетентность

Риторические задачи, видео фильм «Ораторы прошлого».

Средства наглядности

Иллюстрации «Известные ораторы

4-5

Психологический контакт с аудиторией, реакция на ее поведение

2


Главным, центральным понятием риторики является оратор – человек, произносящий публичную речь

Научное определение риторики как науки, навык работы с дополнительной литературой, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Игры, речевые ситуации, создание проблемных ситуаций, тестирование

Средства наглядности, дидактический материал

Схемы, таблицы

2. Исторические традиции риторики (6 часов)

6

Риторика как искусство красноречия, ее зарождение в Древней Греции, Риме

1


Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, ее основы заложили Коракс, Лисий

Дать представления об особенностях зарождения риторики.


Пути возникновения риторики в Древней Греции, готовность к социальному взаимодействию

Риторический анализ

Презентация «Рито

рика Древней Греции, работа в группах – «мозговой штурм».

УМК

Иллюстрации,

Репродукции энциклопедии «Известные живописцы»

7

«Риторика» Аристотеля – первая классическая работа в данной области знания


1


Аристотель делит риторику на три части

Познакомить учащихся с классической работой, дать знания о влиянии этого произведения на последующие риторические труды.

Пути возникновения риторики в Древней Греции, навык работы с дополнительной литературой, технологическая компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторический анализ, аналитическая работа с текстами, поисковый метод

УМК

Иллюстрации

8

Римская риторика цицероновского времени


1


Теория ораторского искусства Цицерона

Рассказать о значении ораторской деятельности великого ритора, его убеждениях, умении их отстаивать

Пути возникновения риторики в Риме, анализ текстов из «Риторики» Цицерона, технологическая компетентность, готовность использовать информационные ресурсы

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторические задачи, игры, аналитическая работа, метод критического мышления.

Тексты, учебники, видеофильм «Цицерон».

9

Развитие риторики в средние века в Европе и на Руси


1


Господствующий жанр – церковное красноречие Дать знания о гомилетике - церковном красноречии, его влиянии на развитие русской риторики

Возникновение риторики в России, исследование дополнительной художественной и научной литературы технологическая компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторические задачи,

анализ текста, аналитическая работа, метод критического мышления

УМК

Учебники, тексты из учебника Н.Н.Кохтева

10

Образцы русского ораторского искусства 18 – начала 19 вв.

1


М.В. Ломоносов «Краткое руководство к риторике»

Развить интерес к личности великого учёного, государственного деятеля, поэта и писателя, ритора

Возникновение риторики в России, технологическая компетентность, подготовка сообщений,

Готовность к использованию информационных ресурсов


Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторические задачи,

анализ текста, аналитическая работа, метод критического мышления

УМК

Учебники, тексты, видеофильм М.В.Ломоносов

11

Сопоставительный анализ ораторской речи разных эпох


1


«Риторика»

Н.Ф. Кошанского,

М.М. Сперанского,

М.И. Усачева

Научить сопоставлять и анализировать примеры ораторской речи разных эпох

Сопоставительный анализ, навык работы с компьютерной информацией, коммуникативная компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторический анализ, аналитическая работа, метод критического мышлении, речевой тренинг

УМК, дидактический материал, образцы ораторского искусства из книги Н.Н.Кошанского

3. Построение ораторской речи (6 часов)

12-13

Докоммуникативная фаза ораторской речи (подготовительный

этап)

2


Особенности докоммуникативной фазы, навык работы с дополнительной литературой

Сопоставительный анализ, навык работы с информацией, технологическая компетентность, готовность к социальному взаимодействию

Дыхательная гимнастика

Риторические задачи,

анализ текста, поисковый метод работы

УМК

Учебники, тексты

Схемы, таблицы

14-15

Коммуникативная фаза

(этап произнесения речи).

Практика.



2


Особенности коммуникативной фазы, навык построения речи

Сопоставительный анализ, навык работы с информацией, готовность к разрешению проблем, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторические задачи, анализ текста, поисковый метод работы, речевой тренинг, работа с аудиозаписью речей учащихся.

УМК

Учебники, тексты

Диктофонные записи

16-17

Посткоммуникативная фаза.

Практика (этап рефлексии).


2


Особенности посткоммуникативной фазы, умение прогнозировать, навыки рефлексии

Сопоставительный анализ, навык работы с информацией, готовность к разрешению проблем, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность, готовность к самообразованию

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторические задачи, анализ текста, поисковый метод работы, произнесение речи с последующим самоанализом


УМК

Учебники, тексты, видеозаписи.

Таблицы

Композиция речи (8часов)

18

План устного выступления: вступление, основная часть, заключение

1


План отражает внутреннюю структуру выступления.

Элементы композиции:

- вступление

- определение предмета

- изложение

- подтверждение или опровержение

- заключение


Композиция

Структура композиции, умение выделять главные составляющие композиции, технологическая компетентность, готовность к самообразованию

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторические задачи, упражнения в технике речи.

Видеозаписи

Средства наглядности

Схемы, таблицы

19-20

Способы развития общих положений речи: объявление, сравнение, противопоставление. Иллюстрация (развернутый вопрос), статистика, ссылка, повторение.

2


Сравнение.

Иллюстрации.

Развивать внимание к речи собеседника, умение сравнивать, экспертировать.

Знание образцов речи. Жанровые особенности.

Технологическая компетентность, готовность к использованию информационных ресурсов

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторический анализ, упражнения в технике речи

Учебники, карточки-

Коммуникаторы

Схемы, таблицы

21-24

Проблемный вопрос. Альтернативные варианты в решении проблемного вопроса.


4


Альтернатива.

Проблема.

Учить умению находить необходимые варианты в разрешении проблем, способствовать поиску нестандартных решений.

Знание образцов речи. Жанровые особенности

Навыки проектной работы, готовность к разрешению проблем, коммуникативная компетентность.

Решение проблемного вопроса через проектную деятельность.

Учебники, карточки

Оборудование, материалы

для работы над проектами

25

Произнесение речи по приготовленному плану-конспекту. Практика.


1


Стилистика речи.

Учить выделять, сворачивать и разворачивать текст выступления

Знание образцов речи. Жанровые особенности Навыки проектной работы

Технологическая компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторический анализ, проектная деятельность

Учебники, карточки,

компьютер, проектор

4. Виды ораторской речи (10 часов)

26

Спонтанная и подготовленная речь. Информирующие и убеждающие речи.

1


Среди конкретных видов речи Ломоносов выделяет проповедь, а также надгробную и академическую речи. Кошанский называет духовным мирское красноречие

Составление плана, плана-конспекта, конспекта выступления, работа с материалами СМИ, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию.

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Публичные выступления, презентации

Средства наглядности, компьютер, проектор

Записи выступлений российских политиков (Путина ,Медведева, Зюганова, Жириновского); фрагментов программы «К барьеру» Соловьёва

27

Публичный монолог и диалог



1


Монолог

Диалог

Обучать формулировке вопросов, проясняющих цель, позицию говорящего, задач общения.

Составление плана, плана-конспекта, конспекта выступления работа с материалами СМИ, Интернета

Коммуникативная компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Публичные выступления, презентации

Средства наглядности,

компьютер, проектор. Записи выступлений.

28-

29

Доклад, инструкция, лекция



2


Доклад

Способствовать активному использованию различных формулировок вопросов в различных речевых ситуациях, выделять тему, цель, задачу.


Составление плана, плана-конспекта, конспекта выступления работа с материалами СМИ, Интернета

Коммуникативная компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Публичные выступления, презентации

Средства наглядности, компьютер, проектор. Записи выступлений, программ.

30

Полемический диалог, дискуссия



1


Дискуссия

Учить видеть смысл задаваемого вопроса, уметь подбирать аргументы и факты, уважать оппонента


Составление плана, плана-конспекта, конспекта выступления работа с материалами СМИ, Интернета, готовность к разрешению проблем, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Публичные выступления,

презентации

Средства наглядности,

Компьютер, проектор Записи выступлений российских и зарубежных политиков, бизнесменов, артистов.

Записи выступлений городских депутатов, Главы города

31-

32

Спор, дискуссия, беседа



2


Спор, виды спора

Учить видеть смысл задаваемого вопроса, уметь подбирать аргументы и факты, уважать оппонента


Составление плана, плана-конспекта, конспекта выступления работа с материалами СМИ, готовность к разрешению проблем, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Публичные выступления,

презентации

Компьютер, проектор Средства наглядности

Фрагменты телевизионных дискуссий, полемических диалогов, споров.

33

Основные принципы ведения полемики. Логические опровержения взглядов оппонентов


1


Полемика

Логика оппонентов

Учить видеть смысл задаваемого вопроса, уметь подбирать аргументы и факты, уважать оппонента


Составление плана, плана-конспекта, конспекта выступления работа с материалами СМИ, Интернета

Готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Публичные выступления,

презентации

Компьютер, проектор Средства наглядности. Записи публичных выступлений студентов, школьников, педагогов.

34

Импровизация.

Деловые переговоры. Интеллектуальная терпимость


1


Импровизация

Интеллект.
Учить проявлять такт, уважение, толерантность

Составление плана, плана-конспекта, конспекта выступления работа с материалами СМИ, Интернета

Готовность к самообразованию, коммуникативная компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Публичные выступления,

презентации

Компьютер, проектор Средства наглядности. Презентация.

35


Выступления, лекции, доклады, дискуссии. Практика


1


Подготовка и проведение публичного выступления

Составление плана, плана-конспекта, конспекта выступления

Готовность к разрешению проблем, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Публичные выступления,

презентации

Компьютер, проектор Средства наглядности, демонстрация презентаций














РЕЦЕНЗИЯ

на программу по риторике для 9 класса


В условиях развития информационного общества, активного применения информационных технологий в процессе коммуникации становится актуальным умение строить собственные высказывания, отбирать эффективные средства воздействия на собеседника. Этому искусству учит риторика, приемы и методы которой так актуальны в условиях развивающейся письменной речи. Освоенные приемы, как верно замечает автор программы, являются средством самовыражения и самоопределения школьников.

Программа выдержана в деятельностном подходе, поскольку способы и приемы построения речи осваиваются в практической деятельности.

Инновационный характер программы определяется содержанием и применяемыми технологиями. Так, содержанием обучения является речь вокруг нас: выступления самих школьников, публикуемые доклады, рефераты, защиты проектов, диспуты. Важным является использование материалов выступления видных политиков государства по телевидению и в средствах массовой информации. Это позволяет формировать модель социального поведения и актуализировать внимание на современной жизни общества, придавая системе образования открытый характер.

Наряду с этим используется материал из истории риторики, демонстрирующий необходимые сегодня приемы и способы построения речемыслительного процесса. Активно используются тексты изучаемого материала по литературе.

Новизна учебной программы определяется и видами деятельности детей. Наряду с анализом текстов с позиций ораторского искусства, учащиеся осуществляют экспертизу учебных презентаций, проектов, рефератов, заметок. Сами практикуют дискуссию, выстраивают позиционные роли и готовят выступления. Интересен материал для самоанализа своей речемыслительной деятельности, используемый учителем: диктофонные и видеозаписи своих выступлений.

Привлекает внимание и композиционность роли учителя: «собеседник», «эксперт», «диагност», «оппонент», «критик», «консультант» и так далее. Само по себе это уже эффективный учебный материал, демонстрирующий приемы и способы разного речемыслительного процесса.

Несомненной заслугой и инновационностью программы является ее социокультурная направленность, эффективность педагогических средств и ориентация на конечный результат – развитие коммуникационной компетентности школьников.


Рецензент: Клюсова Т.В., кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО

Обсуждение материала
Марина Гилярова
23.10.2011 18:54
Представленная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к документам такого рода, в тексте имеется пояснительная записка, учебно-тематический план, учебно-методическое обеспечение программы по риторике, календарно-тематическое планирование по риторике для обучающихся 9 класса, рецензия. Содержание учебной дисциплины коротко прописано в календарно - тематическом планировании. Но, на мой взгляд, в рабочей программе должны быть материалы для контроля учащихся - варианты контрольных работ, тестовые задания, контрольные вопросы, задания к билетам, темы проектных работ, темы рефератов, реферативных сообщений, направления проектной деятельности и т.д. Без этого и подробного содержания данная рабочая программа плавно переходит в планирование.
Пояснительная записка перечисляет развивающие компетентности, основные цели и задачи программы, формы организации учебной деятельности, методы работы, знания, умения и навыки, приобретаемые при обучении по данной программе. Хотелось бы увидеть как итог описания формы заключительного контроля и итоговой аттестации.
Для меня остался непонятным вопрос совпадения тем по риторике для 8-го и 9-го класса. И еще одно совпадение: второй урок копирует у первого все, кроме названия. Желательно добавить домашнее задание в разработку.
В целом планирование можно использовать в учебном процессе.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос