Посвящение в химики
Описание
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
Внеклассное мероприятие по химии
«Посвящение в химики»
(для учащихся 8-х классов)
Составитель:
Андреева Ирина Михайловна
учитель химии
Волгоград 2010
Андреева Ирина Михайловна
Учитель химии
МОУ СОШ № 13
400123 г. Волгоград, ул. Таращанцев 51
Дидактическая разработка внеклассного мероприятия «Посвящение в химики»
Учебно-познавательная деятельность школьников по химии, не получившая достаточных мотивационных стимулов обречена на низкую результативность в будущем. С целью расширения и углубления знаний учащихся, развития их познавательной активности в нашей школе ежегодно проводятся предметные недели.
Формы внеклассной работы по химии разнообразны: вечера, факультативные и элективные курсы, экскурсии, тематические игры, классные часы; их выбор определяется возрастными особенностями, уровнем подготовленности учащихся.
В восьмом классе в рамках недели химии проводим “Посвящение в химики” учащихся 8-х классов. Мероприятие проводят учащиеся старших классов. В рамках предпрофильной подготовки учащихся 7-х классов приглашаем в качестве гостей. Перед изучением химии им интересно узнать, что изучает химия, чем занимаются на уроках химии.
Внеклассное мероприятие для 8-го класса
"Посвящение в химики"
Цель: формирование общеучебных знаний, умений и навыков, применяя игровые формы обучения.
Задачи:
1. Образовательные:
А. обобщить, систематизировать и закрепить первоначальные знания обучающихся о химических элементах, их расположении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, и по теме: «Атомы химических элементов»
Б. реализовать межпредметные связи
В. Осуществить преемственность между обучающимися 7,8,9,10 классов.
2. Воспитательные:
А. формировать умение работать в коллективе,
Б. совершенствовать умения логически рассуждать, высказывать свои мысли
В. Развивать чувства товарищества и взаимопомощи.
3. Развивающие:
А.развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету,
Б. развивать умения и навыки применения своих знаний на практике.
Оборудование и материалы:
1. Презентация в формате Power Point
2. ПСХЭ Д.И.Менделеева
3. Карточки с заданиями для команд
4. Лабораторное оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка
5. Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (III), гексацианоферрат калия (III), CoCl2*6H2O, KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.
6. Плакат «Клятва химика», удостоверения «Юный химик» или дипломы для команд, ордена «Химический умник» для болельщиков
Ведущими являются обучающиеся 10-го класса
Жюри: учителя химии биологии, географии, обучающиеся 9, 10-го классов
Гости: учащиеся 7-х классов, администрация ОУ
Ход и содержание мероприятия:
I. Подготовительный этап.
На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем внеклассном мероприятии. Классы выбирают членов команд из 6 человек. Каждая команда выбирает себе капитана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды к игре. Учитель нацеливает школьников на то, что они должны знать и уметь к уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание. Учитель рекомендует школьникам дополнительную литературу, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии.
Заранее учитель каждой команде дает домашнее задание:
· придумать название, эмблему и девиз команды;
· подготовить приветствие жюри и пожелание соперникам;
· нарисовать газету на химическую тему.
· Приготовить команде соперника 10 вопросов на изученные темы.
II. Игра.
Вводное слово учителя:
Здравствуйте ребята! В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета — химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось.
Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.
И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников – учеников химико-биологического класса и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.
В конце нашего путешествия Вы будете посвящены в химики. Желаем вам успеха! И так, испытания начинаются! А помогут сегодня наши ведущие обучающиеся 10 класса
Выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов).
1 ведущий: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все — от песчинок малых — до планет
Из элементов состоит единых.
2 ведущий: Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе — «Посвящение восьмиклассников в химики».
1 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.
2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы — дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам:
Председатель жюри –
Члены жюри –
1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников. (На сцену поднимаются команды 8-ых классов).
Остальные ребята каждого класса присутствуют в зрительном зале в качестве болельщиков
2 ведущий: Итак, мы начинаем…
I. Конкурс- приветствие команд
Представляются команды каждого класса (команда имеет название, эмблему, девиз, приветствие жюри и пожелания соперникам).
Команда « » - капитан команды:
Команда « » — капитан команды:
Максимальная оценка – 10 баллов.
Критерии оценки:
— соответствие тематике предмета
— творчество
-Оригинальность представления
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюри
1 ведущий:
II. Конкурс- разминка «Послание алхимиков»
Каждой команде надо расшифровать послание от алхимиков с помощью главной шпаргалки всех химиков – ПСХЭ. Это не гигантская формула. Здесь зашифрованы слова М.В.Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик.
Чтобы расшифровать его, нужно в названиях элементов выбрать букву, соответствующую индексу, стоящему при химическом символе. Например, первый элемент – титан, От его названия берем только букву номер 2 – это и.
Ti2 S Hg2 O2 Na Ne As2 K5 Cr Li2Cu In K Cu3 H2Cl2 Fe Ne2 Na Br As2 F2 Cu4
N4Be2 Sn Ag3Fe2Tc Zn2 Cd I2 Mg O2 Pt Rb Ar K Ti3 K4 Si Os Mo
«Истинный химик должен быть теоретиком и практиком»
Максимальная оценка – 10 баллов.
Критерии оценки:
— правильность
— скорость
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюри
2 ведущий:
Пока команды расшифровывают послание проведем разминку с болельщиками, задавая шуточные вопросы. Правильные ответы оцениваются в 1 балл, которые затем добавляются к соответствующей команде болельщиков.
1. Какой химический элемент имеет отношение и к цирку и табуну лошадей? Цирконий.
2. В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? Хром, бром.
3. Часть какого элемента лает? Гафний.
4. Какой элемент всегда рад? (Радон)
5. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
6. Какой элемент является лесом? (Бор)
7. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
8. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
9. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
10. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
11. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
12. Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород)
— «Молодцы, отлично справились с заданием. Переходим к 3-му конкурсу»
1 ведущий:
III. Конкурс «Химическая перестрелка»
Конкурс является домашним заданием команд. Каждая команда получила задание составить 10 вопросов по изученным темам для команды соперника. Команды поочередно задают и отвечают на вопросы. За правильный ответ 1 балл. Т.е. максимум можно получить 10 баллов. Ответ должен быть полным и четким (однозначным).
1 команда
2 команда
Максимальная оценка – 10 баллов.
Критерии оценки:
— правильность
— полнота, четкость ответа
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюри
2 ведущий: Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Следующий наш конкурс так и называется «Знаток химического оборудования». Эту почетную миссию предоставляем капитанам.
IV. Конкурс капитанов «Знаток химического оборудования»:
В лотках находится химическое оборудование. Задача капитанов: назвать предлагаемые предметы и определить, для чего они предназначаются за 3 мин.
I лоток: пробирка, тигельные щипцы, спиртовка, мерный цилиндр, стеклянная палочка.
II лоток: воронка, шпатель, фарфоровая чашка, химический стакан, лабораторный штатив
1 ведущий:
Пока капитаны выполняют задание проведем разминку с остальными членами команды и болельщиками. Правильные ответы оцениваются в 1 балл, которые затем добавляются к соответствующей команде болельщиков.
Дайте, пожалуйста, ответ, о каком веществе идет речь?
Ведущие по очереди читают двустишья.
а) На суку сидит сова,
Выдыхает СО2. (углекислый газ).
б) Сапоги мои того,
Пропускают Н2О. (вода).
в) NaCl — его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен. ( поваренная соль).
г) Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел).
2 ведущий:
Переведите с химического языка на русский следующие выражения:
Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)
Белый, как карбонат кальция. (Белый, как мел.)
Феррумный характер. (Железный характер.)
Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото.)
С тех пор много Н2О утекло.(С тех пор много воды утекло).
Куй феррум, пока горячо.(Куй железо, пока горячо).
Стойкий станумный солдатик.(Стойкий оловянный солдатик).
1 ведущий:
V конкурс — литературный.
Вам предлагаются отрывки из стихотворений, в которых упоминаются названия металлов. Задача игроков: отгадать название стихотворения и автора.
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой и главой
Возглашают над собой.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
С.Есенин «Береза»
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Старушонка хлеб поймала,
«Благодарствую, — сказала. –
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови».
И к царевне наливное
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
С. Есенин «Черемуха».
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
В слезах отчаянья Людмила
От ужаса лицо закрыла,
Бежит в серебряную дверь.
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюри.
2 ведущий:
V I. «Темная лошадка»
«Тёмная лошадка» — зашифрованный химический элемент. Командам задаются подсказки об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл). Та из команд которая быстрее узнает что за элемент – поднимает руку.
1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.
5. В честь него назван век.
( Железо).
1. Этот металл известен человеку с глубокой древности.
2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.
3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
4. Из этого металла делают украшения, монеты.
5. Этот металл – символ Солнца.
( Золото).
1. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.
2. Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
3. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
4. Пары металла ядовиты.
5. Находится внутри градусника.
( Ртуть).
1. Его называют безжизненным газом.
2. Это довольно инертный газ.
3. Он легче воздуха.
4. Он входит в состав воздуха.
5. Его химическая формула – N2.
(Азот).
Пока жюри подводит итоги, старшеклассники демонстрируют занимательные опыты.
1 ведущий: Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, давайте перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика. (Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии, его ученик и ведущие вечера).
Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).
2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?
Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.
1 ведущий: Так я вам и поверил!
Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне — доктору алхимии, которого знает весь мир?! (Обращается к своему ученику.) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).
Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.
2 ведущий: Да, действительно, даже вином пахнет.
Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)
Объяснение опыта: В стакане № 1 — находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 — раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.
Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко — очень полезный продукт для здоровья. А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью — HCl — выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).
Объяснение опыта: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2
Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную!
1 ведущий: Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса.
2 ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое. Мы решили побеспокоить вас, доктор, чтобы…(Его перебивает первый ведущий).
1 ведущий: Чтобы узнать, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.
Алхимик: И, тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.
2 ведущий: Покажите нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.
Алхимик: Это совершенно невозможно, друзья мои. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только моему ученику, и то перед самой своей смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к своему ученику). Принеси, друг мой, сюда сосуд с полученным мною золотом. (Ученик приносит большую колбу, в которой находятся искрящиеся кристаллы иодида свинца, полученного в ходе реакции:
Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3
1 ведущий: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.
Жюри подводит итоги конкурса. Вручение дипломов и призов участникам команд.
2 ведущий: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам еще предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву.
Учитель. Повторяйте за мной: мы, ученики восьмого класса, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
В заключение вечера всем учащимся вручают памятные удостоверения «Юный химик». Их изготавливают старшеклассники на каждого участника праздника.
Литература.
1. 1.Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» — Москва: «Блик и Ко», 2000 г. – с. 224.
2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Рабочая тетрадь 8 класс. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия — 8» М.: Дрофа, 2006-2008.
3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. — М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).
4. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).
5. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий /авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142 с.
6.Кудравец Е.А. Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" 8 класс. Калининград
Протокол результатов команд по конкурсам
Конкурс 1. «Приветствие команд»
Максимум – 10 баллов
Конкурс 2. «Разминка»
Максимум – 10 баллов
Конкурс болельщиков
Максимум – 12 баллов
Конкурс 3. «Химическая перестрелка»
Максимум 10 баллов
Конкурс 4. «Знаток химического оборудования»
Максимум 10 баллов
Конкурс болельщиков
Максимум – 11 баллов
Конкурс 5. «Литературный»
Максимум – 16 баллов
Конкурс 6. «Темная лошадка»
Максимум – 20 баллов
Общий результат
Максимум – 99 баллов
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
Внеклассное мероприятие по химии
«Посвящение в химики»
(для учащихся 8-х классов)
Составитель:
Андреева Ирина Михайловна
учитель химии
Волгоград 2010
Андреева Ирина Михайловна
Учитель химии
МОУ СОШ № 13
400123 г. Волгоград, ул. Таращанцев 51
Дидактическая разработка внеклассного мероприятия «Посвящение в химики»
Учебно-познавательная деятельность школьников по химии, не получившая достаточных мотивационных стимулов обречена на низкую результативность в будущем. С целью расширения и углубления знаний учащихся, развития их познавательной активности в нашей школе ежегодно проводятся предметные недели.
Формы внеклассной работы по химии разнообразны: вечера, факультативные и элективные курсы, экскурсии, тематические игры, классные часы; их выбор определяется возрастными особенностями, уровнем подготовленности учащихся.
В восьмом классе в рамках недели химии проводим “Посвящение в химики” учащихся 8-х классов. Мероприятие проводят учащиеся старших классов. В рамках предпрофильной подготовки учащихся 7-х классов приглашаем в качестве гостей. Перед изучением химии им интересно узнать, что изучает химия, чем занимаются на уроках химии.
Внеклассное мероприятие для 8-го класса
"Посвящение в химики"
Цель: формирование общеучебных знаний, умений и навыков, применяя игровые формы обучения.
Задачи:
1. Образовательные:
А. обобщить, систематизировать и закрепить первоначальные знания обучающихся о химических элементах, их расположении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, и по теме: «Атомы химических элементов»
Б. реализовать межпредметные связи
В. Осуществить преемственность между обучающимися 7,8,9,10 классов.
2. Воспитательные:
А. формировать умение работать в коллективе,
Б. совершенствовать умения логически рассуждать, высказывать свои мысли
В. Развивать чувства товарищества и взаимопомощи.
3. Развивающие:
А.развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету,
Б. развивать умения и навыки применения своих знаний на практике.
Оборудование и материалы:
1. Презентация в формате Power Point
2. ПСХЭ Д.И.Менделеева
3. Карточки с заданиями для команд
4. Лабораторное оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка
5. Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (III), гексацианоферрат калия (III), CoCl2*6H2O, KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.
6. Плакат «Клятва химика», удостоверения «Юный химик» или дипломы для команд, ордена «Химический умник» для болельщиков
Ведущими являются обучающиеся 10-го класса
Жюри: учителя химии биологии, географии, обучающиеся 9, 10-го классов
Гости: учащиеся 7-х классов, администрация ОУ
Ход и содержание мероприятия:
I. Подготовительный этап.
На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем внеклассном мероприятии. Классы выбирают членов команд из 6 человек. Каждая команда выбирает себе капитана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды к игре. Учитель нацеливает школьников на то, что они должны знать и уметь к уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обратить внимание. Учитель рекомендует школьникам дополнительную литературу, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии.
Заранее учитель каждой команде дает домашнее задание:
· придумать название, эмблему и девиз команды;
· подготовить приветствие жюри и пожелание соперникам;
· нарисовать газету на химическую тему.
· Приготовить команде соперника 10 вопросов на изученные темы.
II. Игра.
Вводное слово учителя:
Здравствуйте ребята! В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета — химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось.
Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.
И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников – учеников химико-биологического класса и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.
В конце нашего путешествия Вы будете посвящены в химики. Желаем вам успеха! И так, испытания начинаются! А помогут сегодня наши ведущие обучающиеся 10 класса
Выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов).
1 ведущий: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все — от песчинок малых — до планет
Из элементов состоит единых.
2 ведущий: Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе — «Посвящение восьмиклассников в химики».
1 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.
2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы — дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам:
Председатель жюри –
Члены жюри –
1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников. (На сцену поднимаются команды 8-ых классов).
Остальные ребята каждого класса присутствуют в зрительном зале в качестве болельщиков
2 ведущий: Итак, мы начинаем…
I. Конкурс- приветствие команд
Представляются команды каждого класса (команда имеет название, эмблему, девиз, приветствие жюри и пожелания соперникам).
Команда « » - капитан команды:
Команда « » — капитан команды:
Максимальная оценка – 10 баллов.
Критерии оценки:
— соответствие тематике предмета
— творчество
-Оригинальность представления
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюри
1 ведущий:
II. Конкурс- разминка «Послание алхимиков»
Каждой команде надо расшифровать послание от алхимиков с помощью главной шпаргалки всех химиков – ПСХЭ. Это не гигантская формула. Здесь зашифрованы слова М.В.Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик.
Чтобы расшифровать его, нужно в названиях элементов выбрать букву, соответствующую индексу, стоящему при химическом символе. Например, первый элемент – титан, От его названия берем только букву номер 2 – это и.
Ti2 S Hg2 O2 Na Ne As2 K5 Cr Li2Cu In K Cu3 H2Cl2 Fe Ne2 Na Br As2 F2 Cu4
N4Be2 Sn Ag3Fe2Tc Zn2 Cd I2 Mg O2 Pt Rb Ar K Ti3 K4 Si Os Mo
«Истинный химик должен быть теоретиком и практиком»
Максимальная оценка – 10 баллов.
Критерии оценки:
— правильность
— скорость
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюри
2 ведущий:
Пока команды расшифровывают послание проведем разминку с болельщиками, задавая шуточные вопросы. Правильные ответы оцениваются в 1 балл, которые затем добавляются к соответствующей команде болельщиков.
1. Какой химический элемент имеет отношение и к цирку и табуну лошадей? Цирконий.
2. В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? Хром, бром.
3. Часть какого элемента лает? Гафний.
4. Какой элемент всегда рад? (Радон)
5. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
6. Какой элемент является лесом? (Бор)
7. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
8. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
9. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
10. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
11. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
12. Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород)
— «Молодцы, отлично справились с заданием. Переходим к 3-му конкурсу»
1 ведущий:
III. Конкурс «Химическая перестрелка»
Конкурс является домашним заданием команд. Каждая команда получила задание составить 10 вопросов по изученным темам для команды соперника. Команды поочередно задают и отвечают на вопросы. За правильный ответ 1 балл. Т.е. максимум можно получить 10 баллов. Ответ должен быть полным и четким (однозначным).
1 команда
1. Средневековое название химии, данное арабами… | алхимия |
2. Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются… | простыми веществами |
3. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле? | индекс |
4. Название этого химического элемента отражает его важнейшее свойство – рождающий воду… | водород |
5. Наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ называется … | химия |
6. Сколько типов химических связей вам известно? | 4 |
7. В честь какого небесного тела назван химический элемент Селен? | Луны |
8. Страна, в которой зародилась наука химия… | Египет |
9. Чему равна относительная атомная масса водорода? | 1 |
10. Горизонтальный ряд химических элементов в таблице Д.И. Менделеева это… | период |
1. Как называется в быту вещество состава NaCl ? | поваренная соль |
2. Вертикальный столбец химических элементов в таблице Д.И. Менделеева это… | группа |
3. Определенный вид атомов называют… | химическим элементом |
4. Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов называются… | сложными веществами |
5. Назовите хотя бы три фамилии выдающихся русских ученых-химиков | Бутлеров, Ломоносов, Менделеев |
6. Разновидность атомов элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу? | изотопы |
7. В периодической системе химических элементов больше металлов или неметаллов? | металлов |
8. Как называется химическая связь между атомами неметаллов? | ковалентная |
9. Название этого химического элемента отражает его важнейшее свойство – несущий свет… | фосфор |
10. Явления, при которых изменяются формы, размеры, но состав остается постоянным? | физические |
Максимальная оценка – 10 баллов.
Критерии оценки:
— правильность
— полнота, четкость ответа
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюри
2 ведущий: Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться. Следующий наш конкурс так и называется «Знаток химического оборудования». Эту почетную миссию предоставляем капитанам.
IV. Конкурс капитанов «Знаток химического оборудования»:
В лотках находится химическое оборудование. Задача капитанов: назвать предлагаемые предметы и определить, для чего они предназначаются за 3 мин.
I лоток: пробирка, тигельные щипцы, спиртовка, мерный цилиндр, стеклянная палочка.
II лоток: воронка, шпатель, фарфоровая чашка, химический стакан, лабораторный штатив
1 ведущий:
Пока капитаны выполняют задание проведем разминку с остальными членами команды и болельщиками. Правильные ответы оцениваются в 1 балл, которые затем добавляются к соответствующей команде болельщиков.
Дайте, пожалуйста, ответ, о каком веществе идет речь?
Ведущие по очереди читают двустишья.
а) На суку сидит сова,
Выдыхает СО2. (углекислый газ).
б) Сапоги мои того,
Пропускают Н2О. (вода).
в) NaCl — его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен. ( поваренная соль).
г) Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел).
2 ведущий:
Переведите с химического языка на русский следующие выражения:
Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)
Белый, как карбонат кальция. (Белый, как мел.)
Феррумный характер. (Железный характер.)
Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото.)
С тех пор много Н2О утекло.(С тех пор много воды утекло).
Куй феррум, пока горячо.(Куй железо, пока горячо).
Стойкий станумный солдатик.(Стойкий оловянный солдатик).
1 ведущий:
V конкурс — литературный.
Вам предлагаются отрывки из стихотворений, в которых упоминаются названия металлов. Задача игроков: отгадать название стихотворения и автора.
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой и главой
Возглашают над собой.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
С.Есенин «Береза»
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Старушонка хлеб поймала,
«Благодарствую, — сказала. –
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови».
И к царевне наливное
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
С. Есенин «Черемуха».
Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
В слезах отчаянья Людмила
От ужаса лицо закрыла,
Бежит в серебряную дверь.
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
Жюри подводит итог. Объявляет набранные командами баллы. Результаты объявляются одним из членов жюри.
2 ведущий:
V I. «Темная лошадка»
«Тёмная лошадка» — зашифрованный химический элемент. Командам задаются подсказки об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл). Та из команд которая быстрее узнает что за элемент – поднимает руку.
1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.
5. В честь него назван век.
( Железо).
1. Этот металл известен человеку с глубокой древности.
2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.
3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
4. Из этого металла делают украшения, монеты.
5. Этот металл – символ Солнца.
( Золото).
1. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.
2. Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
3. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
4. Пары металла ядовиты.
5. Находится внутри градусника.
( Ртуть).
1. Его называют безжизненным газом.
2. Это довольно инертный газ.
3. Он легче воздуха.
4. Он входит в состав воздуха.
5. Его химическая формула – N2.
(Азот).
Пока жюри подводит итоги, старшеклассники демонстрируют занимательные опыты.
1 ведущий: Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, давайте перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика. (Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии, его ученик и ведущие вечера).
Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).
2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?
Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.
1 ведущий: Так я вам и поверил!
Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне — доктору алхимии, которого знает весь мир?! (Обращается к своему ученику.) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).
Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.
2 ведущий: Да, действительно, даже вином пахнет.
Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)
Объяснение опыта: В стакане № 1 — находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 — раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.
Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко — очень полезный продукт для здоровья. А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью — HCl — выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).
Объяснение опыта: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2
Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную!
1 ведущий: Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса.
2 ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое. Мы решили побеспокоить вас, доктор, чтобы…(Его перебивает первый ведущий).
1 ведущий: Чтобы узнать, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.
Алхимик: И, тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.
2 ведущий: Покажите нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.
Алхимик: Это совершенно невозможно, друзья мои. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только моему ученику, и то перед самой своей смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к своему ученику). Принеси, друг мой, сюда сосуд с полученным мною золотом. (Ученик приносит большую колбу, в которой находятся искрящиеся кристаллы иодида свинца, полученного в ходе реакции:
Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3
1 ведущий: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.
Жюри подводит итоги конкурса. Вручение дипломов и призов участникам команд.
2 ведущий: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам еще предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву.
Учитель. Повторяйте за мной: мы, ученики восьмого класса, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
В заключение вечера всем учащимся вручают памятные удостоверения «Юный химик». Их изготавливают старшеклассники на каждого участника праздника.
Литература.
1. 1.Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» — Москва: «Блик и Ко», 2000 г. – с. 224.
2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Рабочая тетрадь 8 класс. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия — 8» М.: Дрофа, 2006-2008.
3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. — М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).
4. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).
5. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий /авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142 с.
6.Кудравец Е.А. Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" 8 класс. Калининград
Протокол результатов команд по конкурсам
Конкурс 1. «Приветствие команд»
Максимум – 10 баллов
Задание | 1 команда | 2 команда |
Название | | |
Эмблема | | |
Девиз | | |
Обращение к жюри | | |
Пожелание соперникам | | |
Конкурс 2. «Разминка»
Максимум – 10 баллов
| 1 команда | 2 команда |
Кол-во баллов | | |
Конкурс болельщиков
Максимум – 12 баллов
Номер вопроса | Болельщики 1 команды | Болельщики 2 команды |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 | | |
10 | | |
11 | | |
12 | | |
Конкурс 3. «Химическая перестрелка»
Максимум 10 баллов
Номер вопроса | 1 команда | 2 команда |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 | | |
10 | | |
Конкурс 4. «Знаток химического оборудования»
Максимум 10 баллов
1 команда — I лоток | 2 команда — II лоток | ||
пробирка | | воронка | |
тигельные щипцы | | шпатель, | |
спиртовка | | фарфоровая чашка, | |
мерный цилиндр | | химический стакан, | |
стеклянная палочка. | | лабораторный штатив | |
Конкурс болельщиков
Максимум – 11 баллов
Номер вопроса | Болельщики 1 команды | Болельщики 2 команды |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 | | |
10 | | |
11 | | |
Конкурс 5. «Литературный»
Максимум – 16 баллов
Номер вопроса (отрывка стихотворения) | 1 команда | 2 команда |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
Конкурс 6. «Темная лошадка»
Максимум – 20 баллов
Номер вопроса | 1 команда | 2 команда |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
Общий результат
Максимум – 99 баллов
Номер конкурса | 1 команда | 2 команда |
1 | | |
2 | | |
Конкурс болельщиков | | |
3 | | |
4 | | |
Конкурс болельщиков | | |
5 | | |
6 | | |
Итого | | |
08 октября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
My webpage: