Воспитательная система в начальной школе "Кто есть Я"
Краткое описание
Разработанная мною воспитательная система позволяет заинтересовать детей в участии школьной жизни как во время уроков, так и во внеурочное время
Описание
Концепция воспитательной системы класса
«Кто есть Я»
Осмалова И.В., учитель начальных классов,
школа № 4, п. Чернянка, Белгородская область
Ценностное основание воспитательной системы.
Воспитательная система класса строится на основе воспитательной системы школы социально-культурного развития личности учащихся в соответствии с Программой работы школьного ученического самоуправления и ведется по 8 направлениям: «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Знания», «Культура», «Земля», «Мир».
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе благоприятной нравственной и психологической атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к самовыражению, проявлению и развитию индивидуальных и коллективных творческих способностей, овладению умениями и навыками самонаблюдения, самоанализа и самооценивания.
Главный целевой ориентир - содействие становлению и проявлению индивидуальности младшего школьника как разносторонней и творческой личности, выявлению и развитию добрых наклонностей в процессе живой практической деятельности, воспитанию личностных качеств.
Достижение цели возможно, если будут решены следующие задачи:
1) способствовать созданию в классном коллективе условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения школьников;
2) содействовать развитию субъектности ребёнка, внимательно и бережно относясь к любым проявлениям его индивидуальности;
3) поддерживать и обеспечивать становление личности младшего школьника, его творческие устремления и действия;
4) способствовать сплочению классного коллектива.
Путь к достижению цели осуществляется посредством принятия таких ценностей:
* образованность * свобода
* воспитанность* оптимизм
* требовательность * человеколюбие
* любознательность* сотворчество
Важную роль играют и правила построения жизнедеятельности в классном коллективе:
1. Ученье – свет, а неученье – тьма.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Веселье делу не помеха.
5. Один за всех и все за одного.
6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
7. В здоровом теле – здоровый дух.
8. В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей.
1
Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»
Участники воспитательной системы класса: педагог, ученики.
Помощники: родители, учителя, работающие в классе, руководители кружков, старшая пионервожатая, завуч по воспитательной работе, школьная социальная служба и общественность.
Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»
Критерии и способы изучения
эффективности воспитательной системы
(в основном в таблице представлены диагностические методики
психолога и педагога Н. И. Дереклеевой)
4
Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»
6. Библиографический список
1) Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса – журнал «Классный руководитель» №4, 2006
2) Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы – М.: «Вако», 2003.
3) Концепция и программа реализации концепции воспитательной системы социально-культурного развития личности учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской обл.»
4) Михайлова Л.В. Воспитательная система класса «Зажги свою звезду» — журнал «Классный руководитель» №4, 2006
5) Подласый И.П. Методы и формы воспитания. Методы стимулирования – М.: «Владос», 2000.
6) Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса» — журнал «Классный руководитель» №4, 2006
5
«Кто есть Я»
Осмалова И.В., учитель начальных классов,
школа № 4, п. Чернянка, Белгородская область
Ценностное основание воспитательной системы.
Воспитательная система класса строится на основе воспитательной системы школы социально-культурного развития личности учащихся в соответствии с Программой работы школьного ученического самоуправления и ведется по 8 направлениям: «Человек», «Семья», «Отечество», «Труд», «Знания», «Культура», «Земля», «Мир».
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе благоприятной нравственной и психологической атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к самовыражению, проявлению и развитию индивидуальных и коллективных творческих способностей, овладению умениями и навыками самонаблюдения, самоанализа и самооценивания.
Главный целевой ориентир - содействие становлению и проявлению индивидуальности младшего школьника как разносторонней и творческой личности, выявлению и развитию добрых наклонностей в процессе живой практической деятельности, воспитанию личностных качеств.
Достижение цели возможно, если будут решены следующие задачи:
1) способствовать созданию в классном коллективе условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения школьников;
2) содействовать развитию субъектности ребёнка, внимательно и бережно относясь к любым проявлениям его индивидуальности;
3) поддерживать и обеспечивать становление личности младшего школьника, его творческие устремления и действия;
4) способствовать сплочению классного коллектива.
Путь к достижению цели осуществляется посредством принятия таких ценностей:
* образованность * свобода
* воспитанность* оптимизм
* требовательность * человеколюбие
* любознательность* сотворчество
Важную роль играют и правила построения жизнедеятельности в классном коллективе:
1. Ученье – свет, а неученье – тьма.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Веселье делу не помеха.
5. Один за всех и все за одного.
6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
7. В здоровом теле – здоровый дух.
8. В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей.
1
Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»
Участники воспитательной системы класса: педагог, ученики.
Помощники: родители, учителя, работающие в классе, руководители кружков, старшая пионервожатая, завуч по воспитательной работе, школьная социальная служба и общественность.
Основные элементы системы | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Цели | Пробудить интерес ребенка к самому себе, вселяя уверенность, целеустремленность, создавая приятный настрой, повышая ответственность | Проявить себя, добиться успеха. Оценить себя и других. |
Методы и формы | Благодарности-поощрения с учетом индивидуальности учащихся. Соревнование. | 1 класс – призы в конвертах, 2 – 4 класс – в дневнике благодарности-поощрения учителем совместно с Советом класса (страницы дневника «Заметки классного руководителя») |
Тактика исполнения | Организовать деятельность учащихся, которая была бы направлена на реальное осуществление рефлексии, самооценки. Педагогические ситуации строить на материале имеющегося у детей жизненного опыта с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. | Выполнять поручения, требующие самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Результаты деятельности за определенный промежуток времени обсуждать. |
Правила (девиз вида деятельности) | 1. Помоги ребенку быть самим собой! 2. Заинтересуй детей в участии! 3. Одобряй положительные качества учащихся! | 1. Познай себя – это интересно! 2. Сотвори себя – это необходимо! 3. Утверди себя – это возможно! 4. Прояви себя – это реально! 5. Убеди родителей – это важно! |
Виды деятельности | Ключевые дела класса, семейные праздники, концерты, акции и тематические месячники, трудовые десанты и дежурство, конкурсы, проекты, спортивные соревнования, поручения в классном коллективе, досуг классного коллектива совместно с родителями. |
Ориентиры | Главный целевой ориентир воспитательной системы класса. | Жизненный опыт (поступки, поведение, мысли, чувства); знания, умения, навыки; качества личности: - отношение к себе - любознательность - отношение к школе - прилежание - эстетический вкус - отношение к природе |
Традиции | Участие в районных и общешкольных мероприятиях: - День Учителя - День Матери - «Веков связующая нить» - «Подарок другу» - «Посылка солдату» - День птиц - Мастерская Деда Мороза - День здоровья - «Чистодвор» и др.; в традиционных делах класса: - День именинника - «Минута славы» - Экскурсии и походы - «Мое поручение» - Праздник-самоотчет «Кто есть Я» - «Семь цветов радуги или личность-коллектив» - Концерты, утренники, дискотеки; конкурсы, акции; в сотрудничестве с родителями: - «Папа, мама, я – дружная семья» - «Пока все дома» - «Я и моя семья» | |
Темп | Темп избирается в соответствии с планом работы. 1 раз в месяц промежуточное подведение итога, обсуждение на классных часах. Итоговый классный час в конце года «Семь цветов радуги или личность-коллектив». Праздник-самоотчет «Кто есть Я» в конце года. | |
Результат | Степень достижения цели. Оценка полученных результатов в соответствии с критериями эффективности воспитательной системы. Выявление более активных учащихся, достойных занять место в школьном стенде «Гордость школы». | Праздник-самоотчет «Кто есть Я» (добросовестное отношение к делам, проявляя высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помощь другим...) Получение номинаций в итоговой церемонии награждения: «Знайка», «Эрудит», «Умелые руки», «Непоседа» «Олимпионик», «Обаяние», «Веселая нотка», «Верный друг», «Скромность»... |
Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»
Критерии и способы изучения
эффективности воспитательной системы
(в основном в таблице представлены диагностические методики
психолога и педагога Н. И. Дереклеевой)
Критерии | Сроки изучения | Диагностическая методика |
Развитость познавательного потенциала ребенка | Октябрь, апрель | - Анализ успеваемости - «Настроение», «Ранжирование» - Тесты |
Развитие личностных качеств учащихся | Сентябрь — апрель | - «Мой портрет в интерьере», «10 моих Я», «Звезда», «Самореклама», «Сказки», «Что у меня на сердце» - Анкетирование - Педагогическое наблюдение |
Креативность личности | Январь | - Тестирование - Педагогическое наблюдение |
Защищенность и комфортность ребёнка в классе | Ноябрь | - «Лесная школа» - «Проективная методика» - Анкетирование - Педагогическое наблюдение |
Сформированность классного коллектива | Март | - «Мультфильм о нашем классе», «Аукцион» |
Воспитанность учащихся | Февраль, май | - «Проективная методика» - Методика С. М. Петровой «Пословицы» - Анкетирование (сводный лист уровня воспитанности) - Педагогическое наблюдение |
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе | | - Сочинения - Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» - Анкетирование для родителей |
4
Осмалова И.В. Концепция воспитательной системы класса «Кто есть Я»
6. Библиографический список
1) Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса – журнал «Классный руководитель» №4, 2006
2) Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы – М.: «Вако», 2003.
3) Концепция и программа реализации концепции воспитательной системы социально-культурного развития личности учащихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской обл.»
4) Михайлова Л.В. Воспитательная система класса «Зажги свою звезду» — журнал «Классный руководитель» №4, 2006
5) Подласый И.П. Методы и формы воспитания. Методы стимулирования – М.: «Владос», 2000.
6) Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса» — журнал «Классный руководитель» №4, 2006
5
16 октября 2011
Файлы
Осмалова, Защита воспитательной системы.rar
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»