Птицы - лесные жители
Краткое описание
Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц. С особенностями их поведения.
Описание
Окружающий мир 2 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Птицы — лесные жители».
Цель: познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц. С особенностями их поведения.
Оборудование: иллюстрации с изображением лесных птиц, аудиозаписи голосов птиц, плакат с изображением леса, ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Орг. момент.
-Ребята, сегодня у нас с вами на уроке гости. Посмотрите на них и поздоровайтесь с ними.
2.Проверка домашнего задания.
-Мы с вами на протяжении нескольких уроков путешествуем по лесу и узнаём много нового и интересного.
-Давайте вспомним, о ком мы говорили на прошлом уроке. Каким было домашнее задание?
(Представить себя в роли актёра. Сыграть роль какого-нибудь животного, рассказать о нём, о его привычках.)
3-и человека.
-Молодцы, очень хорошо. Отправляемся опять путешествовать по лесу.
3.Знакомство с новой темой.
-Ребята прислушайтесь, вы что-нибудь слышите?
(включить запись голосов птиц)
-Кто это поёт? (птицы)
— О ком мы будем говорить на уроке?
-Как вы думаете, а зачем поют птицы?
-Когда птицы возвращаются домой, пение для них — очень серьёзное и важное дело. Надо сказать, поют только самцы. Возвращаясь, домой из тёплых стран, маленький певун во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не смеет селиться поблизости, иначе получит взбучку.»
Кстати лесные птицы занимают свои «квартиры» на разных этажах леса. Давайте заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто где живёт.
-Ребята, вспомните, какие растения у нас селятся на первом этаже леса?
-А птицы, которые селятся на первом этаже – это глухарь, козодой, рябчик, тетерев.
(выходит ученик и рассказывает про глухаря)
-Посмотрите на эту красивую крупную птицу – это глухарь. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Ходит очень быстро, а вот полёт у него тяжёлый и шумный.
Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.
Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, причём очень часто делают это вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели птенцов и самки от рук людей.
(ученик прикрепляет глухаря к картине)
-Спасибо за интересный рассказ.
-А вот, ребята, ещё одна интересная птица- жительница первого этажа – птица козодой (слайд)
-У козодоя клюва почти или вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.
— Ну что же мы идём дальше по лесу. Послушайте кто это?
(Включается запись, в которой ученики узнают дятла. Учитель прикрепляет дятла к дереву)
— Чей это голос мы с вами только что слышали? (дятла)
-Почему вы так решили?
— Действительно, один из голосов, который мы с вами только что слышали – голос дятла. Но правильнее сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной – и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чашуек семена. Расклюёт одну – летит за другой.
-Ребята, как в народе называют дятла? (лесным доктором)
-Почему его так называют?
-Да, в народе считается, стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые – вредители — и лес будет жить.
4.Физкультминутка.
Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
( Включается запись голоса сороки. Входит ученица в костюме сороки )
-Здравствуйте, ребята, я надеюсь, вы узнали мой прекрасный голосок? Я сока-белобока.
— Здравствуй, сорока! Мы рады встрече с тобой. Раз уж мы с тобой встретились, расскажи нам, где твоя квартира.
— О, у меня очень большая квартира. Она построена из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Квартира моя находится высоко от земли в кроне дерева. Обычно я строю несколько квартир, а затем выбираю одну, в которой и живу. Полакомиться я люблю насекомыми, гусеницами, мелкими животными. Ой, а ещё мне нравятся всякие блестящие штучки. (вытаскивает из кармана бусы, кольцо)
-Знаем. Знаем. У тебя есть привычка красть эти блестящие штучки и прятать их.
-Ну, что поделаешь. Зато про меня и стихи, и сказки сочинили. Ну, ладно, заболталась я тут с вами. У меня дела. Полетела я, до свидания.
(Сорока садится на место. Появляется картинка сороки)
-Ребята, а ведь действительно есть произведения народного фольклора про сороку – белобоку. Вспомните произведения и назовите их.
-Стихотворение об этой птице есть и у нас в учебнике.
А) работа по учебнику (стр. 80-81)
-Откройте учебники, прочитайте стихотворение.
-Жители верхних этажей – это ястреб, иволга. Выше всех строят свои гнёзда крупные хищные птицы: канюк и ястреб (слайд)
(выходит ученик и рассказывает про ястреба)
-Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Это дерзкая и хищная птица, но в пылу погони совершенно теряющая голову. Преследуя добычу, ястребы часто залетают в дома, врезаются в автомобили, поезда и самолёты.
— Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна из певуний наших лесов. Послушайте, как чудесно поёт эта птица. (включается запись голоса иволги)
-Это иволга. Её голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай,- будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно, но и неприятные звуки издаёт тоже птица. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой и лесной кошкой.
— На все лады звучат птичьи голоса. От зари до арии хлопочет пернатое население. В трудах и заботах проходит их день. И каждый живёт на том этаже, где ему предназначено самой природой.
— Ребята, а какие ещё забавные птицы живут в лесу, вы узнаете, прочитав, текст учебника на стр. 76-78
Б) Самостоятельная работа по учебнику (стр. 76-78)
— Расскажите, что нового узнали?
В) Проблемный вопрос.(слайд)
— Наши герои задались вопросом. Почему птицы осенью улетают? Кто из них прав?
Антон: От голода.
Егор: не улетают только те, кто может себе пищу раздобыть.
— Как вы ответите на этот вопрос?
— Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? Как надо заботиться о тех кто остался?
5. Домашнее задание.
1.Подготовить рассказ о любой птице. ( Рассказать, как её зовут, как она выглядит, чем питается, где живёт)
2.Т стр. 21-22 №13,14
6.Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Птицы — лесные жители».
Цель: познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц. С особенностями их поведения.
Оборудование: иллюстрации с изображением лесных птиц, аудиозаписи голосов птиц, плакат с изображением леса, ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Орг. момент.
-Ребята, сегодня у нас с вами на уроке гости. Посмотрите на них и поздоровайтесь с ними.
2.Проверка домашнего задания.
-Мы с вами на протяжении нескольких уроков путешествуем по лесу и узнаём много нового и интересного.
-Давайте вспомним, о ком мы говорили на прошлом уроке. Каким было домашнее задание?
(Представить себя в роли актёра. Сыграть роль какого-нибудь животного, рассказать о нём, о его привычках.)
3-и человека.
-Молодцы, очень хорошо. Отправляемся опять путешествовать по лесу.
3.Знакомство с новой темой.
-Ребята прислушайтесь, вы что-нибудь слышите?
(включить запись голосов птиц)
-Кто это поёт? (птицы)
— О ком мы будем говорить на уроке?
-Как вы думаете, а зачем поют птицы?
-Когда птицы возвращаются домой, пение для них — очень серьёзное и важное дело. Надо сказать, поют только самцы. Возвращаясь, домой из тёплых стран, маленький певун во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не смеет селиться поблизости, иначе получит взбучку.»
Кстати лесные птицы занимают свои «квартиры» на разных этажах леса. Давайте заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто где живёт.
-Ребята, вспомните, какие растения у нас селятся на первом этаже леса?
-А птицы, которые селятся на первом этаже – это глухарь, козодой, рябчик, тетерев.
(выходит ученик и рассказывает про глухаря)
-Посмотрите на эту красивую крупную птицу – это глухарь. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Ходит очень быстро, а вот полёт у него тяжёлый и шумный.
Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.
Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, причём очень часто делают это вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели птенцов и самки от рук людей.
(ученик прикрепляет глухаря к картине)
-Спасибо за интересный рассказ.
-А вот, ребята, ещё одна интересная птица- жительница первого этажа – птица козодой (слайд)
-У козодоя клюва почти или вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.
— Ну что же мы идём дальше по лесу. Послушайте кто это?
(Включается запись, в которой ученики узнают дятла. Учитель прикрепляет дятла к дереву)
— Чей это голос мы с вами только что слышали? (дятла)
-Почему вы так решили?
— Действительно, один из голосов, который мы с вами только что слышали – голос дятла. Но правильнее сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной – и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чашуек семена. Расклюёт одну – летит за другой.
-Ребята, как в народе называют дятла? (лесным доктором)
-Почему его так называют?
-Да, в народе считается, стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые – вредители — и лес будет жить.
4.Физкультминутка.
Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
( Включается запись голоса сороки. Входит ученица в костюме сороки )
-Здравствуйте, ребята, я надеюсь, вы узнали мой прекрасный голосок? Я сока-белобока.
— Здравствуй, сорока! Мы рады встрече с тобой. Раз уж мы с тобой встретились, расскажи нам, где твоя квартира.
— О, у меня очень большая квартира. Она построена из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Квартира моя находится высоко от земли в кроне дерева. Обычно я строю несколько квартир, а затем выбираю одну, в которой и живу. Полакомиться я люблю насекомыми, гусеницами, мелкими животными. Ой, а ещё мне нравятся всякие блестящие штучки. (вытаскивает из кармана бусы, кольцо)
-Знаем. Знаем. У тебя есть привычка красть эти блестящие штучки и прятать их.
-Ну, что поделаешь. Зато про меня и стихи, и сказки сочинили. Ну, ладно, заболталась я тут с вами. У меня дела. Полетела я, до свидания.
(Сорока садится на место. Появляется картинка сороки)
-Ребята, а ведь действительно есть произведения народного фольклора про сороку – белобоку. Вспомните произведения и назовите их.
-Стихотворение об этой птице есть и у нас в учебнике.
А) работа по учебнику (стр. 80-81)
-Откройте учебники, прочитайте стихотворение.
-Жители верхних этажей – это ястреб, иволга. Выше всех строят свои гнёзда крупные хищные птицы: канюк и ястреб (слайд)
(выходит ученик и рассказывает про ястреба)
-Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Это дерзкая и хищная птица, но в пылу погони совершенно теряющая голову. Преследуя добычу, ястребы часто залетают в дома, врезаются в автомобили, поезда и самолёты.
— Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна из певуний наших лесов. Послушайте, как чудесно поёт эта птица. (включается запись голоса иволги)
-Это иволга. Её голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай,- будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно, но и неприятные звуки издаёт тоже птица. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой и лесной кошкой.
— На все лады звучат птичьи голоса. От зари до арии хлопочет пернатое население. В трудах и заботах проходит их день. И каждый живёт на том этаже, где ему предназначено самой природой.
— Ребята, а какие ещё забавные птицы живут в лесу, вы узнаете, прочитав, текст учебника на стр. 76-78
Б) Самостоятельная работа по учебнику (стр. 76-78)
— Расскажите, что нового узнали?
В) Проблемный вопрос.(слайд)
— Наши герои задались вопросом. Почему птицы осенью улетают? Кто из них прав?
Антон: От голода.
Егор: не улетают только те, кто может себе пищу раздобыть.
— Как вы ответите на этот вопрос?
— Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? Как надо заботиться о тех кто остался?
5. Домашнее задание.
1.Подготовить рассказ о любой птице. ( Рассказать, как её зовут, как она выглядит, чем питается, где живёт)
2.Т стр. 21-22 №13,14
6.Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
Окружающий мир
2 класс
02 октября 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО