Правописание не и ни в отрицательных наречиях
средняя общеобразовательная школа № 4
ст. Атаманской Павловского района
Краснодарского края
Автор: Багмет Елена Леонидовна,
учитель русского языка
и литературы
План-конспект урока.
Предмет – русский язык.
Класс – 7.
Тема урока: «Правописание не и ни в отрицательных наречиях».
Используемый УМК:
1. М.М.Разумовская. «Программа «Русский язык. 5- 9 класс»-
М.: «Дрофа», 2010.
2. М.М.Разумовская, П.А.Лекант. «Русский язык: Учебник для 7
класса общеобразовательных учреждений» — М.: «Дрофа», 2011.
Цели урока: — обучающая – познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях; закрепить навык правописания наречий; повторить правописание отрицательных местоимений и других частей речи с не;
— развивающая – развивать умение осмысливать значение
приставок не и ни, развивать логическое мышление;
развивать умение связно излагать
свои мысли; пополнить словарный запас учеников;
— воспитывающая – воспитывать уважение к русскому языку, прививать интерес к его изучению.
Задачи урока: создать условия для усвоения правила употребления не и ни в отрицательных наречиях, используя различные методы и средства;
сформировать у учащихся прочные орфографические умения на
основе изученного правила.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями;
2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint;
3) компьютер учителя;
4) мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент –(1 мин.)
II. Проверка домашнего задания – (7 мин.)
— Ребята, что мы изучали на предыдущих уроках русского языка?
(Правописание наречий)
— Давайте вспомним правило.
— Сейчас мы проверим, как вы усвоили изученный материал. Разноуровневые задания: 1-й уровень сложности — словарный диктант, 2-й – выполнение индивидуальных заданий по карточкам. Определите, какое задание будете выполнять.
1. Словарный диктант. Поневоле пришлось уехать, на улице по-весен¬нему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, посту-пать по-своему, запоминать крепко-накрепко, по¬ссориться сгоряча, по-прежнему дружить, сму¬щенно улыбаться.
2. Карточки.
1) В данных предложениях подчеркните наречия как члены предложения. Укажите способы их образования.
1) Здесь было совсем пустынно. 2)Издали доносился шум и плеск. 3)Беспрестанно идут дожди.4)Вдали сгущался ночной полумрак.
5)Ветер дует без устали. 6) Идём по дороге медленно, вразвалку.
7) Путники подсели к ярко разгоревшемуся костру.
8) Мальчик был в курточке нараспашку.
9) Почва сплошь распаханных полей в период засухи превращается в лёгкую массу. 10) Мелкие летучие частицы почвы поднимаются высоко вверх и переносятся на сотни километров.
2) Подчеркните в тексте наречия как члены предложения. Обозначьте орфограммы в наречиях, объясните графически постановку знаков препинания.
Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слы¬шалось почти никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.
3) Выпишите из текста наречия вместе со словами, к которым они относятся. Укажите морфемный состав наречий.
Однажды ночью я проснулся и лежал с закрытыми глазами, долго прислушиваясь к странной тишине. Мне даже показа¬лось, будто я оглох во сне. Наконец я понял, что попросту за стенами моего дома наступила необыкновенная тишина, кото¬рую называют «мёртвой». Было только слышно, как справа посапывает кот, лежащий на диване.
Выглянув в окно, я увидел, что падал снег и заворожил поля, леса и сады. Земля стала прекрасна и удивительна. Утром всё хрустело по-зимнему: и ледяные дорожки, и чёрные стеб¬ли крапивы, торчавшие из-под снега.
III. Работа над темой урока.
Сообщение темы, цели урока. (слайд 1, 2) (1 мин.)
1.Повторение изученного.
1) Лексическая разминка.(5 мин.)
Задание 1. По лексическому значению угадайте существительное, которое должно начинаться с не, запишите их в тетради:
1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, — это (невесомость).
2) Вымысел, лживое сообщение — это (небылица). I
3) Незнание, неосведомленность — это (неведение).
4) Невоспитанный, грубый человек — это (невежа).
5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то — это (невежда).
6) Простодушие, наивность — это (невинность).
Задание 2. К данным фразеологическим оборотам подберите синонимичные наречия. (слайд 3)
Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; схватывать на лету; надоесть хуже горькой редьки; как из рога изобилия; расти как на дрожжах; уснул как уби¬тый; выполнить работу без сучка без задоринки.
2) Наречия или местоимения? (Это задание выполняется дифференцированно: «сильные» учащиеся самостоятельно на оценку выполняют упражнение № 253, а «слабые» работают с учителем, используя 4 слайд) (5 мин.)
Задание. Внимательно прочитайте данные пред¬ложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова — наречием или местоимением?
1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)
2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)
3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)
4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)
2. Объяснение нового материала. (5 мин.)
1) Не п ни в отрицательных наречиях. Познакомьтесь с теоретическим материалом на странице 110.
-Чем являются не и ни в наречиях? Как пишутся?
Не н нив отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно:
негде — нигде, некогда — никогда.( слайд 5)
-Отчего зависит выбор написания не или ни?
Под ударением пишется не, в безударном по¬ложении — ни:
несколько — нисколько.(слайд 6)
2) Проблемный вопрос.
Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный ответ.
1) Местоимение. 2) Имя прилагательное. 3) Имя существительное.
Ответ: местоимение.(слайд 7)
IV. Закрепление нового материала. (15 мин.)
Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?
Некому н_ известно, приблизиться незаметно, н_искренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, некогда н_ предполагал. (слайд 8)
Взаимопроверка задания: обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте работу товарища, сверяясь с ответом.
Ответ. Никому не известно, приблизиться неза¬метно, неискренне вздохнуть, вести себя непринуж¬денно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал. (слайд 9)
Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий словосочетания. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?
Негде — нигде. Некуда — никуда. Неоткуда — ниоткуда. Некогда — никогда. Незачем — …… — никак.… — нисколько.(слайд 10)
Задание 3. Закончите предложения.
1) В отрицательных и неопределенных место¬имениях, в отрицательных наречиях под ударени¬ем пишется приставка… (не).
2) В отрицательных местоимениях, в отрица¬тельных наречиях в безударном положении пи¬шется приставка… (ни). (слайд 11)
Задание 4… Раскройте скобки, вставьте пропу¬щенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи. (Задание выполняется устно)
1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.
2) На чужбине чувствуешь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.
3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.
4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости… 5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить. (слайд 12)
Задание5. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.( выполняется «слабыми» учениками с использованием слайда 13 устно)
1) (Не, ни)где не видно жилья.
2) (Не, ни)чем не измерить простора полей.
3) (Не, ни)когда не предполагал, что (не, ни)чего (не, ни)испугаюсь, (не, ни)с чем не соглашусь.
4) (Не.ни)как (не, ни)удавалось стронуться с места.
5) Писем ждать было (не, ни)откуда.
Творческое задание. (выполняется «сильными» учащимися на заранее заготовленных карточках)
Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.
1) Ум — одежда, которая………… (никогда) не износится, знание — родник, который …………..(никогда) не исчерпаешь.
2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится …………(никуда).
3) Приходится вертеться, если ……………..(некуда) деться.
4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было…………. (неоткуда).
5) Но …………..(никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.
6) Она …………..(никак) не походила на свою сестру.
V. Подведение итогов урока ( слайд 14), выставление оценок.
VI. Домашнее задание: «3» — упр.253; «4» и «5» — из художественных произведений выбрать предложения (5 – 7) с наречиями, определить, каким членом предложения они являются, произвести их морфемный анализ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
ст. Атаманской Павловского района
Краснодарского края
Автор: Багмет Елена Леонидовна,
учитель русского языка
и литературы
План-конспект урока.
Предмет – русский язык.
Класс – 7.
Тема урока: «Правописание не и ни в отрицательных наречиях».
Используемый УМК:
1. М.М.Разумовская. «Программа «Русский язык. 5- 9 класс»-
М.: «Дрофа», 2010.
2. М.М.Разумовская, П.А.Лекант. «Русский язык: Учебник для 7
класса общеобразовательных учреждений» - М.: «Дрофа», 2011.
Цели урока: - обучающая – познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях; закрепить навык правописания наречий; повторить правописание отрицательных местоимений и других частей речи с не;
- развивающая – развивать умение осмысливать значение
приставок не и ни, развивать логическое мышление;
развивать умение связно излагать
свои мысли; пополнить словарный запас учеников;
- воспитывающая – воспитывать уважение к русскому языку, прививать интерес к его изучению.
Задачи урока: создать условия для усвоения правила употребления не и ни в отрицательных наречиях, используя различные методы и средства;
сформировать у учащихся прочные орфографические умения на
основе изученного правила.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями;
2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint;
3) компьютер учителя;
4) мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент –(1 мин.)
II. Проверка домашнего задания – (7 мин.)
- Ребята, что мы изучали на предыдущих уроках русского языка?
(Правописание наречий)
- Давайте вспомним правило.
- Сейчас мы проверим, как вы усвоили изученный материал. Разноуровневые задания: 1-й уровень сложности - словарный диктант, 2-й – выполнение индивидуальных заданий по карточкам. Определите, какое задание будете выполнять.
1. Словарный диктант. Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущенно улыбаться.
2. Карточки.
1) В данных предложениях подчеркните наречия как члены предложения. Укажите способы их образования.
1) Здесь было совсем пустынно. 2)Издали доносился шум и плеск. 3)Беспрестанно идут дожди.4)Вдали сгущался ночной полумрак.
5)Ветер дует без устали. 6) Идём по дороге медленно, вразвалку.
7) Путники подсели к ярко разгоревшемуся костру.
8) Мальчик был в курточке нараспашку.
9) Почва сплошь распаханных полей в период засухи превращается в лёгкую массу. 10) Мелкие летучие частицы почвы поднимаются высоко вверх и переносятся на сотни километров.
2) Подчеркните в тексте наречия как члены предложения. Обозначьте орфограммы в наречиях, объясните графически постановку знаков препинания.
Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.
3) Выпишите из текста наречия вместе со словами, к которым они относятся. Укажите морфемный состав наречий.
Однажды ночью я проснулся и лежал с закрытыми глазами, долго прислушиваясь к странной тишине. Мне даже показалось, будто я оглох во сне. Наконец я понял, что попросту за стенами моего дома наступила необыкновенная тишина, которую называют «мёртвой». Было только слышно, как справа посапывает кот, лежащий на диване.
Выглянув в окно, я увидел, что падал снег и заворожил поля, леса и сады. Земля стала прекрасна и удивительна. Утром всё хрустело по-зимнему: и ледяные дорожки, и чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.
III. Работа над темой урока.
Сообщение темы, цели урока. (слайд 1, 2) (1 мин.)
1.Повторение изученного.
1) Лексическая разминка.(5 мин.)
Задание 1. По лексическому значению угадайте существительное, которое должно начинаться с не, запишите их в тетради:
1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, - это (невесомость).
2) Вымысел, лживое сообщение - это (небылица). I
3) Незнание, неосведомленность - это (неведение).
4) Невоспитанный, грубый человек - это (невежа).
5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то - это (невежда).
6) Простодушие, наивность — это (невинность).
Задание 2. К данным фразеологическим оборотам подберите синонимичные наречия. (слайд 3)
Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; схватывать на лету; надоесть хуже горькой редьки; как из рога изобилия; расти как на дрожжах; уснул как убитый; выполнить работу без сучка без задоринки.
2) Наречия или местоимения? (Это задание выполняется дифференцированно: «сильные» учащиеся самостоятельно на оценку выполняют упражнение № 253, а «слабые» работают с учителем, используя 4 слайд) (5 мин.)
Задание. Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова - наречием или местоимением?
1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)
2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)
3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)
4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)
2. Объяснение нового материала. (5 мин.)
1) Не п ни в отрицательных наречиях. Познакомьтесь с теоретическим материалом на странице 110.
-Чем являются не и ни в наречиях? Как пишутся?
Не н нив отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно:
негде - нигде, некогда - никогда.( слайд 5)
-Отчего зависит выбор написания не или ни?
Под ударением пишется не, в безударном положении - ни:
несколько — нисколько.(слайд 6)
2) Проблемный вопрос.
Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный ответ.
1) Местоимение. 2) Имя прилагательное. 3) Имя существительное.
Ответ: местоимение.(слайд 7)
IV. Закрепление нового материала. (15 мин.)
Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?
Некому н_ известно, приблизиться незаметно, н_искренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, некогда н_ предполагал. (слайд 8)
Взаимопроверка задания: обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте работу товарища, сверяясь с ответом.
Ответ. Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал. (слайд 9)
Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий словосочетания. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?
Негде - нигде. Некуда - никуда. Неоткуда - ниоткуда. Некогда - никогда. Незачем - ... ... - никак. ... - нисколько.(слайд 10)
Задание 3. Закончите предложения.
1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка... (не).
2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка... (ни). (слайд 11)
Задание 4. . Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы ? Укажите эти части речи. (Задание выполняется устно)
1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.
2) На чужбине чувствуешь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.
3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тя-нет.
4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости. . 5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить. (слайд 12)
Задание5. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.( выполняется «слабыми» учениками с использованием слайда 13 устно)
1) (Не,ни)где не видно жилья.
2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.
3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.
4) (Не.ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.
5) Писем ждать было (не,ни)откуда.
Творческое задание. (выполняется «сильными» учащимися на заранее заготовленных карточках)
Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.
1) Ум - одежда, которая……….. (никогда) не износится, знание - родник, который …………..(никогда) не исчерпаешь.
2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится …………(никуда).
3) Приходится вертеться, если ……………..(некуда) деться.
4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было…………. (неоткуда).
5) Но …………..(никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.
6) Она …………..(никак) не походила на свою сестру.
V. Подведение итогов урока ( слайд 14), выставление оценок.
VI. Домашнее задание: «3» - упр.253; «4» и «5» - из художественных произведений выбрать предложения (5 – 7) с наречиями, определить, каким членом предложения они являются, произвести их морфемный анализ.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»