В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! С 17 по 19 июля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Сборник упражнений по риторике «Учимся говорить»

Сборник упражнений по риторике «Учимся говорить»

Светлана Лукьяненко
Тип материала: другое
просмотров: 21341 комментариев: 1
Краткое описание
Сборник упражнений «Учимся говорить» соответствует программам по риторике для учащихся 7 – 8 классов. В нем рассмотрены разнообразные упражнения по развитию устной речи обучающихся на уроках риторики в процессе анализа текстов. Главное внимание уделено эффективному общению через решение практических задач; работе над обогащением, активизацией словаря, умению учащихся «видеть» слово в тексте, творчески осмысленно его анализировать, создавать тексты самостоятельно.
Сборник предназначен для работы обучающихся на уроках риторики, литературы, а также для самостоятельной работы дома.
        В предисловии к сборнику кратко изложены цели представленных упражнений
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сборник упражнений Учимся говорить.doc Скачать

МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов

города Сургута ХМАО-Югры



Сборник

упражнений

по риторике

«Учимся говорить»

для учащихся 8 классов




Составитель: Лукьяненко Светлана Борисовна,

учитель риторики высшей квалификационной категории






2011 год


Лукьяненко С.Б.

Сборник упражнений «Учимся говорить» по риторике для учащихся 8 классов.







Сборник упражнений «Учимся говорить» соответствует программам по риторике для учащихся 7 – 8 классов. В нем рассмотрены разнообразные упражнения по развитию устной речи обучающихся на уроках риторики в процессе анализа текстов. Главное внимание уделено эффективному общению через решение практических задач; работе над обогащением, активизацией словаря, умению учащихся «видеть» слово в тексте, творчески осмысленно его анализировать, создавать тексты самостоятельно.

Сборник предназначен для работы обучающихся на уроках риторики, литературы, а также для самостоятельной работы дома.

В предисловии к сборнику кратко изложены цели представленных упражнений.

























Предисловие



Задача сборника упражнений «Учимся говорить» - работа по развитию устной речи обучающихся на уроках риторики в процессе анализа текстов.

Работа по развитию устной речи сосредоточена на речевых жанрах, особенности которых ученики осмысленно анализируют, оценивают и успешно создают самостоятельно.

Основная идея сборника – учить эффективному общению через решение практических задач на уроках риторики, литературы.

Важное место отводится работе над словом – обогащением, активизацией словаря; организацией речевой практики.

Умение «видеть» слово в тексте, передать информацию, творчески осмысленно анализировать текст, вырабатывается путем специальных упражнений:

    • направленных на выяснение значения и смысла слов; с использованием логических приемов, раскрывающих содержание слов и понятий;

    • помогающих осознать роль изобразительных средств языка, лексическом богатстве языка;

    • развивающих критическое мышление.


    В процессе выполнения упражнений необходимо внимание к рече-мыслительной деятельности обучающихся, помощь в эффективном овладении теми или иными риторическими знаниями. Здесь представлены тексты разных стилей и жанров с заданиями, ориентированными на развитие у учащихся связной речи, творческих способностей, поиска самостоятельных решений.

















    Текст №1. Льдины прыгают, кружатся,

    Друг на друга громоздятся,

    Друг за другом вдаль спешат

    И грохочут и трещат.

    В. Мирович.

    Задание: Найдите в тексте слова, показывающие, как шел ледоход. Почему поэт не употребил слова плыли, шли?



    Текст №2. Басня Л.Н. Толстого «Перепел и перепелята».


    Мужики косили луга, а в лугу, под кочкой , было перепелиное гнездо. Перепелка с кормом прилетела к гнезду и увидела, что кругом все обкошено. Она и говорит перепелятам: - «Ну, дети, беда пришла! Теперь молчите и не шевелитесь, а то пропадете; вечером переведу вас». А перепелята радовались, что в лугу светлее стало, и говорили: «мать – старая, оттого и не хочет, чтобы мы веселились», - и стали пищать и свистать.

    Ребята принесли мужикам на покос обедать; услыхали перепелят и поотрывали им головы.


    Задание: найдите в тексте глаголы. В каком времени употреблены глаголы? Почему автор использует глаголы повелительного наклонения, их роль в создании выразительности текста? Почему Л.Н. Толстой назвал свое произведение не сказкой, а басней? Какова мораль басни «Перепел и перепелята»? Какие чувства у вас она вызывает?



    Текст №3.


    Задание: Прочитайте сокращенную словарную статью 4- томного «Словаря русского языка», с.346. Определите, с каким из значений многозначного слова текст мы работаем на уроках риторики.


    Текст, -а, м.1.Слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, документ и т.д. Отрывок из какого-либо произведения словесности, предназначенный обычно для учебных целей…

    1. Основной материал какого-либо сочинения, документа и т.д., в отличие от примечаний, комментариев к нему.

    2. Слова к музыкальному сочинению…

    3. Типографское название размера одного из крупных шрифтов.

      • Что нового вы узнали о тексте?



      Текст №4.

      Хорошо читать – это значит рассуждать, это значит мыслить вместе с автором. (М.А.Рыбникова)


      Задание:

      Прочитайте высказывание М.А. Рыбниковой про себя. Как вы понимаете его смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл

      данного высказывания? Что значит для тебя «Хорошо читать»?


      Текст №5.

      «Дремлет лес: ни звука,

      лист не шелестит,

      только жаворонок

      в воздухе звенит»

      И. Суриков


      Задание:

      Какое слово показывает, что поэт изображает лес как живое существо.

      Найдите синонимы к этому слову.

      Подумайте, вместо какого слова употребляется слово звенит? Почему лучше сказать звенит, а не поет?

      Сравните: лес дремлет, лес уснул.

      Какая разница в словах: человек дремлет, человек уснул.

      Представьте себе, что вы попали в лес, опишите свою картину леса.



      Текст №6.

      Чародейкою Зимою

      Околдован, лес стоит –

      И под снежной бахромою

      Неподвижною, немою,

      Чудной жизнью он блестит.


      И стоит он, околдован, -

      Не мертвец и не живой –

      Сном волшебным очарован,

      Весь опутан, весь окован

      Легкой цепью пуховой …


      Солнце зимнее ли мещет

      На него свой луч косой –

      В нем ничто не затрепещет,

      Он весь вспыхнет и заблещет

      Ослепительной красой.

      (Ф.И. Тютчев)


      Задание:

      Какова тема этого стихотворения?

      Как можно его озаглавить?

      За счет каких слов поэт «Оживляет» лес?

      Какова их роль в создании выразительности текста?

      Найдите в тексте литературные формы выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.).

      Сравните: чародейкою зимою, волшебницей зимою.

      Опиши зимний лес.



      Текст №7.


      Швед, русский – колет, рубит, режет.

      Бой барабанный, клики, скрежет,

      Гром пушек, топот, ржанье, стон,

      И смерть, и ад со всех сторон…

      (А.С. Пушкин «Полтава»)


      Задание:

      Какие части речи помогают передать динамику действий в прочитанном тексте?

      Какие изобразительно-выразительные средства помогают более зрительно представить действие в художественном произведении?

      Можно определить тему отрывка?

      Какие чувства оно рождает?



      Текст №8.


      Людские души – души разные,

      Не перечислить их, не счесть.

      Есть злые, добрые и праздные,

      И грозовые души есть.


      Иная в силе не нуждается,

      \ Её дыханием коснись –

      И в ней чистейший звук рождается,

      Распространяясь вдаль и ввысь.


      Другая хмуро – неотзывчива,

      Другая каменно – глуха

      Для света звезд, для пенья птичьего,

      Для музыки и для стиха.


      Она почти недосягаема,

      Пока не вторгнутся в нее

      Любви тревога и отчаянье,

      Сердечной боли острие.


      Смятенная и беззащитная,

      Она очнется, и тогда

      Сама по птичьи закричит она

      И засияет, как звезда.


      Задание:

        1. О чем это стихотворение?

        2. Можно ли озаглавить это стихотворение, отразив его тему строками стиха?

        3. Какие выразительные средства языка использованы?

        4. Какие чувства рождает оно?

        5. Что значит душа «каменно – глуха»?




      Текст №9.


        • Денис, а ты рассмотрел сосны на Красной площади в Москве?

        • Что ты? Там никаких сосен нет, только ели.

        • Не все ли равно, сосна иль ель?

        • Нет, у сосны ветки вверх растут, а иголки крупнее и длиньше. Шишки тоже разные. Там ели, а не сосны!



        Задание:

        Определите стиль этого текста.

        Оправдано ли употребление слова длиньше?

        Прочитайте по ролям диалог, соблюдая правильную интонацию.





        Текст №10.


        Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывет лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи.


        Задание: Озаглавьте текст. Какая мысль доказывается в рассуждении?

        А как вы думаете, почему не нужно лгать? Докажите, свою точку зрения.



        Текст №11.


        Летний полдень. Ты далеко за городом бредешь по широкому заречному лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. Сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки, одни – в лиловых колпачках, другие – в белых веночках, а у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

        (Г. Скребицкий)


        Задание: Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи данного текста.

        Назовите языковые средства создания текста.

        С чем сравнивает автор цветы?

        Как по-вашему, какие цветы он изобразил? Видели ли вы их?

        Расскажите о них. А какие цветы вам нравятся?



        Текст №12


        На севере диком стоит одиноко

        На голой вершине сосна.

        И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

        Одета, как ризой, она.

        И снится ей все, что в пустыне далекой,

        В том крае, где солнца восход,

        Одна и грустна на утесе горючем

        Прекрасная пальма растет.

        М.Ю. Лермонтов


          • найдите синонимы к слову дремлет.


          Задание:

          Какие выразительные средства языка использованы?

          Какие чувства рождает стихотворение?


          Текст №13.


          Настя была, как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни темные? Ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

          (М. Пришвин «Кладовая солнца»)


          Задание: Определите, к какому типу речи относится этот текст?

          Определите стиль текста. Свое мнение обоснуйте.

          Где мы можем встретить описание внешности человека?

          Есть ли среди ваших знакомых похожие на Настю? Опишите их.



          Текст №14.


          Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах.

          И. Соколова-Микитова «Весна в лесу».


          Задание: Сформулируйте основную мысль текста.

          Можно ли считать его описанием состояния окружающей среды?

          Какие части речи позволяют выразить состояние природы?

          Найдите в тексте олицетворение.

          Какое время года любите вы?



          Текст №15.


          Вот он – отлит на диво из гулкой бронзы,

          Шляпу снял, загляделся на день морозный.

          Вот в крылатом плаще, в гражданской одежде,

          Он стоит, кудрявый и сильный, как прежде,

          Только страшно вырос – прикиньте, смерьте,

          Сколько весит на глаз такое бессмертье!

          (П. Антокольский)


          Задание: Какими представил скульптор поэта?

          Что он хотел подчеркнуть в его облике?

          Какие части речи позволяют выразить внутреннее состояние поэта?

          Какие эпитеты понравились вам больше всего? Объясните их значение.

          Лексическое значение, каких слов вы не знаете, не поняли в контексте?


          Текст №16.


          Следи за увеличением любви или хоть,

          по крайней мере, за уменьшением злобы и лжи.

          Л.Н.Толстой


          Задание: В каких жанрах речи может встретиться такое изречение?

          О какой любви говорит Л.Н.Толстой?

          Как вы понимаете смысл этого изречения?



          Текст №17.


          Кем был твой прадед на Руси?

          Свою фамилию спроси

          Есть в каждом классе Кузнецов,

          Кто прадед Кузнецова?

          Он был из рода кузнецов,

          Отец отца отцова.

          У Гончарова прадед знал

          Гончарный круг и глину.

          У Дегтярева – деготь гнал,

          В дегтярне горбил спину.

          Быть может, юный Столяров

          И с долотом не сладит,

          Но прадед был из столяров,

          Он мастером был, прадед.

          С пилою Пильщиков дружил,

          Мял Кожемякин кожи,

          В атаки Воинов ходил,

          Стрельцов сражался тоже.

          Звучат, как музыка, как стих,

          Фамилии простые.

          Вглядись, и ты увидишь в них

          Историю России.

          (Г. Граудин «Прадед»)



          Задание: Какова тема этого стихотворения?

          Как можно по-другому его озаглавить?

          Найдите ключевые слова.

          Каждый человек имеет фамилию. А не задумывались ли вы над тем, почему у того или иного человека именно такая фамилия, ведь не всегда она связана с профессией предков.

          Знаете ли вы историю своей фамилии. Расскажите.


          Текст №18.


          Говорила она, как-то особенно выпевая слова… Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и , несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Вся она – темная, но светилась изнутри, через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

          (М. Горький «Детство»)


          Задание: Назовите стиль этого текста.

          На что обращает внимание автор, описывая бабушку?

          Что можно сказать об его отношении к ней?

          А какой вы ее представляете?

          Опишите свою бабушку.



          Текст №19.


          Весенняя гроза.


          Люблю грозу в начале мая,

          Когда весенний, первый гром,

          Как бы резвяся и играя,

          Грохочет в небе голубом.


          Гремят раскаты молодые,

          Вот дождик брызнул, пыль летит,

          Повисли перлы дождевые,

          И солнце нити золотит.


          С горы бежит поток проворный,

          В лесу не молкнет птичий гам,

          И гам лесной, и шум нагорный –

          Все вторит весело громам.


          Ты скажешь: ветреная Геба,

          Кормя Зевесова орла,

          Громокипящий кубок с неба,

          Смеясь, на землю пролила.


          Ф.И. Тютчев


          Задание: Прочитайте, соблюдая правила выразительного чтения. Найдите в тексте литературные формы выразительности.

          Какие чувства хотел вызвать у нас поэт?

          Любишь ли ты поэзию? Кто твой (твои) любимый поэт?



          Текст №20.


          Няня.

          Подруга дней моих суровых,

          Голубка дряхлая моя!

          Одна в глуши лесов сосновых

          Давно, давно ты ждешь меня.

          Ты под окном своей светлицы

          Горюешь, будто на часах,

          И медлят поминутно спицы

          В твоих наморщенных руках.

          Глядишь в забытые вороты

          На черный отдаленный путь:

          Тоска, предчувствие, заботы,

          Теснят твою всечасно грудь…

          А.С. Пушкин


          Задание: Какие чувства испытывал поэт, писавший эти строки?

          В каких словах проявляется его отношение к няне?

          Какой ты представляешь себе няню?

          С какой целью поэт дважды повторяет слово ДАВНО?

          Прочитайте это стихотворение выразительно – так, как прочитал бы его сам поэт. Подумай, какие чувства нужно передать, как для этого нужно читать – медленно или быстро, тихо или громко?




          Текст №21.


          Заунывный ветер гонит

          Стаю туч на край небес,

          Ель надломленная стонет,

          Глухо шепчет темный лес.



          Задание: Прочитайте фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова «Перед дождем»

          Подумайте, какой компонент интонации, помогает создать настроение?

          Прочитайте монотонно, а затем с повышением и понижением голоса.

          Какой вариант дает большую возможность передать природу перед дождем?


          Текст №22.


          В мире слов разнообразных

          Что блестят, горят и жгут, -

          Золотых, стальных, алмазных, -

          Нет священней слова: «Труд».

          В. Брюсов


          Пар полуденный, душистый,

          Подымается с земли …

          Что за звуки в серебристой

          Все мне чудятся дали?

          А. Майков


          Труд человека кормит, а лень портит.

          Лучше вода у друга, чем мед у врага.

          Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

          В тесноте, да не в обиде.

          Есть-то есть, да не про вашу честь.

          Делу время – потехе час.



          Задание: Разберите по смыслу пословицы и стихотворные тексты.

          Наметьте логические паузы, найдите слова, несущие основную смысловую нагрузку; подумайте, что вы хотите сказать, с каким отношением.

          Соблюдайте особенности чтения стихотворного текста.



          Текст №23.


          Стань твердой, мысль!

          Стань зычным, слово!

          Стань наковальней, мысль

          Стань колоколом, слово!

          В. Брюсов


          Идем по жнивью, не спеша,

          С тобою, друг мой скромный,

          И изливается душа

          Как в сельской церкви темной.

          А. Блок


          Не все то золото, что блестит.

          Дав слово, держись, а не дав - крепись.

          Держи уши пошире, а рот поуже.



          Задание: Прочитайте выразительно все тексты вслух.

          Сделайте логический разбор пословиц и стихотворных текстов.



          Текст №24.


          Прежде всего, надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста.

          А. Раскин



          Задание: Какая главная мысль этого высказывания?



          Текст №25.


          Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться только маленький подсолнечник у забора.

          Над лучами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

          По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо. Пастуший рожок затих до весны.

          К.Г.Паустовский «Телеграмма»



          Задание: Прочитайте пейзажное описание из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».

          Опишите словами мелодию, которую пробуждает в вашей душе этот пейзаж.

          Голоса, каких инструментов вы слышите в мелодии?

          А какие краски вы использовали бы в рисунке этого пейзажа?



          Текст №26.


          Был вечер. Падал дождь. По улице под зонтиком быстро шла Евгения Михайловна, взбудораженная, взволнованная только что закончившимся диспутом, Кто-то сзади вдруг окликнул ее:

            • Евгения Михайловна!

            Она остановилась, повернулась, увидела, что это Юра, и снова пошла также быстро. Он догнал ее, и некоторое время они молча шли рядом. Он первым прервал молчание.

            Е. Габрилович «Странная женщина».



            Задание: Проанализируйте отрывок из сценария. Какими вы представляете себе персонажей этого сценария?

            Как передается их внутренние переживания.

            Придумайте свой вариант продолжения сцены между Евгенией Михайловной и Юрой.




            Текст №27.


            Периодическая система элементов приснилась Менделееву во сне.

            Уже много месяцев и так и этак раскладывал он карточки, где выписаны были их свойства, чувствовал, между ними есть какая-то связь, должна быть! Накануне целую ночь, простоял он у конторки, за которой обычно писал, и лишь под утро, предельно утомленный, не раздеваясь, повалился на диван и уснул. Здесь и явилась ему таблица.

            Я. Голованов

            Дмитрий Менделеев.


            Задание:

            Прочитайте очерк о Дмитрии Менделееве. Какова основная мысль текста?

            Какие части речи помогают передать динамику действий ученого, зрительно представить происходящее? Какие чувства они рождают?

            Какие детали помогают понять характер Менделеева?

            Текст №28.


              • А что такое воображение?

              • Это свойство человека, пользуясь запасом жизненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать, наряду с действительностью, вымыленную жизнь с вымышленными людьми и событиями.

              • Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумывать другую?

              • А затем, что настоящая жизнь большая и сложная и человеку никогда не удается узнать ее целиком и во всем разнообразии. И вот воображение дает ему то, что не успела или не может дать ему действительность. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни …

              Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как и воображение бесплодно без действительности.

              К.Г. Паустовский


              Задание: Прочитайте диалог. Какова роль воображения в жизни человека?

              Часто ли вам приходится пользоваться этим свойством?

              Какую роль играет воображение в художественном творчестве?

              Подберите синонимы к слову ВООБРАЖЕНИЕ.



              Текст №29.

              Неохотно и несмело

              Солнце смотрит на поля.

              Чу, за тучей прогремело,

              Принахмурилась земля.

              Ф.Тютчев


              Задание: Прочитайте фрагмент стихотворения, выделите слова, которые выражают главную мысль.

              Назовите выразительные средства языка в стихотворном тексте.



              Текст №30.


              - Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки.

                • Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не

                дает! А у самой сколько! …



                Задание: Прочитайте отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», попытайтесь передать тон, громкость речи, жесты и мимику героя. Какие невербальные средства устной речи вы использовали?

                Текст №31.


                Самое трудное для меня – работа над словом. Чем руковожусь я, предпочитал одно слово другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определить мысль. Во-вторых, оно должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы. Трудность работы состоит в одновременном учете трех основных требований. К ним надо прибавить два других, не менее сложных, в авторской части надо избегать частых повторений одного и того же слова и нельзя употреблять изношенных, вульгарных, мнимокрасивых слов.

                К.Федин



                Задание: Определите основную мысль текста, его стиль. Как вы понимаете смысл работы писателя над словом?

                Лексическое значение, каких слов вы не знаете, не поняли в контексте?

                Приходилось ли вам работать над совершенствованием своих рукописей, расскажите об этой работе.

                Как вы понимаете выражение «верно найденное слово»?







                Обсуждение материала
                Людмила Баклушина
                7.07.2013 14:45
                Спасибо, Светлана Борисовна, очень полезный материал!
                Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
                Образовательные вебинары
                Подписаться на новые Расписание вебинаров
                Задать вопрос