Логопедическое занятие по лексической теме "Семья"
Детский сад компенсирующего вида №26
Конспект занятия для детей старшей группы
Тема «Семья»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Урюпина Е.А.
Программное содержание:
1. Активизировать словарь по теме «Семья».
2. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом от имён собственных; образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже.
3. Формировать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции, составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
4. Развивать связную речь (пересказ текста).
5. Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, конструктивного праксиса.
6. Развивать познавательные процессы.
7. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед: К нам на занятие пришёл мальчик.
СЛАЙД 2 Ваня: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. Я хочу познакомить вас со своей семьёй.
СЛАЙД 3
Логопед: Слава, кого ты видишь на картинке? (Я вижу Ванину маму) и тп. (папу, дедушку, бабушку, сестру, брата).
Логопед: Кирилл, сколько человек в этой семье?
Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? (На картинке две мамы).
Сколько пап?
Сколько сыновей?
Сколько дочерей?
Кем Ваня приходится маме и папе? (сыном), бабушке и дедушке? (внуком), сестре и брату (братом)?
Логопед: Дети как вы думаете, кто самый старший в семье? (Я думаю дедушка самый старший в семье).
Кто может сказать, какая это семья? (Дружная, большая, крепкая).
2. Д\и «Предлоги»
Логопед: Ильмира: Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване).
Логопед: Кирилл, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном).
Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Нет, папа стоит за диваном).
Логопед: Слава, собака лежит перед диваном? (Да, собака лежит перед диваном).
Логопед: Ваня, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном).
Логопед: Саша, тапки стоят на диване? (Нет, тапки стоят под диваном).
Логопед: Лёша, где стоит Ваня? (Ваня стоит около дивана).
Логопед: Ваня, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем.
3. СЛАЙД 4 Д\и «Чьи это вещи?»
Логопед: Ильмира, платок чей? (Бабушкин платок).
И т.п.
СЛАЙД 5 Логопед: Слава, куда уберём одежду? (Одежду уберём в шкаф).
Логопед: Юра, куда поставим игрушки? (Игрушки поставим на полку).
Логопед: Кирилл, куда поставим обувь? (Обувь поставим на полку в прихожей).
4. СЛАЙД 6 Развитие общей моторики.
Логопед: Ребята, мы свами хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.
Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
Всюду, всюду он со мной. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу.
Один, два, три, четыре, пять. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Хорошо мячом играть. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу.
5. Логопед: Послушайте загадку:
Свяжет носочки и сварит обед,
Знает варенья старинный рецепт,
Часто печет пироги и оладушки,
Наша хорошая, добрая… (бабушка).
Логопед: Бабушка какая? (Дети: Бабушка добрая, весёлая…).
6. СЛАЙД 7 и 8
Логопед: Посмотрите на картинку и составьте предложение.
(Бабушка связала голубой тёплый шарф.
Дедушка смастерил деревянную скамейку).
СЛАЙД 9
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, что делает бабушка, а что делает дедушка.
Логопед: Лёша, бабушка что делает? (Бабушка готовит обед. Бабушка вяжет. Бабушка варит варенье. Бабушка печёт пироги).
Логопед: Саша, дедушка что делает? (Дедушка собирает грибы. Дедушка ремонтирует, чинит, мастерит. Дедушка читает газеты).
СЛАЙД10
Д/и «Да -нетка»
Логопед: Ребята, у Вани сегодня день рождения. Вся семья пришла его поздравить. Посмотрите на картинку.
Логопед: Бабушка стоит между дедушкой и мамой? (Да, бабушка стоит между дедушкой и мамой).
Логопед: Дедушка стоит за бабушкой? (Нет, дедушка стоит перед бабушкой).
Логопед: Папа стоит перед мамой? (Нет, папа стоит за мамой)
Логопед: Девочка стоит перед мальчиком /Сестра стоит перед братом?
Логопед: Мама стоит между бабушкой и папой?
Логопед: Брат стоит перед сестрой?
Логопед: Дедушка стоит за бабушкой?
Логопед: Вся семья приготовила для Вани подарки. Послушайте об этом рассказ.
СЛАЙД 11
7. Пересказ текста «День рождение»
У Вани сегодня день рождения. Мама испекла для Вани вкусный торт. Папа подарил сыну резиновый мяч. Сестра Маша и брат Миша нарисовали красивую картину. Бабушка и дедушка подарили внуку большую машину. Ваня был очень рад подаркам!
Вопросы к тексту:
1. О ком рассказ?
2. У Вани сегодня какой праздник?
3. Что испекла мама?
4. Что папа подарил сыну?
5. Кто подарил Ване картину?
6. Что подарили Ване бабушка и дедушка?
Логопед: Я прочитаю рассказ ещё раз. Вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете его рассказывать.
Повторный рассказ логопеда. СЛАЙД 12
Пересказ текста детьми.
8. Д\и «Подарки для Вани» (Развитие мышления, конструктивного праксиса). Собрать картинку из 6 частей.
Логопед: Мы тоже сделаем подарки для Вани. Соберите картинку из частей.
Логопед: Что ты подаришь Ване?
Ваня: Спасибо, ребята! Мне очень понравились подарки!
Давайте попрощаемся с Ваней.
Итог занятия:
Логопед: Ребята, вы все молодцы, хорошо занимались.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №26
Конспект занятия для детей старшей группы
Тема «Семья»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Урюпина Е.А.
Программное содержание:
-
Активизировать словарь по теме «Семья».
-
Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом от имён собственных; образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; согласовывать числительные с существительными в роде и падеже.
-
Формировать умение использовать в речи предложно-падежные конструкции, составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
-
Развивать связную речь (пересказ текста).
-
Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, конструктивного праксиса.
-
Развивать познавательные процессы.
-
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Ход занятия:
-
Организационный момент:
Логопед: К нам на занятие пришёл мальчик.
СЛАЙД 2 Ваня: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ваня. Я хочу познакомить вас со своей семьёй.
СЛАЙД 3
Логопед: Слава, кого ты видишь на картинке? (Я вижу Ванину маму) и тп. (папу, дедушку, бабушку, сестру, брата).
Логопед: Кирилл, сколько человек в этой семье?
Ребята, посмотрите на картинку и скажите, сколько здесь мам? (На картинке две мамы).
Сколько пап?
Сколько сыновей?
Сколько дочерей?
Кем Ваня приходится маме и папе? (сыном), бабушке и дедушке? (внуком), сестре и брату (братом)?
Логопед: Дети как вы думаете, кто самый старший в семье? (Я думаю дедушка самый старший в семье).
Кто может сказать, какая это семья? (Дружная, большая, крепкая).
-
Д\и «Предлоги»
Логопед: Ильмира: Где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване).
Логопед: Кирилл, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном).
Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Нет, папа стоит за диваном).
Логопед: Слава, собака лежит перед диваном? (Да, собака лежит перед диваном).
Логопед: Ваня, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном).
Логопед: Саша, тапки стоят на диване? (Нет, тапки стоят под диваном).
Логопед: Лёша, где стоит Ваня? (Ваня стоит около дивана).
Логопед: Ваня, очень любит свою семью. Он помогает родителям в уборке квартиры. Давайте ему поможем.
-
СЛАЙД 4 Д\и «Чьи это вещи?»
Логопед: Ильмира, платок чей? (Бабушкин платок).
И т.п.
СЛАЙД 5 Логопед: Слава, куда уберём одежду? (Одежду уберём в шкаф).
Логопед: Юра, куда поставим игрушки? (Игрушки поставим на полку).
Логопед: Кирилл, куда поставим обувь? (Обувь поставим на полку в прихожей).
-
СЛАЙД 6 Развитие общей моторики.
Логопед: Ребята, мы свами хорошо потрудились, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.
Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
Всюду, всюду он со мной. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу.
Один, два, три, четыре, пять. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Хорошо мячом играть. Взмахи правой и левой рукой, как бы удары по мячу.
-
Логопед: Послушайте загадку:
Свяжет носочки и сварит обед,
Знает варенья старинный рецепт,
Часто печет пироги и оладушки,
Наша хорошая, добрая… (бабушка).
Логопед: Бабушка какая? (Дети: Бабушка добрая, весёлая…).
-
СЛАЙД 7 и 8
Логопед: Посмотрите на картинку и составьте предложение.
(Бабушка связала голубой тёплый шарф.
Дедушка смастерил деревянную скамейку).
СЛАЙД 9
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, что делает бабушка, а что делает дедушка.
Логопед: Лёша, бабушка что делает? (Бабушка готовит обед. Бабушка вяжет. Бабушка варит варенье. Бабушка печёт пироги).
Логопед: Саша, дедушка что делает? (Дедушка собирает грибы. Дедушка ремонтирует, чинит, мастерит. Дедушка читает газеты).
СЛАЙД10
Д/и «Да -нетка»
Логопед: Ребята, у Вани сегодня день рождения. Вся семья пришла его поздравить. Посмотрите на картинку.
Логопед: Бабушка стоит между дедушкой и мамой? (Да, бабушка стоит между дедушкой и мамой).
Логопед: Дедушка стоит за бабушкой? (Нет, дедушка стоит перед бабушкой).
Логопед: Папа стоит перед мамой? (Нет, папа стоит за мамой)
Логопед: Девочка стоит перед мальчиком /Сестра стоит перед братом?
Логопед: Мама стоит между бабушкой и папой?
Логопед: Брат стоит перед сестрой?
Логопед: Дедушка стоит за бабушкой?
Логопед: Вся семья приготовила для Вани подарки. Послушайте об этом рассказ.
СЛАЙД 11
-
Пересказ текста «День рождение»
У Вани сегодня день рождения. Мама испекла для Вани вкусный торт. Папа подарил сыну резиновый мяч. Сестра Маша и брат Миша нарисовали красивую картину. Бабушка и дедушка подарили внуку большую машину. Ваня был очень рад подаркам!
Вопросы к тексту:
1. О ком рассказ?
2. У Вани сегодня какой праздник?
3. Что испекла мама?
4. Что папа подарил сыну?
5. Кто подарил Ване картину?
6. Что подарили Ване бабушка и дедушка?
Логопед: Я прочитаю рассказ ещё раз. Вы внимательно слушайте и смотрите на картинки. Потом вы будете его рассказывать.
Повторный рассказ логопеда. СЛАЙД 12
Пересказ текста детьми.
-
Д\и «Подарки для Вани» (Развитие мышления, конструктивного праксиса). Собрать картинку из 6 частей.
Логопед: Мы тоже сделаем подарки для Вани. Соберите картинку из частей.
Логопед: Что ты подаришь Ване?
Ваня: Спасибо, ребята! Мне очень понравились подарки!
Давайте попрощаемся с Ваней.
Итог занятия:
Логопед: Ребята, вы все молодцы, хорошо занимались.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»