Урок-игра "Литературные тайны"
Цель данного урока повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; развивать память, речь, мышление и творческие способности учащихся.
Инструкция
Слайд 1 титульный
Слайд 2 название страниц
Слайд 3 табло (гиперссылка на каждую страницу и на цену вопроса)
Слайды 4 -44 вопросы игры (по щелчку мыши появляется ответ, управляющая кнопка возврат возвращает на слайд 3)
Слайд 45 награждение участников игры
Слайды 46-47 использованные ресурсы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Калининска Саратовской области»
Седова Татьяна Валентиновна
Урок-игра «Литературные тайны»
Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; развивать память, речь, мышление и творческие способности учащихся.
Комментарии для учителя. Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни учебников, ни книг. Для детей готовятся подарки(например, книги), которые будут вручены в конце игры.
Оборудование. Оформляется выставка книг писателей, которых изучали в этом учебном году.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Дорогие ребята! Вот и подошёл к концу учебный год. Наш последний урок литературы мы посвящаем книгам и их авторам. Игра называется «Литературные тайны» (Слайд 1).
Вы разделились на команды, выберите капитанов, придумайте название и девиз. (Щелчок мыши )
(Идёт представление команд).
- Напоминаю правила игры (Слайд 2). Вы выбираете страницу, в которую будете играть, и цену вопроса. Если команда отвечает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить не может, то имеет право ответить другая команда. Итак, желаю успехов! (Слайд 3)
II. Проведение игры.
1. Тайны животных
Речь пойдёт о животных, которые живут на воле, но соседствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввёл в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об этом, наверное, стоит почаще думать. Ведь животные не могут выбрать себе соседей получше…
10 «Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей…»
-Из какого произведения эти строки и кто его автор? («Дети и птичка». А.Плещеев.)
20 «Этот автор не любил сказок и историй с плохим концом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей. («Лебёдушка». С.Есенин.)
30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. («Лошади в океане». Б.Слуцкий.)
40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но всё-таки он ушёл. («Приёмыш». Д.Мамин-Сибиряк.)
50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. («Барбос и Жулька». А.Куприн.)
2. Богатыри.
Ты думаешь, Матрёнушка,
Мужик – не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою – а богатырь!
10 «И повелел он своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».
- О ком идёт речь? (Об Олеге, его называли Вещим. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».)
20 Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице,- Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Кто он? (Сергий Радонежский.)
30 Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Чётко-ясно повысечена:
«Прямо ехать- убитому быть!
Влево ехать- женатому быть!
Вправо ехать- богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!»
- Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был Илья Муромец. Он ездил по всем трём дорогам по порядку, как указано на камне.)
40 Кто написал эти строки?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому…
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань-
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь. (Иван Саввич Никитин. «Русь».)
50 Записи делались из года в год или, как раньше говорили на Руси из лета в лето. Отсюда и название этих записей. Самые древние они не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду… О чём и о ком идёт речь? Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идёт о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)
3. Писатели.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо-к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
(А.С.Пушкин)
10 Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен.)
20 «Точен и скуп на слова он был даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно – всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом».
- О ком идёт речь, о ком так говорил И.А.Бунин?
Подсказка: свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Чехов.)
40 Учитель, участник Октябрьской революции, гражданской войны, писатель; ему была присуждена Государственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившем свой родной край, его людей, его легенды и предания на весь мир. (Павел Петрович Бажов.)
50 Так подписывался один из писателей: НАВИ ВОЛЫРК. (Это Иван Андреевич Крылов. Аноним-псевдоним из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке.)
4. Поэты.
И долго буду те любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
(А.С.Пушкин)
10 Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
- Из какого стихотворения строчки, кто их автор? («Весенний дождь». А.А.Фет.)
20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
- Кто это говорит? Кто автор? («Бабочка». А.А.Фет.)
30 Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
- Кто и кому так говорит? («Дети и птичка». А.Н.Плещеев. Птичка говорит детям.)
40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноимённого стихотворения? («Бабье лето». Д.Б.Кедрин.)
50 Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами. Настроением, способностями, характером человека. Приведите примеры, прочитайте наизусть строчки из стихотворений.
5. Сказки.
Нам сказали про Ивана-то – хитёр,
Нам сказали про Андреича – хитёр.
Он хитёр – мудёр – прохитрился,
Он прохитрился – промудрился.
10 Её перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках где живёт …
(Жар-птица. Сказка «Конёк-горбунок», П.П.Ершов.)
20 Узнайте сказку по её началу: «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь…» («Ашик-Кериб». Турецкая сказка.)
30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. Например, «последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», «История, которую поведал высушенный цветок розы». Но родное название ей подходит больше. Назовите его. («Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.)
40 Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
- Что это? В какой сказке оно играло немаловажную роль? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». А.С.Пушкин.)
50 «Время не дремлет, часы не стоят».
- Какая сказка раскрывает смысл этой пословицы? («Сказка о потерянном времени» Е.Л.Шварц.)
6. Детская.
Приходите, шалунишки,
По дороге долгой, трудной.
Вы обычные ребята,
Книжки мы про вас читали.
И всегда мы с вами лично
Познакомиться мечтали.
10 «Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень…потом Томск…потом….потом…в камчатку…Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив…Вот тебе и Америка…Тут много пушных зверей».
-Кто собирался в такое путешествие? («Мальчики». А.П.Чехов.)
20 Какое произведение начинается так: «Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо»? («Главные реки». В.Ю.Драгунский.)
30 Еда – главное в жизни этого мальчика, а Борис Сергеевич его не понял. («Что любит Мишка», В.Ю.Драгунский.)
40 Какое произведение закончилось так: «Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно?»? («Никакой горчицы я не ел». В.В.Голявкин.)
50 Он знал, что когда его имя произносят полностью, это предвещает какую-нибудь неприятность.
- О ком идёт речь? («Том Сойер». М.Твен.)
7. Объяснялки.
- Понятием «крылатые слова» обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты и образные выражения, изречения исторических лиц и т.п. Что обозначают следующие крылатые выражения?
10 «Сказка про белого бычка». (Бесконечное повторение одного и того же с самого начала.)
20 «Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложек, поварёшек и т.п.), то есть делать очень несложное дело.)
30 «Делу время и потехе час». (Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.)
40 «Ждать у моря погоды». (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)
50 «Знать назубок». (Знать что-то очень хорошо. А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» принималось почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешёвым металлом.)
III. Подведение итогов.
На табло остаётся карточка со значком ☺. Это подарок участникам игры. Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждаются победители.
Использованная литература
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс.
М.: ВАКО, 2006.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО