Рабочая программа по географиив 9 классе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кабы Коприйская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ
«Согласовано» Руководитель МО _____________Гибасева Э.М. Протокол № ___ от «____»____________20__ г. |
«Утверждаю» Директор школы _____________Шарафуллина М.Х. Приказ № ___ от «__»_____20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«География России. Население и хозяйство»
9 класс
Учитель:
Гибасенва Э.Р.
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
2004 г.
-
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В IX классе — 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Практических работ- 12
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ.
IX КЛАСС (70 часов)
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Что изучает экономическая и социальная география.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать
- источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (17 часов)
Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье (3 часа)
Топливно-энергетический комплекс, его значение и отраслевой состав. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливно-энергетический баланс. Роль ТЭК во внешней торговле России со странами нового зарубежья и развитыми странами.
Угольная промышленность. Роль угля в хозяйстве. Способы добычи. Качество угля. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Нефтяная и газовая промышленность. Роль нефти и газа в формировании современного хозяйства. Нефть и газ — и топливо, и химическое сырье. Основные районы добычи нефти и газа, Система трубопроводов.
Электроэнергетика. Типы электростанций и факторы их размещения. Доля различных типов станций в производимой электроэнергии. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на природные условия.
Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (8 часов)
Комплекс конструкционных материалов. Горнодобывающая промышленность.
Черная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий и факторы их размещения. География черной металлургии, металлургические базы. Современные проблемы российской металлургии: отсталая производственная база, низкое качество продукции, низкий уровень экологичности.
Цветная металлургия, значение, отраслевой состав. Возрастающая роль цветной металлургии при снижении производства и потребления черных металлов. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых цветных металлов.
Химическая промышленность, значение, отраслевой состав. Главные факторы размещения, районы и центры химической промышленности.
Лесная промышленность. Лесные ресурсы, лесоизбыточные районы. Отраслевой состав, факторы размещения основных производств лесной промышленности. Важнейшие лесопромышленные комплексы.
Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав. Роль специализации и кооперирования. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко -, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Важнейшие проблемы машиностроительного комплекса в условиях перехода к рынку: необходимость структурной перестройки, технологическая отсталость, низкие качество и конкурентоспособность продукции.
Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (6 часов)
Инфраструктурный комплекс,значение и состав. Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути. Связь. Сфера обслуживания.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать
- основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.
ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (41 час)
Районирование территории (1 час)
Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать
- различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования.
Европейская Россия (Западный макрорегион) (23 часа).
Европейский Север (4 часа)
Приморское положение, его влияние на формирование хозяйства. Богатство и разнообразие ресурсной базы: минеральные лесные, водные и рыбные ресурсы. Сложные природные условия их влияние на жизнь и труд людей. Невысокая численность и плотность населения. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности Морской транспорт. Проблемы охраны северной природы. Экономические и социальные проблемы.
Северо-Западная Россия (4 часа)
Изменение географического положения после распада СССР. Природные особенности и ресурсы. Концентрация 2/3 населения и 90% промышленного потенциала в Санкт-Петербурге. Ведущая роль машиностроения. Цветная металлургия и химическая промышленность. Проблемы развития портового хозяйства. Скоростная магистраль Санкт-Петербург — Москва. Культурно-историческое значение Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова. Экологические проблемы Финского залива и реки Невы.
Центральная Россия (4 часа)
Центральная Россия — экономическое и политическое ядро страны.
Преимущества географического положения. Благоприятные природные условия. Не комплексность ресурсной базы, дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокие численность и плотность населения, качество трудовых ресурсов. Преобладание городского населения.
Высокий уровень концентрации науки. Специализация хозяйства на науко- и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, текстильная, химическая и лесная промышленность. АПК, роль пригородного сельского хозяйства. Сравнительно высокий уровень развития социальной сферы. Отдых и туризм.
Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Проблемы регулирования и развития крупных городских агломераций.
Европейский Юг (4 часа)
Особенности географического положения. Многонациональный состав населения. Межнациональные проблемы. Преобладание сельского населения. Рекреационные, агроклиматические, минеральные ресурсы. Агропромышленный комплекс: многоотраслевое сельское хозяйство, пищевая промышленность. Машиностроение и цветная металлургия. Курортное хозяйство, туризм. Экономические, экологические и социальные проблемы района.
Поволжье (3 часа)
Географическое положение. Волга — стержень развития экономики. Благоприятные природные условия. Наличие гидроэнергоресурсов, нефти и газа. Земельно-почвенные ресурсы. Многонациональный состав населения.
Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэлектроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы Волги.
Урал (4 часа)
Географическое положение. Разнообразие минеральных ресурсов, интенсивность их использования. Проблемы населения, трудовых ресурсов. Взаимосвязь отраслей специализации. Горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая промышленность, машиностроение. ВПК. Отставание развития социальной сферы. Экономические, экологические и социальные проблемы района.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать
- основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.
Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (16 часов).
Общая характеристика районов Востока России. Географическое положение, соотношение площади и численности населения, дефицит трудовых ресурсов. Природные условия и ресурсы. Приоритетное развитие добывающей промышленности. Очаговое размещение экономики.
Западная Сибирь (4 часа)
Экономико-географическое положение. Разнообразие топливно-энергетических ресурсов. Нефтегазохимический комплекс, его структура и размещение. Основные трубопроводы. Тепло-, электроэнергетика, лесная и рыбная промышленность. Угольно-металлургический комплекс Кузбасса. Экологические проблемы.
Восточная Сибирь (7 часов)
Экономико-географическое положение. Богатство и разнообразие природных ресурсов (рудные, энергетические, водные, лесные) при экстремальных природных условиях. Гидро-, электроэнергетика и развитие энергоемких производств: целлюлозно-бумажная промышленность, цветная металлургия. Основные промышленные узлы.
Дальний Восток (4 часа)
Экономико-географическое положение и его влияние на формирование хозяйства. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Рыбная, лесная промышленность, добыча и обогащение руд цветных металлов. Добыча золота и алмазов. Морской транспорт и внешняя торговля, крупнейшие порты. Энергетические и экологические проблемы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать
- основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.
География Татастана (10 часов).
Определение особенностей экономическо-географического положения территории, Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Урок |
Факт. |
Содержание |
Коли-чество часов |
Пр.работы |
Д/З |
|
||
Введение (1 час) |
|
|
||||||
1. |
|
Введение |
1 |
|
С 3-4 |
|
||
IV. Хозяйство России (продолжение) (17 часов) |
|
|
||||||
|
|
|
||||||
2. |
|
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы. |
1 |
|
§1, в 1-3 |
|
||
3. |
|
Топливная промышленность. Практическая работа №1 |
1 |
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. |
§2, в 1-4 |
|
||
4. |
|
Электроэнергетика. Практическая работа №2 |
1 |
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. |
§3, таблица |
|
||
|
|
|
||||||
5. |
|
Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Практическая работа №3 |
1 |
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. |
§4 вопросы, стр24 |
|
||
6. |
|
Металлургия. География черной металлургии. |
1 |
|
§5, в 1-3 |
|
||
7. |
|
География цветной металлургии. |
1 |
|
§6 в1,4 |
|
||
8. |
|
Химическая промышленность. |
1 |
|
§7 в 1-3 |
|
||
9. |
|
География химической промышленности. |
1 |
|
§8 ответить на вопросы |
|
||
10. |
|
Лесная промышленность. |
1 |
|
§9 ответить на вопросы |
|
||
11. |
|
Машиностроение. География машиностроения. |
1 |
|
§10,11 в1-2 |
|
||
12. |
|
Пищевая и легкая промышленность. |
1 |
|
§12 вопросы на с 56 |
|
||
|
|
|
||||||
13. |
|
Состав и значение третичного сектора экономики. |
1 |
|
§13 в 1-2 |
|
||
14. |
|
Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. |
1 |
|
§14 вопросы с 69 |
|
||
15. |
|
Другие виды транспорта. Связь. |
1 |
|
§15 сообщение о развитии связи |
|
||
16. |
|
Сфера обслуживания. Наука. |
1 |
|
§16 вопросы с 82 |
|
||
17. |
|
Жилищное и рекреационное хозяйство. Практическая работа №4 |
1 |
Нанесение на контурную карту районов России привлекательных для развития рекреационного хозяйства. |
§17 вопросы на с84 |
|
||
18. |
|
Урок обобщения знаний по разделу «Хозяйство России». |
1 |
|
|
|
||
V. География крупных регионов России (41 часов) |
|
|
||||||
4. Районирование территории (1 час) |
|
|
||||||
19. |
|
Зачем районировать территорию страны? |
1 |
|
§18 вопросы с 93 |
|
||
|
|
|
||||||
20. |
|
Общая характеристика Европейской России |
1 |
|
§19 |
|
||
5.1.Европейский Север (4 часа) |
|
|
||||||
21. |
|
Европейский Север. Факторы формирования района. |
1 |
|
§20 ответить на вопросы |
|
||
22. |
|
Природа Европейского Севера. |
1 |
|
§21 ответить на вопросы |
|
||
23. |
|
Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. |
1 |
|
§22 вопросы с111 |
|
||
24. |
|
Хозяйство Европейского Севера. |
1 |
|
§23 работа на контр карте |
|
||
5.2. Северо-Западный район (4 часа) |
|
|
||||||
25. |
|
Северо-Западный район. Факторы формирования района. |
1 |
|
§24 в1-3 |
|
||
26. |
|
Природа Северо-Запада. Население и хозяйственное освоение района. |
1 |
|
§25,26 работа на контр карте |
|
||
27. |
|
Хозяйство Северо-Запада. |
1 |
|
§27 ответить на вопросы |
|
||
28. |
|
Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада. Практическая работа №5 |
1 |
Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. |
§28 в3 |
|
||
5.3. Центральная Россия (4 часа) |
|
|
||||||
29. |
|
Центральная Россия. Факторы формирования района. Практическая работа №6 |
1 |
Характеристика района по типовому плану |
§29 зад с133 |
|||
30. |
|
Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России. |
1 |
|
§ 30,31 вопр с 140 |
|||
31. |
|
Московская столичная агломерация. |
1 |
|
§32 сообщение о достоприм. |
|||
32. |
|
Хозяйство Центральной России. Практическая работа №7 |
1 |
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. |
§33 работа на контр карте |
|||
5.4. Европейский Юг (4 часа) |
|
|||||||
33. |
|
Европейский Юг. Факторы формирования района. |
1 |
|
§34 в 1-3 |
|||
34. |
|
Природа Европейского Юга. |
1 |
|
§35в 1-2 с 157 |
|||
35. |
|
Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. |
1 |
|
§36 вопросы с 160 |
|||
36. |
|
Хозяйство Европейского Юга. |
1 |
|
§37 в1-2 |
|||
5.5. Поволжье (3 часа) |
|
|||||||
37. |
|
Поволжье. Факторы формирования. Особенности природы районы. |
1 |
|
§38 в 1-2 §39 в 1-2 |
|||
38. |
|
Население и хозяйственное освоение Поволжья. Практическая работа №8 |
1 |
Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. |
§40 в1-3 |
|||
39. |
|
Хозяйство Поволжья. |
1 |
|
§41 сообщение о машиностроительном предприятии |
|||
5.6.Урал (4 часа) |
|
|
||||||
40. |
|
Урал. Факторы формирования района. |
1 |
|
§42 работа на контурной карте |
|||
41. |
|
Природа Урала. |
1 |
|
§43 в 2,3 |
|||
42. |
|
Население и хозяйственное освоение Урала. |
1 |
|
§44 в1-3 |
|||
43. |
|
Хозяйство Урала. Практическая работа №9 |
1 |
Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем. |
§45 табл |
|||
6. Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (16 часов) |
|
|
||||||
44. |
|
Азиатская Россия. Общая характеристика. |
1 |
|
§46 в1-3 |
|||
6.1. Западная Сибирь (4 часа) |
|
|
||||||
45. |
|
Западная Сибирь. Факторы формирования района. |
1 |
|
§47 в 1,2 |
|||
46. |
|
Природа Западной Сибири. |
1 |
|
§48 вопросы с209 |
|||
47. |
|
Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. |
1 |
|
§49 в1-3 |
|||
48. |
|
Хозяйство Западной Сибири. |
1 |
|
§50 таблица |
|||
6.2. Восточная Сибирь (7 часов) |
|
|
||||||
49. |
|
Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. |
1 |
|
§51 вопросы с 217 |
|||
50. |
|
Природа Севера Восточной Сибири. |
1 |
|
§52 вопросы с 221 |
|||
51. |
|
Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. |
1 |
|
§53 в1,2 |
|||
52. |
|
Хозяйство Севера Восточной Сибири. |
1 |
|
§54 вопросы с 227 |
|||
53. |
|
Южная Сибири: факторы формирования района. |
1 |
|
§55 сообщение о Байкале |
|||
54. |
|
Кузнецко-Алтайский подрайон. Практическая работа №10 |
1 |
Изучение и оценка природных условий района для жизни и быта человека. |
§56 в 1,2 |
|||
55. |
|
Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. |
1 |
|
§57 в1-4 |
|||
6.3. Дальний Восток (4 часа) |
|
|
||||||
56. |
|
Дальний Восток. Факторы формирования района. |
1 |
|
§58в 1-3 |
|||
57. |
|
Природа Дальнего Востока. |
1 |
|
§59 в13с 247 |
|||
58. |
|
Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. |
1 |
|
§60 в1,2 |
|||
59. |
|
Хозяйство Дальнего Востока. |
1 |
|
§61 табл |
|||
60 |
|
Россия и страны нового зарубежья Практическая работа № «Определение места России в экономике стран Балтии и СНГ» |
1 |
|
|
|||
. |
|
География Татарстана |
10 часов |
|
|
|||
|
|
Население и трудовые ресурсы |
2 часа |
|
|
|||
61. |
|
Численность. Городское и сельское население. Национальный состав |
1 |
|
С 113-120 |
|||
62. |
|
Трудовые ресурсы. Социальные и бытовые условия населения. Здравоохранение. Развитие культуры, просвещения и науки. Практическая работа №11 |
1 |
. Описание и оценка условий жизни, труда, отдыха в районе. |
С 121-129 |
|||
|
|
География народного хозяйства. |
4 часа |
|
|
|||
63. |
|
Общая характеристика народного хозяйства. ТЭК, машиностроительный, Химическая и нефтехимическая промышленности. Практическая работа №12 |
1 |
Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона. |
С 130-145 |
|||
64. |
|
Строительный комплекс. Легкая и пищевая промышленности. Комплекс отраслей, обслуживающих население. |
1 |
|
С 146-159 |
|||
65. |
|
География АГП. |
1 |
|
С 160-172 |
|||
66. |
|
География транспорта. |
1 |
|
С 172-180 |
|||
|
|
Экономико- географические районы и города. |
3 часа |
|
|
|||
67. |
|
Промышленное Приволжье. Сельскохозяйственное Предволжье. |
1 |
|
С 181-190 |
|||
68. |
|
Западное Закамье. Восточное Закамье. |
1 |
|
С 191-195 |
|||
69. |
|
Прикамье. Предкамье. |
1 |
|
С 196-213 |
|||
70 |
|
Итоговый урок |
1 |
|
|
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
-
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
-
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
-
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
-
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
-
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
-
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
-
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
-
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
-
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
-
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»