Программа кружка "Хозяюшка"
МОУ
«Краснинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Ануфриева С. Н .
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Поделки, сделанные руками ребят могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Цель программы:
-
формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
-
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся через приобщение к традиционным женским рукоделиям (вышивки и вязанию), формирование навыков самореализации личности.
-
Умение найти свое место в жизни.
Задачи программы
Обучающие:
-
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
-
раскрыть истоки народного творчества;
-
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
-
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
-
обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия.
Развивающие:
-
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
-
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-
формирование творческих способностей, духовной культуры;
-
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
-
Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
-
Развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
-
Способствовать развитию у обучающихся логического мышления.
Воспитывающие:
-
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
-
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
-
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке уч-ся должны получить знания:
-
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
-
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
-
о видах декоративно- прикладного искусства
-
о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;
-
о вышивке лентами;
умения:
-
работать нужными инструментами и приспособлениями;
-
последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала )
-
вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
Основными разделами в программе кружка «Хозяюшка»
являются
-Дизайн и интерьер дома – девочки учатся конструировать и моделировать предметы интерьера, получают навыки в изготовлении мягкой игрушки, учатся создавать уют в доме своими руками. Изготовление аппликаций различной сложности, художественное оформление.
- Рукоделие- изготовление подарков на любой праздник. Изготовление поделок вручную с применением различных видов рукоделия .
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов.
Занятия проходят на базе МОУ «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» - 6 ч. в неделю ( по 2 часа три дня). Основной формой организации учебной деятельности являются занятия групповые.
По сложности изделия выбираются в зависимости от года обучения и ЗУН учащихся.
Данная образовательная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Программа дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
-
Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
-
Наглядные: демонстрация готовых изделий.
-
Практические: выполнение аппликаций, повторение видов швов, тканей и других материалов, изготовление выкроек и готовых изделий.
-
Аналитические: наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ, самоконтроль.
5. Просветительская работа: о красоте, хорошем вкусе, умении найти свой стиль.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки, демонстрация изделий;
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участие в конкурсах
Перечень
Знаний и умений, формируемых у учащихся
Знать |
Уметь |
Правила организации рабочего места Правила безопасной работы на универсальной швейной машине; свойства нитей основы и утка. Виды декоративно-прикладного творчества, различные материалы и приспособления для изготовления поделок. Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях. Сведения о применяемых материалах в изделиях |
Правильно организовать свое рабочее место. Определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани. Выполнять поделки и сувениры из различных материалов. Изготавливать предметы интерьера из ткани. Оформлять поделки различными видами отделки. |
Правила безопасности при ручных работах Принципы выполнения лоскутной пластики Технологию изготовления аппликации. Технологию изготовления мягкой игрушки. |
Подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы. |
Правила подготовки выкройки к раскрою. Технологическая последовательность изготавливаемых изделий. |
Подбирать ткань для изделий несложного покроя, подбирать нитки по цвету ткани, выполняемого изделия. Выполнять машинные строчки в соответствии с техническими условиями. |
Технику и основные приемы вязания на спицах. Правила пользования инструментами и приспособлениями для вышивки и вязания. Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда |
Пользоваться инструментами для вязания (спицами).Выполнять изнаночные и лицевые петли. Правильно начинать и заканчивать работу. Переводить рисунок на ткань .выполнять основные приемы вышивки крестом и вышивки свободными швами. |
Технику и основные приемы вышивки лентами. |
Подбирать ткань, нитки и ленты для вышивки. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Дата |
|
теория |
практика |
|||
I |
Введение |
2 |
|
|
II |
Раздел I: Дизайн и интерьер дома |
|
|
|
1. |
Ткани в интерьере. Цветовая гамма в интерьере |
2 |
|
|
2 |
Оборудование места и правила работы. Швы, стежки и строчки (повторение) |
2 |
|
|
3 |
Лоскутная пластика. Шитье из полос в технике пэчворк. Полосатый коврик |
|
14 |
|
4 |
Лоскутная пластика Аппликация. Панно «Ромашки» |
|
12 |
|
5 |
Лоскутная пластика «Мягкие кубики» |
|
22 |
|
6 |
Аппликация выполненная при помощи косой бейки (прихватка). |
|
18 |
|
7 |
Декоративные подушки. Изготовление декоративной подушки |
2 |
12 |
|
8 |
Новогодняя игрушка |
|
6 |
|
9 |
Лоскутная пластика «Отлетные уголки» |
|
16 |
|
10 |
Цветы из ткани |
|
16 |
|
11 |
Изготовление вазы |
|
10 |
|
|
Раздел : III Рукоделие |
|
|
|
1 |
Изготовление мягкой игрушки |
|
26 |
|
2 |
Вышивка лентами |
|
20 |
|
3 |
Вышивка крестом |
|
20 |
|
Содержание программы
I. Введение:
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности, правила поведения учащихся на занятиях кружка.
Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».
II. Дизайн и интерьер дома:
Изучение технологии изготовления декоративных изделий. Выполнение изделий из различных материалов, с применением специальных инструментов и приспособлений для работы, способы соединения, декорирование, техника.
-
Ткани в интерьере. Цветовая гамма в интерьере. Историческая справка. Гармония и дисгармония. Теплые и холодные цвета. Гармоничное сочетание цвета. Цвет в интерьере. Цветовой круг.
-
Оборудование места. Швы, стежки и строчки (повторение).
Виды швов, стежков и строчек.
Упражнения на швейной машине.
3. Лоскутная пластика. Шитье из полос в технике пэчворк.
Основные сведения о тканях (сырьё, применение).
Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку.
Творческая работа: Полосатый коврик.
4. Лоскутная пластика. Аппликация. Панно «Ромашки»
История художественных квилтов.
Упражнение: Подбор ткани, ниток .
Творческая работа: Изготовление панно.
5. Лоскутная пластика «Мягкие кубики»
Материалы для изготовления мягкого кубика.
Подбор цвета.
Творческая работа: Изготовление мягкой игрушки «Кубик»
-
Аппликация выполненная при помощи косой бейки (прихватка).
Выбор рисунка.
Подбор ткани, ниток. Заготовка косой бейки.
Творческая работа: Изготовление кухонной прихватки.
7. Декоративные подушки. Изготовление декоративной подушки.
Из истории «О подушках»
Выбор декоративной подушки. Выбор цвета.
Подбор ткани, ниток. Заготовка блоков. Изготовление декоративной
подушки.
8. Новогодняя игрушка «Шишка»
Подготовка материалов.
Заготовка лоскутных модулей.
Сборка игрушки.
9. Лоскутная пластика «Отлетные уголки»
Немного о технике выполнения отлетных уголков.
Упражнения: складывание уголков несколькими способами.
Раскрой квадратов. Заготовка уголков.
Изготовление коврика.
10. Цветы из ткани
Правила сборки цветов из ткани.
Подбор ткани. Заготовка деталей.
Изготовление цветов из ткани «Розы».
11. Изготовление вазы
Подготовка материалов (бутылка, ткань, клей, краски)
Декорирование бутылки тканью.
III. Рукоделие:
Знакомство с различными видами рукоделия (вязание вышивка лентами, вышивание крестом).
-
Изготовление мягкой игрушки
Немного истории о мягкой игрушке.
Информация о материалах для изготовления мягкой игрушки.
Выбор ткани, меха.
Заготовка выкройки. Перевод выкройки на ткань.
Изготовление мягкой игрушки «Божья коровка»
2. Вышивка лентами
Из истории лент. Инструменты и приспособления. Техника безопасности.
Заправка ткани.
Закрепление лент. Композиционное
построение узоров.
Упражнения:
тамбурной шов, шов «вытянутый стежок
с завитком», шов «петелька
с глазком».
Творческая работа: панно « Букет».
-
Вышивка крестом
Историческая справка о вышивке.
Информация об инструментах и приспособлениях для вышивания.
Упражнения: шов «крестом», «счетная гладь», подбор ткани по цвету, фактуре,
рисунку.
Выбор рисунка. Подбор ниток.
Вышивание картинки.
Инструменты и приспособления |
Оборудование |
Ножницы Шило Мел (мыло) Карандаш Линейка закройщика Лекало Сантиметровая лента Игла швейная Игла машинная Распарыватель Наперсток Резец Ластик Английские булавки Бумага (миллиметровая, калька) Спицы для вязания |
Столы для раскроя Стулья Шкафы для инструментов и литературы Классная доска Швейные машины Спец. машины Электрический утюг Гладильная доска Стол |
Материально – техническое обеспечение программы
Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учебного заведения остаются в школе и используются как демонстрационный материал.
Литература
1. А. Фронкс. «Аппликации из тканей»
2. Дж. Вали Берти «Лоскутное шитье. От простого к сложному»
3.К.Девочкин « Уют руками создают»-1988-93 с.
4. .Гальперина Г.А. «Уютные детали для вашего дома»- (На все случаи; Советы для дома).
РИПОЛ классик, 2005г.-320 с.
5. С Кочетова. «Энциклопедия рукоделия. Мягкая игрушка»,2001.- 96 с., ил.
6.М.максимова, М Кузьмина « Лоскутное шитье».,2002. – 94 с.
7. Дж. Кристанини. « Шелковые ленточки»
8. М. Антоначчо «Вышиваем крестом»
9. А. Столярова. «Игрушки-подушки»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»