В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа внеурочной деятельности "Мир музыки" для учащихся начальных классов

Программа внеурочной деятельности "Мир музыки" для учащихся начальных классов

Марианна Никитина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 голосов:5просмотров: 30087 комментариев: 6
Краткое описание
Программы музыкального кружка «Мир музыки» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный кругозор, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности и формируется духовность.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа внеурочной деятельности 1 класс музыка.doc Скачать

Владимирская область Судогодский район муниципальное общеобразовательное учреждение «Мошокская средняя общеобразовательная школа» село Мошок, улица Андреева, дом 25

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МОУ «Мошокская СОШ» Руководитель школьного

_______________/Данилова Т.Н./ методического совета

«___» ____________2011 г. _________/Графова Е.В./

«___»___________2011 г.



ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Мир музыки»

для учащихся начальных классов

(общекультурное направление)





Программа дополнительного образования детей 6-10 лет

Срок реализации программы – 4 года




Составитель: учитель музыки

моу «Мошокская СОШ»

Никитина Марианна Валерьевна






2011год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы музыкального кружка «Мир музыки» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года.

В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.







При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:


формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.


Задачи кружковой деятельности:


  1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

  2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

  4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

  5. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.

  6. Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.

  7. Развивать творческие способности младших школьников.



Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 6 до 10 лет.


Программа рассчитана на 4 года.
















Формы и методы работы.


Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, встреча с музыкантами Владимирской областной филармонии, концерты и праздники.

Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Важной формой занятий данного кружка являются встречи с музыкантами Владимирской областной филармонии, Школы искусств, экскурсии в театр, просмотр музыкального спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, мультфильмов, посещение театров, концертов, отзывы о просмотренных концертных программах спектаклях.

Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю. Каждое занятие длится 35 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.



Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.


Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах



Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Планируемые результаты реализации программы:


Результаты первого уровня.

Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах , на концертах.

У ученика будут сформированы:

-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

- эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- строить музыкальную деятельность в разных жанрах.


Результаты второго уровня.

Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

У ученика будут сформированы:

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов

-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования:

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;


Результаты третьго уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

У ученика будут сформированы:

- вносить необходимые коррективы;

- уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Ученик получит возможность для формирования:

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.


Результаты четвёртого уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

У ученика будут сформированы:

- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ученик получит возможность для формирования:

- осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных

жанрах.




К концу 4 года занятий ребёнок


ЗНАЕТ:

1.      Что такое музыка.

2.      Чем отличается музыка от других видов искусств.

3.      С чего зародилась музыка.

4.      Какие виды музыкальной деятельности существуют.

5.      Кто создаёт музыкальные произведения.


ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных музыкальных средствах исполнения.

2.      О вокально-хоровой деятельности (распевания).

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.


УМЕЕТ:

1.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

2.      Образно мыслить.

3.      Концентрировать внимание.

4.      Ощущать себя в музыкальном пространстве.


ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками).

2.      Элементарного музыкального мастерства.

3.      Образного восприятия музыкального произведения.

4.      Коллективного творчества


А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.


 

Формой подведения итогов считать:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Занятия в кружке «Мир музыки» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия – музыкальная игра «Угадай мелодию».


1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»

Содержание

«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.

Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.

Формы – музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр».

Методическое обеспечение:

Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. «Музыка», учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста – Москва, 1998,

«Детский оркестр»,

музыкальные записи, музыкальная игра «Угадай мелодию» (презентация).


2. Тема «Разбудим голосок»

Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.

«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

Методическое обеспечение:

В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000,

М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005,

Магнитофон с записывающим устройством, микрофон.


3. Тема «Развитие голоса»

Содержание

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.

Методическое обеспечение:

В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999


4. Тема «Фольклор»

Содержание

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

Методическое обеспечение:

Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.

«Рождество» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.

Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 1993

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.


5. Тема «Музыка»

Содержание

Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.

Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.

Методическое обеспечение:

Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - М.: Просвещение, 1989

В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.


6. Тема «Творчество»

Содержание

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы – творческие игры, конкурсы.

Методическое обеспечение:

Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - М. "Аквариум" – 1999

Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.


7. Тема «Радуга талантов»

Содержание

«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.

По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.

Методическое обеспечение: сборник сценариев О.Емельяновой.

Видеокамера, компьютер, проектор, экран.


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Компьютер,

магнитофон,

музыкальный центр (караоке),

диски с записью музыкальных сказок,

диски с музыкой (классической и детской),

видеокамера для анализа выступлений,

музыкальные инструменты.


Тематический план занятий в 1классе

Nп/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию»

Групповая игра (занятие в классе)

1


2

Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах.

Групповая и индивидуальная игра

1


3

«Музыкальные движения». Развитие двигательных способностей ребёнка.

Групповая игра

1


4

Тема: «Разбудим голосок».

Распевание.

Групповая игра (занятие в классе)

1


5

«Вокальная гимнастика».

Вокально-хоровые и дыхательные упражнения (занятие в классе)

1


6

Упражнение на развитие дыхания.

Парная и индивидуальная деятельность.

1


7

Тема: Развитие голоса»

Вокально-хоровая работа

Сольная и хоровая деятельность

1


8-9

Разучивание детских песен.

Занятие в классе

2


10-11

Работа над музыкальной сказкой «Бременские музыканты»

Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале)

2

Выбор главных героев

12-13

«Голос нежнейший и тончайший инструмент»

Групповая игра (актовый зал)

2


14

Тема: «Музыка»

Встреча с музыкантами или поездка во Владимирскую филармонию

Групповая

1

Посещение

Владимирской филармонии

15-16

Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки»

Групповая игра

2


17-18

«Музыка-здоровье-жизнь»

Групповое и индивидуальное занятие

2


19

«Я хочу услышать музыку»

Работа в ансамбле (занятие в классе)

1


20

«Композитор –исполнитель –слушатель»

Музыкальная игра (занятие в классе)

1


21

«Мир музыки»

Групповая игра (занятие в классе)

1


22

Постановка выступления для родителей

(родительское собрание)

Актовый зал.

1


23

Тема: «Фольклор»

Работа в парах. Сочинение частушек.

Парная деятельность.

(занятие в классе)

1


24

Знакомство с русскими народными песнями

Хоровая деятельность

(занятие в классе)

1


25

Групповые игры на простейшие виды общения.

Групповая игра (занятие в классе)

1


26-27

Тема: «Творчество»

Музыкально-театрализованная импровизация.

Групповая и индивидуальная работа (занятие в актовом зале)

2


28

«Я маленький композитор».

Игра на музыкальных инструментах

Работа в парах (занятие в классе)

1


29-30

Музыкальные игры русского народа «Бояре», «Музыкальный ручеек».

Групповая игра (на свежем воздухе, в зале)

2


31

Тема: «Радуга талантов»

Репетиция концерта

Актовый зал.

1

Концерт в МДОУ «Детский сад»

32

Генеральная репетиция концерта

Актовый зал.

1


33

Отчетный концерт «Радуга талантов»

Актовый зал.

1


ЛИТЕРАТУРА

1. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999

2. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990

3. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999

4. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

5. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005

6. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

7. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010

8. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

9. Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991

Обсуждение материала
Наталья Еске
29.09.2012 13:37
Очень полезный материал для проведения внеурочных занятий по музыке.  Спасибо большое!!!
Любовь Комлик
15.10.2012 15:07
Спасибо вам огромное!!!
Cветлана Троицкая
4.08.2013 11:09
Спасибо за хорошую работу!
Татьяна Трошкова
16.08.2013 11:16
Спасибо за материал! Буду использовать во внеурочке по музыке!
Надежда Семенова
10.09.2014 06:17
Спасибо большое! Дай Бог здоровья!
Кирилл Новиков
7.06.2017 15:26
Благодарю Вас!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос