Сборник упражнений по риторике «Учимся говорить»
Сборник предназначен для работы обучающихся на уроках риторики, литературы, а также для самостоятельной работы дома.
В предисловии к сборнику кратко изложены цели представленных упражнений
МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов
города Сургута ХМАО-Югры
Сборник
упражнений
по риторике
«Учимся говорить»
для учащихся 8 классов
Составитель: Лукьяненко Светлана Борисовна,
учитель риторики высшей квалификационной категории
2011 год
Лукьяненко С.Б.
Сборник упражнений «Учимся говорить» по риторике для учащихся 8 классов.
Сборник упражнений «Учимся говорить» соответствует программам по риторике для учащихся 7 – 8 классов. В нем рассмотрены разнообразные упражнения по развитию устной речи обучающихся на уроках риторики в процессе анализа текстов. Главное внимание уделено эффективному общению через решение практических задач; работе над обогащением, активизацией словаря, умению учащихся «видеть» слово в тексте, творчески осмысленно его анализировать, создавать тексты самостоятельно.
Сборник предназначен для работы обучающихся на уроках риторики, литературы, а также для самостоятельной работы дома.
В предисловии к сборнику кратко изложены цели представленных упражнений.
Предисловие
Задача сборника упражнений «Учимся говорить» - работа по развитию устной речи обучающихся на уроках риторики в процессе анализа текстов.
Работа по развитию устной речи сосредоточена на речевых жанрах, особенности которых ученики осмысленно анализируют, оценивают и успешно создают самостоятельно.
Основная идея сборника – учить эффективному общению через решение практических задач на уроках риторики, литературы.
Важное место отводится работе над словом – обогащением, активизацией словаря; организацией речевой практики.
Умение «видеть» слово в тексте, передать информацию, творчески осмысленно анализировать текст, вырабатывается путем специальных упражнений:
-
направленных на выяснение значения и смысла слов; с использованием логических приемов, раскрывающих содержание слов и понятий;
-
помогающих осознать роль изобразительных средств языка, лексическом богатстве языка;
-
развивающих критическое мышление.
В процессе выполнения упражнений необходимо внимание к рече-мыслительной деятельности обучающихся, помощь в эффективном овладении теми или иными риторическими знаниями. Здесь представлены тексты разных стилей и жанров с заданиями, ориентированными на развитие у учащихся связной речи, творческих способностей, поиска самостоятельных решений.
Текст №1. Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдаль спешат
И грохочут и трещат.
В. Мирович.
Задание: Найдите в тексте слова, показывающие, как шел ледоход. Почему поэт не употребил слова плыли, шли?
Текст №2. Басня Л.Н. Толстого «Перепел и перепелята».
Мужики косили луга, а в лугу, под кочкой , было перепелиное гнездо. Перепелка с кормом прилетела к гнезду и увидела, что кругом все обкошено. Она и говорит перепелятам: - «Ну, дети, беда пришла! Теперь молчите и не шевелитесь, а то пропадете; вечером переведу вас». А перепелята радовались, что в лугу светлее стало, и говорили: «мать – старая, оттого и не хочет, чтобы мы веселились», - и стали пищать и свистать.
Ребята принесли мужикам на покос обедать; услыхали перепелят и поотрывали им головы.
Задание: найдите в тексте глаголы. В каком времени употреблены глаголы? Почему автор использует глаголы повелительного наклонения, их роль в создании выразительности текста? Почему Л.Н. Толстой назвал свое произведение не сказкой, а басней? Какова мораль басни «Перепел и перепелята»? Какие чувства у вас она вызывает?
Текст №3.
Задание: Прочитайте сокращенную словарную статью 4- томного «Словаря русского языка», с.346. Определите, с каким из значений многозначного слова текст мы работаем на уроках риторики.
Текст, -а, м.1.Слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, документ и т.д. Отрывок из какого-либо произведения словесности, предназначенный обычно для учебных целей…
-
Основной материал какого-либо сочинения, документа и т.д., в отличие от примечаний, комментариев к нему.
-
Слова к музыкальному сочинению…
-
Типографское название размера одного из крупных шрифтов.
-
Что нового вы узнали о тексте?
Текст №4.
Хорошо читать – это значит рассуждать, это значит мыслить вместе с автором. (М.А.Рыбникова)
Задание:
Прочитайте высказывание М.А. Рыбниковой про себя. Как вы понимаете его смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл
данного высказывания? Что значит для тебя «Хорошо читать»?
Текст №5.
«Дремлет лес: ни звука,
лист не шелестит,
только жаворонок
в воздухе звенит»
И. Суриков
Задание:
Какое слово показывает, что поэт изображает лес как живое существо.
Найдите синонимы к этому слову.
Подумайте, вместо какого слова употребляется слово звенит? Почему лучше сказать звенит, а не поет?
Сравните: лес дремлет, лес уснул.
Какая разница в словах: человек дремлет, человек уснул.
Представьте себе, что вы попали в лес, опишите свою картину леса.
Текст №6.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой …
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(Ф.И. Тютчев)
Задание:
Какова тема этого стихотворения?
Как можно его озаглавить?
За счет каких слов поэт «Оживляет» лес?
Какова их роль в создании выразительности текста?
Найдите в тексте литературные формы выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.).
Сравните: чародейкою зимою, волшебницей зимою.
Опиши зимний лес.
Текст №7.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон…
(А.С. Пушкин «Полтава»)
Задание:
Какие части речи помогают передать динамику действий в прочитанном тексте?
Какие изобразительно-выразительные средства помогают более зрительно представить действие в художественном произведении?
Можно определить тему отрывка?
Какие чувства оно рождает?
Текст №8.
Людские души – души разные,
Не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные,
И грозовые души есть.
Иная в силе не нуждается,
\ Её дыханием коснись –
И в ней чистейший звук рождается,
Распространяясь вдаль и ввысь.
Другая хмуро – неотзывчива,
Другая каменно – глуха
Для света звезд, для пенья птичьего,
Для музыки и для стиха.
Она почти недосягаема,
Пока не вторгнутся в нее
Любви тревога и отчаянье,
Сердечной боли острие.
Смятенная и беззащитная,
Она очнется, и тогда
Сама по птичьи закричит она
И засияет, как звезда.
Задание:
-
О чем это стихотворение?
-
Можно ли озаглавить это стихотворение, отразив его тему строками стиха?
-
Какие выразительные средства языка использованы?
-
Какие чувства рождает оно?
-
Что значит душа «каменно – глуха»?
Текст №9.
-
Денис, а ты рассмотрел сосны на Красной площади в Москве?
-
Что ты? Там никаких сосен нет, только ели.
-
Не все ли равно, сосна иль ель?
-
Нет, у сосны ветки вверх растут, а иголки крупнее и длиньше. Шишки тоже разные. Там ели, а не сосны!
Задание:
Определите стиль этого текста.
Оправдано ли употребление слова длиньше?
Прочитайте по ролям диалог, соблюдая правильную интонацию.
Текст №10.
Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывет лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи.
Задание: Озаглавьте текст. Какая мысль доказывается в рассуждении?
А как вы думаете, почему не нужно лгать? Докажите, свою точку зрения.
Текст №11.
Летний полдень. Ты далеко за городом бредешь по широкому заречному лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. Сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки, одни – в лиловых колпачках, другие – в белых веночках, а у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.
(Г. Скребицкий)
Задание: Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи данного текста.
Назовите языковые средства создания текста.
С чем сравнивает автор цветы?
Как по-вашему, какие цветы он изобразил? Видели ли вы их?
Расскажите о них. А какие цветы вам нравятся?
Текст №12
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
М.Ю. Лермонтов
-
найдите синонимы к слову дремлет.
Задание:
Какие выразительные средства языка использованы?
Какие чувства рождает стихотворение?
Текст №13.
Настя была, как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни темные? Ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
(М. Пришвин «Кладовая солнца»)
Задание: Определите, к какому типу речи относится этот текст?
Определите стиль текста. Свое мнение обоснуйте.
Где мы можем встретить описание внешности человека?
Есть ли среди ваших знакомых похожие на Настю? Опишите их.
Текст №14.
Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах.
И. Соколова-Микитова «Весна в лесу».
Задание: Сформулируйте основную мысль текста.
Можно ли считать его описанием состояния окружающей среды?
Какие части речи позволяют выразить состояние природы?
Найдите в тексте олицетворение.
Какое время года любите вы?
Текст №15.
Вот он – отлит на диво из гулкой бронзы,
Шляпу снял, загляделся на день морозный.
Вот в крылатом плаще, в гражданской одежде,
Он стоит, кудрявый и сильный, как прежде,
Только страшно вырос – прикиньте, смерьте,
Сколько весит на глаз такое бессмертье!
(П. Антокольский)
Задание: Какими представил скульптор поэта?
Что он хотел подчеркнуть в его облике?
Какие части речи позволяют выразить внутреннее состояние поэта?
Какие эпитеты понравились вам больше всего? Объясните их значение.
Лексическое значение, каких слов вы не знаете, не поняли в контексте?
Текст №16.
Следи за увеличением любви или хоть,
по крайней мере, за уменьшением злобы и лжи.
Л.Н.Толстой
Задание: В каких жанрах речи может встретиться такое изречение?
О какой любви говорит Л.Н.Толстой?
Как вы понимаете смысл этого изречения?
Текст №17.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева – деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
(Г. Граудин «Прадед»)
Задание: Какова тема этого стихотворения?
Как можно по-другому его озаглавить?
Найдите ключевые слова.
Каждый человек имеет фамилию. А не задумывались ли вы над тем, почему у того или иного человека именно такая фамилия, ведь не всегда она связана с профессией предков.
Знаете ли вы историю своей фамилии. Расскажите.
Текст №18.
Говорила она, как-то особенно выпевая слова… Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и , несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Вся она – темная, но светилась изнутри, через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.
(М. Горький «Детство»)
Задание: Назовите стиль этого текста.
На что обращает внимание автор, описывая бабушку?
Что можно сказать об его отношении к ней?
А какой вы ее представляете?
Опишите свою бабушку.
Текст №19.
Весенняя гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Ф.И. Тютчев
Задание: Прочитайте, соблюдая правила выразительного чтения. Найдите в тексте литературные формы выразительности.
Какие чувства хотел вызвать у нас поэт?
Любишь ли ты поэзию? Кто твой (твои) любимый поэт?
Текст №20.
Няня.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствие, заботы,
Теснят твою всечасно грудь…
А.С. Пушкин
Задание: Какие чувства испытывал поэт, писавший эти строки?
В каких словах проявляется его отношение к няне?
Какой ты представляешь себе няню?
С какой целью поэт дважды повторяет слово ДАВНО?
Прочитайте это стихотворение выразительно – так, как прочитал бы его сам поэт. Подумай, какие чувства нужно передать, как для этого нужно читать – медленно или быстро, тихо или громко?
Текст №21.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Задание: Прочитайте фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова «Перед дождем»
Подумайте, какой компонент интонации, помогает создать настроение?
Прочитайте монотонно, а затем с повышением и понижением голоса.
Какой вариант дает большую возможность передать природу перед дождем?
Текст №22.
В мире слов разнообразных
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: «Труд».
В. Брюсов
Пар полуденный, душистый,
Подымается с земли …
Что за звуки в серебристой
Все мне чудятся дали?
А. Майков
Труд человека кормит, а лень портит.
Лучше вода у друга, чем мед у врага.
Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
В тесноте, да не в обиде.
Есть-то есть, да не про вашу честь.
Делу время – потехе час.
Задание: Разберите по смыслу пословицы и стихотворные тексты.
Наметьте логические паузы, найдите слова, несущие основную смысловую нагрузку; подумайте, что вы хотите сказать, с каким отношением.
Соблюдайте особенности чтения стихотворного текста.
Текст №23.
Стань твердой, мысль!
Стань зычным, слово!
Стань наковальней, мысль
Стань колоколом, слово!
В. Брюсов
Идем по жнивью, не спеша,
С тобою, друг мой скромный,
И изливается душа
Как в сельской церкви темной.
А. Блок
Не все то золото, что блестит.
Дав слово, держись, а не дав - крепись.
Держи уши пошире, а рот поуже.
Задание: Прочитайте выразительно все тексты вслух.
Сделайте логический разбор пословиц и стихотворных текстов.
Текст №24.
Прежде всего, надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста.
А. Раскин
Задание: Какая главная мысль этого высказывания?
Текст №25.
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться только маленький подсолнечник у забора.
Над лучами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо. Пастуший рожок затих до весны.
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Задание: Прочитайте пейзажное описание из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Опишите словами мелодию, которую пробуждает в вашей душе этот пейзаж.
Голоса, каких инструментов вы слышите в мелодии?
А какие краски вы использовали бы в рисунке этого пейзажа?
Текст №26.
Был вечер. Падал дождь. По улице под зонтиком быстро шла Евгения Михайловна, взбудораженная, взволнованная только что закончившимся диспутом, Кто-то сзади вдруг окликнул ее:
-
Евгения Михайловна!
Она остановилась, повернулась, увидела, что это Юра, и снова пошла также быстро. Он догнал ее, и некоторое время они молча шли рядом. Он первым прервал молчание.
Е. Габрилович «Странная женщина».
Задание: Проанализируйте отрывок из сценария. Какими вы представляете себе персонажей этого сценария?
Как передается их внутренние переживания.
Придумайте свой вариант продолжения сцены между Евгенией Михайловной и Юрой.
Текст №27.
Периодическая система элементов приснилась Менделееву во сне.
Уже много месяцев и так и этак раскладывал он карточки, где выписаны были их свойства, чувствовал, между ними есть какая-то связь, должна быть! Накануне целую ночь, простоял он у конторки, за которой обычно писал, и лишь под утро, предельно утомленный, не раздеваясь, повалился на диван и уснул. Здесь и явилась ему таблица.
Я. Голованов
Дмитрий Менделеев.
Задание:
Прочитайте очерк о Дмитрии Менделееве. Какова основная мысль текста?
Какие части речи помогают передать динамику действий ученого, зрительно представить происходящее? Какие чувства они рождают?
Какие детали помогают понять характер Менделеева?
Текст №28.
-
А что такое воображение?
-
Это свойство человека, пользуясь запасом жизненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать, наряду с действительностью, вымыленную жизнь с вымышленными людьми и событиями.
-
Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумывать другую?
-
А затем, что настоящая жизнь большая и сложная и человеку никогда не удается узнать ее целиком и во всем разнообразии. И вот воображение дает ему то, что не успела или не может дать ему действительность. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни …
Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как и воображение бесплодно без действительности.
К.Г. Паустовский
Задание: Прочитайте диалог. Какова роль воображения в жизни человека?
Часто ли вам приходится пользоваться этим свойством?
Какую роль играет воображение в художественном творчестве?
Подберите синонимы к слову ВООБРАЖЕНИЕ.
Текст №29.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ф.Тютчев
Задание: Прочитайте фрагмент стихотворения, выделите слова, которые выражают главную мысль.
Назовите выразительные средства языка в стихотворном тексте.
Текст №30.
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки.
-
Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не
дает! А у самой сколько! …
Задание: Прочитайте отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», попытайтесь передать тон, громкость речи, жесты и мимику героя. Какие невербальные средства устной речи вы использовали?
Текст №31.
Самое трудное для меня – работа над словом. Чем руковожусь я, предпочитал одно слово другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определить мысль. Во-вторых, оно должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы. Трудность работы состоит в одновременном учете трех основных требований. К ним надо прибавить два других, не менее сложных, в авторской части надо избегать частых повторений одного и того же слова и нельзя употреблять изношенных, вульгарных, мнимокрасивых слов.
К.Федин
Задание: Определите основную мысль текста, его стиль. Как вы понимаете смысл работы писателя над словом?
Лексическое значение, каких слов вы не знаете, не поняли в контексте?
Приходилось ли вам работать над совершенствованием своих рукописей, расскажите об этой работе.
Как вы понимаете выражение «верно найденное слово»?
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»