Рабочая программа по математике для 1 класса
учебной «Программы по математике для четырехлетней начальной школы» авт. Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких,
ФГОС начального общего образования 2009года.
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основе программы " Математика" ( для четырехлетней начальной школы) авт. Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой, А. Г. Рубина, А. П. Тонких. В соответствии с рекомендациями по написанию рабочих программ( ОС " Школа 2100") содержит разделы:
пояснительная записка,
общая характеристика учебного предмета,
описание места учебного предмета в учебном плане,
описание ценностных ориентиров содержания,
планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,
содержание учебного предмета,
поурочное тематическое планирование математики в 1 классе,
материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Поурочное тематическое планирование составлено строго в соответствии с рекомендациями Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования по внедрению ФГОС 2 поколения в рамках курса повышения квалификации учителя.
Каждый работающий учитель может внести свои колонки в планирование в соответствии с рекомендациями региональных органов образования и своей администрации.
УТВЕРЖДЕНО: Директор МОУ лицея №14 _______________________ (В. А. Медведева) «_____»___________2011г. |
СОГЛАСОВАНО: Зам директора по УВР ______________________ ( Е.В.Мигулина) *_____»__________2011г. |
РАССМОТРЕНО: на заседании кафедры начального обучения МОУ лицея №14 протокол №_______ от «______»___________2011г. |
Рабочая программа
по математике для 1 класса
( образовательная система «Школа 2100»)
( уровень общеобразовательный)
Разработана на основе
авторской «Программы по математике для
четырехлетней начальной школы»
авт. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова,
А. П. Тонких, 2010 год
Учитель: Манкевич Л. В.
Срок реализации: 2011-2012 уч. год
Ставрополь, 2011
-
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа курса «Математика» разработана на основе:
-
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ФГОС начального общего образования второго поколения;
-
учебной «Программы по математике для четырехлетней начальной школы» авт. Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких, допущенной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования 2009года (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. - М. : Баласс, 2010);
-
ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009.
Основная цель обучения математике состоит в формировании функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Важнейшие задачи образования в начальной школе:
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной.
В основе построения курса лежит идея гуманизации математического образования, в соответствии с которой в центре внимания личность ученика, его интересы и способности.
Начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
-
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
-
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
-
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
-
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
-
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, описывает формирование универсальных учебных действий и дает распределение учебных часов по разделам.
II. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета:
уметь
-
использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
-
производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
-
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
-
формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
-
работать в соответствии с заданными алгоритмами;
-
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
-
вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении, и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.
В курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута.
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.) и тетради для контрольных работ (2–4 кл.). Они включают, в соответствии с принципом минимакса обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов. В первом классе – 132 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Все результаты (цели) освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
-
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. (Для достижения результатов служит организация парно- групповой работы на уроке.)
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
(Для формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.)
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
( Средством формирования действий служит технология оценивания образовательных достижений .)
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
( Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.)
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Читать и пересказывать текст.
( Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога- побуждающий и подводящий диалог.)
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
( Для формирования этих действий служит организация работы в малых группах и парах.)
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
-
знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
-
знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
-
использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
-
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
-
находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
-
решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;
в) задачи на разностное сравнение;
– распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
2–й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
-
в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
-
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
-
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
-
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
-
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
-
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
-
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
-
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
-
сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
-
решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
-
решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
-
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
-
определять длину данного отрезка;
-
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
-
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
-
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
-
VI. Содержание учебного предмета
В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счёта предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность её обращения.
Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения..
В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:
-
коммутативный закон сложения и умножения;
-
ассоциативный закон сложения и умножения;
-
дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приёмы вычислений.
Для усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и знаковые модели.
В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.
Наряду с устными приёмами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приёмам вычислений. При ознакомлении с письменными приёмами важное значение придается алгоритмизации.
В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и чёткое выполнение определённой последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
Формирование представления о каждой из включённых в программу величин и способах её измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:
-
выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребёнка);
-
проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
-
проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
-
формируются измерительные умения и навыки;
-
выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
-
проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
-
выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
-
выполняется умножение и деление величины на отвлечённое число.
При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).
Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.
В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.
3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи − фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного, текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.
Решение текстовых задач даёт богатый материал для развития и воспитания учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объёмом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретённых детьми арифметических знаний, умений и навыков.
Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.
В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
-
формирование представлений о геометрических фигурах;
-
формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.
Геометрический материал распределён по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.
Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определённое разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.
Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.
Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.
Свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путём в ходе выполнения соответствующих упражнений.
Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.
Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приёма сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
-
в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
-
на классификацию фигур;
-
на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
-
на построение геометрических фигур;
-
на разбиение фигуры на части и составление её из других фигур;
-
на формирование умения читать геометрические чертежи;
-
вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).
Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертёжными инструментами, формировать у них чертёжные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счёта.
-
Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
-
Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая даёт возможность накопить определённый запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.
В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и др.), начал статистической культуры.
Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.
Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.
Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение. Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.
7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.
Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.
В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своём развитии несколько ступеней, стадий, уровней.
Сложность содержания материала, недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению приводят к необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа от линейного пути его изучения.
Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.
Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицания того, что учащийся знает.
Содержание программы
1-й класс
(4 часа в неделю, всего – 132 ч)
Общие понятия.
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10.
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20.
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти.
Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основании представлений о целом и частях. Соотношение целого и частей.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;
в) задачи на разностное сравнение.
Элементы геометрии.
Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида а + 5и а + 6; а – 5и а – 6. Равенство и неравенство.
Уравнения вида: а ± Х = b; Х – а = b.
Элементы стохастики.
Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.
*Задачи на расположение и выбор (перестановку) предметов1.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.
*Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.
VII. Поурочное тематическое планирование математики в 1 классе.
Планирование составлено по курсу «Математика» в соответствии со Стандартом второго поколения для начальной школы и обеспечено:
-
учебником «Математика» для 1–4 класса (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.),
-
рабочей тетрадью для первого класса (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.), дидактическим материалом для 1–4 классов (авторы Козлова С.А., Гераськин В.Н., Рубин А.Г. и др.),
-
сборниками самостоятельных и контрольных работ (авторы Козлова С.А., Рубин А.Г.), методическими рекомендациями для учителя (авторы Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В.),
-
сборниками наглядных пособий (автор Козлова С.А.).
VII. Поурочное тематическое планирование уроков математики в 1 классе.
« Школа 2100»
(132 часа)
№ уро ка |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Стр. учебни ка |
Дата урока |
|
|||||||||||
Предметные УУД |
Метапредметные и личностные УУД |
|
|||||||||||||||
I. Признаки предметов (6 ч) |
|
||||||||||||||||
1 |
Цвет. Знакомство с радугой |
Уметь: – объединять
предметы в группы – выделять свойства предметов (цвет, форма, размер); – сравнивать предметы по цвету, форме и размеру |
Личностные: - проявление интереса к математике. Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся с помощью учителя. Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; -постановка и формулирование проблемы с помощью учителя; -анализ отличия предметов по форме, цвету, размеру с .Коммуникативные: -умение договариваться, обсуждать, работать в парах. |
Выполнение индивидуальной работы; работа в парах и по группам; дидактические игры; работа со знаково-символическими моделями при установлении соответствий «число», «цифра»; работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе) Дидактические игры «Радуга», «Собери букет», «Что лишнее» |
Учебник, ч. 1, с. 2–3 |
|
|
||||||||||
2 |
Форма |
С. 4–5 |
|
|
|||||||||||||
3 |
Размер |
С. 6–7 |
|
|
|||||||||||||
4 |
Признаки предметов |
Уметь: – сравнивать
предметы по размеру – выражать в речи признаки сходства и различия |
С. 8–9 |
|
|
||||||||||||
5–6 |
Признаки предметов |
Уметь: – выделять общие и различные признаки предметов, часть из множества предметов по характеристическому признаку; – проводить сравнение и классификацию предметов; |
С. 10–11; 12–13 |
|
|
||||||||||||
II. Отношения (4 ч) |
|
||||||||||||||||
7 |
Порядок |
Уметь: – устанавливать соответствие между порядковыми и количественными числительными; – употреблять в речи наречия и числительные, указывающие на место предмета в ряду |
Личностные: -проявление интереса к математике. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные: -описывать взаимное расположение предметов в пространстве; записывать равенства, соответствующие рисункам; -читать данные равенства с использованием -математической терминологии. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -адекватное восприятие и понимание оценки учителя при изучении понятий: «порядок, отношения, кривая, прямая, луч»; |
Работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе); работа с предметными моделями при установлении соответствий и взаимосвязей между соответствующими равенствами; работа в парах при выполнении совместных заданий; Дидактическая игра «Составь пару», «Дорожка» |
С. 14–15 |
|
|
||||||||||
8 |
Отношения «равно», «не равно» |
Уметь: – выделять признаки предметов; – сравнивать группы предметов с помощью составления пар |
С. 16–17 |
|
|
||||||||||||
9 |
Отношения «больше», «меньше» |
С. 18–19 |
|
|
|||||||||||||
10 |
Прямая
|
Уметь распознавать геометрические фигуры: прямая линия, кривая линия, луч |
С. 20–21 |
|
|
||||||||||||
III. Числа от 1 до 10 (47 ч) |
|
|
|
|
|
||||||||||||
11 |
Число
один. Цифра 1. Один |
Знать первую арабскую цифру-знак 1. Уметь: – различать понятия «цифра» и «число»; – писать цифру 1 |
Коммуникативные: -задавать вопросы, - использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные -соотносить текстовую информацию с рисунком; -сравнивать количество предметов в данных совокупностях, устанавливая взаимно- однозначное соответствие (выделять пары предметов). -изменять предметную модель в соответствии с данным условием; -интерпретировать информацию (сравнивать и обобщать) о количестве предметов в данных совокупностях. |
Проблемный диалог Парно-групповая работа Дидактические игры Математические диктанты Работа с информационными источниками Индивидуальные задания |
С. 22–23 |
|
|
||||||||||
12 |
Замкнутые и незамкнутые кривые |
Уметь распознавать и называть геометрические фигуры: кривая замкнутая, кривая незамкнутая |
С. 24–25 |
|
|
||||||||||||
13 |
Число
два. |
Знать состав числа 2, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 2. Уметь: – присчитывать по 1; – обозначать число 2 цифрой 2; – писать цифру 2; – строить натуральный ряд чисел |
С. 26–27 |
|
|
||||||||||||
14 |
Знаки «<», «>», «=» |
Уметь: – использовать знаки «<», «=», «>» для записи результатов при сравнении групп предметов; – читать, записывать и сравнивать числа |
Познавательные : -выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя ; -использовать различные способы проверки правильности нахождения значения числового выражения (предметные, вербальные, графические и символические модели). Коммуникативные: -задавать вопросы, - использовать речь для регуляции своих действий. |
Работа с предметными моделями при установлении соответствий и взаимосвязей между соответствующими неравенствами и равенствами; коллективная и групповая работа со знаково-символическими моделями при установлении соответствий между числами в неравенствах. |
С. 28–29 |
|
|
||||||||||
15 |
Равенства и неравенства |
Уметь: – различать, читать и записывать верные и неверные равенства; – сравнивать группы предметов |
С. 30–31 |
|
|
||||||||||||
16 |
Отрезок |
Уметь: – чертить отрезок; – определять длину отрезка; – обозначать отрезок буквами; – сравнивать отрезки по длине |
С. 32–33 |
|
|
||||||||||||
17 |
Число три. Цифра 3 |
Знать состав числа 3, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 3. Уметь: – присчитывать по 1; – обозначать число 3 цифрой 3; – писать цифру 3; – строить натуральный ряд чисел |
С. 34–35 |
|
|
||||||||||||
18 |
Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник. |
Знать определение ломаной, треугольника как замкнутой ломаной, имеющей три вершины и три звена. Уметь узнавать и называть плоскую геометрическую фигуру – треугольник |
Личностные: - проявление любознательности, интереса, трудолюбия. Регулятивные: - принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, -осваивать приемы самостоятельной работы управления своей деятельностью. |
Работа с предметными моделями при установлении соответствий и взаимосвязей между соответствующими неравенствами и равенствами; коллективная и групповая работа со знаково-символическими моделями при установлении соответствий между числами . Работа с информационными источниками Индивидуальные задания |
С. 36–37 |
|
|
||||||||||
19 |
Сложение |
Знать названия и обозначения операций сложения и вычитания. Уметь: – записывать
знаки сложения «+» – сравнивать числа в пределах 3 |
С. 38–39 |
|
|
||||||||||||
20 |
Вычитание |
Знать состав изученных чисел. Уметь: – записывать
числовые равенства – соотносить рисунки, рассказы и математические записи |
Познавательные -выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя -тренировать мыслительные операции (обобщение, классификация сравнение), творческие способности учащихся. Коммуникативные: -развивать навыки сотрудничества. Личностные: -определять и высказывать под руководством учителя общие правила сотрудничества, |
С. 40–41 |
|
|
|||||||||||
21 |
Выражение.
Значение |
С. 42–43 |
|
|
|||||||||||||
22 |
Целое
|
Знать: – если объединить части, получим целое; – если из целого убрать одну часть, останется другая часть |
С. 44–45 |
|
|
||||||||||||
23 |
Сложение и вычитание отрезков |
Знать названия и обозначения операций сложения и вычитания. Уметь на отрезках моделировать операции сложения и вычитания |
|
|
|
||||||||||||
24 |
Число четыре. Цифра 4 |
Знать состав числа 4, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 4. Уметь: – присчитывать по 1; – обозначать число 4 цифрой 4; – писать цифру 4; – строить натуральный ряд чисел |
Регулятивные: -проявление волевых усилий при решении поставленной учебной задачи; -понимать и сохранять учебную задачу; -учиться работать по предложенному плану; -учиться высказывать гипотезы при работе с учебником. Познавательные: -соотносить предметную и математическую модель; -строить речевые высказывания, использовать математические термины; -учиться ориентироваться в учебнике, тетрадях; -преобразовывать информацию из одной формы в другую, из рисунка в рассказ; -сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; сравнивать объекты при помощи мерок; сравнивать величины, числа и записывать их в виде равенства и неравенства; Коммуникативные: -развитие устной математической речи; -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения при работе в группе, используя адекватные речевые средства; -строить понятные для партнёра высказывания. |
Дидактические игры как средство развития положительной учебной мотивации ;
работа с графическими схемами; работа с информационными источниками (учебником, тетрадью на печатной основе); практическая работа с предметными моделями. |
С. 46–47 |
|
|
||||||||||
25 |
Мерка. Единичный отрезок |
Уметь: – сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок; – пользоваться циркулем для измерения отрезков |
С. 48–49 |
|
|
||||||||||||
26 |
Числовой
|
Уметь: – присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку единицу; – узнавать и называть плоскую геометрическую фигуру четырехугольник |
С. 50–51 |
|
|
||||||||||||
27 |
Угол. Прямой угол |
Уметь: – делать модель прямого угла; – выделять
прямые углы из множества других углов
путем сравнивания |
С. 52–53 |
|
|
||||||||||||
28 |
Прямоугольник |
Уметь: – узнавать и называть плоские геометрические фигуры; – выделять из множества четырехугольников прямоугольники |
С. 54–55 |
|
|
||||||||||||
29 |
Число пять. Цифра 5 |
Знать состав числа 5, случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 5. Уметь: – присчитывать по 1; – обозначать число 5 цифрой 5; – писать цифру 5; – строить натуральный ряд чисел |
С. 56–57 |
|
|
||||||||||||
30 |
Числа
|
Знать: – состав числа 5; – два способа прибавления и вычитания числа 2. Уметь выполнять сложение и вычитание числа 2 |
С. 58–59 |
|
|
||||||||||||
31–33 |
Числа
|
Знать: – взаимосвязь между компонентами сложения и вычитания; – приемы сложения и вычитания. Уметь сравнивать, складывать и вычитать числа с помощью числового отрезка |
С. 60–61; 62-63; 64–67 |
|
|
||||||||||||
34 |
Число шесть. Цифра 6 |
Знать: – состав числа 6; – случаи
сложения и соответствующие случаи
вычитания, связанные Уметь: – обозначать число 6 цифрой 6; – писать цифру 6; – сравнивать числа с помощью составления пар и числового отрезка |
С. 68–69 |
|
|
||||||||||||
35–36 |
Числа
|
Знать: – взаимосвязь между частью и целым; – таблицу сложения в пределах 6. Уметь решать выражения вида± 3 |
|
С. 70–71; 72–73 |
|
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||||||
37 |
Числа
|
Знать: – состав числа 7; – случаи
сложения и соответствующие случаи
вычитания, связанные |
Познавательные -добывать новые знания: находить ответы на вопросы с помощью учебника и опираясь на свой жизненный опыт; ориентироваться в своей системе знаний, отличая новое от уже известного; -тренировать мыслительные операции (обобщение, классификация сравнение), творческие способности учащихся. Коммуникативные: -развивать навыки сотрудничества. Личностные: -опираясь на правила поведения, делать выбор в ситуациях общения и сотрудничества. Регулятивные: -проявление волевых усилий при решении поставленной учебной задачи |
Работа с предметными моделями при установлении соответствий и взаимосвязей между соответствующими неравенствами и равенствами; самостоятельная работа; коллективная и групповая работа со знаково-символическими моделями при установлении соответствий между числами в неравенствах. |
С.74–75 |
|
|
||||||||||
38 |
Число семь. Цифра 7 |
Уметь: – обозначать число 7 цифрой 7; – писать цифру 7; – строить
натуральный ряд чисел |
С. 76–77 |
|
|
||||||||||||
39 |
Числа
|
Знать состав числа 7. Уметь прибавлять и вычитать число 4 в пределах 7 |
С. 78–79 |
|
|
||||||||||||
40 |
Слагаемое,
|
Знать названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними. Уметь находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания |
Учебник, ч. 2, с. 2–3 |
|
|
||||||||||||
41 |
Переместительное свойство сложения |
Знать переместительное свойство сложения. Уметь
решать выражения вида |
С. 4–5 |
|
|
||||||||||||
42 |
Слагаемое,
|
Знать взаимосвязь между слагаемыми и суммой; между частью и целым. Уметь находить значения выражений |
С. 6–7 |
|
|
||||||||||||
43 |
Уменьшаемое, вычитаемое, разность |
Знать названия компонентов и результатов вычитания, зависимость между ними. Уметь находить значения выражений, содержащих действие вычитание |
С. 8–9 |
|
|
||||||||||||
44 |
Числа
|
Уметь: – составлять числовые выражения; – вычислять значения числовых выражений |
Познавательные: -постановка проблемы с помощью учителя, -открытие нового, - переработка полученной информации и результатов наблюдений, формулирование выводов в результате совместной деятельности класса . Личностные: -работать в коллективе, опираясь на простые правила сотрудничества. Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Регулятивные: -проявление волевых усилий при решении поставленной учебной задачи, -управление своей деятельностью.
|
Практическая работа с предметными моделями; дидактические игры; работа с учебником и тетрадью, самостоятельная работа с соотнесением результата деятельности с поставленной целью. |
С. 10–11 |
|
|
||||||||||
45 |
Число восемь. Цифра 8 |
Знать: – состав числа 8; – случаи
сложения и соответствующие случаи
вычитания, связанные Уметь: – обозначать число 8 цифрой 8; – писать цифру 8; – строить
натуральный ряд чисел – сравнивать числа с помощью числового отрезка |
С. 12–13 |
|
|
||||||||||||
46 |
Числа
|
Знать зависимость между компонентами действий сложения и вычитания. Уметь: – составлять выражения и простые задачи по рисункам; – сравнивать выражения |
С. 14–15 |
|
|
||||||||||||
47 |
Число девять. Цифра 9 |
Знать: – состав числа 9; – случаи
сложения и соответствующие случаи
вычитания, связанные Уметь: – обозначать число 9 цифрой 9; – писать цифру 9; – строить
натуральный ряд чисел |
С. 16–17 |
|
|
||||||||||||
48 |
Числа
|
Знать состав числа 9. Уметь: – выполнять
сложение и вычитание – составлять простые задачи и выражения по рисункам и схемам |
Познавательные: -устанавливать причинно-следственные связи. -составлять математические рассказы и задачи с опорой на простейшие математические модели.. Личностные: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: -задавать вопросы; использовать речь для регуляции своих действий.
|
|
С. 18–19 |
|
|
||||||||||
49 |
Число ноль. Цифра 0 |
Знать, что число 0 – это начало отсчета на числовом отрезке. Уметь писать цифру 0, характеризовать как пустое множество |
С. 20–21 |
|
|
||||||||||||
50 |
Числа
|
Знать свойства числа 0. Уметь: – воспроизводить последовательность чисел от 0 до 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; – различать цифры от 1 до 9 и цифру 0; – сравнивать
числа без опоры на наглядность,
выражения с опорой |
С. 22–23 |
|
|
||||||||||||
51 |
Число 10 |
Знать: – состав числа 10; – случаи
сложения и соответствующие случаи
вычитания, связанные Уметь: – обозначать число цифрами 1 и 0; – строить
натуральный ряд чисел |
|
|
|
||||||||||||
52–53 |
Таблица
|
Знать таблицу сложения в пределах 10. Уметь: – находить значения выражений, содержащих действия сложение и вычитание; – решать простые задачи |
Познавательные: -устанавливать причинно-следственные связи; -анализировать и делать выводы в результате совместной работы всего класса. Личностные: - понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного; -учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные: задавать вопросы; использовать речь для регуляции своих действий. |
Самостоятельное применение в практических действиях полученных знаний, |
|
|
|
||||||||||
54 |
Числа
|
Знать отличие между числом и цифрой. Уметь расставлять римские и арабские цифры на числовом отрезке |
С. 24–25 |
|
|
||||||||||||
55 |
Числа
|
Знать состав чисел от 0 до 10. Уметь: – складывать и вычитать в пределах 10; – составлять выражения и сравнивать их |
С. 26–27; 28–29 |
|
|
||||||||||||
56 |
Самостоятельная работа № 1 |
Уметь: – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10; – находить значения выражений |
С. 30–31 |
|
|
||||||||||||
57 |
Числа
|
Уметь обнаруживать и исправлять свои ошибки с помощью других детей и учителя |
С. 32–33 |
|
|
||||||||||||
IV. Задача (14 ч) |
|
||||||||||||||||
58 |
Задача |
Уметь: – моделировать текст задачи в виде схем-отрезков; – переносить условие и вопрос задачи из текста в схему; – оформлять решение задачи в тетради |
Познавательные: -ориентироваться в разнообразии способов решения задач; -использовать модели и схемы для решения задач. |
Проблемный диалог Задачи, уравнения Парно-групповая работа Индивидуальные задания Работа с информационными источниками Дидактическая игра «Клумба» Работа с геометрическим материалом Выполнение индивидуальных заданий Парно-групповая работа Работа с иллюстрациями Дидактические игры Математический диктант |
С. 34–35; 36–37 |
|
|
||||||||||
59–60 |
Задачи
|
Уметь: – читать схемы к задачам; – соотносить условие и вопрос задачи со схемой; – записывать решение и ответ задачи |
Личностные: -проявление познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения арифметических сюжетных задач. Регулятивные: -определять свое знание и незнание, -принимать и сохранять учебную задачу; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -различать способ и результат действия. Коммуникативные: -строить понятные для партнёра высказывания, -договариваться и приходить к общему мнению; -задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.
|
С. 38–39; 40–41 |
|
|
|||||||||||
61 |
Обратная задача |
Уметь: – самостоятельно обосновывать решение задачи на основе взаимосвязи части и целого; – записывать решение задачи в тетради в соответствии с принятыми нормами |
С. 42–43 |
|
|
||||||||||||
62 |
Задача
|
Знать правила разностного сравнения чисел. Уметь: – из
отрезков моделировать задачу – записывать
условие и вопрос – считывать информацию со схемы |
С. 44–45 |
|
|
||||||||||||
63 |
Решение задач |
С. 46–47 |
|
|
|||||||||||||
64 |
Задача
|
Уметь: – решать
задачи на нахождение большего числа
по известному меньшему числу и разности
этих чисел – решать задачи изученных видов; – находить значения выражений |
С. 48–49 |
|
|
||||||||||||
65 |
Решение задач |
С. 50–51 |
|
|
|||||||||||||
66 |
Задача
|
Уметь
решать задачи на нахождение меньшего
числа по известному большему числу
и разности этих чисел |
С. 52–53 |
|
|
||||||||||||
67–69 |
Решение задач |
Уметь решать простые задачи: а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на…», «уменьшить на…»; в) задачи на разностное сравнение |
Личностные: -развитие внутренней положительной позиции на основе личных «успешных достижений» в соответствии с «образцом ученика». Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -учиться отличать верно выполненное задание от не верного; -проговаривать и соблюдать последовательность действий на уроке; -строить предположения на основе работы с текстовой задачей; Познавательные: -искать необходимую информацию для решения текстовой задачи с помощью простейших моделей, сопоставлять схему с текстом задачи; -анализировать и преобразовывать текстовые задачи на основе простейших математических моделей. |
Совместная работа при выполнении заданий; работа с предметными моделями при установлении соответствий и взаимосвязей;
Самостоятельное применение в практических действиях полученных знаний, |
С. 54–55; 56–57 |
|
|
||||||||||
70 |
Самостоятельная работа № 2 |
Уметь: – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10; – решать простые задачи |
|
|
|
||||||||||||
71 |
Работа над ошибками |
Уметь: – обнаруживать и исправлять свои ошибки; – решать простые задачи |
С. 58–59 |
|
|
||||||||||||
V. Уравнение (4 ч) |
|
|
|
||||||||||||||
72 |
Уравнение |
Уметь: – решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым; – оформлять решение уравнения |
Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний, -добывать новые знания, используя известную информацию. Коммуникативные: -формулировать свое мнение и позицию, -договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; -принимать роль в группе (лидер, исполнитель, критик); -строить понятные для партнёра высказывания, используя адекватную монологическую речь и диалог. |
Поиск неизвестного компонента на основе взаимосвязи между частью и целым; работа с учебником и тетрадью . |
|
|
|
||||||||||
73 |
Уравнение |
Уметь: – решать
уравнения вида a+x = b; – находить результат сложения и вычитания в зависимости от изменения компонента |
|
|
|
||||||||||||
74–75 |
Уравнение. Проверка ре-шения уравнения |
Уметь: – выполнять проверку решения уравнений; – решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме |
С. 60–61; 62–63; 68–69 |
|
|
||||||||||||
VI. Величины (13 ч) |
|
||||||||||||||||
76 |
Длина. Сантиметр |
Знать
способы измерения длины Уметь: – выполнять чертеж отрезка; – определять длину данного отрезка |
Личностные: -проявлять интерес к изучаемому материалу; -проявлять уважительное отношение к чужому мнению. Познавательные: -добывать новые знания, находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; -разрешать житейские ситуации, требующие измерения, сравнения величины (планировка, разметка); исследовать ситуации требующие сравнения величин и упорядочения. Коммуникативные: -доносить свою позицию до других, -слушать и понимать речь других; -строить вопросы, используя математические термины. Регулятивные: -учиться работать по предложенному учителем плану; - комментировать действия при измерении предметов (длина класса, стола); -учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; -учиться отличать верно выполненное задание от ошибочного, находить и исправлять ошибки. |
Дидактические игры Работа с геометрическим материалом Выполнение индивидуальных заданий |
С. 64–65; 66–67 |
|
|
||||||||||
77 |
Величина. Длина |
Уметь: – выражать числом результат измерения длины; – сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков |
С. 70–71 |
|
|
||||||||||||
78 |
Длина. Дециметр |
Знать: – единицы измерения длины сантиметр и дециметр; – соотношение между ними. Уметь:
выполнять чертеж отрезков |
Исследование ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Конструирование моделей фигур, классификация по свойствам четырёхугольников. Коллективный диалог. Работа с предметными моделями. Переход от одних единиц измерения к другим, группировка величин по заданному правилу. Проблемные диалоги Парно-групповая работа |
С. 72–73 |
|
|
|||||||||||
79–80 |
Длина. Решение задач |
Уметь:
выделять из множества четырехугольников
прямоугольники, |
С. 74–75; 76–77 |
|
|
||||||||||||
81 |
Величины. Масса. Килограмм |
Знать6
способы измерения массы Уметь выражать числом результат измерения массы |
С. 78–79 |
|
|
||||||||||||
82 |
Сравнение,
сложение |
Уметь: – сравнивать, складывать и вычитать именованные числа; – решать простые задачи |
Учебник, ч. 3, с. 2–3 |
|
|
||||||||||||
83 |
Величины. Объем. Литр |
Знать:
способы измерения объема Уметь: – выражать результат измерения объема числом; – сравнивать, складывать и вычитать именованные числа |
С. 4–5 |
|
|
||||||||||||
84–86 |
Сложение и вычитание величин |
Знать: единицы измерения длины, объема и массы. Уметь:
решать составные задачи |
С. 6–7; 8–9 |
|
|
||||||||||||
87 |
Самостоятельная работа № 3 |
Уметь: – читать, записывать и сравнивать именованные числа; – решать уравнения, простые задачи |
Самостоятельное применение в практических действиях полученных знаний. |
|
|
|
|||||||||||
88 |
Работа над ошибками |
Уметь: – обнаруживать и исправлять ошики; – составлять и решать простые задачи |
Контроль и коррекция знаний |
С. 10–11 |
|
|
|||||||||||
VII. Числа от 10 до 20 (20 ч) |
|
||||||||||||||||
89 |
Числа от 10 до 20 |
Знать: названия, образование, разрядный состав и последовательность чисел второго десятка. Уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20 |
Познавательные: -устанавливать причинно-следственные связи; -выполнять логические операции сравнения, установления аналогий, обобщения, работать с учебными моделями . Личностные: -ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
|
|
|
|
||||||||||
90–92 |
Числа от 10 до 20 |
Знать:
последовательность чисел Уметь: сравнивать числа второго десятка |
С. 12–13 |
|
|
||||||||||||
93–96 |
Табличное сложение |
Знать: способы сложения чисел с переходом через разряд в пределах 20. Уметь:
выполнять сложение чисел |
Математические диктанты Парно-групповая работа Работа с информационными источниками Выполнение индивидуальных заданий Дидактические игры Проблемные диалоги |
С. 14–15; 16–17; 18–19 |
|
|
|||||||||||
97–98 |
Табличное вычитание |
Знать: способы вычитания чисел с переходом через разряд в пределах 20. Уметь:
выполнять вычитание чисел |
С. 20–21; 22–23; 24–25; 26–27 |
|
|
||||||||||||
99–101 |
Табличное сложение и вычитание |
Знать: – таблицу
сложения и вычитания – названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, зависимость между ними. Уметь: – складывать и вычитать по частям двузначные числа; – составлять равенства и неравенства с двузначными числами; – решать
уравнения вида а ± х = b, |
Регулятивные: -проявлять познавательную инициативу и самостоятельность в учебном сотрудничестве.
|
С. 28–29; 30–31 |
|
|
|||||||||||
102– |
Сложение и вычитание в пределах 20 |
Знать
табличные случаи сложения Уметь: решать уравнения Уметь: – обнаруживать и исправлять ошибки; – решать простые задачи |
Коммуникативные: -задавать вопросы; использовать речь для регуляции своих действий |
С. 32–33; 34–35; 36–37 |
|
|
|||||||||||
107 |
Самостоятельная работа № 4 |
Регулятивные: -учиться отличать верно выполненное задание от неверного и выполнять контроль и коррекцию результатов деятельности. |
Самостоятельное применение в практических действиях полученных знаний. |
|
|
|
|||||||||||
108 |
Работа над ошибками |
|
|
|
|||||||||||||
VIII. Повторение изученного в 1 классе (20 ч) |
|
|
|
||||||||||||||
109 |
Повторение. Признаки предметов |
Уметь: – выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал; – выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие) |
Личностные: -в ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить, опираясь на правила поведения. Регулятивные: -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей. |
Работа в парах, фронтальная, индивидуальная, групповая, дидактические игры.
Работа с информационными источниками |
С. 46–47 |
|
|
||||||||||
110 |
Повторение. Отношения |
Уметь сравнивать группы предметов |
С. 48–49 |
|
|
||||||||||||
111– |
Повторение. Числа от 1 до 10 |
Знать: – названия и последовательность чисел от 1 до 10; – названия и обозначения операций сложения и вычитания |
С. 50–51 |
|
|
||||||||||||
114– |
Повторение. Величины |
Знать единицы измерения длины, объема, массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм). Уметь сравнивать, складывать и вычитать именованные числа |
Познавательные: -выбирать наиболее эффективные способы решения задач; -использовать различные способы действия для проверки утверждения (предметные, вербальные, графические модели, вычисления, измерения). -анализировать различные варианты выполнения заданий моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц длины к другим Исследовать ситуации, требующие сравнения величин и их упорядочения. Регулятивные: -проявление волевых усилий при решении поставленной учебной задачи, -управление своей деятельностью; - развитие умения оценивать и корректировать полученный результат. |
|
С. 52–53 |
|
|
||||||||||
116– |
Повторение. Числа от 10 до 20 |
Знать: – названия и последовательность чисел от 1 до 20; – разрядный состав чисел от 11 до 20 |
|
С. 54–55 |
|
|
|||||||||||
119 |
Диагностическая итоговая контрольная работа |
Уметь: – находить значения выражений, содержащих одно действие; – решать простые задачи; – распознавать геометрические фигуры |
Выполнение индивидуальных заданий Самостоятельная работа с самопроверкой Работа в парах, фронтальная, индивидуальная, групповая, дидактические игры.
|
|
|
|
|||||||||||
120 |
Работа над ошибками |
Уметь обнаруживать и исправлять ошибки |
|
|
|
||||||||||||
121 |
Повторение. Компоненты действий |
Знать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, зависимость между ними. Уметь решать задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на …», «уменьшить на …» |
С. 56–57 |
|
|
||||||||||||
122– |
Повторение. Таблица сложения |
Знать таблицу сложения и вычитания в пределах 20. Уметь находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание) |
Коммуникативные: -выражать в речи свои мысли и действия Познавательные: -выбор наиболее эффективных способов решения задач -анализ, обобщение, подведение под понятие, Коммуникативные: -оформление в речевых высказываниях выводов, понятий, обобщений, передача информации, участие в продуктивном диалоге.
Личностные: - в ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения. |
С. 58–59 |
|
|
|||||||||||
124– |
Повторение. Задачи |
Уметь решать простые задачи в 2 действия на сложение и вычитание |
С. 60–62 |
|
|
||||||||||||
126 |
Повторение. Занимательные и нестандартные задачи |
Уметь: – читать
информацию, записанную – заполнять
таблицу, содержащую – решать
арифметические ребусы |
|
|
|
||||||||||||
127 |
Повторение. Уравнение |
Знать названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Уметь
решать уравнения вида |
Индивидуальная и совместная работа, работа с информационными источниками, творческая работа, самостоятельная работа. |
С. 62–63 |
|
|
|||||||||||
128 |
Повторение. Геометрические фигуры |
Уметь: – распознавать геометрические фигуры: точку, прямую линию, кривые, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольники; – узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник; – выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол. |
С. 64 |
|
|
||||||||||||
129-132- |
Резервные уроки. |
|
|
|
|
|
|
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.
Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. Оно осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы, но для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое количество математических задач может быть понято и решено младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели.
Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, и др.).
Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Математика» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. Второе важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для такого рода работ должен включать реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы − заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный геометрический материал), карточки с моделями чисел.
В ходе изучения курса «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение, эксперимент (статистический). Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.
Для реализации программного содержания используется:
1. Учебно-методический комплект:
Для ученика |
Для учителя |
1)Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика, Учебник для 1 класса в 3-х частях. Часть 1,2, 3. М. : Баласс ,Школьный дом, 2011. 2)С. А. Козлова, А. Г. Рубин Самостоятельные и контрольные работы по курсу «Математика» , 1 класс, М. : Баласс; Школьный дом, 2011.- 32с. 3)С. А. Козлова, В. Н. Гераськин, И В. Кузнецова Дидактический материал к учебнику «Математика» 1 класс, М.: Баласс,2010.-80с. 4)Т.Е.Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких Рабочая тетрадь к учебнику « Математика» 1 класс, М. : Баласс ,Школьный дом, 2011.- 48с. |
Козлова С.А, А. Г. Рубин, А. В. Горячев Математика 1 класс Методические рекомендации для учителя по курсу математики .- М.: Баласс, 2010.-224с. |
2.Мультимедийные пособия:
-
а) коллекции цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/)
-
б) «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 1 класс». 1, 2,3, 4 части.
-
в) Электронный тренажер «Учусь решать примеры»
-
г) Электронный тренажер « Учусь решать задачи»
3. Комплект таблиц по математике для 1 класса.
4. Счетный материал.
5. Набор геометрических фигур.
6. Технические средства:
-
компьютер;
-
проектор,
-
DVD-плеер, (видеомагнитофон).
1 Здесь и далее вопросы, отмеченные «*», рассматриваются пропедевтически.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО