Элективный курс "Литературный Снежногорск"
Привлекательность данного курса в том, что при его изучении у обучающихся появляется возможность для расширения культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщённых способов деятельности; ознакомления с литературным творчеством земляков, глубиной и лиризмом их произведений; получения теоретических знаний о творчестве поэтов и писателей Мурманской области.
Программа элективного курса «Литературный Снежногорск»
Краткая аннотация
Предлагаемый элективный курс «Литературный Снежногорск» разработан для учащихся 8-9 классов, рассчитан на 17 часов и включает в себя разделы по теории и практике литературы.Привлекательность данного курса в том, что при его изучении у обучающихся появляется возможность для расширения культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщённых способов деятельности; ознакомления с литературным творчеством земляков, глубиной и лиризмом их произведений; получения теоретических знаний о творчестве поэтов и писателей Мурманской области.
Содержание этого элективного курса – краткое изложение того, что учащиеся будут изучать. Содержание позволяет раскрыть теоретические идеи, ответить на вопросы, решить важные задачи.
В творческих заданиях предполагается использовать несколько методов, самостоятельный анализ, поиск данных.
Этот элективный курс готовит учащихся к расширенному изучению литературы в рамках будущего профессионального модуля. Работа в рамках курса повышает мотивацию к учебе. Курс краткосрочен.
Чтобы активизировать курс, решено было заканчивать коллективной или творческой индивидуальной работой.
Пояснительная записка
Элективный курс «Литературный Снежногорск» расширяет возможности социализации учащихся. Главным содержанием курса является изучение тематики, проблематики, формирование речевых, литературоведческих умений и навыков учащихся, которые позволят им эффективно изучать историю литературы и создадут условия для дальнейшего интеллектуального развития и успешной коммуникации. Новизна разработанного курса: темы курса не рассматриваются в базовой программе по литературе для среднего (полного) общего образования.
Цели курса:
формирование читательской компетенции учащихся, потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщённых способов деятельности;
формирование интеллектуальной, познавательной, информационной, коммуникативной компетенции;
ознакомление с литературным творчеством земляков, глубиной и лиризмом их произведений;
воспитание патриотических чувств, нравственных убеждений, гордости за свою малую родину.
Задачи:
дать теоретические знания обучающимся о творчестве поэтов и писателей Мурманской области;
совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного произведения;
использовать технику группового обучения на занятии;
организовать исследовательскую деятельность учащихся, используя её различные формы, формировать практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующие самостоятельную работу учащихся, закрепляющие опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующие самоорганизации школьников;
обеспечить дифференциацию учебной среды.
Исходя из задач преподавания курса «Литературный Снежногорск», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
Навыки | Методы обучения |
Интеллектуальные: Представлять результаты индивидуальной и групповой работы | Индивидуальное консультирование, собеседование |
Практические: Находить самостоятельно информацию, делать анализ художественного произведения, пользоваться справочной литературой и литературоведческими материалами | конференция, творческая лаборатория, индивидуальные консультации. |
Навыки общего характера: Общение в устной и письменной форме, взаимопонимание, толерантность, сотрудничество, умение позитивного восприятия мира. | Исследование, проект, выступление |
Курс рассчитан на 17 академических часов. Курс носит информационно– исследовательский характер по теме «Поэты и писатели Мурманской области.
На занятиях элективного курса обучающиеся получат новые знания, не содержащиеся в базовых программах.
Учебно-тематический план
№ | ТЕМА | количество часов | вид деятельности | форма контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | практическое занятие | сбор «банка идей» |
2 | Поэты и писатели Кольского Заполярья и Снежногорска | 2 | заочная литературная прогулка по области и городу | чтение стихов, пересказ отрывков, анализ произведений |
3 | «Женщина- сентябрь» (О деятельности Е. Кожеватовой) | 1 | встреча с поэтом | сообщения обучающихся |
4 | Тема любви и одиночества в произведениях Е.Кожеватовой | 1 | лекция учителя | чтение стихов |
5 | Патриот Мурманска, патриот России, патриот славянства (о творчестве В. Тимофеева) | 1 | литературный вечер | Чтение фрагментов произведений, викторина |
6 | «Эхо русского народа». С нежностью и любовью о суровой северной родине. Н. Колычев «Есть у каждого Русь изначальная» | 1 | беседа | Чтение и анализ стихотворений |
7 | «Русская тема» в творчестве зарубежных писателей | 2 | литературный монтаж | Чтение и анализ стихотворений |
8 | Трагедия современной России в произведениях И. Козлова | 1 | беседа | Сочинение-миниатюра «О чем болит душа у автора?» |
9 | Экологически чистая поэзия Владимира Сорокажердьева | 1 | беседа | Чтение и анализ стихотворений |
10 | Жизнь замечательных людей | 1 | конференция | Информация по выбору, сочинение-рассуждение |
11 | Рукописная книга. Творчество юных снежногорцев | 2 | экскурсия | Оформление творческих работ обучающихся |
12 | Проба пера | 2 | «круглый стол» | Оформление альбома/стенда со стихами обучающихся |
13 | «Поэтическими тропами» ( по лирике обучающихся МОУ СОШ № 266) | 1 | литературная гостиная | Чтение стихотворений, исполнение песен на слова местных поэтов, инсценировки |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Вводное занятие. Тематика занятий элективного курса. Чтение стихотворений разных авторов. Выбор тем, докладов, рефератов, творческих работ.
Тема 2. «Горение чувств и мыслей» писателей и поэтов мурманского края. Сочетание формальной строгости с душевным жаром в творчестве Виталия Маслова, Виктора Тимофеева, Бориса Романова, Елены Кожеватовой, Игоря Козлова, Алексея Колесова, Викдана Синицына, Александра Миланова, Михаила Орешеты, Свена Локко и других.
Тема 3. Художественный мир женской поэзии. Творческий путь Е. Кожеватовой.
Тема 4. Откровения любовной лирики, романтические чувства, язык, образы. Стихи о пережитом.
Тема 5. Тема патриотизма, «русский вопрос» в творчестве В. Тимофеева. Изображение действительности в сборниках «Гей, славяне», «Мой мачтовый город».
Тема 6. Критическое осмысление происходящего с Россией в стихотворениях Николая Колычева. Осознание грехов и ошибок перед Родиной, любовь и «неизлечимая ласка» к северному краю.
Тема 7. Роман Свена Локко «Финны на Мурмане» — бесстрастное свидетельство о предельно насыщенной всевозможными испытаниями и мытарствами жизни финских семей на Мурмане со времён революции и до первых послевоенных лет.
Тема 8. Взгляд И. Козлова на происходящие ныне с нашим флотом и нашей страной перемены; юмор и печаль в рассказах. Стихи о России.
Тема 9. Безграничная любовь к кольской природе, гармония взаимоотношений с окружающим миром в творчестве Владимира Сорокажердьева.
Тема 10. Выбор темы ыступления (ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках). Умение вести диалог с аудиторией.
Тема 11. Экскурсия в Музей рукописной книги. Знакомство с творчеством юных снежногорцев – победителей литературного конкурса. Чтение фрагментов работ.
Тема 12. Проба пера. Творчество обучающихся, заметки, интервью, сочинения, стихи. Сотрудничество со СМИ.
Тема 13. Литературная гостиная. Стихотворения снежногорцев. Красота природы в стихотворениях земляков. Любовная лирика. Творчество обучающихся.
Приложение
Темы для самостоятельной творческой работы
Сочинения:
- Природа произведениях В. Сорокажердьева
- «Кто на Запад смотрел — тот увидит свой прах! Остальные — восстанут живыми из мёртвых!..» ( по творчеству И.Козлова)
Рефераты:
- «Человек из глубинки» (о творчестве поэта/писателя по (по выбору))
- «Русская тема» в творчестве зарубежных писателей
Альбомы:
- Оформление альбома «Проба пера»
- Фотоальбом «Поэтическими тропами»
- Список литературы:
- Газета «Северная субботняя», номера разных лет
- Краткий словарь литературоведческих терминов /Под ред. Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева. – М: Просвещение, 1978
- Н. и М. Переясловы. «Критерий тут-морозный…» (К 50-летию Мурманской писательской организации)
- Площадь первоучителей. Литературно-художественный и общественно-политический альманах. — Мурманск, 2000—2004.
- Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
- Толковый словарь русского языка. Под ред. С.И.Ожегова – М.: Азъ, 1994.
Список литературы для обучающихся:
- Кожеватова Елена. Женщина Сентябрь. Стихотворения. — Мурманск: Изд-во Максимум, 2003. — 56 .
- Козлов Игорь. Отход назначен на позавчера. Повесть, рассказы, стихи. — Дубна: Феникс, 2002. — 176 .
- Колычев Николай. Есть у каждого Русь изначальная. Сборник стихов. Предисловие В. Тимофеева. — Мурманск: Просветительский центр Доброхот, Издательство Добросмысл, 2005. — 185 .
- Локко Свен. Финны на Мурмане. Роман. Книга первая. На финском и русском языках. — Мурманск: Фонд культуры, 1993. — 480 .
- Площадь первоучителей. Литературно-художественный и общественно-политический альманах. — Мурманск, 2000—2004.
- Сорокажердьев Владимир. Сорок стихотворений. Стихи. — Мурманск: Кн. изд-во, 2002. — 32.
- Тимофеев Виктор. Мой мачтовый город. Стихотворения. Песни. Поэмы. — Мурманск, 2001. — 304 .
Программа элективного курса «Литературный Снежногорск»
Краткая аннотация
Предлагаемый элективный курс «Литературный Снежногорск» разработан для учащихся 8-9 классов, рассчитан на 17 часов и включает в себя разделы по теории и практике литературы.
Привлекательность данного курса в том, что при его изучении у обучающихся появляется возможность для расширения культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщённых способов деятельности; ознакомления с литературным творчеством земляков, глубиной и лиризмом их произведений; получения теоретических знаний о творчестве поэтов и писателей Мурманской области.
Содержание этого элективного курса – краткое изложение того, что учащиеся будут изучать. Содержание позволяет раскрыть теоретические идеи, ответить на вопросы, решить важные задачи.
В творческих заданиях предполагается использовать несколько методов, самостоятельный анализ, поиск данных.
Этот элективный курс готовит учащихся к расширенному изучению литературы в рамках будущего профессионального модуля. Работа в рамках курса повышает мотивацию к учебе. Курс краткосрочен.
Чтобы активизировать курс, решено было заканчивать коллективной или творческой индивидуальной работой.
Пояснительная записка
Элективный курс «Литературный Снежногорск» расширяет возможности социализации учащихся. Главным содержанием курса является изучение тематики, проблематики, формирование речевых, литературоведческих умений и навыков учащихся, которые позволят им эффективно изучать историю литературы и создадут условия для дальнейшего интеллектуального развития и успешной коммуникации. Новизна разработанного курса: темы курса не рассматриваются в базовой программе по литературе для среднего (полного) общего образования.
Цели курса:
формирование читательской компетенции учащихся, потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщённых способов деятельности;
формирование интеллектуальной, познавательной, информационной, коммуникативной компетенции;
ознакомление с литературным творчеством земляков, глубиной и лиризмом их произведений;
воспитание патриотических чувств, нравственных убеждений, гордости за свою малую родину.
Задачи:
дать теоретические знания обучающимся о творчестве поэтов и писателей Мурманской области;
совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного произведения;
использовать технику группового обучения на занятии;
организовать исследовательскую деятельность учащихся, используя её различные формы, формировать практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующие самостоятельную работу учащихся, закрепляющие опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующие самоорганизации школьников;
обеспечить дифференциацию учебной среды.
Исходя из задач преподавания курса «Литературный Снежногорск», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
Навыки |
Методы обучения |
Интеллектуальные: Представлять результаты индивидуальной и групповой работы |
Индивидуальное консультирование, собеседование |
Практические: Находить самостоятельно информацию, делать анализ художественного произведения, пользоваться справочной литературой и литературоведческими материалами |
конференция, творческая лаборатория, индивидуальные консультации. |
Навыки общего характера: Общение в устной и письменной форме, взаимопонимание, толерантность, сотрудничество, умение позитивного восприятия мира. |
Исследование, проект, выступление |
Курс рассчитан на 17 академических часов. Курс носит информационно– исследовательский характер по теме «Поэты и писатели Мурманской области.
На занятиях элективного курса обучающиеся получат новые знания, не содержащиеся в базовых программах.
Учебно-тематический план
№ |
ТЕМА |
количество часов |
вид деятельности |
форма контроля |
1 |
Вводное занятие |
1 |
практическое занятие |
сбор «банка идей» |
2 |
Поэты и писатели Кольского Заполярья и Снежногорска |
2 |
заочная литературная прогулка по области и городу |
чтение стихов, пересказ отрывков, анализ произведений |
3 |
«Женщина- сентябрь» (О деятельности Е. Кожеватовой) |
1 |
встреча с поэтом |
сообщения обучающихся |
4 |
Тема любви и одиночества в произведениях Е.Кожеватовой |
1 |
лекция учителя |
чтение стихов |
5 |
Патриот Мурманска, патриот России, патриот славянства (о творчестве В. Тимофеева) |
1 |
литературный вечер |
Чтение фрагментов произведений, викторина |
6 |
«Эхо русского народа». С нежностью и любовью о суровой северной родине. Н. Колычев «Есть у каждого Русь изначальная» |
1 |
беседа |
Чтение и анализ стихотворений |
7 |
«Русская тема» в творчестве зарубежных писателей |
2 |
литературный монтаж |
Чтение и анализ стихотворений |
8 |
Трагедия современной России в произведениях И. Козлова |
1 |
беседа |
Сочинение-миниатюра «О чем болит душа у автора?» |
9 |
Экологически чистая поэзия Владимира Сорокажердьева |
1 |
беседа |
Чтение и анализ стихотворений |
10 |
Жизнь замечательных людей |
1 |
конференция |
Информация по выбору, сочинение-рассуждение |
11 |
Рукописная книга. Творчество юных снежногорцев |
2 |
экскурсия |
Оформление творческих работ обучающихся |
12 |
Проба пера |
2 |
«круглый стол» |
Оформление альбома/стенда со стихами обучающихся |
13 |
«Поэтическими тропами» ( по лирике обучающихся МОУ СОШ № 266) |
1 |
литературная гостиная |
Чтение стихотворений, исполнение песен на слова местных поэтов, инсценировки |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Вводное занятие. Тематика занятий элективного курса. Чтение стихотворений разных авторов. Выбор тем, докладов, рефератов, творческих работ.
Тема 2. «Горение чувств и мыслей» писателей и поэтов мурманского края. Сочетание формальной строгости с душевным жаром в творчестве Виталия Маслова, Виктора Тимофеева, Бориса Романова, Елены Кожеватовой, Игоря Козлова, Алексея Колесова, Викдана Синицына, Александра Миланова, Михаила Орешеты, Свена Локко и других.
Тема 3. Художественный мир женской поэзии. Творческий путь Е. Кожеватовой.
Тема 4. Откровения любовной лирики, романтические чувства, язык, образы. Стихи о пережитом.
Тема 5. Тема патриотизма, «русский вопрос» в творчестве В. Тимофеева. Изображение действительности в сборниках «Гей, славяне», «Мой мачтовый город».
Тема 6. Критическое осмысление происходящего с Россией в стихотворениях Николая Колычева. Осознание грехов и ошибок перед Родиной, любовь и «неизлечимая ласка» к северному краю.
Тема 7. Роман Свена Локко «Финны на Мурмане» - бесстрастное свидетельство о предельно насыщенной всевозможными испытаниями и мытарствами жизни финских семей на Мурмане со времён революции и до первых послевоенных лет.
Тема 8. Взгляд И. Козлова на происходящие ныне с нашим флотом и нашей страной перемены; юмор и печаль в рассказах. Стихи о России.
Тема 9. Безграничная любовь к кольской природе, гармония взаимоотношений с окружающим миром в творчестве Владимира Сорокажердьева.
Тема 10. Выбор темы ыступления (ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках). Умение вести диалог с аудиторией.
Тема 11. Экскурсия в Музей рукописной книги. Знакомство с творчеством юных снежногорцев – победителей литературного конкурса. Чтение фрагментов работ.
Тема 12. Проба пера. Творчество обучающихся, заметки, интервью, сочинения, стихи. Сотрудничество со СМИ.
Тема 13. Литературная гостиная. Стихотворения снежногорцев. Красота природы в стихотворениях земляков. Любовная лирика. Творчество обучающихся.
Приложение
Темы для самостоятельной творческой работы
Сочинения:
-
Природа произведениях В. Сорокажердьева
-
«Кто на Запад смотрел — тот увидит свой прах! Остальные — восстанут живыми из мёртвых!..» ( по творчеству И.Козлова)
Рефераты:
-
«Человек из глубинки» (о творчестве поэта/писателя по (по выбору))
-
«Русская тема» в творчестве зарубежных писателей
Альбомы:
-
Оформление альбома «Проба пера»
-
Фотоальбом «Поэтическими тропами»
-
Список литературы:
-
Газета «Северная субботняя», номера разных лет
-
Краткий словарь литературоведческих терминов /Под ред. Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева. – М: Просвещение, 1978
-
Н. и М. Переясловы. «Критерий тут-морозный…» (К 50-летию Мурманской писательской организации)
-
Площадь первоучителей. Литературно-художественный и общественно-политический альманах. — Мурманск, 2000—2004.
-
Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
-
Толковый словарь русского языка. Под ред. С.И.Ожегова – М.: Азъ, 1994.
Список литературы для обучающихся:
-
Кожеватова Елена. Женщина Сентябрь. Стихотворения. — Мурманск: Изд-во Максимум, 2003. — 56 .
-
Козлов Игорь. Отход назначен на позавчера. Повесть, рассказы, стихи. — Дубна: Феникс, 2002. — 176 .
-
Колычев Николай. Есть у каждого Русь изначальная. Сборник стихов. Предисловие В. Тимофеева. — Мурманск: Просветительский центр Доброхот, Издательство Добросмысл, 2005. — 185 .
-
Локко Свен. Финны на Мурмане. Роман. Книга первая. На финском и русском языках. — Мурманск: Фонд культуры, 1993. — 480 .
-
Площадь первоучителей. Литературно-художественный и общественно-политический альманах. — Мурманск, 2000—2004.
-
Сорокажердьев Владимир. Сорок стихотворений. Стихи. — Мурманск: Кн. изд-во, 2002. — 32.
-
Тимофеев Виктор. Мой мачтовый город. Стихотворения. Песни. Поэмы. — Мурманск, 2001. — 304 .
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»