Формирование здорового образа жизни у школьников
Описание
Мешкова Ольга Сергеевна, социальный педагог,
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 п. Октябрьский
Чунского района Иркутской области
Формирование здорового образа жизни у школьников
Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни.
Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).
Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития детей и подростков.
Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья, медицинскую активность.
По определению В.А. Мижерикова «Здоровый образ жизни – антиотравляющее воспитание, осознание опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развитие нравственно – эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Основными показателями сформированности ЗОЖ считают развитие двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний половой жизни».
По определению Всероссийской организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия».
По определению Г.Н. Шаталова «Здоровье – это такое состояние духа, эмоционально – психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, ответственности за него».
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «здоровье» рассматривается как правильная, нормальная деятельность организма.
Из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод, что:
Здоровье – это процесс динамический, триединый, включающий в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Образовательный компонент
Цель: формирование необходимого уровня знаний и развитие самосознания ребенка, адекватного возраста.
Включает в себя специфические знания (знание о действиях химических веществ, изменяющих состояние сознания, на организм, о механизмах развития заболеваний, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость, понимание и осознание того, что происходит с человеком при употреблении ПАВ) и неспецифические знания (знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, желаний, возможный контроль образа жизни.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Психологический компонент
Цель: Психологическая поддержка ребенка.
Включает в себя: формирование адекватной самооценки ребенка; формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя; формирование умений определять и нести ответственность за себя, свои поступки, действия, умения обратиться при необходимости за помощью.
Подразумевает коррекцию определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от ПАВ. Создание благоприятного доверительного климата в семье, ученическом коллективе, психологическую адаптацию детей их группы риска.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Социальный компонент
Цель: формирование социальных условий и личностных навыков для здорового образа жизни.
Помощь в социальной адаптации ребенка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости свободного времени, трудоустройство подростков и т.д.
Основные задачи для достижения поставленных целей проведения профилактической работы с детьми и подростками:
— дать объективную информацию о действиях химических веществ на организм и его последствиях. Ориентировать на ЗОЖ.
— сориентировать, научить и стимулировать ребенка на действия, предполагающих выбор и ответственность за него.
— развить определенные поведенческие навыки: научить говорить «нет» в критических ситуациях, быть осторожным, не скрывать негативной информации и т.п.
При работе с детьми по первичной профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и подростков необходимо учитывать следующие социальные факторы, способствующие распространению наркотизации:
1.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Социально-экономическое неблагополучие семьи:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Социальная изолированность семьи;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Неудовлетворенность жилищными условиями;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Малопристижность работы, безработность родителей;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Частые перемены места жительства.
2.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Неумелость и непоследовательность семейного воспитания:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Отсутствие в семье единых норм поведения;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Воспитательная неуверенность родителей;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательность;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Семейные конфликты;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Генетическая предрасположенность данной семьи к употреблению алкоголя и ПАВ;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Сексуальные извращения и насилие в семье.
3.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Школьная социальная ситуация:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Трудности к социальной адаптации в младших классах;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Неудачи в учебе в средней школе;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Отсутствие привязанности мотивации обучения;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Устойчивая неуспеваемость и отсутствие желания продолжать обучение в старших классах;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Непоследовательность в поведении педагогов и несогласованность действий педагогического коллектива.
4.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Социальное окружение сверстников:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Отчуждение и подростковое бунтарство («я не такой как все»);
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Положительное отношение к алкоголю и наркотикам («наркотики – хорошо проведенное время с друзьями»);
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Знакомство и общение с наркозависимыми лицами;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Отсутствие традиций «социальной рекламы» в СМИ;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Скрытая и косвенная реклама наркотиков в сети Интернет, в молодежной субкультуре, в современной рок-музыке, видеофильмах.
5.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Неблагоприятное социальное окружение семьи и школы:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Высокий уровень преступности района проживания;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Общественная необустроенность района проживания;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Соседство наркопритонов и точек продажи ПАВ.
Каждый из нас знает, что установка на здоровье и соответственно на ЗОЖ не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому в нашей школе большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися, направленное на развитие осознанного отношения к собственному здоровью, умения противостоять влиянию и делать свой выбор осознанно, реально оценивая его последствия. В школьный компонент учебного плана МОУ СОШ №3 п. Октябрьский заложены и преподаются учителями школы, следующие элективные курсы: «Полезная прививка», «Основы психологии семейной жизни», Экология человека», «Основы медицинских знаний», «Социальная экология» и др. В системе ведется работа по повышению социально-психологической культуры родителей учащихся в области сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, так как огромное влияние на ребенка, формирование его поведения, реагирование на жизненные ситуации оказывает семья.
Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо, из дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Организуя образование в области здоровья, родителям, а также педагогам нужно помнить:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Если ребенка часто подбадривать – он учится уверенности в себе;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Если ребенку живется с чувством безопасности – он учится верить;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Если ребенку удается достигать желаемого – он учиться надежде;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учиться находить в этом мире любовь.
Не менее важно для сохранения здоровья развивать у ребенка способность рассматривать и себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют у ребенка желание самосовершенствоваться, позволяют видеть свои личностные возможности, повышать интеллектуальный потенциал.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Мы должны помочь ребенку осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать ребенка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Воспитание в области здоровья должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельностью. Осваивая знания и умения, ребенок учиться не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.
Важно, чтобы в процессе работы с ребенком, он усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.
Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: в мальчиках – силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках – пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.
Воспитание в области здоровья служит укреплению своей семьи. Ребенок должен узнать российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости.
Библиография:
1.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Е.А. Воронова, Здоровый образ жизни в современной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2008г.
2.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Л.М. Игольницына, Профилактика социально-негативных явлений в среде детей, подростков и молодежи. Иркутск: Издательство Иркутского госуниверситета, 2005г.
3.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> М.А. Павлова, Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград: Учитель, <metricconverter w:st=«on» productid=«2009 г»>2009 г.
4.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> О.Н. Рудакова, Как сохранить здоровье школьников. Волгоград: Учитель, 2008г.
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 п. Октябрьский
Чунского района Иркутской области
Формирование здорового образа жизни у школьников
Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни.
Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).
Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития детей и подростков.
Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья, медицинскую активность.
По определению В.А. Мижерикова «Здоровый образ жизни – антиотравляющее воспитание, осознание опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развитие нравственно – эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Основными показателями сформированности ЗОЖ считают развитие двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний половой жизни».
По определению Всероссийской организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия».
По определению Г.Н. Шаталова «Здоровье – это такое состояние духа, эмоционально – психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, ответственности за него».
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «здоровье» рассматривается как правильная, нормальная деятельность организма.
Из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод, что:
Здоровье – это процесс динамический, триединый, включающий в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Образовательный компонент
Цель: формирование необходимого уровня знаний и развитие самосознания ребенка, адекватного возраста.
Включает в себя специфические знания (знание о действиях химических веществ, изменяющих состояние сознания, на организм, о механизмах развития заболеваний, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость, понимание и осознание того, что происходит с человеком при употреблении ПАВ) и неспецифические знания (знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, желаний, возможный контроль образа жизни.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Психологический компонент
Цель: Психологическая поддержка ребенка.
Включает в себя: формирование адекватной самооценки ребенка; формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя; формирование умений определять и нести ответственность за себя, свои поступки, действия, умения обратиться при необходимости за помощью.
Подразумевает коррекцию определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от ПАВ. Создание благоприятного доверительного климата в семье, ученическом коллективе, психологическую адаптацию детей их группы риска.
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Социальный компонент
Цель: формирование социальных условий и личностных навыков для здорового образа жизни.
Помощь в социальной адаптации ребенка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости свободного времени, трудоустройство подростков и т.д.
Основные задачи для достижения поставленных целей проведения профилактической работы с детьми и подростками:
— дать объективную информацию о действиях химических веществ на организм и его последствиях. Ориентировать на ЗОЖ.
— сориентировать, научить и стимулировать ребенка на действия, предполагающих выбор и ответственность за него.
— развить определенные поведенческие навыки: научить говорить «нет» в критических ситуациях, быть осторожным, не скрывать негативной информации и т.п.
При работе с детьми по первичной профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и подростков необходимо учитывать следующие социальные факторы, способствующие распространению наркотизации:
1.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Социально-экономическое неблагополучие семьи:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Социальная изолированность семьи;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Неудовлетворенность жилищными условиями;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Малопристижность работы, безработность родителей;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Частые перемены места жительства.
2.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Неумелость и непоследовательность семейного воспитания:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Отсутствие в семье единых норм поведения;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Воспитательная неуверенность родителей;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательность;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Семейные конфликты;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Генетическая предрасположенность данной семьи к употреблению алкоголя и ПАВ;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Сексуальные извращения и насилие в семье.
3.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Школьная социальная ситуация:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Трудности к социальной адаптации в младших классах;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Неудачи в учебе в средней школе;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Отсутствие привязанности мотивации обучения;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Устойчивая неуспеваемость и отсутствие желания продолжать обучение в старших классах;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Непоследовательность в поведении педагогов и несогласованность действий педагогического коллектива.
4.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Социальное окружение сверстников:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Отчуждение и подростковое бунтарство («я не такой как все»);
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Положительное отношение к алкоголю и наркотикам («наркотики – хорошо проведенное время с друзьями»);
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Знакомство и общение с наркозависимыми лицами;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Отсутствие традиций «социальной рекламы» в СМИ;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Скрытая и косвенная реклама наркотиков в сети Интернет, в молодежной субкультуре, в современной рок-музыке, видеофильмах.
5.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Неблагоприятное социальное окружение семьи и школы:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Высокий уровень преступности района проживания;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Общественная необустроенность района проживания;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Соседство наркопритонов и точек продажи ПАВ.
Каждый из нас знает, что установка на здоровье и соответственно на ЗОЖ не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому в нашей школе большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися, направленное на развитие осознанного отношения к собственному здоровью, умения противостоять влиянию и делать свой выбор осознанно, реально оценивая его последствия. В школьный компонент учебного плана МОУ СОШ №3 п. Октябрьский заложены и преподаются учителями школы, следующие элективные курсы: «Полезная прививка», «Основы психологии семейной жизни», Экология человека», «Основы медицинских знаний», «Социальная экология» и др. В системе ведется работа по повышению социально-психологической культуры родителей учащихся в области сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, так как огромное влияние на ребенка, формирование его поведения, реагирование на жизненные ситуации оказывает семья.
Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо, из дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Организуя образование в области здоровья, родителям, а также педагогам нужно помнить:
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Если ребенка часто подбадривать – он учится уверенности в себе;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Если ребенку живется с чувством безопасности – он учится верить;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Если ребенку удается достигать желаемого – он учиться надежде;
§<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учиться находить в этом мире любовь.
Не менее важно для сохранения здоровья развивать у ребенка способность рассматривать и себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют у ребенка желание самосовершенствоваться, позволяют видеть свои личностные возможности, повышать интеллектуальный потенциал.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Мы должны помочь ребенку осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать ребенка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Воспитание в области здоровья должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельностью. Осваивая знания и умения, ребенок учиться не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.
Важно, чтобы в процессе работы с ребенком, он усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.
Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: в мальчиках – силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках – пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.
Воспитание в области здоровья служит укреплению своей семьи. Ребенок должен узнать российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости.
Библиография:
1.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Е.А. Воронова, Здоровый образ жизни в современной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2008г.
2.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> Л.М. Игольницына, Профилактика социально-негативных явлений в среде детей, подростков и молодежи. Иркутск: Издательство Иркутского госуниверситета, 2005г.
3.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> М.А. Павлова, Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград: Учитель, <metricconverter w:st=«on» productid=«2009 г»>2009 г.
4.<span style=«FONT: 7pt "Times New Roman"»> О.Н. Рудакова, Как сохранить здоровье школьников. Волгоград: Учитель, 2008г.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Социальный педагог
Методики, формы работы, программы
17 октября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Аттестация педагогов: новые правила. Какие изменения внесены в порядок проведения аттестации
- Вебинар «Маршрут непрерывного образования педагога: нормативно-правовые основы и эффективные технологии»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС