Обобщение опыта социального педагога по работе с несовершеннолетними правонарушителями.
1. Девиация. Причины девиантного поведения подростка
2. Классификация групп подростков правонарушителей.
3. Основные виды работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями
4. Приложение
Данная информация будет актуальна для социальных педагогов, классных руководителей
Обобщение опыта социального педагога по работе
с несовершеннолетними правонарушителями.
Социальный педагог 1 категории МОБУ «СОШ № 71» г. Оренбурга
-
Девиация. Причины девиантного поведения подростка
-
Классификация групп подростков правонарушителей.
-
Основные виды работы социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями
Девиация. Причины девиантного поведения подростков.
Девиация – отклонение от нормы.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:
1- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
2- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
3- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случае вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат поло возрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.
Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
- учебной декомпенсации - состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или: нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
- школьной дезадаптации - состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
- социальной дезадаптации - состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
- криминализации среды свободного времяпрепровождения. основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи одни правила поведения, для общества - совершенно другие;
- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, а моральным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной (семейной жестокости » и насилия.
Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нём. Эти Действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные или ограничения, влекущие физический ущерб для ребёнка
Жестокому обращению дети подвергаются в семье, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям; но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие – вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм криминального поведения.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обещание значительной массы населения, ограничение приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность
5. Морально-этические факторы проявляются с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Классификация групп подростков-правонарушителей (по Д.И. Фепьдштейну).
Неформальные подростковые группы не являются некими статичными, неменяющимися социальными образованиями. Им свойственна своя групповая динамика, имеет место некое развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью могут перерасти в криминогенные или даже в преступные группы. Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Таких подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноценности.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевоспитания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
111
Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этих двух групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходимы:
-
постоянная коллективная работа в должном темпе;
-
систематический контроль и оценка их деятельности;
-
личная ответственность;
- активное участие в соревновании.
Основные виды работы социального педагога
с несовершеннолетними правонарушителями.
В работе с детьми реализовываются следующие направления:
- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
- воспитание нравственно-правовой убежденности;
- формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
- обеспечение благоприятного социально- психологического климата
- способствование заполнению пробелов в знаниях.
Работа социального педагога с несовершеннолетними правонаршителями основывается как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий их провоцирующих).
Проводятся беседы, консультации, посещение семьи на дому. Организация встреч со специалистами – врачами, инспектором ОДН, организация работы и отдыха школьников в летний период.
В школе социальной службой разработан план по профилактике преступлений и административных правонарушений среди несовершеннолетних (см. приложение 1.)
Классным руководителям в помощь по предупреждению правонарушений и преступлений в работе с детьми «группы риска» предлагается план работы школы по работе с детьми «Группы риска» (см. приложение 2.), и таблицы, которые помогают систематизировать все имеющиеся данные по каждому ребенку (см. приложение № 3):
1таблица – Охват учащихся школы внеурочной досуговой деятельностью;
2 таблица – Неуспевающие по четвертям;
3 таблица – Контроль посещаемости уроков учащимися, склонных к прогулам;
4 таблица – Дневник посещений учащихся на дому.
Использованная литература:
-
Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. Пособие для высш. Учеб. заведений/ Под общ. Ред М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
-
Справочник классного руководителя, М.: ЗАО «МЦФЭР» № 0, 2006 г. – 80 с.
-
Шепелева Л.Н. Программы социально – психологических тренингов.- СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
-
Шишковец Т.А.Справочник социального педагога.- М.: ВАКО, 2005.- 208 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
-
Шишова Т.Чтобы ребенок не был трудным/воспитание детей от 4 до 14 лет, 2008. – 576 с.
223
d
План мероприятий МОБУ «СОШ № 71»
по профилактике преступлений и административных правонарушений среди несовершеннолетних
на 2011-2012 учебный год.
№ |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 |
Выявление несовершеннолетних подростков, не приступивших к занятиям в школе. Установить причины не явки. |
Сентябрь |
Кл. руководители |
2 |
Выявление семей социального риска и родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих несовершеннолетних детей. |
В течение учебного года |
Кл. руководители, соц.педагог. |
3 |
Организация работы с родителями и детьми из неблагополучных семей |
В течение года |
Соц. педагог, |
4 |
Социальная защита и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи |
В течение года |
Кл. руководители Соц. педагог. |
5 |
Проведение совместных рейдов с инспектором ОДН отдела полиции № 1и № 3 по микрорайону в семьи соц. риска и учащихся, состоящих на учете в ОДН. |
1 раз в четверть |
Кл. руководители, Соц. педагог, |
6 |
Проведение лекций и бесед на правовые темы с приглашением инспектора ОДН отдела полиции № 3: -«Наказуемые поступки» (2,3,4 кл.) -«Конвенция о правах ребенка»(5-9 кл.) -« Об уголовной ответственности, наступающей с 14 лет и 16 лет»(8, 9 ,10 кл) - «Профилактика экстремизма и расовой нетерпимости» (10-11 кл) -«О недопустимости совершения правонарушений общественного порядка» (6,7 кл) -«Об уголовной ответственности и видах наказания ст. 111, 158,159, 161,162, 163, 207 УК РФ» (7-11 кл.) |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март апрель |
Соц. педагог, Кл руководители |
7 |
Организация и проведение родительского всеобуча «Пути преодоления, предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних» |
январь |
Социальный педагог |
8 |
Проведение круглого стола с учащимися 9 классов с приглашением инспектора ОДН и врача нарколога ОНД посвященного по теме: «Алкогольный и табачный геноцид». |
февраль |
социальный педагог кл. руководитель |
9 |
Выявление и постановка на внутришкольный учет и учет в ОДН несовершеннолетних. |
В течение учебного года |
Кл руководители Соц. педагог, |
10 |
Проведение профилактических бесед с несовершеннолетними |
постоянно |
Кл. руководитель Соц. педагог |
11 |
Работа Заседания Совета по профилактике |
2 раз в месяц |
Администрация школы, Кл. руководитель |
12 |
Проведение межведомственной акции «Помоги ребенку» |
Январь-апрель |
Соц.педагог, Инспектор ОДН |
13 |
Проведение межведомственной акции «Подросток» |
Май-сентябрь |
Соц.педагог, Испектор ОДН |
14 |
Организация занятости подростков группы «риска» в каникулярное время. |
В конце каждой четверти |
Соц.педагог, Кл. руководители, |
15 |
Организация летнего отдыха и трудоустройства подростков из семей соц. риска |
Май-август |
Соц.педагог, Кл. руководители |
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
№ |
мероприятия |
Классный .руководитель |
Социальный педагог |
Педагог - психолог |
Зам. Директора по УВР |
Зам. Директора по ВР |
Совет профилактики |
Родительский комитет |
I |
Организационные мероприятия |
|||||||
1 |
Составление школьного паспорта класса |
+ |
|
|
|
|
|
|
2 |
Составление характеристик для группы «риска» |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
3 |
Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
4 |
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями |
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
5 |
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы «риска» |
|
+ |
|
|
|
|
|
6 |
Организация досуга и кружковой деятельности |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
7 |
Составление административных писем, ходатайств и др. документов; направление документов в КДН, ОППН и др. службы |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
8 |
Осуществление связи с КДН, ОДН и соц. службами |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
9 |
Организация работы и отдыха школьников в летний период |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
II |
Работа с учащимися |
|||||||
1 |
Контроль посещаемости занятий |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
2 |
Контроль текущей успеваемости |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
3 |
Вовлечение учащихся в кружки и секции |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
4 |
Проведение профилактических бесед |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
5 |
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
6 |
Направление на консультацию к психологу или к врачам |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
7 |
Содействие в трудоустройстве |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
8 |
Проведение психодиагностики |
|
|
+ |
|
|
|
|
9 |
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
10 |
Разбор конфликтных ситуаций |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
III |
Работа с родителями школьников |
|||||||
1 |
Посещение семей группы «риска» |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
2 |
Проведение консультаций для родителей |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
3 |
Приглашение родителей и детей группы «риска» на советы профилактики |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
4 |
Выступление на родительских собраниях |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
5 |
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
IV |
Работа с педагогическим коллективом |
|||||||
1 |
Организация обмена необходимой информацией между учителями - предметниками |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
2 |
Консультации по результатам психодиагностики |
|
|
+ |
|
|
|
|
3 |
Выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска» |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
4 |
Выступления с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
5 |
Проведение деловых игр, семинаров – практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска» |
|
|
+ |
|
|
|
|
Таблица № 1. ОХВАТ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Название кружка, клуба, секции. Их местонахождение |
|
||||||
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
вск |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 2. НЕУСПЕВАЮЩИЕ ЗА _____________ ЧЕТВЕРТЬ
№ |
Фамилия, имя учащегося |
Итоги четверти |
Не успевает по предметам |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 3. КОНТРОЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ УРОКОВ УЧАЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К ПРОГУЛАМ.
№ |
Фамилия, имя учащегося |
класс |
Количество пропущенных уроков |
||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 4. ДНЕВНИК ПОСЕЩЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ДОМУ.
№ |
дата |
Ф.И.О. |
класс |
Причина посещения |
результат |
прочее |
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Маршрут непрерывного образования педагога: нормативно-правовые основы и эффективные технологии»
- Аттестация педагогов: новые правила. Какие изменения внесены в порядок проведения аттестации
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС