Авторская программа факультативного курса по русскому языку для учащихся 9 класса "Секреты текста"
Курс способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы.
В основу программы положен текстоцентрический подход. Текст является источником информации, эталоном, средством организации деятельности ученика. Вокруг текста строится вся работа: она начинается с анализа текста — источника, затем путем его переработки создается новый текст.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
____________Муниципальное образование_Павловский район________________
(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)
____________Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение_____________
средняя общеобразовательная школа №4________________
(полное наименование образовательного учреждения)
Утверждаю
от «___»________________200__ года
Директор филиала КубГУ
ст. Павловской
____________________Г.В. Красильник
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
____факультативного курса «Секреты текста»__________________________
(указать предмет)
Класс _9_____________________________________________________________________
Учитель Багмет Елена Леонидовна _________________________________
Количество часов: всего_34______________ часов; в неделю ___1_____ час
ЭКСПЕРТЫ:
|
/Г.В. Красильник, директор филиала КубГУ ст. Павловской, кандидат |
(подпись,ФИО, должность) |
|
педагогических наук / |
|
|
/А. Н. Булавкин, заведующий кафедрой социальных дисциплин филиала |
(подпись,ФИО, должность) |
|
КубГУ в г. Тихорецке, кандидат философских наук, доцент |
|
|
/Н. В. Арнаутова, старший преподаватель филиала КубГУ в г. Тихорецке, |
(подпись,ФИО, должность) |
|
кандидат филологических наук |
|
|
|
Факультативный курс
« Секреты текста»
Пояснительная записка
Цели филологического образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль русского языка как предмета в ряду других гуманитарных наук. Об следует помнить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.
В настоящее время выпускник образовательного учреждения должен уметь самостоятельно добывать знания, воспринимать и оценивать получаемую информацию, уметь работать с текстом как источником научной, общественно-политической и деловой информации. К сожалению, как показывает практика, выпускники школ, как правило, не только не умеют анализировать текст, но и не могут изложить содержащуюся в нем информацию, сжать или развернуть текст, сделать выводы и обобщения. Это свидетельствует о недостаточной сформированности интеллектуальных умений, ведь чтение – это интеллектуальная деятельность человека, направленная на понимание смысла текста. Одной из причин создавшейся ситуации является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных на закрепление навыков работы с текстом. Этим и обусловлена актуальность выбранного направления в работе факультатива.
За последние годы форма итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательной школы претерпела существенные изменения. Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Сближение форм и содержания заданий, использующихся в процессе итоговой аттестации выпускников основной школы, с формой и содержанием контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена фактически делает выпускной экзамен в 9 классе репетицией ЕГЭ по русскому языку. Важнейшим этапом подготовки к итоговой аттестации как в 9 классе, так и в11 является комплексный анализ текста.
Курс способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы.
В основу программы положен текстоцентрический подход. Текст является источником информации, эталоном, средством организации деятельности ученика. Вокруг текста строится вся работа: она начинается с анализа текста - источника, затем путем его переработки создается новый текст.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
Факультативный курс « Секреты текста» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цели и задачи факультативного курса:
теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
практические: совершенствование высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической, нравственной компетенции; повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и языковых особенностях текста;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание; расширить и углубить знания школьников о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно- выразительных средствах языка, подготовить их к идейно- художественному анализу текста; подготовиться к итоговой аттестации;
воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения; воспитание любви к слову, родному русскому языку; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения.
-информационные технологии
Виды деятельности учащихся:
- комплексный анализ текста;
- составление плана (простого, сложного, цитатного) текста;
- конспектирование (с помощью учителя и самостоятельно);
- работа с дополнительными источниками (научно- популярной литературой,
справочниками, словарями);
- поиск и отбор материала;
- подготовка докладов и сообщений;
- создание собственного текста заданного типа речи и стиля.
Основные умения, которыми должны овладеть учащиеся:
- использовать знание морфологии при выборе орфограмм,
- применять синтаксические знания при решении пунктуационных задач.
- различать функциональные стили русского литературного языка и функциональные разновидности национального русского языка,
- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности,
- видеть эстетическую функцию языковых средств в создании художественной формы произведения,
- уметь самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты,
- выполнять элементарные исследовательские работы.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема |
Образовательный продукт |
Должен знать |
Должен уметь |
Количество часов |
|
1. |
Текст. Микротема. Абзац. |
План- конспект лекции. Практическая работа. |
Признаки текста, определения |
Определять тему, микротемы текста, составлять план текста |
теория |
Практи ка |
1 |
1 |
|||||
2. |
Стилевое единство текста. Научный стиль. |
Составление схемы- характеристики стиля речи, практическая работа с текстом. |
Особенности научного стиля речи. |
Давать обоснованную и доказательную характеристику текста научного стиля. |
1 |
1 |
3. |
Особенности официально- делового стиля. |
Схема анализа официально- делового стиля, работа с текстом |
Особенности официально- делового стиля, его разновидности. |
Характеризовать текст данного стиля, уметь составлять заявление, расписку. Объявление. |
1 |
1 |
4. |
Особенности публицистического стиля. |
Таблица, анализ текста. |
Особенности и стилевые черты публицистического стиля. |
Доказательно и последовательно охарактеризовать текст, анализировать текст самостоятельно. |
1 |
1 |
5. |
Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля. |
Таблица, анализ текста. |
Понятие разговорного и литературного языка. Особенности разговорного стиля речи. |
Анализировать текст разговорного стиля, видеть элементы разговорного стиля в текстах других стилей речи. |
1 |
1 |
6. |
Особенности стиля художественной литературы. |
Таблица, анализ текста. |
Особенности художественной речи. |
Последовательно охарактеризовать текст, доказать принадлежность текста к данному стилю речи. |
1 |
1 |
7. |
Стилистические возможности языковых средств. Работа с текстом. |
Работа с текстами. |
Выполнение упражнений, работа со словарями , самостоятельный поиск материала, подготовка сообщений |
Уметь видеть в тексте указанные языковые средства, определять их роль. |
1 |
1 |
8. |
Значение языковых средств в тексте. |
Работа с текстами. |
Анализ текстов. |
Уметь видеть в тексте языковые средства, определять их роль. |
1 |
1 |
9. |
Практикум. Анализ текста. |
Работа с текстами разных стилей. |
Приёмы составления плана. |
Определять стилевую принадлежность текста, находить языковые средства и объяснять их роль. |
|
2 |
10 |
Типы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, их строение. |
Анализ текстов. |
Знать типы словесного выражения. |
Уметь определять типы словесного выражения. |
|
2 |
11 |
Словесные изобразительно- выразительные средства. |
Составление опорной таблицы |
Знать словесные средства изображения и выражения |
Уметь находить в тексте тропы, определять их роль. |
1 |
1 |
12 |
Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. |
Анализ текстов. |
Знать словесные средства изображения и выражения. |
Уметь определять тропы и их роль в тексте, создавать мини-тексты с использованием тропов. |
|
2 |
13 |
Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия. |
Анализ текстов. |
Знать понятия. |
Анализ текстов. Уметь находить в тексте стилистические фигуры, определять их роль, создавать мини-тексты с использованием стилистических фигур. |
|
2 |
14 |
Звуковые изобразительно- выразительные средства |
Подбор примеров, анализ текстов. |
Знать понятия. |
Уметь подбирать примеры, производить анализ текстов. |
1 |
1 |
15 |
Ритм и интонации в прозе и стихах. Анализ текстов. |
Работа с текстами. |
Знать способы ритмической организации стихотворений. |
Уметь определять ритм и интонацию в тексте, их роль в содержании текста. |
1 |
1 |
16 |
«Я раскрываю секреты текста» |
Самостоятельный анализ текста. |
Подбор примеров, анализ текстов. |
Уметь анализировать текст. |
|
2 |
17 |
Зачет |
Создание текста-рассуждения. |
План сочинения-рассуждения. |
Уметь написать сочинение-рассуждение. |
|
2 |
итого
|
11 |
23 |
||||
34 |
Содержание курса.
1.Текст. Основные признаки текста. Микротема. Абзац. Способы связи между предложениями в тексте. Средства связи между предложениями в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в художественном тексте
Стили текста. Стили речи ( разговорный и книжный: научный, деловой, публицистический, художественный).
Стилевое единство текста. Формирование и функционирование стилей русского языка.
2. Стилистические возможности языковых средств.
Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные и диалектные слова, заимствованные слова. Фразеология, крылатые слова. Фразеологизмы (сочетания и выражения). Происхождение фразеологизмов. Деление фразеологизмов по экспрессивно-эмоциональной окраске. Виды ошибок при использовании фразеологизмов. Лексическая и грамматическая синонимия.
3. Типы словесного выражения. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стилистические разновидности описания, рассуждения и повествования.
4. Словесные изобразительно- выразительные средства.
Тропы (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метонимия, ирония). Функции тропов в речи. Фигуры речи (антитеза, градация, инверсия, эллипсис, анафора, эпифора, композиционный стык, параллелизм, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, инверсия, умолчание). Звуковые изобразительно- выразительные средства. Анализ художественных текстов.
Ритм и интонация в прозе и стихах.
5. Анализ текста. Зачетная работа. Создание текста-рассуждения.
.
Литература
Для обучающихся
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978-1980. Т. 1-4.
-
Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. - Пермь., 2006
-
Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.
-
Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974. Чуковский К.И. живой как жизнь.
-
О русском языке. - М., 1966.
-
Шанский Н.М. в мире слов. - М., 1971
-
Энциклопедический словарь юного литературоведа.-М., 1988
Для педагога
-
Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Стили речи. М., 2000
-
Никитина Н.Е. Русская речь. 8,9 класс. М., 1995
-
Журнал «Русский язык в школе» 1998- 2007
-
Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.- составитель Рыбченкова Л.М. 6-е изд. М., 2002
-
Паскевич Н.Я. Уроки мастеров слова. Краснодар, 2000
-
Диденко С.А., Диденко Л.В. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе. М., 2003
-
Брагина А.А. Синонимы в литературном языке. М., 1986
-
Вартаньян Э.А. Путешествие в слова. М., 1987
-
Педчак Е.П. Русский язык. ЕГЭ. Ростов-на-Дону, 2007
-
Шанский Н.м. В мире слов. М., 1985
Календарно- тематический план факультативного курса «Секреты текста»
на 2011-2012 учебный год
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
1 |
Текст. Микротема. Абзац. |
1 |
05. 09 |
2 |
Практическая работа. Составление плана текста. |
1 |
12. 09 |
3 |
Стилевое единство текста. Научный стиль. |
1 |
19. 09 |
4 |
Комплексный анализ текста научно-популярного стиля. |
1 |
26. 09 |
5 |
Особенности официально- делового стиля. |
1 |
03. 10 |
6 |
Практическая работа. Составление деловых бумаг: заявление, объявление, автобиография. |
1 |
10. 10 |
7 |
Особенности публицистического стиля. |
1 |
17.10 |
8 |
Комплексный анализ текста публицистического стиля. |
1 |
24. 10 |
9 |
Разговорный и литературный язык. Особенности разговорного стиля. |
1 |
31. 10 |
10 |
Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. |
1 |
14. 11 |
11 |
Особенности стиля художественной литературы. |
1 |
21. 11 |
12 |
Практическая работа. Разноаспектный анализ текста художественного стиля. |
1 |
28. 11 |
13 |
Стилистические возможности языковых средств. |
1 |
05. 12 |
14 |
Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение языковых средств. |
1 |
12. 12 |
15 |
Значение языковых средств в тексте. |
1 |
19. 12 |
16 |
Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Определение роли языковых средств. |
1 |
26. 12 |
17 |
Практикум. Разноаспектный нализ текста. |
2 |
16, 23. 01 |
18 |
Типы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, их строение. |
1 |
30. 01 |
19 |
Практическая работа. Анализ текстов различных типов. |
1 |
06. 02 |
20 |
Словесные изобразительно- выразительные средства. |
1 |
13. 02 |
21 |
Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. Нахождение изобразительно-выразительных средств. |
1 |
20. 02 |
22 |
Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. |
1 |
27. 02 |
23 |
Практическая работа. Мини-сочинение с использованием изобразительно-выразительных средств. |
1 |
06. 03 |
24 |
Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия. Анализ текста. |
1 |
13. 03 |
25 |
Создание текста с использованием стилистических фигур речи. |
1 |
20. 03 |
26 |
Звуковые изобразительно- выразительные средства. |
1 |
03. 04 |
27 |
Практическая работа. Разноаспектный анализ текста. |
1 |
10. 04 |
28 |
Ритм и интонации в прозе и стихах. |
1 |
17. 04 |
29 |
Анализ прозаических и стихотворных текстов. |
1 |
24. 04 |
30 |
«Я раскрываю секреты текста». Анализ текста. |
1 |
08. 05 |
31 |
Зачётная работа. Комплексный анализ текста. |
1 |
15. 05 |
32 |
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. |
1 |
22. 05 |
33-34 |
Зачётная работа. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. |
1 |
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»